Мнения
234

Мнение: российский геймдев переживает кризис

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Последние 16 лет я занимаюсь разработкой и изданием игр, преподаванием, публицистикой. Я бы хотел, чтобы этот материал подготовил кто-то с большим опытом, но таких людей в столь молодой для России сферы можно пересчитать по пальцам. И кажется, все они сейчас в Ереване, Астане или США.

Все мы знаем, что 2022-й год стал для российской индустрии разработки игр переломным. Большинство компаний-разработчиков уехало из страны. Много опытных сотрудников уехало вместе с работодателем. Те, кто остался здесь, крепко держатся за последние места или готовы идти на сильное понижение зарплаты. Вчерашние продюсеры с десятилетним опытом и окладом в миллион рублей сегодня готовы пахать за 200, но и таких вариантов для них немного.

Западные сервисы соревнуются друг с другом за возможность заблокировать для россиян всего и побольше. Так австралийская Atlassian объявила об отказе от грязных и кровавых денег россиян и удалении их аккаунтов в Jira, Confluence и других своих сервисах. Уверен, такая решительная мера, как ущемление разработчиков игр, очень поможет в вооружённом конфликте между Россией и Украиной. Или как они это оправдывают?

Блокировок коснулись и просто игроки. Видимо запрет на выход Blasphemous 2 в России очень важен для испанской студии. Накажем же российских игроков за… За что? Иностранные фонды более не инвестируют в российские студии. Редко всё же можно встретить бывших соотечественников, готовых хотя бы начать диалог, а не получить автоматический отказ. Да и они в основном требуют релокации команды.

В России же нет своих инвестиций в разработку игр. Минцифры заявило о том, что это не приоритетное направление. ИРИ профинансировал за последние годы около 50 проектов примерно на 1 млрд рублей (по их заявлениям). При этом половина этой суммы ушла Смуте. Но эта структура не создавалась для поддержки геймдева. Её цель — продвигать продукты, рассказывающие об истории и культуре страны.

И так, если опытные команды и специалисты принимают решение о переходе в другие сферы, каковы ваши шансы на трудоустройство или свой инди-проект?

Говорят, кризис — это время возможностей. Часть из разработчиков пошла к государству, но финансирование там смогут найти не все. Часть делает свои инди-игры. Надеюсь, у них хватит настойчивости организовать бизнес через Кыргызстан, Армению или Грузию и стать не только разработчиком, но и предпринимателем, умеющим подстраиваться под блокировки Steam и ежедневно находить решения. Часть ушла в преподаватели, консультанты или вообще покинула игровую индустрию.

Мировой геймдев сейчас также испытывает непростые времена. Маржинальность мобильного сегмента упала, объём рынка снизился, а инвестиции в 23-м обрушились в 10 раз по сравнению с первым кварталом 22-го года. Но этот кризис, вызванный разными причинами, в частности откатом после пандемии, закончится в перспективе 3 лет.

Вместо того, чтобы пойти зарабатывать деньги в другой сфере, я продолжаю делать игры и думать, могу ли я сделать что-то для игровой индустрии России? Кончено, я один слишком незначительная фигура, чтобы повлиять на глобальные процессы. Но почему бы нам не делать что-то полезное в рамках своих скромных возможностей?

Продолжаю преподавать, привлекаю инвестиции уже в меньшем объёме и пишу статьи. Я всегда стараюсь вдохновлять начинающих разработчиков на новые хиты, любовь к играм и своей работе. Но иногда хочется показать, что проблемы есть и их нельзя игнорировать.


Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество