Как я съездил на Игры будущего в Казани — крупнейший турнир по фиджитал-спорту
С 19 февраля по 3 марта в Казани прошли Игры будущего — соревнования, которые сочетают классический и киберспорт.
Участники из 116 стран, 21 дисциплина, призовой фонд в 10 миллионов долларов, 100 тысяч посетителей главной арены и 3,2 миллиарда просмотров матчей — Игры будущего стали крупнейшим из когда-либо проводившихся турниров по фиджитал-спорту.
Я побывал в Казани и посетил главные события чемпионата, включая церемонию открытия, топовые матчи, пресс-конференции и мероприятия для болельщиков. Рассказываю, как это было, зачем организовали турнир и что о соревнованиях думают болельщики и игроки.
Что за турнир
В отличие от обычных видов спорта, в фиджитале участники соревнуются в двоеборье из цифровых и физических турниров. Например, команды играют физический матч по мини-футболу или лазертагу и в цифровые аналоги этих же видов спорта — EA Sports FC или Counter-Strike 2.
Игры будущего — самый масштабный чемпионат по фиджитал-спорту в истории. А для России — еще и самый крупный международный турнир за последние два года. В Казань приехали участники из 116 стран — от Бразилии и США до Китая и Замбии. Они соревновались в фиджитал-турнирах по Dota 2, CS2, футболу, баскетболу и другим дисциплинам, а также в технологичных видах спорта вроде битвы роботов и дронрейсинга.
Ожидания от Игр будущего
Тестовые мини-турниры по фиджиталу регулярно проводили в России еще в 2023 году. Мне как фанату классического и киберспорта такой концепт показался интересным. Атлеты сначала соревнуются с геймпадами в руках, а потом выходят на лед, ринг или поле.
Поэтому когда я получил приглашение на Игры будущего по пресс-туру , сразу согласился. Было любопытно посмотреть на новый вид соревнований вживую, хотя особых ожиданий от события не было. Подумал, что в худшем случае просто погуляю по Казани.
Организация Игр будущего
Масштаб и уровень организации впечатлили. Рекламу Игр запустили прямо в самолете до Казани. Повсюду в городе развесили баннеры с анонсами турнира. У спортивных объектов дежурили волонтеры и гуляли иностранцы. Между стадионами запустили брендированные шаттлы. На матчи приехали звездные гости уровня Андрея Аршавина , Павла Дацюка , стримера Влада А4 и исполнителя Егора Крида. Мероприятия с ними проводили не только для журналистов, но и для зрителей.
Часто возникало ощущение, что в Казани проходит событие уровня Олимпиады. Это неудивительно: соревнования организовывала та же команда, что готовила игры в Сочи. Опыт той зимней Олимпиады, а также недавних Универсиады и чемпионата мира по водным видам в Казани использовали на 100%.
Профессионализм был заметен по стадионам, гостиницам, указателям и транспортной системе — все понятно и удобно. При этом местных Игры будущего не слишком удивили: они рассказывали, что уже привыкли к туристам, в том числе иностранцам.
К организации привлекли не только чиновников и спортивных функционеров, но и менеджеров, продюсеров и режиссеров кибертурниров. Даже если кто-то из министерства спорта не мог отличить Dota 2 от MLBB или Warface от Standoff 2, это не отразилось на уровне соревнований.
Церемония открытия прошла по модели Олимпийских игр и других крупных спортивных турниров: полуторачасовое шоу с парадом стран-участниц, выступлениями танцоров и красочными голограммами. Организаторы поочередно представили все дисциплины. Спидран показали как акробатическое шоу в стиле «Марио», для анонса битвы роботов провели показательное сражение, а для демонстрации фиджитал-гонок вывезли на сцену болид «Формулы-1».
Из минусов организации могу отметить недостаток справочной информации. По ходу чемпионата это исправили, но при подготовке найти полный состав участников и правила отдельных турниров было трудно: данные спрятали где-то глубоко на сайте.
Где проходили Игры будущего
Соревнования проходили на разных аренах, но главной площадкой организаторы выбрали «Казань Экспо» — выставочный центр площадью почти 150 тысяч квадратных метров.
Там провели турниры по самым зрелищным дисциплинам: Dota 2, MLBB, футболу, баскетболу, скейтбордингу и другим.
В «Экспо» можно было приехать даже без билета на матчи и все равно занять себя на весь день. Почти половину комплекса отвели под стенды с активностями для зрителей: пресс-конференции и автограф-сессии со звездами, конкурсы и концерты, тестирование нейросетей и VR-шлемов. Повсюду встречались косплееры в узнаваемых образах и роботы-собаки.
В последние годы в России не хватает мероприятий такого формата. Из-за пандемии закрылись Игромир и Стримфест, и с тех пор любителям видеоигр ничего подобного не предлагали.
Главная проблема Игр будущего
Организаторы называли Игры будущего аналогом Олимпиады. Сходства действительно есть, но различий оказалось больше. В первую очередь из-за фиджитал-формата.
Он предполагает, что игроки одновременно сильны в реальном и виртуальном соревнованиях. На деле же большинство команд подбирало разных спортсменов под каждый этап. За компьютером или приставкой соревновались одни, а на физический матч выходили другие.
Некоторые коллективы не меняли составы — например, сборная стримеров по CS2 или баскетбольный УНИКС. Они хорошо выступали в привычных им дисциплинах, но уступали в непрофильных и до призов не добирались.
По-настоящему интересными получились соревнования, в которых фиджитал-часть играла меньшую роль или вообще отсутствовала: Dota 2, MLBB, битва роботов, гонки дронов, скейтбординг, BMX и другие. Неосновные этапы в них воспринимались скорее как шоу — правда, зачастую скучное.
Регулярно возникали ситуации, когда кибератлеты громили в симуляторе соперников из классических видов спорта, а затем без шансов проигрывали им же в физическом матче. Для Dota 2 и вовсе не нашлось альтернативы среди традиционных дисциплин, поэтому команды соревновались в мини-футболе. В интернете над участниками насмехались: они разыгрывают 50 тысяч долларов, но не могут попасть по мячу.
С появления первых турниров по фиджиталу прошло уже два года, но спортсменов, которые достойно выступали бы в обоих версиях спорта, так и не появилось. Поэтому соревнования даже на таком высоком уровне выглядят несбалансированно.
Кто участвовал в Играх будущего
На уровень турнира повлиял и неоднородный состав участников. На киберспортивные матчи по Dota 2 и Mobile Legends: Bang Bang приехали лучшие команды мира. В CS2 играли известные российские стримеры. Статусные геймеры и блогеры выступали в симуляторах NBA 2K, EA Sports FC и спидране.
При таком подборе кибератлетов ожидаешь схожий уровень и у спортсменов из классических видов, но он был другим. Да, приехали бывшие футболисты «Спартака» Игорь Шишкин и Александр Шешуков, баскетболист УНИКСа Иван Лазарев, чемпион мира по пляжному футболу Денис Пархоменко, многократный призер X Games по BMX Гаррет Рейнольдс. И все же их статус в своей дисциплине несопоставим с популярностью, например, Романа RAMZES666 Кушнарева или Вана Ame Чуньюя в киберспорте.
Чтобы футбол на Играх будущего соответствовал уровню Dota 2 или Mobile Legends, на турнире должны были выступить «Аль-Наср» с Криштиану Роналду, «Интер Майами» с Лионелем Месси, «Монако» с Александром Головиным. Но пригласить их было проблематично: все-таки статус Игр будущего пока уступает не только условному финалу Лиги чемпионов, но и практически любому турниру в профессиональном спорте.
Отсутствие звезд из классических видов спорта можно объяснить еще и загруженным расписанием, необычными правилами турнира и возможными санкциями. В киберспорте национальные федерации большой силы не имеют, но другие атлеты могли опасаться штрафов и отстранений. И небезосновательно: несколько хоккеистов из Латвии и Эстонии потеряли спортивные лицензии в национальных чемпионатах из-за участия в Играх будущего.
Что о турнире думают иностранцы
Хотя в городе и на площадках встречались иностранцы, в основном это были спортсмены или журналисты: болельщиков из-за рубежа в Казани было немного. Больше всего гостей приехало из стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Китая. Среди них практически не встречались мировые звезды, а для некоторых это и вовсе был первый выезд за границу. В таком контексте говорить об объективной оценке от иностранцев сложно.
Уровень гостеприимства и сервиса мог отодвинуть на второй план неудобства. Многие восторгались Казанью, с удовольствием гуляли по заснеженным улицам, с интересом разглядывали стенды в «Экспо». Мои коллеги из Китая, Турции и Бразилии отмечали масштаб турнира, теплый прием, отзывчивых волонтеров и организаторов. Были и те, кто признавался в любви к России и даже захотел переехать.
О недостатках тоже говорили, но меньше. Не все понимали, зачем проводить настолько крупный турнир по такому молодому направлению. Возникали и технические проблемы с компьютерами, жалобы на судейство, заблудившиеся на площадке спортсмены. Но показалось, что это лишь небольшие помарки, которые не портят общего впечатления от большого спортивного праздника.
Как прошел пресс-тур
Пресс-тур рассчитан на четыре дня — с 19 по 22 февраля. Мне оплатили хорошую гостиницу, питание и трансферы до «Казани Экспо».
Журналистов сопровождали всюду с момента прилета, постоянно держали связь, организовали рабочее место и экскурсии, напоминали о важных событиях, помогали по любым вопросам — от логистики до контактов спортсменов. Если поступал запрос на интервью, организаторы подводили к спикеру едва ли не за руку.
На всех аренах и в отеле работали пресс-центры. В них были хороший интернет, напитки, закуски и различная техника — от пауэрбанков до принтеров и картридеров. Приятный бонус — небольшая сумка с подарками на память: кепка с символикой турнира, значок на одежду и другие мелочи.
Сколько стоит посетить Игры будущего
Еще шесть дней, с 22 по 27 февраля я провел на Играх будущего без аккредитации и могу рассказать, на что похожа самостоятельная поездка.
Билеты в Казань. Самолет из Москвы до Казани и обратно мне оплатили по пресс-туру. Если бы я летел за свои деньги, потратил бы на места в экономклассе 17 000 ₽.
Жилье. Средний трехзвездочный отель недалеко от центра города обошелся в 25 000 ₽ — больше 4000 ₽ за ночь. Сначала я связал настолько высокую цену с поздней бронью — всего за неделю-две до старта Игр будущего. Но после окончания турнира проверил даты на полтора месяца вперед, и стоимость не сильно отличалась.
Логистика. Турниры по разным дисциплинам проходили в разных частях Казани. Если зритель хотел посетить сразу несколько матчей за день, ему требовалось хорошо продумать трансферы.
Главная площадка находилась за городом возле аэропорта. До нее ездили шаттлы и электрички, куда бесплатно пускали по билету на матч. Когда я спешил, приходилось выбирать такси — и тут нужно было раскошелиться. Стоимость 45-минутной поездки из центра до «Экспо» доходила до 1000 ₽.
Питание. Журналисты могли перекусить в пресс-центрах, но простому зрителю поесть было почти негде. На некоторых площадках были зоны с фуд-кортами, но в «Экспо» почти все пространство занимали стенды партнеров и крупных технологических компаний — общепитов среди них не встречалось. Поэтому проголодавшимся посетителям приходилось идти по переходу в аэропорт, где они могли с ощутимой наценкой поесть в кафе.
Билеты. Минимальная стоимость прохода на любой матч составляла 400 ₽. За 3000 ₽ продавали вип-пропуск с лучшим обзором, сувенирами от организаторов и парковочным местом.
Билеты на самые популярные турниры, такие как Dota 2 и битва роботов, раскупили очень быстро — задолго до начала соревнований. В других дисциплинах их продавали дольше, вплоть до старта матчей. Исключение — финалы, попасть на которые было в разы труднее из-за высокого спроса.
Подсчеты. Неделя на Играх будущего обошлась бы примерно в 50 000 ₽. В эту сумму входят расходы на дорогу из Москвы или другого большого города, гостиницу, питание и билеты на все матчи одного крупного турнира вроде Mobile Legends, CS2 или фиджитал-футбола.
При этом я слышал совершенно разные истории. Кто-то приехал из Москвы, провел в Казани четыре дня, посмотрел все матчи по Dota 2 и уехал обратно всего за 27 000 ₽. Кто-то потратил за этот же срок шестизначную сумму. А местным поход на Игры будущего не стоил почти ничего.
Итоги
Игры будущего выглядели скорее экспериментом, чем полноценными соревнованиями. Если принять очень разный уровень участников и посещать отдельные матчи, чемпионат даже можно назвать зрелищным. Не сомневаюсь, что зрителям формат показался любопытным, но есть опасения, что регулярные фиджитал-турниры не наберут постоянную аудиторию.
Коллеги из спортивных изданий в разговорах со мной недоумевали, зачем проводить такие чемпионаты, и отмечали невысокий уровень матчей. При этом организаторы сравнили Игры будущего с первой Олимпиадой, а себя — с Пьером де Кубертеном .
Показательно, что больше всего просмотров принесли чемпионаты по Dota 2 и MLBB, где не было акцента на фиджитал-этапе. Болельщики следили за игрой привычных команд по понятным правилам. В то же время казалось, что зрители футбола и баскетбола будущего не понимали, кто и зачем это придумал.
Если к соревновательной части Игр будущего возникли вопросы, то к организационной их почти не было. За проведенное в Казани время я много раз слышал фразу «В России умеют проводить такие мероприятия». Об этом говорили и местные, и иностранцы. С этим трудно поспорить: все было понятно, доступно и удобно.
Обертка Игр будущего получилась яркой, но пока они выглядят как высокобюджетное шоу про современные технологии, а не как спортивные соревнования. Но в условиях изоляции даже такой турнир — праздник и для зрителей, и для спортсменов.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik