«Гладиатор»: за что мы любим историческую драму Ридли Скотта о кровавых боях в Римской империи
Легендарный фильм вышел в мировой прокат 1 мая 2000 года.
Он выиграл в пяти номинациях премии «Оскар», включая «Лучший фильм», и стабильно входит в топ-35 лучших картин в истории кино, по мнению пользователей IMDb и «Кинопоиска». Спустя 24 года «Гладиатора» пересматривают и цитируют, ему посвящают многочисленные видеоэссе и ставят в пример как эталонную историческую драму.
В честь выпуска долгожданной второй части вспоминаем историю создания оригинального фильма. А заодно рассказываем, за что мы полюбили картину о храбром римском генерале Максимусе и почему готовы пересматривать ее много лет спустя.
Что за «Гладиатор» (Gladiator)
Дата премьеры: 1 мая 2000 года
Страны производства: США, Великобритания, Мальта, Марокко
Режиссер: Ридли Скотт
Сценаристы: Джон Логан, Уильям Николсон, Дэвид Францони
В ролях: Рассел Кроу, Хоакин Феникс, Конни Нильсен, Оливер Рид, Ричард Харрис, Дерек Джекоби, Джимон Хонсу, Дэвид Скофилд, Джон Шрэпнел, Томас Арана
Жанры: история, боевик, драма
Фильмы, похожие на «Гладиатора»: «Царство небесное», «Исход: Цари и боги», «Последний самурай», «Последняя дуэль», «Троя»
Продолжительность: 2 часа 35 минут
Где смотреть: «Иви»
⚔ «Гладиатор» возродил жанр исторических блокбастеров
Несколько десятилетий голливудские продюсеры считали этот жанр неактуальным и финансово провальным. Все из-за неудачного проката «Клеопатры» в 1963 году, которая собрала 57 млн долларов при бюджете в 44 . Следом потерпело крах и «Падение Римской империи» 1964 года. Вместе с пеплумами закончился и Золотой век Голливуда, а режиссеров нового поколения 1970-х вроде Фрэнсиса Форда Копполы и Уильяма Фридкина мало интересовали фильмы о далеком прошлом.
Впервые идея «Гладиатора» пришла сценаристу Дэвиду Францони в 1972 году. Тогда он путешествовал по Европе на мотоцикле и видел в разных странах древнеримские арены, где соревновались гладиаторы. Позже он оказался в Ираке и познакомился с одной девушкой. Она подарила ему книгу «Идущие на смерть» — про бои в Колизее. И Францони поклялся себе, что обязательно напишет историю о гладиаторе, если когда-нибудь станет сценаристом.
Спустя 25 лет его мечта сбылась. После работы со Стивеном Спилбергом над фильмом «Амистад» про африканских рабов в США Францони подписал контракт со студией DreamWorks на три фильма. И предложил Спилбергу свою идею боевика о Древнем Риме. Режиссер одобрил питч, сделал Францони продюсером, поручил ему написать черновик и помог найти финансирование. А позже нанял Ридли Скотта в качестве режиссера.
У «Гладиатора» был огромный по меркам своего времени производственный бюджет — 103 млн долларов. Мало кто верил, что в эпоху фантастических фильмов вроде «Матрицы» и приквелов «Звездных войн» серьезная историческая драма хотя бы окупится. Но ставка Францони и Спилберга сыграла: в мировом прокате картина собрала внушительные 460 млн долларов. Больше в 2000 году было только у фильма «Миссия невыполнима 2». А после окончания проката «Гладиатор» установил рекорд по продажам на DVD: всего за неделю он принес более 60 млн долларов.
Успех картины привел к созданию множества исторических блокбастеров. Это и «Александр» с Колином Фарреллом, и «Троя» с Брэдом Питтом, и «300 спартанцев» с Джерардом Батлером. Рассел Кроу исполнил главную роль в фильме «Хозяин морей: На краю Земли» про корабельные сражения в начале 19 века. Без «Гладиатора» вряд ли появился бы и эпический сериал «Рим» от HBO.
🎥 Ридли Скотт снял «Гладиатора» на пике своей режиссерской формы
До этого фильма постановщик много лет пытался вернуться на вершину Голливуда. После сверхуспешного «Чужого» в 1979 году его «Бегущий по лезвию» провалился в прокате и получил низкие оценки критиков. Все следующие фильмы, кроме «Черного дождя» и «Тельмы и Луизы», тоже не окупились. Скотт оказался в шатком положении, несмотря на прошлые заслуги. Ему хотелось снять какой-нибудь кассовый хит, который бы позволил оправиться от череды провалов.
Подходящий проект подвернулся в 1998 году, когда продюсер Уолтер Ф. Паркс из DreamWorks пригласил его на встречу в офисе студии. Паркс рассказал про готовящийся фильм о Древнем Риме и показал Скотту знаменитую картину Pollice verso Жан-Леона Жерома, на которой изображен гладиатор в Колизее. Режиссера так это заворожило, что он сразу согласился на съемки. При этом постановщик даже не знал, о чем «Гладиатор» на самом деле и какой у него сценарий.
