Костюмы в фигурном катании: требования, история и влияние на оценку
Судьи на соревнованиях по фигурному катанию оценивают не только сложность акробатических элементов, но и общее впечатление от номера.
Образ фигуриста может стать важным фактором в борьбе за победу, поэтому выбор костюма — один из важнейших этапов подготовки к турнирам. Рассказываем, кто создает наряды и как их оценивают.
Главное об устройстве костюмов в фигурном катании
Современные требования к костюмам
Международный союз конькобежцев, или ISU, впервые составил требования к костюмам в 1988 году и с тех пор неоднократно менял их. Например, раньше женщин допускали до турниров только в юбках, но с 2006 года правило постепенно отменили во всех видах катания. Сегодня они могут выступать в брюках, комбинезонах или платьях.
Часть современных правил прописана общими словами, но на практике они означают, что ткань должна покрывать не менее 50% тела фигуриста, в том числе область диафрагмы. Регламента по цвету костюма, материалу и крою нет. Основные требования сегодня сформулированы так:
- Одежда должна быть «скромной», «достойной», «не создающей эффекта чрезмерной наготы» и «не кричащей».
- Аксессуары запрещены, украшения должны быть несъемными. Если элемент костюма упадет на лед во время выступления, фигуриста оштрафуют.
- Мужчины должны выступать в длинных брюках. К женщинам подобных требований нет.
Как костюм влияет на оценку выступления
Оценка в фигурном катании складывается из двух параметров: баллов за технику и компоненты. Первые выставляют за прыжки и другие элементы, вторые — за общее впечатление от программы: презентацию, навыки катания и композицию номера. Арбитры не оценивают одежду напрямую, но она может косвенно повлиять на результаты.
Костюм фигуриста отражает его образ на льду. Чем лучше он сочетается с идеей номера и музыкой, тем больше шансов получить высокие баллы за презентацию. Правильно подобранная одежда также выгодно подчеркивает осанку и растяжку — это важно для оценки компонентов, считает хореограф Дрю Микинс.
Дизайнеры костюмов и фигуристы выделяют еще один фактор — психологический. Спортсмен должен комфортно чувствовать себя в сценическом образе и не думать об особенностях наряда. «Когда отрезали слишком коротко юбку, я всю программу ездила и переживала, как это выглядит», — рассказывала бывшая фигуристка Бетина Попова.
Как менялся костюм для фигурного катания
Первые костюмы. В начале 20 века спортсмены выступали в повседневной одежде. Внешний вид регламентировался только правилами приличия. Поскольку соревнования проходили на улице, участники обычно катались в свитерах, жакетах или верхней одежде. Мужчины надевали брюки, женщины — длинные юбки или платья.
Откуда взялись мини-юбки. Укороченные варианты низа, похожие на современные, встречались только среди юных спортсменок: им правила приличия позволяли носить такую длину. В таком наряде 11-летняя норвежка Соня Хени выступила на Олимпиаде 1924 года и на следующих турнирах сохранила этот стиль. Ее примеру последовали другие спортсменки, которые в силу возраста традиционно носили более длинные платья. С тех пор фигуристки практически всегда надевают юбки минимальной длины.
Переход в помещения. Отказаться от верхней одежды, шерстяных колготок и перчаток удалось только к шестидесятым годам, когда соревнования переместились на закрытые катки.
В тот период костюмы стали делать из более легких тканей, но их дизайн еще сильно отличался от современного: вплоть до конца семидесятых в одежде преобладали лаконичные однотонные варианты.
Первые запреты. К восьмидесятым мода изменилась: цвета становились ярче, ткань украшали пайетками и блестками, костюмы обретали все более театральный вид. К этому же периоду относится появление первых требований к внешнему виду фигуристов.
Поводом стали наряды американки Деби Томас и немки Катарины Витт. Первая надела на соревнования комбинезон, а вторая выступала в платьях, которые чиновники считали чрезмерно откровенными из-за открытого живота, глубокого декольте и очень коротких юбок.
Минимализм на рубеже веков. В девяностых одежда сохраняла яркие цвета и неизменно украшалась стразами, но постепенно становилась более сдержанной.
Одним из наиболее известных образцов такого стиля стали костюмы американки Мишель Кван. Она выступала в платьях с минимальным декором, что не было принято в то время.
Изменения правил. К нулевым относятся первые послабления требований к костюмам. После 18 лет запрета ISU разрешила носить комбинезоны женщинам в одиночном катании.
Одной из первых этим воспользовалась россиянка Ирина Слуцкая, которая выступила в таком костюме на Играх 2006 года. Со временем запрет отменили и в других видах катания.
Новые эксперименты. В 2010-е фигуристы стали искать неожиданные решения в декоре костюмов. Особенно заметно это было в американской сборной: Джонни Вейр катался в сияющей от страз одежде, а Эван Лайсачек вышел на лед в наряде с перьями.
В России фигуристы тоже экспериментировали, но не с украшением, а с формой костюма. Елена Ильиных выступила на Олимпиаде в Сочи в балетной пачке и взяла золото, хотя этот костюм считался крайне неудобным для танцев на льду. После нее похожий наряд надела Алина Загитова на Играх 2018 года.
Современность. В 2020-х в тренд вошли эксперименты с материалами и цветами. Эва-Лотта Кийбус выходит на лед в необычном платье из пайеток. Луна Хендрикс надевает на соревнования бежевый наряд с эффектом наготы.
Пайпер Гиллес и Габриэла Пападакис часто выступают в комбинезонах и разрушают многолетнюю традицию удлиненных юбок в танцах на льду. А Ксения Синицына выбирает костюм с пышными рукавами, несмотря на предубеждение, что такой силуэт не позволяет показать пластику рук.
Как создают костюмы
Эскиз. Большинство фигуристов заказывает костюмы у профессионалов. В их числе могут быть как маленькие ателье, так и модельеры уровня Веры Вонг, Кристиана Лакруа или Роберто Кавалли.
У всех дизайнеров свой подход к работе, но большинство сначала знакомится со спортсменами или их выступлениями, а потом предлагает идеи. Некоторые фигуристы и тренеры, например Тамара Москвина , сами настаивают на личных встречах.
Когда мастер увидел программу, он может перейти к созданию эскизов. Обычно они передают только общий образ, а оттенки, детали костюма и их сочетания обсуждаются отдельно. Источником вдохновения становятся не только музыка и движения спортсмена, но и модные показы, поп-культура или даже фактура ткани. «Очень часто тканью вдохновляешься. Ты видишь ее в магазине и уже знаешь, что бы ты из этого сделал», — рассказала Алена Куклычева, автор костюмов Александры Трусовой .
Дизайнеры должны учитывать предпочтения спортсменов: кто-то не любит стразы, определенные цвета или катается исключительно в перчатках. Порой фигуристы или хореографы предлагают идеи, которые не совпадают с видением авторов костюмов. Если договориться не удается, сотрудничество приходится прекратить. О подобных ситуациях рассказывала Дильбар Ашимбаева, автор образов Оксаны Домниной и Максима Шабалина .
Пошив. Когда этап создания эскизов закончен, начинается пошив костюмов. Обычно их создают из бифлекса , лайкры, стрейч-бархата. Для юбок часто используют шифон , а украшают наряды стразами, пайетками, кружевом и мехом. Некоторые элементы одежды различаются на эскизах и в жизни, поэтому приходится делать сразу несколько экземпляров на выбор.
Дизайнеры практически не используют голубые или светло-серые оттенки, поскольку они сливаются с цветом льда. Чаще всего выбирают яркие ткани. Большую часть материалов они заказывают, но что-то уникальное могут купить и отложить для будущих проектов.
Некоторые мастера обращаются к портным, но кто-то выполняет всю работу в одиночку. Такие дизайнеры не только делают эскизы и покупают материалы, но пришивают стразы, создают кружева, а порой и красят ткань аэрографом. Некоторые элементы различаются на рисунках и в жизни, поэтому приходится делать сразу несколько экземпляров на выбор. Работа может занимать вплоть до 120 часов — примерно 14 дней с восьмичасовым графиком.
Примерка. После пошива проходит несколько этапов примерки. Во время них нужно проверить, не сковывает ли ткань движения, крепко ли держатся застежки, не задевает ли низ лезвия коньков. Если костюмы шьют для пар, необходимо выяснить, удобно ли им выполнять совместные элементы.
Порой даже всемирно известным модельерам приходится перешивать наряды. Например, платье от Валентина Юдашкина для Александры Степановой оказалось непрактичным: во время поддержек оно царапало партнера.
На примерках проверяется не только удобство костюма, но и цельность образа. Правки от спортсменов и хореографов могут быть как косметическими, так и структурными. Порой дизайнеров просят укоротить одежду, подчеркнуть изгибы тела, заменить детали, но иногда приходится перешивать наряды в другом цвете или материале.
Стоимость. Цена костюма зависит от автора образа, типа ткани, количества элементов. Дизайнеры из России называют разные цены: от 25 000 до 70 000 ₽ для топовых спортсменов. За рубежом чаще встречается разброс от 1500 до 3000 $.
Есть спортсмены, которые создают наряды сами или обращаются за помощью к родным. Например, призеры Олимпиады Карен Чен и Мэдисон Чок. Стоимость таких нарядов в разы ниже рыночной.
Что в итоге
Костюмы должны соответствовать требованиям Международной федерации фигурного катания на коньках, или ISU. Их составили в 1988 году, до этого внешний вид спортсменов регламентировался только правилами приличия.
Большинство критериев сформулировано общими словами и требует от спортсменов не надевать чрезмерно вызывающих нарядов. На практике это означает, что фигуристы не оголяют область диафрагмы и закрывают 50% тела. В остальном они могут экспериментировать с фасонами, цветами и идеями нарядов.
Напрямую костюм не оценивается судьями, но косвенно может повлиять на оценки. Арбитры выставляют баллы за общее впечатление от номера, которое зависит от соответствия образа спортсмена заявленной теме и музыке.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik