Бесит, что школы не адаптированы для детей с особенными образовательными потребностями
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Я работаю учителем английского. И в моей школе, естественно, есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Они сидят на уроках с остальными детьми. По всем новомодным рекомендациям учитель обязан адаптировать образовательный процесс таким образом, чтобы к ученикам с ОВЗ был индивидуальный подход. Но по факту в классе сидит 30 человек. Ну ладно, в группе по английскому может быть около 20. Так о каком индивидуальном подходе может идти речь?
По этим же рекомендациям учителя обязаны организовать индивидуальные консультации. По факту за эту дополнительную работу никто не платит, у каждого второго учителя сейчас нагрузка 35—40 часов при зарплате в 30 тысяч — речь не про Москву. И кому это надо — проводить дополнительные уроки бесплатно?
И главное, сами дети начинают относиться к занятиям как к халяве, ведь им нельзя ставить двойку. Проверочные работы они не пишут, экзамен сдают только по русскому и математике. Так зачем им стараться?
Но это еще полбеды. У нас есть коррекционный класс, где учатся дети, которые все-таки не могут заниматься со всеми. Зачем им английский — это отдельный вопрос, на который нет ответа. Самое веселое, что учебники у них абсолютно те же, что у здоровых детей, а адаптировать их должен сам учитель.
Недавно говорила с нашей администрацией о том, что все эти требования — полная ерунда и по таким учебникам работать невозможно: там просто нет заданий, которые подходят детям с ОВЗ, они для них сложные. И что мне ответили? «Поищите книги в интернете». Класс. Нет, серьезно: есть дети с особенными образовательными потребностями, а учебников, внятной методички для работы с ними, учебных пособий для них просто нет.
И да, я даже написала в Министерство просвещения, которое монополизировало всю школьную литературу в нашей стране. Мне ответили, что учебников для работы с учениками с ОВЗ по английскому языку нет.
Я искренне сочувствую родителям таких детей и откровенно говорю, что их ребенок не получит адекватных знаний в общеобразовательной школе.
Моя соседка работает в саду с аутистами. Прошла дополнительную подготовку, и она, профессионал, считает, что такие дети должны учиться отдельно, т.к. на большую массу обычных детей невозможно добавить не очень здоровых и получить что-то.
Я очень сочувствую родителям детей больных физически или ментально, и, если физические потребности ещё как-то можно решить(хотя в большинстве школ даже туалетов нормальных нет или только лестницы), то с ментальным здоровьем большие проблемы. Это нужно либо тьютора каждому сажать, либо половину урока успокаивать отдельных детей. А как другим объяснить, что кто-то особенный и почему именно он? Дети не очень-то эмпатичны, не будем наивными.
"И главное, сами дети начинают относиться к урокам как к халяве", а остальным детям, особенно если они ещё небольшие, очень трудно корректно объяснить, почему у них такой халявы нет и с них что-то требуют.
Татьяна, это правда .Сын учится в 6 классе и всем детям понятно что в классе есть "особенные дети". И изначально эмпатия и поддержка была к ним ,но все дети растут ,те что с ОВЗ наглеют ,домашка не делается ,на уроке отвлекают других из вредности ,а не в силу диагнозов , и остальные охреневают - почему они обязаны ,а те нет . И как быть ,как объяснить ребенку вообще . Просто "у Васи диагноз" не скажешь ,пойдет травля Васи ,а дальше его мамы-бабушки-папы со скандалами повалят в школу ..
Спасибо вам за ваш честный отзыв о системе школьного образования! Моя дочь с 5 по 9 класс имела статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Постепенно ситуация начала выравниваться, поэтому в этом году пока не оформляли, пытаемся вывести её на уровень детей без особенностей.
Очень тяжело взаимодействовать со школой. Почти 5 лет очно-заочное обучение, но для 10 класса решили перейти на обычный режим - всё-таки надо готовиться к дальнейшему обучению в колледже или ВУЗе.
Согласна полностью - школы никак не приспособлены для таких детей. Нагрузка на учителей непомерная.
В общем, обучение детей с ОВЗ - это головная боль их родителей.
Есть возможности - доучат и социализируют. Не возможностей у семьи - ребенок останется без толкового образования.
Читаю про обучение детей с ОВЗ в других странах и просто слёзы сами собой текут. Россия отстаёт в этом плане на много десятилетий.
FrancheskaCazatti, а в каких странах с этим получше?
Петров, во многих европейских, США, Канаде, Австралии. Я читала в инсте маму с двумя детьми с овз (дцп и аутизм), они из нашего города переехали в Канаду, и она много писала, как там школы устроены в отношении детей с овз, ее дети ходят в обычную школу, но у каждого ребенка тьютор, который весь день с ним.
Мари, Канада далековата, а в Европе?
Да уж... инклюзия для галочки, как и многое другое. Главное отчет написать, а дети-учителя-родители - исчезающе малые незначимые величины.
В этой системе тем, кому не все равно, тяжело...
Очень сочувствую учителю, в классе которого есть такие дети. У моего старшего сына была такая одноклассница. Это п.ц. учительница отдавала ей все своё время, постоянно следя, чтобы она никого не ударила и тд (она регулярно приносила в школу ножи). От психолого-психиатрич экспертизы её мама отказывалась (оказывается, это сейчас дело добровольное). Закончилось тем, что в 4м классе её маму лишили родительских прав и девочку отправили в интернат. Какая нахрен инклюзия? В классе 25-30 человек. И одно дело -это ребенок с сахарным диабетом например, другое -РАС или другая психиатрия. Если учитель будет уделять этому ребенку огромную долю своего внимания, то что будет с остальными детьми? Им образование не нужно? В нашей школе были классы коррекции, по 15 примерно человек, дети с пограничными расстройствами психики, они учились по другой программе. И это правильно.
Первый этап - бедные дети, родители и учителя (администрация и министерские на своих местах).
Второй этап - недоразвитые дети, озлобленные родители и замотанные учителя (а. и м. те же и там же)
Анна, я в цивилизованной стране и наблюдал - полное говно получается. Пока отсталый чувак на ресепшене еле-еле вбивает данные на компьютере, 30 человек с нетерпением ждут окончания этого парада инклюзии.
А надо просто признать, что безногий не будет футболистом, а тупой не станет физиком, и перестать делать вид, что все равны.
Lexa, ну сколько таких школ, в скольких городах, насколько там действительно по факту все организовано, а не на бумаге? Если уж все школы обязывают заниматься инклюзией, так значит, во всех школах должны быть созданы адекватные условия. Потому что в любую школу имеет право идти любой ребёнок.
Larry, а число этих инклюзивных школа как то может ограничивать? Допустим есть 2 колясочника - куда вы ещё особых суете?
ТиграБенгальская, хотя я думаю, что для своих видов особенностей часто бывают нужны свои , особенные классы, но ваша формулировка поразила: а почему инвалидов бесплатно лечат, если с нормальным оборудованием вылечится они не в состоянии? ишь, особенные.
А на слепых тратиться на спец школы, программы и оборудование, на глухих?
Давайте просто со скалы сбрасывать всех «не таких», жить станет намного удобнее. Так, Тигра?
Одно дело - включать особенных в классы по типу инклюзии (мы же слепого не празем в обычный класс). Другое - вообще забить на них.
Екатерина, вы как раз не так поняли.
Позволю развернуто: особенности - это штука относительная. В рф я вот не особенная а в Китае наверняка да.
Так вот. Школа - это про синусы. И котангенсы.то специальное такое заведение для катангенсов. И относительно катангенсов - мы разные! Одни легко расправляются( и им скучно, им тоже нужна спецшкола с повышенным содержанием катангенсов), а другие - просто не поймут что это такое. Вот ноль. Вот для них это ничто. Вопрос - зачем им школа? Я не против адаптировать школы для незрячих, глухих деток. Колясочников. Но если человек ввиду способностей не тянет - ему другая школа нужна, руками работать, встраиватья в общество, искать профессию по способностям. И - если человек не выдерживает коллектива. Значит не нужен ему коллектив. Надомно пусть обучается
ТиграБенгальская, спасибо за развёрнутый ответ) хотя отмечу, что «вы не так поняли» тут легко меняется на «вы не уточнили» 😅получается, вы исключаете по признаку интеллекта - но есть множество пограничных случаев. В реальности будь все так просто - так бы и сделали, даже пытаются, пока что - вот, приглашают некоторых деток не идти в 10-й класс, а сразу в колледж. Как раз руками, как вы и говорите.
А про «не выдерживает коллектива» я боюсь соваться - очень уж сложный вопрос. С одной стороны, те, кто в коллективе, значительно легче адаптируются. Другой вопрос - какой ценой (я не про деньги)
Екатерина, Другой вопрос - какой ценой
Ценой пробитых голов нормиков, часто одарённых. И изнасилований нормиковш
Это очень несложный ответ
ТиграБенгальская, меня неоднократно избивали и пытались изнасиловать как раз «нормики». В школе «Нормики» избивали до посещения больницы.
То вы исключаете по интеллекту, теперь по жестокости - давайте определимся с параметрами всё-таки.
Я бы, кстати, согласилась убирать из школ детей с повышенной склонностью к жестокости - но ведь тогда общество их вообще «выбрасывает», а они никуда не денутся и, когда они вырастут, станет хуже. Надо включать и перевоспитывать. Тут к меня нет ответа. Нужно финансирование, а взять его негде.
По интеллекту - Вела пару раз уроки в группах, где есть особенный ребёнок. Такие дети не справляются, но не мешают остальным, включены в процесс, остальные получают полноценный урок и не отвлекаются. Таких бы я однозначно оставила в школах, вреда нет, польза есть.
Екатерина, одно другому не мешает. Не тянет программу, окей, дадим другую
Опасен для общества - принимаем меры супротив. Причём, для агрессоров то даже полный перевод в семью и сваливание всего груза на мать не означают ничего хорошего. Ну вот такая некрасивая правда жизни. Вам её глянцевые журналы с новогодними исследованиями не расскажут
Оу, знакомая учительница очень жаловалась на это - она ведёт уроки у младших классов, и у неё учился один мальчик "с особенностями в развитии". Диагноз не помню, но суть такова: у него случались вспышки агрессии (то ли вообще, то ли когда он забывал принять таблетки), и он мог посреди урока закатить истерику, катаясь по полу, затеять драку с кем-то из одноклассников, пытаясь им зарядить ручкой в глаз - в общем, очень сильно всем мешал, мягко выражаясь. Но родители даже слушать не хотели доводы учителей, они считали своего сына абсолютно адекватным и никуда переводить его, соответственно, не собирались.
Aleph, это, что, а как вам картина маслом, когда такого звереныша отдают в секцию боевых искусств! 25 кило в 4 года и никаких вообще тормозов. И никакого понимания, зато агрессии выше крыши
Я не учитель, но занимаюсь со школьниками, как репетитор. И даже занимаясь с одним учеником без диагноза абсолютно, но который много отвлекается - проходить и отрабатывать материал - очень трудно и медленно. Что можно вообще требовать от учителей, у которых несколько десятков (!) детей, с разными способностями?! Не говоря уже о диагнозах. Это несправедливо по отношению ко всем - и детям, кто лучше учится, и детям, кто хуже учится, и учителям.
В сентябре увидела новость "В области появился первый ресурсный класс для детей с РАС". Круто!
А потом стало очень грустно от цифр:
12,5 тыс детей с ОВЗ
368 школ (я погуглила)
и 1 класс на 6 учеников
И "контрольный в голову" - созданием и открытием класса занимались сами родители этих учеников. От идеи до реализации.
Lexa, как помогут автору абстрактные школы в неизвестных городах?
Анна, в моем понимании инклюзия - это включение инвалидов в образовательные, рабочие и развлекательные процессы наравне с обычными людьми. Т.е. обучение аутистов в обычном классе, дауны на кассе/ресепшене и т.д. Я не прав?
Привет, я работаю учителем английского.
Моя школа адаптирована под детей с ОВЗ. Во-первых, то, что нужно знать - у детей бывают разные ограничения и отличаются они от нормотипичных сверстников в разной "степени тяжести". Так, по закону, дети с АООП 5.1 и 7.1 могут быть не выведены из класса, а оставаться в составе общей группы.
В отдельные классы выводят детей с 5.2 и 7.2 (так это делается у меня в школе). Набираются небольшие группы, максимум 10 человек, учитель работает с ними по адаптированной программе, а за четверть/триместр им просто ставится отметка "освоено". Ни о каких оценках речи не идёт. У нас даже есть девочка с РАС - она просто занимается отдельно со всеми учителями-предметниками. Как класс, состоящий из одного человека.
Есть девочка с нарушениями зрения. Для нее школа закупила отдельные учебники (я видела только учебник по английскому) - в нем картинки и буквы намного крупнее и красочнее.
Для маломобильных деток в нашей школе есть лифты, отдельные санузлы, во всей школе между кабинетами и коридором нет порогов.
В школе работают психологи и педагоги. У детей с ОВЗ в программу включены занятия с этими специалистами, и они регулярно проводятся.
Всех учителей в нашей школе обязали пройти курсы по работе с детьми ОВЗ: и тех, кто с ними на самом деле работает, и тех, кто нет - на всякий случай
Эльза, *психологи и логопеды
Для начала стоит называть вещи своими именами. Не "особенности", а отклонения. И да, дети с отклонениями - якорь для класса. Всегда работает принцип слабого звена. И детям с отклонениями нужен отдельный класс, и не вместе с обычными детьми
ТиграБенгальская, потому что есть конституция и закон)
И в любой момент любой человек может стать таким особенным, попав в аварию, но, наверное, не захочет сидеть дома, а захочет работать и так же активно жить, как раньше.
Анна, ссылки на конституцию и закон в россиюшке всегда очень смешно и жалко выглядят. А так Тигра права - школы рассчитаны на среднее большинство, поэтому очень умным и очень тупым приходится учиться отдельно. Умным - чтобы не отупеть, тупым - чтобы усвоить объем знаний, на который они способны, без сверхусилий.
Инклюзия - популярное слово, но все примеры ее реализации, которые я видел, работают через жопу. Се ля ви.
Алеша, а ведь есть семьи где , в которых очень умный и очень тупой ребёнок- с небольшой разницей в возрасте. Лично знаю. Они, кстати, против инклюзии
А также дети-иностранцы, которые по-русски очень плохо понимают, плозо разговаривают. Но их по-прежнему набирают в обычные классы, без адаптации и учителя бьются с ними как рыба об лед : ребёнок не понимает не потому что он глупый, а потому что с русским у него плохо. Сделайте адаптационный класс? Куда там!
И в моей школе, естественно, есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Бесит это "естественно". А что, школ с нормальными детьми больше нет, да? Везде либо эээ иностранцы, либо инвалиды?
Инклюзия на бумаге
Lexa, вы знаете, как это работает? Расскажите.
Анна, у вас какие-то нездоровые фантазии, досвидания
У каждого ребенка с ОВЗ своя проблема и учебник желательно бы подбирать индивидуально, невозможно стандартизировать всех детей.
Анна, "Но большинство не называют людьми с возможностями ниже полноценных."
Пожалуйста, я как "нормик" легко соглашусь на такую формулировку для себя. Мне от нее ни холодно, ни жарко, не обидно, тем более, что так оно и есть в целом.
Так для таких детей и школы должны быть специальные. Почему они должны обучаться вместе с нормальными детьми. На такое и не один родитель не согласится
Анна, просто у кого-то они в полном объёме. Общество и так пошло на поводу у особенных, не называя вещи своими именами. Не имеющий полнценных возможностей человек/ребенок- что вам не нравится в такой формулировке? Правда?
Анна, если ребенок ограничен в передвижении коляской, он ограничен?
Юлия, ограничен, можно рассмотреть с другой стороны вопрос.
Если альпинисты забираются на Эверест, а не альпинисты нет, просто натренированные люди ходят в походы, а слабые в этом не ходят, вторые ограничены в передвижении?
ТиграБенгальская, радостно, что на вас тут люди не ведутся
Анна, камент законченного быдла