
Кружок для ребенка может стать большим увлечением и даже делом всей жизни в будущем. Но не всем так везет.
Кажется, что счастливчики, которые нашли себя благодаря спортивной секции или изостудии, и те, кто пиликал на скрипке, только чтобы родители отстали, никогда не поймут друг друга. Мы собрали аргументы обеих сторон — выбирайте, чья позиция вам ближе, и делитесь мнениями в комментариях.
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
👍 За: ребенку проще чему-то научиться, чем взрослому
В детстве все проще дается — хотя бы потому, что не надо этим заниматься дохлой после работы. Могу говорить только за себя, но не думаю, что я одна такая.
Я в свои 32 не умею плавать. Потому что в детстве мама этим не озаботилась, а сейчас мне даже тренер не помог. Та же тема с катанием на коньках. Сколько раз надо нахлебаться воды и навернуться на льду, чтобы пересилить себя и не отказаться от этой идеи? С водой мне хватило одного раза, на льду продержалась до перелома руки.
А еще у меня были попытки освоить гитару — и репетитор был, и вечерняя игра по часу каждый день после работы, когда голова и так пухнет, так еще и дома отдыха ей нет. Как я себя уговаривала и мотивировала, у-у-у… А в детстве бы маминого недовольного взгляда хватило с лихвой. В итоге — ну, пяток песен за два года занятий наиграю кое-как, гитара стоит заброшенная. Периодически беру ее в руки — может, раз в неделю, — но смысла в этих действиях особо не вижу. Получается, вместо того, чтобы просто выбросить деньги в мусорку, я пошла более сложным путем, а итог один.
Но до сих пор могу на аккордеоне сыграть «Прощание славянки» и «День Победы», помню ноты и смогла эти мелодии подобрать на гитаре. Потому что ходила в музыкалку по классу аккордеона и ее окончила. Хотя ненавидела и школу, и этот огромный инструмент.
У меня в детстве не было ни единого кружка, и я очень жалею. Ни спорта, ни искусства — ничего. На язык в зрелом возрасте я еще нашел силы, когда возникла необходимость, но, конечно, уровень не сравнить с теми, кто десятки лет занимается. А вот, например, танцевать или петь учиться уже времени нет. Имеется в виду, если просто для удовольствия.
Детей нельзя заставлять, но подталкивать и помогать, искать интересное необходимо, имхо. Что-то откликнется и лишним никогда не будет. А то, что ребенок чего-то сам захочет, — маловероятно. Не раньше подросткового возраста. К этому времени от одного до трех навыков уже можно заложить.
Маму виню, что я шлялась по дворам, выросла и ничего не умела: ни на инструментах играть, ни рисовать, без знания языков, без спортивных умений.
Во взрослом возрасте комплексовала из-за этого долгое время. А научиться, когда поняла, что это нужно, мешала работа, усталость, учеба. Как и у всех. В детстве я бы этим не была ограничена совершенно: у детей больше энергии, времени, нет ответственности, не надо работать.
Мне пришлось пойти в музыкальную школу во взрослом возрасте. Больше всего понравилось сольфеджио. Сейчас по нему издают прекрасные рабочие тетради, которые очень помогают его осваивать. Но слух все равно остался неразвитым, поэтому я теперь уверена, что начинать музыкальное обучение надо в детстве.
👎 Против: занятия в детстве не гарантируют результат
Я отучилась в музыкалке семь лет, играла на фортепиано. Музыкалку не любила. После окончания больше не садилась за пианино. Сейчас максимум могу одной рукой с горем пополам с листа сыграть. Чтоб сыграть басовый ключ, мне до сих пор надо все ноты подписать сначала.
Есть знакомые, которые сами по видеоурокам научились играть в зрелом возрасте и играют куда лучше меня сейчас.
Если есть желание и способности, можно научиться в любом возрасте, а если нет, никакие кружки с детства не помогут.
👍 За: с хорошим преподавателем занятия будут в радость
В детстве окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Для меня музыкальная школа была мучением. Старшая сестра бросила, и тогда отдали меня — не пропадать же пианино.
Я тоже бросала раза четыре, но меня возвращали. Больше всего не любила сольфеджио. Никто мне не помогал, приходилось во всем разбираться самой. Для ребенка начальной школы это тяжело.
В последнем классе пришла новый педагог и увлекла. Она ничего не навязывала, соглашалась, похваливала, понуждала думать. Мне самой захотелось развиваться в этом направлении. Повысился градус радости от преодоления. Мы с подружкой решили даже поступать в музыкальное училище. После окончания музыкальной школы занимались еще год. Но я поступила в технический вуз.
Очень многое — если не все — зависит от преподавателя.
Есть два типа людей, прошедших музыкалку: кто ненавидит сольфеджио и кто от него тащится. Первых больше, а мне повезло. За семь лет учебы в нашей школе сменилось, кажется, восемь учителей, но первая из них за два года преподавания самых азов своим гениальным объяснением заложила во мне такую любовь к предмету, что ее не смогли перебить те семеро, что впоследствии менялись каждые полгода, тупо оттарабанивая материал. Благодаря им я быстро поняла, почему в детской литературе герои этот предмет ругают.
Еще до того, как мы выучили какие-то тональности, наша крутая Т. В. просто попросила построить в до-мажоре — до черных клавиш мы еще тоже не доросли — по трезвучию от каждой ноты через одну. Получили три веселых аккорда, три грустных и один непонятный. Дальше она упомянула, что вот на этих аккордах любая песня в до-мажоре и играется, и забыла. А я пришла домой, села за инструмент и… Дальше класса до… — в каком там аккомпанемент по программе изучают? — собирала восхищенные вопросы, казалось бы, слышавших то же самое одноклассниц: «Ой, а как ты так подбираешь?»
Выбирать музыкальную школу для дочери буду по отзывам о преподавании не столько специальности, сколько сольфеджио. Если этот предмет сразу правильно подать, потом только на любви к нему до выпускного доучишься.
👎 Против: если мнение ребенка не учитывается, можно только навредить
Я была именно той, в ком родитель слепо пытался реализовать свои мечты. Музыкалку вспоминаю с ужасом, фортепиано обхожу за километр. Хотела научиться играть мама, но почему-то ходила я. Причем у меня не было места для инструмента. Вечерами приходилось ходить в школу, маму это не смущало, она рисовала мне пианино, чтобы я и дома «тренировалась». И в хоре было тяжело, поэтому я молчала, а мама платила, получается, за мое молчание. Со спортивной гимнастикой было почти то же самое, только мучения закончились гораздо быстрее.
А вот от того, что мне нравилось, например от большого тенниса, где во мне видели перспективу, пришлось отказаться, так как это било по карману.
Мой папа очень любил баскетбол — вот там, где Кондрашин, матч с американцами и Белов, забивающий на последней секунде. Видел во мне баскетболистку.
И вот в первом классе меня по росту отобрали в секцию: я была самой высокой. Папиной радости не было предела, а моего мнения не спросили. Это я в классе была самой высокой, а в команде, куда меня взяли, — средней, да еще и самой толстой. В общем, не заладилось у меня там ни со спортивными успехами, ни с подружками. Но папа был настойчив, я отзанималась восемь лет.
И только к 15 годам мне было разрешено сменить спорт. Нет, просто завязать было нельзя: мы же помним, я была самая толстая. Каким-то чудом пришла в фехтование, где в итоге к 25 годам выполнила норматив мастера спорта.
Я в детстве тайно вставала посреди ночи, чтобы порисовать, днем мне было мало. Но мама запретила ходить в художку, потому что это «никому не нужная фигня, и вообще у тебя нет таланта». И заставила ходить в музыкалку, потому что она в детстве мечтала туда ходить, а ее не отдали.
Я ненавижу музыку, и меня все время упрекали в отсутствии слуха и способностей — и учителя, и сама мама.
👍 За: труд закаляет характер
Надо водить, пробовать, не разрешать ничем не заниматься, учить ребенка, что «душа должна трудиться».
Пробовала в детстве много всего — спасибо маме. Пустили корни два направления.
Баскетболом занималась с 7 до 14 лет. Спорт привил навык преодолевать «не могу, не хочу, лениво», дал физическую выносливость, психологическую устойчивость и здоровый пофигизм. Тренер был безумным фанатиком: если хвалил — то до слез, если орал — то в тебя летели мячи, кулаки, оскорбления и проклятия.
На английский язык ходила с 7 до 12 лет. Безумно нравилось. По тем временам занятия проводились нестандартно: в библиотеке мы пели под аккомпанемент фортепиано песни «Битлз» и самостоятельно переводили со словарем их дома, потом обсуждали. Читали детские стишки, анекдоты, смешные рассказы, разукрашивали что-то, устраивали ежемесячные английские чаепития…
Со своими детьми ношусь по кружкам и секциям с раннего детства. Поощряю спортивные секции, но против спорта высоких достижений. Музыкалку и художку — тоже в топку!
Сейчас на двоих детей-школьников — лыжи, бадминтон, школьная газета и телестудия, фольклорный ансамбль, робототехника, занятия по акварели, лепке, бисероплетению. По мне, многовато — думала, что-то отпадет само собой. Но пока не отпадает. Пусть занимаются, раз нравится.
Ходила в музыкальную школу через боль и слезы: мама и бабушка — преподаватели музыки. Порой по два-три часа мучила несчастный инструмент. К нему еще прилагалось сольфеджио, музыкальная литература и хор. Танцы. Рисование. Репетиторы по математике.
Но день был продуктивен, я успевала быстро сделать уроки, порой даже не снимая куртки, и убежать играть в короткий перерыв. Как только появилось больше свободного времени, я замедлилась.
Сейчас мне пригождаются все навыки, что я получила в детстве. Если использовать метафору — да, подтягиваться на руках больно, но зато ты можешь увидеть более красивый вид со скалы и знаешь об этом. Поэтому еще в детстве нужно развивать усидчивость, умение идти к цели даже через «не хочу». За ним последует успех и радость, но это «не хочу» надо уметь отодвинуть на пути к цели.
То, как ребенок проводил детство, — живые игры и обучение против мультиков — повлияет на структуру его мозга и способности к обучению в отрочестве и взрослой жизни. Не говоря уже о приобретенных навыках и знаниях.
Желания ребенка важны. Но и силу воли, и умение достигать долгосрочных целей формировать лучше именно в детстве.
👎 Против: кружки — это лишний стресс и плохие воспоминания
Я с содроганием вспоминаю музыкальную школу. Меня учили по ускоренной программе игре на фортепиано, учительница била по рукам за ошибки. Дома я рыдала ручьями над инструментом, пока однажды мама не разорвала мой музыкальный дневник и не заставила бросить музыкальную школу. Травма детства.
Меня вот заставляли — ну как, пытались заставить — заниматься спортом. Потому что на физкультуре я и трети от того, что надо было делать, не могла. А вот на секции гоняли — так, что я потом падала и дышать от усталости не могла, а мужик орал, что на нас пахать еще можно.
Потом, правда, выяснилось, что у меня наследственные проблемы с сердечком, и мне очень повезло, что все обошлось, а не кончилось неотложкой. А сейчас мне максимум ходьбу можно и медленную растяжку без резких движений. Но кого это волнует. Детей же заставлять надо!
Какое же счастье, что я была достаточно упертая. А кто-то мог и не быть. Зато их заставляли, зато они позанимались. Последний раз в жизни, может быть, но нечего за компьютерами сидеть! Бесит.
👍 За: полученные знания и навыки пригодятся в будущем
Я ходила на миллион кружков, куда меня отдавала мама. Но большинство мне были не суперинтересны, и я больше занималась с негативными эмоциями, плакала даже, не хотела идти.
Круто, конечно, что я умею много вещей: хорошо плавать, играть на музыкальных инструментах, играть в теннис, бадминтон, лыжи, коньки, велосипед, читаю замечательно, английский, петь-танцевать могу. До сих пор немного удивляюсь, когда во взрослом возрасте люди не умеют плавать или на велике кататься.
Зато узнала, что мама от меня прятала карандаши и бумагу, потому что в детстве мне нравилось рисовать, а она подумала, что это фигня какая-то. Она компенсировала свои желания, отдавала только туда, куда сама хотела, но у нее не получилось. В художку меня не отдали, да и я как-то не настаивала, но факт остается фактом: мне нравится рисовать, немного жаль, что не развили мои таланты в рисовании в детстве. Вдруг я бы сейчас была классным дизайнером?
В общем, родители, прислушивайтесь все-таки и к желаниям своих детей, потому что маленькому человеку может нравиться вообще другое. А если и ребенку пока не нравится, мне кажется, нужно пробовать разное, пока он не найдет что-то свое.
В нашей поселковой школе не было выбора кружков, но позже появился кружок рукоделия. Вот на него я ходила с удовольствием, и заставлять меня не надо было. Умения и навыки — вышивание, шитье — очень пригодились, люблю это дело.
Именно музыкальное образование как преодоление себя дало мне много сил, это еще и логика, и краски нашей жизни. Моя жизнь и профессия не связаны с музыкой, но иногда поигрываю, чтобы снять стресс чарующими звуками.
Мой дядя рос в очень маленьком провинциальном городке, почти деревне. Была середина 50-х, жили тяжело, только начали отходить от войны. И его родители отдали в музыкальную школу. Я и сейчас помню его очень смешной рассказ, как все мальчишки играют после школы в футбол, а он тащится на занятия с долбанной скрипкой под мышкой:)
Зато через 30 лет, во время службы в русском посольстве в Мадриде, он стал звездой на творческих вечерах: играл на фортепиано, гитаре и наконец понял, к чему были эти мучения. Гости, да и руководство, были в восторге. И это очень помогло ему в карьере.
Он говорил мне, а я всегда повторяю своим детям: никогда не знаешь, как повернется жизнь. Все, чему ты когда-то научился, пригодится.
👎 Против: излишняя занятость не дает насладиться детством
Дети, которые все детство таскались по кружкам через «не хочу», винят родителей, что у них не было нормального веселого детства, одни кружки и учеба.
👍 За: с кружками время проходит активно и интересно
Меня мама таскала в детстве на всевозможные кружки, от танцев до художки. К подростковому возрасту осталась только музыкалка, и был период, когда меня именно заставляли ходить. Но это было из-за совершенно дебильной учительницы, которая любила плохое настроение и неудачи по жизни вымещать на учениках. Год ходила из-под палки.
Спасло то, что я поступила на второе отделение в музыкалке, на пятилетку, и вот за счет него осталась и там и там. Не жалею и очень благодарна родителям, что не отступили. До сих пор люблю пробовать новое и не понимаю, как можно жить без дополнительных занятий, когда просто работа и телик.
Все запрещали, потому что «нет времени», «нет денег», «далеко ехать», «пальцы кривые», «слуха нет» и так далее.
Сначала развлекалась тем, что можно худо-бедно освоить дома самостоятельно, а-ля всякое рукоделие. А потом научилась мастерски сбегать из дома. От нечего делать знала в округе все кружки и секции, где не требовалось платы и особых материальных вложений в принципе. Процентов 90 из них успешно успела посетить без принуждения — в жизни практически не помогло, но отлично могу убивать время без намека на скуку:)
То, чем я занималась в детстве, — танцы, рисование, журналистика, шитье и еще десяток увлечений — не стало моей профессией, но сделало мое детство интересным и насыщенным. От того, чем увлекаешься, можно кайфовать всю жизнь. Если я сейчас занимаюсь керамикой, это не значит, что я в конце концов уйду работать на Императорский фарфоровый завод. Можно просто увлекаться тем, что тебе нравится. А узнавать что-то новое можно и нужно в любом возрасте, новые нейронные связи и кайф от доз дофамина никто не отменял.
Ваш ребенок ходит на дополнительные занятия? Расскажите, на какие и сколько это стоит, и станьте героем следующего материала.
Какой вывод можно сделать из данных комментариев? А он очень прост: хоть ты водил детей на кружки, хоть не водил - детство ты им испоганил. Либо водил не туда, либо заставлял ходить через силу, либо не заставлял и ребёнок болтался на улице, полезных навыков не приобрёл. По-любому виноват, короче.
Soledad, это не только с кружками так, что поделать
Soledad, каждый родитель плохой, но если он хотя бы задумывается, так ли это, то все не так уж плохо.
Жора, во во. Родил дитёныша - уже плохой. По гроб жизни ему должен на психотерапевта :)
Абсолютно согласна с мнением, что искать нужно именно талантливых преподавателей - хороших порядочных людей, а не какой-то конкретный предмет или занятие для убийства времени.
Все предметы по-своему интересны, любой труд полезен и важен, но не сомневаюсь, что на будущее ребёнка повлияет именно личность взрослого-преподавателя, который вдохновит, заинтересует, направит и поправит. Дети всё считывают со взрослых.
Maria, абсолютно верно. дети исключительно воспитываются примером. если учитель/тренер орёт и ненавидит детей, пусть он хоть сто раз гений в своем деле, хорошего не жди.
ясень, примером, да. И в первую очередь родительским. Если родители тупят в телефоне/телевизоре, а от детей требуют читать книги и заниматься спортом... ну, это точно не работает.
На мой взгляд, очень важно, чтобы занятия не были против воли ребёнка.
Мне в подростковом возрасте нравилось в художке, большинству других учеников тоже, но был один мальчик в более младшей, который оказался там против желания, и это не только было не в радость ему самому, он очень мешал остальным детям.
Расскажу про себя: у родителей была хорошая, на первый взгляд, позиция - отдать меня только в те кружки, куда я сама захочу. А я вот никуда не захотела. А как я захочу, если я не знаю, каково это? Ну и меня и так все устраивало - на улице болтаться или дома с книжкой или перед телеком - вполне норм, зачем ещё напрягаться. Считаю, что полагаться только на мнение ребёнка не правильно в этом деле. И ещё, мне кажется, что тем людям, кто ходил в кружки, спортивные секции посещал, музыкальные школы - им легче во взрослой жизни планировать свое время, успевать в нескольких местах за один день побывать - они ведь с детства к такой активности привыкли. Если у меня будут дети попробую их познакомить и с творчеством и со спортом - вдруг что то понравится. А если не понравится - хоть будут иметь представление об этом.
Кристина, да можно полагаться на мнение ребёнка. Даже нужно.
Просто надо предлагать конкретные занятия. И пробовать.
Я своей дочери огромное количество занятий предлагал. И сам с ней занимался, и её сподвигал. Большая часть этих попыток ушла в историю - ну и ладно. Но часть зацепила. И теперь занимается интересными творческими занятиями, а не впустую тупит.
Ну надо слушать. Смотреть, что из предложенного интересно.
Но только предлагать. С рождения человеческий детёныш не знает вообще ничего. И откуда узнает, если родители не помогут?
Могу только про себя рассказать. Ходила с большим удовольствием в художку, там и преподаватели были хорошие, и друзья, и в целом нравилась атмосфера, проучилась 8 лет. Ещё были большой теннис, английский, танцы, просто фитнес, бассейн, оригами, да чего только не было (не одновременно, конечно), всё нравилось, не прогулки с друзьями и домашку всегда оставалось время. В 11 классе ходила 4 раза в неделю на подготовительные в институт по рисунку, живописи и композиции по двум предметам, 3 раза репетиторы, фитнес 2 раза, плюс в школе сидели до 15-16, но так как мне всё это было интересно, я даже не уставала. Сейчас с институтом совмещаю фитнес 2 раза в неделю и бассейн один раз, плюс курсы 3д-моделирования и каллиграфии онлайн. Вот как-то так
Анна, вумничка!
Александр, спасибо! :)
Вела кружок робототехники и программирования у детей 7-11 лет. Никакого лего и блочного программирования, только С++ (отчасти из-за того, что лего у нас не было, а в блочном программировании мне лень было разбираться).
Из навыков, которые точно пригодятся в жизни - 13 из 15 детей за 3 месяца научились уверенно пользоваться компьютером и гуглить. Около половины решали логические задачки, которые я им подкидывала (на вложенные циклы, на условия).
Алиса, детям 7-11 лет С++ освоить - как раз плюнуть. Так что всё норм.
А навыки программирования по жизни пригождаются каждому любому.
Особенно главный навык - декомпозиция. С которым любая сколь угодно сложная задача становится решаемой.
Вы всё правильно делели. Мир стал чуточку лучше.
Никуда не ходила в детстве, о чем вроде бы и жалею, а с другой стороны всему, чему хотела, научилась или учусь, будучи взрослой. И языкам, и разным видам спорта, и творчеству.
Про языки: когда поступала на иняз, нам сделали две группы. Одна группа это дети, которые изучали китайский с детства. Другая - нулевая, где я и оказалась. Через полтора года мы сравнялись. К выпускному во второй были те, кто говорил сильно лучше тех, кто в первой. С тех пор скептически отношусь к идее изучения языка с детства, если только ребенок сам не хочет.
С большой вероятностью воспитание первого ребенка будет запортачено. Если гоняли по кружкам, то он будет до старости вспоминать как его детства лишили. А если нет, то что вообще им не занимались.
Sellus, в идеале водить ребенка по кружках, которые ему нравятся. Тогда детство испорчено не будут
Выборочно прочитал, самым жутким кажется вот это повторяющееся от родителей: "Этим не занимайся, у тебя не получается, а тем занимайся".
Музыкалка с 5 лет научила меня дисциплине, так что прок есть, хоть и профессиональным музыкантом я не стала, несмотря на абсолютный слух и (по мнению преподавателей) талант. 6 часов в день пиликать на скрипке после общеобразовательной школы - еще тот опыт. С другой стороны, у меня не было «детства» в общепринятом представлении. Моя дочь маленькая, пока ходит только на гимнастику. В дальнейшем планирую давать как можно больше возможностей попробовать что-то новое (в разумных пределах, конечно). Я считаю, что хобби (не обязательно в формате кружков) нужны ребенку, как и свободное время. Бежать за поездом айти не собираюсь, кружки по программированию не должны стать основным «хобби», если только это не выбор самого ребенка. То, что актуально сейчас, может морально устареть через 10-20 лет, а разностороннее развитие всегда идет на пользу.
anyhow, я тоже закончила музыкалку. На круглые пятёрки. При этом детство у меня очень даже было. Взрослые на работе, а у меня после школы велики, озёра, качели из предварительно спионеренной с соседнего завода строп-ленты... Это всё до 10 лет - потом переехали и там уже более недетские развлечения пошли. Накануне годового экзамена во втором классе что-то мастерила в сарае и пристукнула себе палец молотком - ноготь был бордовым всё лето. Ничего, сдала. Учительница по специальности запрещала на физкультуре увлекаться играми в мяч, чтобы не дай бог пальцы сломать. Окей, физру я как раз ненавидела. Зато мопед у меня появился в предпоследнем классе музыкалки - и гоняла, не боясь сломать голову, тем более руки.
anyhow, ну а что сейчас «детство»? Сидеть в телефоне? У телевизора? Держать маму с папой каждую минуту?
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, с друзьями гулять, книжки читать, в лагеря и летние школы ездить, в походы ходить, на велике/скейте/самокате гонять
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, нет, конечно, поэтому слово взято в кавычки
Хммм, в моем детстве была другая беда - почти во все кружки, которые я хотела ходить меня не хотели брать из-за отсутствия данных - на танцы - выворотности нет, на музыку - слуха, рисование - пространственное мышление страдает :). Причем это говорилось мне напрямую, т.к. ходила записываться во всякие подобные школы искусств сама, сейчас конечно уже детям такого не говорят (можно и иск в суд схлопотать за причинение психологической травмы), чаще говорят мест нет или приходите через полгодика, а пока позанимайтесь индивидуально. Такой себе опыт, ну да ладно - зато почти никакая критика твоей криворукости/кривоногости/страшности не задевает. Потому я пошла на конный спорт и стрельбу из винтовки - там почему то никаких противопоказаний не нашли, по конному спорту 2 разряд. По стрельбе КМС :)
Mystique, теперь вас возьмут везде! Иначе догоните и застрелите!)
Без фанатизма и прислушиваться к его мнению.
Моя дочь ходит только в музыкалку-сама захотела, пошла поздно, в 4 классе и на танцы, все нравится, надеюсь, не будет потом всем рассказывать, что мама изверг заставляла)))
Я , наоборот, отговаривала от музыкалки, хотя сама закончила и ни разу не пожалела, дочь видела как я играю , поэтому тоже захотела. Ещё дочь не плохо рисует, но не просится на занятия рисования, захочет- будет ходить
Как же много зависит от учителей!
Не устаю этому удивляться!
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, чегой-та вы удивляетесь естественному распорядку?
Александр, ну, сейчас модная мысль, что учителя не должны любить детей. А от учителя и его любви к детям и предмету очень многое зависит.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, не уверена, что учитель должен любить детей. В школе был чудесный учитель истории - свой предмет он очень любил, а к детям относился достаточно нейтрально. Не повышал голос, всегда обращался на вы, но задавал больше чем в параллельном классе, спрашивал строже, материала тоже конечно давал больше чем в учебнике. Многие его боялись. В итоге, человек 7 из класса поступили на исторический, остальные тоже ни раз вспоминали учителя добрым словом на первом курсе. Оказалось, что и конспектировать мы умеет благодаря нему лучше одногруппников, и тексты анализировать, а не просто пересказывать, и другие полезные навыки он нам дал. Но на человека, любящего детей, историк похож не был
Amily, и все же без любви к детям не реально привить любовь к учебе и предмету. Любовь к детям - редко попустительство или расхлябанность. Как раз часто это строгость. При любви.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, впервые от вас слышу о существовании такой модной мысли :)
Учитель должен либить детей и любить своё дело. Конечно. В чём сомнения? Как иначе-то?
А давайте счастливую историю от человека, который на кружки почти не ходил)
В детстве мне нравилось шить и вязать. Шить научил папа, вязать крючком - бабушка. К пятому классу полюбила читать - и меня записали в ближайшую библиотеку (да кто бы тогда знал, что чтение потом повлияет на выбор профессии😅).
Лето я проводила у тёти в деревне, где охотно включалась в помощь по хозяйству и просто гуляла.
В кружок меня занесло лишь однажды. Это был школьный хор. Репетиции хора позволяли пропускать некоторые уроки, а когда тебе 11 лет это кажется блестящей идеей)) Хватило меня на несколько месяцев, потом надоело. На уроках, оказывается, было интереснее. В хоре же только пели, пели, пели))
Родители никогда не настаивали на моих внеклассных занятиях, и я им за это очень благодарна. Всё, что захотелось попробовать во взрослом возрасте, я попробовала, причём уже умея отказывать и брать только самое нужное.
Сейчас всё получается гораздо приятнее и легче.
А больше всего мне в жизни помогло умение себя занять и не скучать в одиночестве, что отлично выработалось в детстве без кружков.
Добрый вечер, считаю, что ребёнка нужно отдавать только в те секции, которые ему интересны и с которыми он справляется.
Моя дочка одиннадцати лет с четырех лет ходила на английский,но потом я поняла,что мы просто убиваем время,потому что один урок английского дома я объясняю ей за один день,второй день повторяем,тогда как на английском у нее уходит неделя.Потом ходили на музыку,ей не понравилось и мы ушли.Я никогда не заставляла.Всегда интересовалась ее пристрастиями.Сейчас она уже хорошо знает английский,хочет изучать и другой иностранный язык,ходит на уроки каллиграфии.Я ей говорю,может отдохнешь,она ни в какую,у нее прекрасно получается и там много друзей,а скажем в классе друзей нет.Собираюсь отдать ее на рисование и баскетбол.Велосипед и плавание обязательны.Обязательно шитьё и курсы кулинарии,вязание..Пока ребенок не окончил школу,надо научить всему,но обязательно мотивировать,все эти навыки пригодятся.У меня подруга имела два высших образования,ходила в детстве на курсы выпечки.Потом жизнь так сложилась,что уехала в Канаду,два ее образования ей не пригодились,она открыла свое дело,стала печь торты.В любом случае,все эти навыки делают личность человека многогранной,более интересной,а главное самооценка у таких детей высокая.И я за раннее развитие
Ромбик, факт. Как минимум более интересные тиктоки смотреть, а если метить в приличный институт и надеяться на некоторую карьеру в любой сфере, от наукоёмкой до гуманитарной - лучше ребёнку в будущем время освободить хоть от языка.
Меня сначала отдали на скрипку в 6 лет, и мне так это не нравилось - я её роняла и не торопилась поднять, а ещё раздражало, когда учитель говорил, что я играю не эмоционально (вот, блин, помню же!). Мама почти сразу перевела на фортепиано (благо, от сестры инструмент был), попалась классная учительница по специальности, с которой иногда можем встретиться поболтать в кафе, она могла и голос поднять, и поругать меня, но она так с теплотой относилась к своим ученикам и всегда старалась подбирать интересные небанальные произведения для разучивания (играли ансамбли на 2 фо-но по мотивам современных опер, часто разучивала джазовые этюды), по сольфеджио учительница вообще с юмором была. Не нравилось только ходить на хор, так как это было обязаловкой, а я у себя вполне трезво оценивала отсутствие голоса. В общем я проучилась 7 лет, и ни о чем не жалею. Закончила музыкалку к 9 классу школы, занятия были 4 раза в неделю плюс домашняя подготовка, но я успевала и учиться отлично.
Да, музыкантом я не стала, но с удовольствием хожу на интересные концерты классической музыки.
Во взрослой жизни у меня сохранилась потребность что-то изучать новое, строить нейронные связи) Пока с маленьким ребёнком могу себе позволить раз в неделю кружок по вязанию крючком, а раньше на танцы ходила.
Определённо, ребёнок должен чему-то учиться, цель родителей - услышать его потребности (не закрывать свои хотелки, гнаться за модой) и найти хороших преподавателей.
Как говорит мой папа, любые знания всегда сыграют свою роль - если не напрямую, то по крайней мере косвенно сформируют особое сознание, стремление к новому.
Светлана, в своей рабочей сфере - естественно. А вы кем работаете, что можно и без этого быть высококлассным специалистом?
Всё просто - нужно учитывать желания и таланты детей. У меня две дочери. Старшая очень хотела фортепиано, изо, английский. Ходит с удовольствием. Сейчас попросилась ещё на вокал. Добавили и его в расписание. Младшая ходит на танцы и вокал. Просит тоже фортепиано. Пробовали бассейн - не пошло. Ну нет так нет, плавать научились и хватит.
У меня в детстве было навязанное каратэ и всё. В художественную или музыкальную школу мне пойти не дали. Не по карману было. Рада, что детям передались мои интересы и они сами туда попросились и ходят с удовольствием.
Мои пока маленькие для кружков. Но планирую водить. Попробуем несколько и остановимся на 1,2 которые понравятся)
Сама я ходила на танцы (сперва бальные, потом народные). Ходила с 7 до 16 лет, пока горе врач не запретил - якобы плоскостопие из-за этого. Пробовала меня мама и в фигурном катании и в музыкалке. Было тяжело на танцах, меня не брали в «золотой состав», но ходила с удовольствием. В старших классах сознательно ходила на вокал и гитару. Но не срослось. Ничуть не жалею.
Ромбик, да, да, да....
После четвёртого класса перевёл сына на семейное образование он учился дистанционно мне хотелось чтобы он стал самостоятельным и освоил современные технологии обучения. что касается кружков он ходил туда куда ему хочется он пробовал разные. ну что ну пошло то пошло, что было интересно он продолжал, что нет он заканчивал. школа кончилась на пятерки с медалью, на год раньше сверстников. Учится на дневном бюджете в университете на фундаментальной математике. Мы с женой гуманитарии. Чем он будет заниматься "по жизни' - это ему виднее. Я - "без понятия".
У меня в дестве было более 10+ кружков по которым ещё и надо делать дз и вся неделя так же суббота были заняты
надо обязательно предложить по возможности все, что ребенку интересно. пробные занятия есть у всего сейчас бесплатные. и дальше смотреть нравится или нет. до 12 лет надо обязательно пробовать максимально всё, чтоб нейронные связи установились. особенно, что касается плавания и баланса/равновесия (велик, скейт). но я категорически протестую против профессиональной деятельности в спорте, балете и прочем подобном. это чисто выдуманное взрослыми дело, не подходящее детям и ломающее им жизни, психику и тело. ребенок должен делать то, что ему нравится, а не работать, превозмогать, страдать, чтоб потом родители ощутили гордость или брякали медальками. и стоит всегда помнить, что сегодня нравилось, потом разонравилась, значит надо бросать, а не навешивать "я платил, ты теперь обязан". как правило, хороший тренер/педагог всегда помогает, если стало трудно в чем-то, не все даётся с первого раза, но надо всегда исходить из интереса ребёнка. иногда достаточно минимально научиться, например, играть на пианино три песни или просто кататься на коньках, без медалей/конкурсов и прочего достигаторства
У меня двое детей - мой принцип водить детей туда, где им интересно и куда они сами хотят ходить, исключение из этого правила - это английский язык, хочешь/не хочешь, а ходить надо, я могу лишь поменять учителя, если уроки скучные.
Много детей — много кружков. Есть пара принципиальных моментов.
1. Я предпочитаю увлекать примером, а не теоретизированиями о полезности того или иного спорта/развивалки. Поэтому сам регулярно вписываюсь в какую-нибудь дичь.
2. Регулярно рассказываю детям о тех или иных активностях (назовём это так) и при наличии интереса выбираюсь вместе с ними на пробное занятие. Понравилось — отлично, будем вписывать в расписание. Не понравилось — в мире ещё куча всего интересного.
В результате помимо прогнозируемых велосипедов, мотоциклов, квадриков, снегоходов, сапбордов и пр. получаются ещё и весьма специфические увлечения.
Например, трое из пяти стали фанатами фридайвинга (четвёртый фридайвер сейчас поставил тренировки на паузу, т.к. в приоритете ЕГЭ). Тренируются, развиваются, постоянно меряются результатами. На открытой воде приходится постоянно быть начеку, т.к. купающиеся дети исчезают из вида надолго.
Двое сыновей — старший и младший — подсели на программирование. Эпизодически вспоминаю былое, подключаюсь к разбору каких-то сложных задач. Средний сын стал фанатом 3D-моделирования, после занятий сидит, моделит, рендерит, хвастается результатами. Тоже эпизодически включаюсь в процесс.
Младшая дочь с 6 лет решила ходить на хоккей. Компанию ей поначалу составляли два брата, потом один отвалился, второй стал эпизодически пропускать. Но её не оторвать: тренировка состоится вне зависимости от чего бы то ни было.
И да, есть две обязательных движухи: плавание и английский. Никто не заставляет (средний какое-то время не ходил на плавание, младший — на английский; потом вернулись), но о важности/полезности регулярно напоминаем. Словом и делом.
Вообще статья как то не так озаглавлена...
Первые три истории повергли в лёгкий шок, и полностью отбили желание читать дальше.
История 1: если даже тренер не помог освоить плавание, то у автора элементарно нет желания. Да и с коньками тоже не понятно. Чем занималась девушка в детстве, неужели даже роликов не было? Многие встают на коньки и в гораздо позднем возрасте.
История 3: такое странное обвинение мамы в том что каталась по дворам, а не на скрипочке пиликала. И сейчас ей значит работа, заботы и усталость мешает этим заняться, а то что это же самое мешало заставлять ходить в музыкалку автора истории , автор не допускает?