Мнения
5K

Мнение: дети и родители не ценят образование в государ­ственной музыкальной школе

100

Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество

Аватар автора

София К.

разочарована

Страница автора

Я работаю в музыкальной школе, и первое время была уверена, что мои доброта и энтузиазм могут решить все.

Как же я ошибалась… Дети ходят заниматься, потому что их заставляют родители, а те сами в большинстве своем не уважают учителя и передают детям такое же отношение. Я столкнулась с такими персонажами, которые приходят в мой класс во время учебного процесса и орут на меня — на минуточку — чисто потому, что их ребенок не ходит на уроки и я пожаловалась из-за этого. Они говорят мне, что я должна им уроки, которые пропустила по болезни.

Я мечтала, что буду работать по-другому, не так, как те злые тетки из рассказов, бьющие детей по рукам. Но произошла интересная вещь: ученики восприняли мое дружелюбное к ним отношение как вседозволенность, а родители, пользуясь тем, что я молодой педагог, не относятся ко мне и моим урокам серьезно, несмотря на то, что я играющая пианистка. У них, по идее, не должно быть сомнений в том, что я транслирую на уроках.

Я всегда пытаюсь до последнего заинтересовать ребенка. Пытаюсь объяснять сложные вещи простыми словами, насколько возможно. Например, все мои ученики в классе первые пару лет занимаются сольфеджио не только с их учителем, но и со мной параллельно. Так я проверяю уровень знаний, могу оценить, что дети усвоили и что понимают.

Заниматься «на отвали» ниже моего достоинства. Я считаю, что любой ребенок может научиться играть на каком-то инструменте, не существует вообще необучаемых детей, просто музыкальная школа не всем подходит по своему темпу.

Я искренне пытаюсь любить детей и никогда не кричу на них незаслуженно. Но когда ребенок на мой вопрос, что ему не нравится в занятиях фортепиано, отвечает: «Мне не нравится, что мы постоянно что-то делаем и играем», — у меня встают волосы дыбом. Когда ученик закидывает на рояль ноги, я говорю, что так нельзя, — один раз, два, три… И срываюсь на крик. Криком особо ничего не добьешься, но я начала им пользоваться, чтобы вернуть хотя бы внимание к себе. А мама ребенка говорит мне в ответ, что я просто недостаточно его хвалю и из-за этого он не мотивирован.

Но ведь у меня тоже есть требования от начальства. Я регулярно выслушиваю от директора, насколько упал уровень образования и что нам нужно с этим что-то делать.

А что я могу сделать, если у меня на ребенка 80 минут в неделю, а сами дети дома не играют, какие бы обалденные уроки я им ни проводила?

И насколько мотивированы и талантливы мои ученики, которые обучаются частно, вне музыкалки, — просто небо и земля. Иногда думаю, не переманить ли их в школу. Но осекаю себя. И дело совсем не в заработке, а в том, что боюсь убить ценность.

Бюджетное образование не ценится людьми. К нам приходят, лишь бы прийти, тупо провести время, и очень возмущаются, когда приходится что-то делать. Например, многие скандалят, если ребенка оставляют повторить программу, пройденную за год, хотя сам ученик и его родители откровенно ничего не сделали, чтобы ее освоить. В таком случае ходили бы частно, там меньше спроса.

Все-таки должно же быть как минимум адекватное отношение, а не безразличие к тому, что ребенок учит и делает в жизни. А то как ни спросишь, слышу в ответ: «А мама не слушает меня, она работает все время», «А папа запрещает мне играть дома, он после работы устает и не хочет слышать шум». Откуда тут сформироваться ценности.


РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • Пельмень> И насколько мотивированы и талантливы мои ученики, которые обучаются частно, вне музыкалки, — просто небо и земля. Иногда думаю, не переманить ли их в школу. Но осекаю себя. И дело совсем не в заработке, а в том, что боюсь убить ценность. Вы не убьете ценность, вы рассказываете про разные категории людей. Одна - быдло, воспринимающая вежливость за слабость и не умеющая вести коммуникации по-человечески, вторая - противоположность первым. Обе изначально такие и первых во вторых вы не сможете превратить, никакой ваш талант и старание не помогут не потому что их мало, а потому что это не так работает. Ну а вторых в первых тоже вряд ли, но главное - зачем? И зачем вы хотите перетащить ваших прекрасных учеников в болото к первой категории? И в целом почему бы не перекочевать к частникам полностью? Там ведь и работать приятно, и труд ваш не бессмысленный, и более выгодный финансово26
  • Пухля"Я искренне пытаюсь любить детей и никогда не кричу на них незаслуженно" То есть заслуженно можно? Все мои глубоколюбимые преподаватели и учителя внушали ужас и уважение без крика. Но думаю это приходит с опытом15
  • Системный инженерПухля, ну если ноги на рояль закидывает... Тут на дебила и рявнуть можно.31
  • Забаненый за правдуНу а чего ожидать? Вы-то занимаетесь любимым делом, но ученикам это не надо потому что их родители туда запихнули. А почему их туда запихнули родители сами родители не знают. Мода у нас такая чтобы от секций было не продохнуть. Может чтобы перед знакомыми похвастаться, что впрочем тоже дохлый номер если только ребенок не второй Бах или Моцарт37
  • С любовью к ивритуОкончила государственную музыкальную школу в 2006 году. Место действия - Москва. У меня было два урока скрипки в неделю, один урок фортепиано, сольфеджио, оркестр (до оркестра - хор). Возможно, что-то ещё (например, история музыки и ритмика на первом году обучения) и возможность заниматься летом, если ребенок хочет. Это все было практически бесплатно. В школу брали не всех и не на каждый инструмент, должны были быть данные и слух. К минусам могу отнести приверженность к советским методам воспитания . В силу разных причин, в детстве я была очень покорная, поэтому к ситуациям, когда тебя, к примеру, могли ударить по пальцам, накричать, я относилась как "надо потерпеть до каникул". И такая ситуация была у многих детей в школе.11
  • AnnaЗабаненый, обычно потому что родитель тоже ходил в музыкалку, куда его запихнули.3
  • Юлия ИвановаЯ закончила бюджетную музыкальную школу и очень благодарна своей преподавательнице. Настолько, что когда появилась возможность вернуться в родной город, нашла ее и поблагодарила лично. Но она действительно сильно вложилась в меня. Если сравнивать с другой, которая была до нее, или еще одна была на замену, это небо и земля. Первая неправильно поставила мне руку, а вторая просто била по пальцам, это было так неприятно, что я начала прогуливать. Это я к чему - дети бывают разные, как и преподаватели, а бюджет или нет здесь ни при чем6
  • БарышняЭто верно. Вот платили бы около 50 евро в час, как в западной Европе, за куда более примитивные уроки музыки, сразу бы было другое отношение. Жаль, что госуд. деньги тратятся и места часто заняты теми, кому не в коня корм.11
  • AnnaНе мечите бисер перед свиньями. Но неужели у вас в школе нет ни одного ученика, ради которого стоит работать?7
  • Juliya Voronovaхотелось очень в детстве в музыкалку, сейчас я уже не ребенок к сожалению2
  • Juliya VoronovaAnna, должен быть такой3
  • Дочь папиного другаИМХО музыка, как и литература сложна для детского восприятия. Я очень не любила играть этюды и не любила читать классику. Зато обожала заучивать веселые современные мелодии и взахлеб читала книги по истории и фантастику. Дело не в том, что Вы плохо преподаете, а в том, что у ребенка нет заинтересованности и ценности от проведенного за инструментом времени. Вот если бы он мог исполнить перед друзьями классную мелодию из популярного фильма - возможно, интерес бы повысился. Я не знаю, по программе ли все уроки идут, но думаю, что хотя бы одну небольшую мелодию, которая понравится ребенку, можно будет выучить с ним.31
  • Елизавета ИоноваJuliya, существуют отличные музыкальные школы для взрослых.9
  • Надежда ОдинцоваВсё верно! Какие родители, такие дети.2
  • всем ЗдравствуйтеAnna, всегда такие есть, думаю3
  • Ася ТихоноваПухля, Криком никогда ничего не решишь6
  • Slu4aynayaЗабаненый, в том то и дело что музыкальная школа не секция. Это школа!8
  • MariaБарышня, думаю, платные уроки музыки не носят такого массово характера как музыкальные школы в России. Я не знаю, как сейчас, но в моем детстве в окружении было несколько детей, которые ходили в музыкалку, каждый из них ее ненавидел и ходил из-под палки. Забрасывали инструмент ровно в день окончания со словами «больше никогда».16
  • Лика БорджинаКак я любила в детстве музыкальную школу! И уроки нравились, и много хороших друзей, единомышленников там было. Потом поступили вместе в училище... Связала профессию с музыкой, но как исполнитель. В музшколе поработала всего год (вела сольфеджио), ученики были хорошие и меня любили. Сейчас и дети другие, и родители... Да ну нах. Лучше в оркестре сидеть)💓7
  • Анaстасиямузыка — не для всех. часто для маленьких детей это 7 лет ада. надеюсь, родители когда-нибудь догадаются, что не надо заставлять ребёнка ходить туда, где ему неинтересно и не нравится.8
  • user3342410Изначально нужно понимать,что муз. школа-это первая ступень муз образования,где решается вопрос,для чего ребенок пришел учиться.Это своего рода сито,где разделяются дети на 2 программы-одни ориентированы выбрать музыку профессией,а кто просто провести время для общего развития.Отсюда выбирается подход к ребенку и все становится на свои места.И да,кроме как обучающая функция у педагога есть и воспитательная.Терпения и мудрости нам,педагогам хочется пожелать.5
  • Pavla TolokoninaОкончила музыкалку по классу флейты в 1997. Две мои одноклассницы по духовому отделению профессионально состоялись в музыке, подглядываю их выступления иногда. Занималась каждый день по часу, хотя и не любила. Возможно, вам стоит сменить район.3
  • lapsus_naturaeКак человек, который прошел этот холодный филиал ада не по своей воле и который до сих пор ловит вьетнамские флешбэки, вообще не могу себя заставить сочувствовать автору. "Я всегда пытаюсь до последнего заинтересовать ребенка... Например, все мои ученики в классе первые пару лет занимаются сольфеджио... со мной параллельно. Так я проверяю уровень знаний" — учитывая, что каждый ненавидел сольфеджио у нас, особенно, в первые годы, секрет того, что дети к вам не хотят ходить, раскрыт. Лучше б научили играть простейшую мелодию, из Игры престолов какой-нибудь, ну серьезно. Вообще без теории. Чтобы ребенок понял, а зачем оно ему вообще. "Многие скандалят, если ребенка оставляют повторить программу, пройденную за год" — у нас музыкалка была платной, несмотря на то, что государственная. Сейчас уже не так? Если люди платят за музыкалку, для них "второгодство" выглядит как хамство и грабеж. Значит, должны лучше доносить до родителей при поступлении ребенка, чтобы не было сюрпризом. У нас на второй год было запрещено оставлять именно из-за наличия оплаты, но могли отчислить за неуспеваемость. "А сами дети дома не играют, какие бы обалденные уроки я им ни проводила" — это те, которые с сольфеджио?))) "В таком случае ходили бы частно, там меньше спроса" — там больше затрат)) В общем, автор, у вас очень много иллюзий, которые мешают работе) 99% детей идут в музыкалку, потому что родители заставили — чтобы ребенок был занят чем-то полезным под присмотром. У ребенка изначально нет мотивации, вам придется ее развивать у каждого самостоятельно, если "не хотите работать на отвали". Мотивация не развивается сухой теорией (Моцартом тоже, и вообще классика большинству детей непонятна и скучна, внезапно). Сделайте свои уроки ценными для детей, а не для себя. Чтобы уже после первого урока он мог выйти и сыграть какую-то простую популярную мелодию, даже без знания нот и гребаного доминантсептаккорда.15
  • АнжелаБюджетные секции воспринимаются родителями просто как детоприемник, ну и то бы галочку поставить "мой ребенок чем-то занят, не в компьютере сидит". Это касается не только музыкалки, это проблема любого доп. образования. Но безусловно, музыкалка очень специфична, и на условный английский язык или робототехнику дети ходят с большим удовольствием в своей массе, думаю.4
  • СовинокAnna, я сам такой родитель, отходивший 5 лет в музыкалке. Запихивать ребёнка для повторения моего жизненного пути нет ни малейшего желания8
  • Slu4aynayaMaria, ну так да,там это для избранных. Скажу больше- не только столько школ не нужно,не нужно столько место в консерваториях и соответственно столько специалистов. В нашей сфере всегда дефицит вакансий,низкие зарплаты- будь то школа или оркестр, консерватории выпускают большое количество музыкантов,которым нужно где-то работать,среди них далеко не все талантливы. В целом я пришла к тому,что считаю что музыкальное образование являющееся элитным по сути должно стать таким на самом деле- для самых талантливых или за большие деньги. Должен присутствовать действительно конкурсный отбор- тянешь- учишься бесплатно,нет,но очень хочется - плати.6
  • Slu4aynayaЛика, в оркестре тоже куча минусов. И там тоже люди и далеко не всегда прекрасные,от ряда которых зависит твоё продвижение,премии итд. Ну о том какой это по сути крысятник и террариум единомышленников не стоит и начинать)2
  • Slu4aynayalapsus_naturae, адекватное отношение к урокам в музыкалке должны прививать родители,да и вообще прививать детям какие-то интересы- как правило если у детей которым не нравится музыкалка спросить а чем бы ты хотел заниматься - услышишь играть в комп и лежать на диване.0
  • ЮлияПроработала в музыкалке 12 лет. Тогда не было смартфонов и интернета)). Вспоминаю, как самые счастливые годы в моей карьере. Класс был очень хороший. 70% детей -лауреаты различных конкурсов. 6 человек продолжили обучение в профессиональных ссузах и вузах. Сама в восторге от того, как я смогла столько сделать всего за 12 лет. За всё это время ни один мой ученик не бросил школу. Все дошли до конца. Так получилось, что в один год выпустила сразу 9 человек и мне пришлось набрать 12 первоклассников. Это оказалось кардинально другое поколение детей и родителей (думаю, многие меня поймут). Поняла, что дальше не смогу работать и уволилась. К преподаванию вернулась только через 6 лет в роли репетитора. Действительно, уровень мотивации у частных учеников гораздо выше. Они знают, чего хотят. Очень приятно работать во всех смыслах. Два года назад открыла свою студию для детей и взрослых. Это было одно из самых лучших решений в моей жизни. Учеников своих обожаю. Все занимаются с удовольствием. Возможно, это благодаря тому, что в частной студии нет строгих рамок. Каждый обучается по индивидуальной программе, опираясь на свои желания и возможности. Могу сказать, что я очень счастлива в своей профессии. Да и доходы сейчас очень радуют)). Думаю, если ничего не изменится в системе начального муз.образования, то в скором времени обучать детей будет некому. Уже сейчас в школах 80% преподавателей в возрасте 50+, которые уже ничего не хотят менять в своей жизни и просто дорабатывают до пенсии. Молодёжь не идёт, либо долго не задерживается. Т.к. во имя высокой идеи в современном мире уже не получается работать...3
  • Tanya Vladimirovnalapsus_naturae, Миллион плюсов, особенно к последнему абзацу. У меня немного другая история. Я ходила в театралку и играла в учебном театре (по собственному желанию и с огромным удовольствием), но т.к. театральная студия относилась к музыкальной школе, то почему-то руководство решило, что нам без инструмента и сольфеджио никак. И ладно бы придумали какую-то лайт-программу, ну типа адаптированную именно для театралки. Но нет, индивидуальный подход в госшколе — это что-то из параллельной галактики. Сначала это было фортепиано. Дома инструмента не было (и не планировалось), тыцать по клавишам я искренне ненавидела, преподаватель меня ненавидела в ответ. Орала, выкручивала запястья и вот это всё — классика музыкальной школы. Ноги на рояль я не закидывала, зато протыкала пальцы степлером и в какой-то момент честно сказала, что сломаю себе руку, если это поможет избежать инструмента. После этого меня перевели на гитару. Мама предложила со словами: «Ты же уже умеешь играть Цоя и ДДТ», да и гитару купить проще. Гитару купили, начались уроки — и меня стали учить, как играть «В лесу родилась ёлочка» и «Встаньте, дети, встаньте в круг». Мне было 14 лет, и я не могла отделаться от ощущения, что надо мной специально издеваются. В итоге, я просто стала прогуливать уроки и вылетела бы из театралки, если бы за меня не впряглась наша главреж. Поэтому я вроде и автора поста понимаю, что она любит музыку и всё такое. Но при всём понимании — 0% сочувствия. Учить надо тех, кто в этом искреннее заинтересован, учитывать возраст ребёнка и его мотивацию. А не вот это, когда десяток абсолютно разных детей учат по одной и той же программе. Это ужасно. Это способно убить любовь к музыке навсегда( PS И да, про бесплатную музыкалку я тоже ничего не знаю. У нас всё за денежки было.7
  • БарышняSlu4aynaya, вот прямо лучше и не скажешь! Иначе вот как в комментарии Maria ( и я таких в детстве знала). Берём количеством, а не качеством. Хотя безусловно благодаря такой доступности (я о финансах) образования, можно дать шанс открыть в себе способности и детям из финансово нестабильных семей.1
  • Miss BurpleПотому что часто родители через детей реализуют свои желания. Моя мама в детстве мечтала играть на фортепиано, но они жили в деревне, бабушка работала на трех работах, дед в колхозе трактористом, средств не даа хватало на жизнь и естественно ее никто никуда не водил. Угадайте, куда мы ходили с сестрой???? У меня даже было свое фортепиано в детстве, в двухкомнатной квартире 40 квадратных метров на 5 этаже без лифта 😂 и я не могу сказать, что мне это было в тягость, но в какой-то момент надоело, а точнее я ходила к частному преподавателю который не научил меня читать ноты и я все играла по памяти/слуху. Когда подошло время музыкальной школы в класс фортепиано меня просто не взяли из-за того, что я могла играть по памяти лебединое озеро, а просто незнакомый этюд нет. Меня перекрыло и больше музыка была мне не интересна. Поэтому ждать от детей многого не нужно, из родителям просто не интересно нравится это или нет. А Тем, кому нравится заниматься, будут полностью вовлечены в процесс.2
  • АлексейРаботаю в музыкальной школе вот уже 33 года. Пришёл молодым пацаном и наделал кучу самых разных ошибок. Одна из них - впадание в крайности. Ни орание, ни панибратство не дают ощутимого результата. Панибратство позволяет детям сесть тебе на шею, а орание может привезти к сдвигу по фазе. Правда, я преподаю баян, и у меня дети ногу на клавиатуру не клали. Что же касается основного вопроса, то проблем тут масса. Основных - две. а) если это не школа при консерватории, а обыкновенная музыкалка, то отбора детей нет от слова "совсем"; б) зарплаты, позволяющие не столько жить, сколько выживать. Достаточно сказать, что моя дочь училась 8 лет в музыкалке, 4 на СПО и 5 в консерватории. В итоге пришла работать на 12 000 за ставку. Автору предлагаю не отчаиваться. Как говорил мой преподаватель в муз.школе: "Лёша, не прогуливай уроки. Выучишься, придёшь учителем в школу, а тут тепло и на голову не капает"😉4
  • Slu4aynayaБарышня, для этого и существует конкурсный отбор и высокая конкуренция должна сохраняться на всех этапах обучения,потому как одних способностей недостаточно.0
  • lapsus_naturaeSlu4aynaya, ребенок не знает, чем он хочет заниматься, его надо увлечь. я заканчивала пед в 2020, иняз, у нас "пляски перед учеником" были обязательны. ребенку не интересно? значит, ты сделал фиговый урок. всё. мы учили, как удержать внимание, сколько процентов от урока должен занимать игровой момент, как показать ребенку грамматику так, чтобы он не понял, что это грамматика. "клиповое мышление" — это научный термин, если что, детей сейчас обучают с учётом него. а у автора все не очень с методикой преподавания, имхо, хотя пианист она, может, и вправду замечательный.2
  • lapsus_naturaeTanya, ужас какой, сочувствую вам. до степлера у меня не доходило, но чтоб кто-то от препода по фортепиано вышел незареванный — это прям нонсенс. до сих пор вижу клавиши — ноют подушечки мизинцев, которыми меня долбили об клавиши, чтобы правильно ставила. Елочка в 14 лет — тоже отдельный вид издевательства, конечно. Реально сочувствую. P.S. почти всю классику ненавижу до сих пор — просто не могу слушать, сразу флешбэки.2
  • СовинокTanya, хах, а я себе хотел топором по мизинцу приложить, чтобы досрочно окончить музыкалку. Только не ф-но, а баян был. Даже не знал, что у других похожие намерения были. По рукам не били, но и удовольствия я получил негусто. Под давлением и уговорами родителей закончил и отдал диплом.2
  • СовинокАлексей, меня мотивировали родители словами "не бросай школу, вот выучишься играть на баяне и в крайнем случае можешь идти в переходе играть, заработаешь на хлеб себе"2
  • СветланаTanya, Вы, случайно, не в ДШИ им Рахманинова учились?))0
  • Pavla TolokoninaSlu4aynaya, вы серьезно считаете, что в 90е контингент был принципиально другой?)) Среди моего окружения ничего не поменялось.3
  • Tanya VladimirovnaСветлана, неа) самая рядовая музыкальная школа, в небольшом сибирском городе.1
  • СветланаTanya, просто очень напомнило:)0
  • Tanya VladimirovnaСветлана, мне кажется, это очень типичная история( По крайней мере, я не знаю ни одного человека, кто бы с теплом отзывался об учёбе в музыкалке — из разных школ и разных возрастов.2
  • СветланаTanya, да нет, мне и моим детям повезло. Но то, что Вы описываете, очень знакомо.0
  • Slu4aynayalapsus_naturae, проблема даже не в отсутствии мотивации,элементарная культура отношения к урокам,к педагогу отсутствует. В школе тоже не все любят например математику,но никому не приходит в голову не выполнять домашние задания или сидеть на уроке с открытой тетрадь и ничего не делать. Почему в музыкальной школе так можно? И не важно любишь ты сольфеджио или ненавидишь при этом.0
  • lapsus_naturaeSlu4aynaya, если ты в школе пошлешь учителя математики, будут последствия) это может нехило повлиять на твою судьбу (особенно, в те годы, когда ЕГЭ не было). если ты пошлешь учителя сольфеджио, у тебя есть надежда, что учитель так оскорбится, что отчислит тебя из музыкалки, и тебе больше ни-ког-да не придется туда ходить, родители тебя больше не смогут заставить. нет страха, только надежда))) поэтому спасти может только личная мотивация, когда ученик ХОЧЕТ обучаться САМ. короче, в "музыкальной школе так можно", потому что это единственный доступный ученику протест. я ненавидела сольфеджио до последнего года обучения. но дерзить и хамить не могла, не тот характер. поэтому просто плакала до и после каждого урока, домашку делать не могла, потому что не понимала, чего от меня хотят. вообще. за несделанную домашку получала крики на уроке и вот это вот учительское нытье про "неуважение преподавателя". а в обычной школе я была отличницей, кстати, на олимпиады всякие ходила и выигрывала. потом наша прекрасная Вера Ивановна, наконец, одряхлела настолько, что не смогла преподавать, и вместо нее наняли молодую скрипачку. я за первый месяц поняла все сольфеджио предыдущих шести лет. в конце года сдала его на крепкую пятерку. скрипачка не кричала, много шутила, хорошо объясняла, не чуралась рока. P.S. в обычной школе на меня руку никто и никогда не поднимал, а вот в музыкалке... в обычной школе, если учитель орет, значит, произошло что-то прям из ряда вон. если учитель орет в музыкалке, значит, сегодня сольфеджио.1
  • Юлия ИвановаSlu4aynaya, а мы говорим про обучение профессиональных музыкантов или о детях, которые в подавляющем большинстве будут играть только для себя? Не валите, пожалуйста, все на родителей. Это не они кричат, как автор, на детей во время занятий и не они подбирают скучную программу. Уж вряд ли дети маргиналов ходят в музыкальную школу, у них просто нет денег на инструменты. Это обычные дети обычных родителей.2
  • Юлия ИвановаSlu4aynaya, во-первых у меня нет детей. А во-вторых, у меня был случай, когда ребёнок подруги не нашёл ничего более интересного, чем лупить роликом для МФР по клавишам со всей силы. И все равно у меня хватило выдержки и ума спокойно объяснить, что инструмент это ценность и к нему нужно относиться с уважением. И, представляете, ребёнок понял. Если вам помогает только крик, значит вы не умеете пользоваться словами.1
  • Юлия ИвановаSlu4aynaya, если ребёнку не нравится таблица умножения, я найду другие способы помочь её выучить, а не просто зазубривать. А судя по вашему хамству, неудивительно, что вас ученики не любят1
  • СветланаFlo-rii, в принципе да...но я знала людей, про которых у нас была частушка "на фоно я не хожу, хорошо играю, я по нотам не могу, так я подбираю"! Люди едва знали ноты, играть с листа не могли совершенно, постановка рук была корявая, исправляли с трудом кое-как во взрослом возрасте в училище, но по слуху играли вообще все, что угодно (как минимум двое из моих вот таких однокурсников сейчас -известные музыканты). Либо с точностью до наоборот -человек вцепится в ноты и не может оторваться от написанного, добавить какую-то каденцию, немного поменять гармонию или фактуру не может.Давно замечено, что чаще всего либо с листа хорошо читают (концертмейстеры, вообще пианисты, дирижёры; хоровики хорошо поют с листа, но не особо хорошо играют), либо по слуху хорошо подбирают (скрипачи, гитаристы, баянисты). Если Вы конкретно про мою дочь, то ей сейчас 11, значит, на скрипке играет восьмой год. Насколько я могу понять, они все время на автомате по слуху контролируют высоту звука, т.к. струна может сползти во время игры (да-да, колки старые, их канифолишь-канифолишь, а они все равно, бывает, не держат) или с кем-то просто не строят по той или иной причине, в общем, нет такого, что строго сюда пальцы ставишь и все. Я много раз замечала, что именно скрипачи очень легко не подбирают, а просто берут и играют то, что звучит или то, что им захотелось вставить в партию. Ну и моя. Просто педагог может ноты этого найти или аккомпанирует ей иногда тоже по слуху, но бывает, что она звуковысотно правильно играет, но пальцы неудобно ставит или в правой руке можно что-то поправить - тут, конечно, нужен педагог. Педагогический репертуар нужен, никто не спорит, т к. навыки надо формировать и развивать на подходящих произведениях. Просто дети - они такие, им обычно "надо" становится, если интересно, а если сказали - вот это выучить и точка, то в зависимости от ребенка может быть либо тупая покорность, либо противодействие и откровенный саботаж (например, можно нарочно выбешивать педагога, многократно специально повторяя одну и ту же элементарную ошибку, можно каждый раз забывать ноты дома.. да много есть ещё у детей способов саботажа, и силовые методы тут не сработают). Ну вот, ребенок, упахавшись на скрипке и ансамбле, вприпрыжку бежит на гитару, т.к. там не весь такой правильный Вивальди (на специальности) или зубодробительный Таривердиев с переменным размером (на ансамбле), а полет души. Слышу-играю-мне подыграют и помогут. Ну а правильные пьесы чего бы для хорошего человека не сыграть, я сыграю - как-то так она мыслит. Я в целом думаю, что с детьми акцент должен быть не на "ты должен нормально заниматься", а на "а покажи-ка мне, что ты можешь? Не выходит? А посмотри на мою руку, теперь на свою! Как думаешь, удобно твоим пальцам?"1

Сообщество