Зачем идти на вы­ставку фламандцев в Эрмитаже: объяс­няем на котах
20K

Зачем идти на вы­ставку фламандцев в Эрмитаже: объяс­няем на котах

21
Аватар автора

Анна Спиртная

разгадала фламандских котов

Страница автора
Аватар автора

Оля Серебрякова

фотографировала

Страница автора

В Эрмитаже проходит выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», организованная совместно с Пушкинским музеем.

В экспозицию вошли 72 полотна фламандских художников из государственных и частных собраний Петербурга и Москвы — барочный натюрморт и анималистическую живопись охватили максимально широко и полно.

Для музейного сообщества это одно из главных событий года. Но множественные натюрморты с цветами, фруктами и дичью кому-то могут показаться однообразными. В статье расскажу, как разгадать пасхалки фламандцев, при чем тут котики и ради чего стоит посетить выставку.

Выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже

Кураторы: Михаил Дединкин, Татьяна Косоурова
Кому понравится: барочным модникам, фанатам гастрономии, а также всем, кто любит погрузиться в детали и многослойные сюжеты
Адрес: Дворцовая набережная, 34
Даты проведения: 1 июня — 5 декабря
Часы работы: с 12:00 до 21:00 ежедневно, понедельник — выходной
Цена билета: от 500 ₽

Причина № 1

Фламандцы на максималках

Южные Нидерланды 17 века создали собственную школу барочной живописи. Художники рисовали в основном натюрморты — им и посвящена выставка. Экспозиция показывает развитие фламандского натюрморта в исторической перспективе, начиная с первых монументальных полотен Франса Снейдерса — крупнейшего мастера жанра из Антверпена.

Вы увидите основные этапы развития натюрморта с разными сюжетами: от лавок со свежей дичью до цветочных гирлянд, обрамляющих изображения христианских святых, от предметов из кабинета собирателя редкостей до сюжетов античной мифологии.

Причина № 2

Интеллектуальная игра

Выставка предлагает посетителям поразгадывать смыслы, зашифрованные в композициях, — неочевидные сейчас, но понятные в 17 веке христианские образы, народные поговорки, аллегории чувств и времен года. В этом вам помогут сопроводительные материалы. Экспозицию предваряет фильм о развитии натюрморта, а на стенах расположен глоссарий знаков «Символика натюрморта» и искусствоведческие тексты. Они объясняют, например, причины интереса художников к изображению экзотических объектов.

Причина № 3

Впечатляющее оформление

Его создали художники Юрий Сучков и Эмиль Капелюш. Пространство поделено на три части. В первой зритель переносится в сад фламандского дома. Вторая оказывается кабинетом собирателя редкостей, где кроме холстов выставлен оригинальный исторический шкаф из похожего кабинета. Третья часть — Николаевский зал Эрмитажа, который художники превратили в барочный театр, разворачивающийся на улицах фламандского города 17 века. Дополняют обстановку барочная музыка и свет, имитирующий мерцание свечей.

Кураторы выставки подчеркивают, что для полного понимания их замысла стоит посетить и зал Снейдерса из постоянной экспозиции музея: выставка создавалась в созвучии с его знаменитыми «Лавками», которые остались на своем привычном месте.

Как смотреть барочные натюрморты?

Объясню на примере пяти работ из экспозиции, где фигурируют коты. Их изображения часто встречаются на фламандских натюрмортах, хотя иногда котики малозаметны и их приходится искать: эти персонажи придают композиции живости. Для эпохи, еще не знавшей понятия «натюрморт» и связанного с ним значения «мертвая жизнь», это характерная черта.

Посмотрим, где прячутся котики в этом эрмитажном блокбастере.

🧑‍🍳 «Повар у стола с дичью», Франс Снейдерс, Ян ван Букхорст. Здесь центральная фигура не кот, а павлин — частый герой фламандского натюрморта. Снейдерс использует птицу как центральный элемент композиции и роскошное живописное пятно. Несмотря на присутствие в картине тел мертвых птичек, полотно производит жизнерадостное впечатление, свойственное всем подобным работам Снейдерса. Изобилие продуктов должно было внушать ощущение полноты жизни.

Но где же кот? Вот он — под столом, пытается стянуть цаплю. Кот и повар замерли в момент, когда противостояние воришки и стража продуктов уже возможно, но еще не случилось — это усиливает динамику работы.

👨‍🍳 «Повар у стола с дичью», Пауль де Вос и Якоб Йорданс. На картине сразу два кота: один в левой части натюрморта, второй притаился под столом — и его еле видно. Здесь комичная сценка между котами, которые охотятся за дичью, и мешающей им собакой, символизирует борьбу добра и зла, а птицы — это человеческие души.

Выбор дичи неслучайный. В центре натюрморта — фигура истекающего кровью оленя: алые капли падают на белую ткань, поза заставляет вспомнить о распятии, само животное символизирует чистоту сердца. Его окружают голова кабана, символизирующего похоть и обжорство, лобстер — знак земных богатств, соблазняющих душу праведника, и убитый заяц, обозначающий тщету всего сущего.

🦞 «Натюрморт с битой дичью и омаром», Пауль де Вос. Хитрюга-кошка на другой картине де Воса — тоже не самый положительный персонаж, но и не настолько инфернальный, как в предыдущей работе. Ей удалось стянуть немного добычи на пол и запустить коготки в птичью тушку. Для фламандского натюрморта это знак эротического начала.

Притаившийся под столом пес предостерегает от утраты бдительности и соблазна чувственных удовольствий — их здесь символизирует омар.

🐰 «Натюрморт с битой птицей, зайцем, собакой и котом», Ян Фейт. Полотно Фейта также не лишено символического значения. Но здесь кошка с собакой перестают быть врагами и вместе противопоставляются охотничьей добыче.

Выведенная на передний план в правой части тушка зайца символизирует победу над дикой природой. Это значение поддерживает и левая часть картины, где обитают питомцы типичной фламандской семьи — кот и собака.

🏹 «Охотничья добыча», Ян Фейт. Фейт не всегда наделяет котов позитивным значением. В этой его работе кошка, как у де Воса, вцепляется когтями в птичью тушку. Одновременно с этим на полотне изображен убитый заяц и виноград — оба символы тщетности земного. Над перевернутой корзиной с птицами художник поместил дорогие фарфоровые миски, означающие красоту гармоничной жизни. В целом картину можно читать как предостережение от излишнего увлечения земными радостями.

В залах выставки с различными намерениями притаились и другие кошки и коты. Предлагаем вам отыскать их самостоятельно и попытаться понять, что они вместе с художниками задумали.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Анна СпиртнаяНа какую выставку планируете пойти этим летом?
  • Vsevolod SveshnikovУдивительный материал…потому что я писал о любви фламандцев и Снейдерса к котам еще в 2020 году…0
  • Juliya Voronovaкак же хочется сходить на выставку, но я в этом вообще не разбираюсь0
  • Сергей Варламов17 век - век искусства2
  • Анастасия ВерескунСтранный адрес у Эрмитажа, обычно он на Дворцовой площади, 2. Да и билет от 400 р., а не от 700 р.2
  • Людмила РумянцеваСпасибо! Очень познавательно и интересно!1
  • Гусь_люблю_бабусьJuliya, не обязательно разбираться. Я тоже совсем далек от живописи, но периодически посещаю выставки. Очень люблю эту атмосферу. Сходите, Вам понравится)1
  • user2433189Спасибо. Среди всех жанров живописи, очень люблю натюрморт! Обязательно схожу на выставку вЭрмитаже!1
  • Арина СолтановичJuliya, как раз таки ходя на них вы и начнёте разбираться)4
  • Valeriia RoselliСпасибоЧудесноПойдуПойду))0
  • Ольга БорзоваКак раз сегодня побывала на этой выставке. Помимо самих произведений, огромное впечатление произвело оформление. Я, наверно, никогда не видела такого роскошества во временной экспозиции. Хотя я не поклонница жанра натюрморта, эта выставка какая-то волшебная: никак не могла уйти оттуда) постоянно возвращалась, смотрела с разных ракурсов, потом вернулась после прочтения тестов о символике цветов. В общем еле выгнали меня) всем рекомендую от души11
  • Дмитрий КозаченкоАнастасия, вы правы. Поправили ❤️1
  • Андрей СтаврогинМне аж физически плохо стало, оттого что я живу так далеко и мне так сложно добраться до вот такой вот выставки😭3
  • Андрей СтаврогинJuliya, ну вы же имеете глаза, как минимум? А значит - есть возможность разобраться.0
  • Vsevolod SveshnikovНе ясно за что ставят минусы…0
  • Полиция Т—ЖVsevolod, убрали ссылку из вашего комментария в соответствии с правилами: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/1
  • Vsevolod SveshnikovПолиция, ссылка дана на мой собственный материал на другом ресурсе, которым, как мне кажется, очень вдохновлялся автор этой статьи.0
  • Сергей ГоликовVsevolod, добрый день, спасибо, что написали. Вы правы, заминусили вас совершенно беспочвенно. Изучили вопрос - оказалось, что про котов на картинах фламандцев действительно много кто писал, нашли даже пару постов в ЖЖ от 2005 года. Дело в том, что тему придумала не автор, а мы - сотрудники редакции. Не будучи искусствоведами, мы решили, что это удачный угол зрения на тему, которая сама по себе может показаться скучной широкому читателю. И потом, коты на картинах хорошо рифмовались с настоящими котами, которые живут в Эрмитаже. Мы соверешнно уверены в том, что автору - дипломированному специалисту по искусству и без пяти минут кандидату наук - не пришлось вдохновляться чужими статьями. Но, конечно, при похожем подходе (и довольно ограниченном в связи с этим выборе работ) статьи действильно получились похожими. Интересно, что на английском языке ничего подобного не нашлось. Возможно, именно в специфической "эрмитажной" коллекции голландских натюрмортов коты то и дело напрашиваются в качестве очевидной темы, как думаете?5
  • Vsevolod SveshnikovСергей, большое спасибо за комментарий. Соглашусь с вами.2
  • Spring TimeЧто-то на фото одни трупы животных, как-то не очень... Вот весной в Москве в ГМИИ была выставка итальянского натюрморта со цветами и муз. инструментами - это поприятнее. Конечно, мясо и рыба тоже были, но меньше половины0
  • Анна ЮрьевнаНедавно была на этой выставке. Работы мастеров, конечно, великолепны и интересны. Но оформление для ценителей живописи ужасное. Освещения недостаточно для хорошего восприятия тонов. Фон стен отвлекает внимание от картин. То есть оформление направлено на то, чтобы поразить оригинальностью, но мешает наслаждению истинным искусством.0
  • АльдекVsevolod, тут это в порядке вещей:) Иногда кажется, что «минусоставщик» находится в штате Т-Ж:)))1