Ридли Скотт встретился с Дэвидом Францони и обсудил сюжет картины. По изначальной задумке, главным героем был боец по имени Нарцисс. В финале он становился чемпионом Колизея, душил императора Коммода и отправлялся с семьей в закат. Концепция понравилась Скотту, но сценарий показался недоработанным и неинтересным. Режиссер нанял Джона Логана, известного по спортивной драме «Каждое воскресенье», написать второй черновик «Гладиатора». Более поздние версии принадлежат Уильяму Николсону, сценаристу исторических фильмов «Первый рыцарь» и «Страна теней».
Благодаря Скотту «Гладиатор» обрел нужный размах и стал серьезной драмой. Режиссер настоял на смене имени и мотивов главного героя, расширил его сюжетную арку, сделал его трагической фигурой и жертвой политических интриг. Но одно он так и не смог реализовать — зрелищную экшен-сцену с участием носорогов. Задумка с животными оказалась слишком амбициозной, поэтому он воплотил ее только спустя 25 лет в сиквеле.
Сценаристы не поспевали за идеями режиссера, ведь к началу съемок было готово лишь 32 страницы сценария. И даже имевшийся черновик не нравился никому: Рассел Кроу считал его «дерьмом» и не видел в Максимусе живого человека. Ридли Скотту пришлось импровизировать. Вместе с Кроу он дорабатывал сценарий и часто задерживался в офисе до трех или четырех часов утра. С идеями помогали и другие актеры.
Сами съемки шли в тяжелейших условиях. Команда перемещалась из одной страны в другую, Кроу и его коллеги регулярно получали увечья во время боевых сцен. Скотту приходилось мирить актеров друг с другом: например, Оливер Рид, сыгравший бывшего гладиатора Проксимо, грубо общался с Кроу и регулярно напивался. А Хоакин Феникс, исполнивший роль Коммода, даже думал уйти со съемок, так как сильно волновался: «Гладиатор» был самым масштабным и сложным фильмом в его карьере на тот момент. За это Скотт по четыре часа без перерыва заставлял его играть одну и ту же сцену. Позже Феникс выяснил, что камеры в это время не работали.
Все четыре месяца производства сценарий писали на ходу, а эпизоды снимали в хронологическом порядке. В процессе произошла трагедия: Оливер Рид умер от сердечного приступа после участия в алкогольном соревновании. Актер не успел сняться в двух ключевых сценах, поэтому Скотту пришлось придумывать, как завершить производство без него. Тогда у него родилась идея создать компьютерного двойника Рида — модель для двух минут фильма обошлась в 3 млн долларов.
Но главная режиссерская заслуга Ридли Скотта — финал «Гладиатора». По сценарию Максимус убивал Коммода и становился свободным. Но уже перед съемками последних эпизодов постановщик понял, что такая концовка фильму не подходит. Он обсудил идею трагического финала с Расселом Кроу и пришел к выводу, что главный герой должен умереть — иначе драма не сработает.
Скотт не мог представить, насколько его картина понравится зрителям, критикам и всему Голливуду. При этом его лично так и не отметили. «Гладиатор» стал лучшим фильмом на «Оскаре», но Скотт не выиграл в режиссерской номинации и не поднялся на сцену, так как не был одним из продюсеров.
Зато именно благодаря «Гладиатору» Ридли Скотт снова попал в мейнстрим. Студии уже не боялись выдавать ему огромные бюджеты на любые картины. Через год он снял высокооцененный военный боевик «Падение черного ястреба», а затем закрепился в историческом жанре с «Царством небесным», «Робином Гудом», «Последней дуэлью» и «Наполеоном». Скотт вернулся к «Гладиатору» спустя 20 с лишним лет, чтобы попытаться превзойти оригинал. Он считает «Гладиатора 2» одним из лучших своих фильмов.
🦅 «Гладиатор» — пожалуй, лучший фильм о Римской империи
В нем есть все, чего можно ожидать от хорошего пеплума: зрелищные битвы и дуэли, изощренные политические интриги, громогласные диалоги и великолепные декорации. Скотт выдерживает отличный баланс между разговорными и боевыми сценами, позволяет всем героям раскрыться как следует.
Ни до, ни после «Гладиатора» сражения в Колизее не показывали так зрелищно. В одной сцене Максимус, уклоняясь от противника, старается не попасться тиграм. А в другой — командует гладиаторами и выстраивает их в позицию «черепаха», чтобы защитить от лучников на колесницах. Все бои здесь держат в напряжении, за судьбу персонажей действительно переживаешь. Интерес подкрепляется и за счет отличного монтажа — режиссер позволяет вдоволь насладиться схватками.
Визуально «Гладиатор» тоже выглядит превосходно. Все дело в отличных практических эффектах и почти полном отсутствии компьютерной графики. Большую часть сцен снимали с использованием настоящих декораций: например, съемочная команда построила примерно треть Колизея высотой в 16 метров. А для актеров — в том числе массовки — сшили множество костюмов, впечатляющих своей исторической достоверностью.
Но главное достоинство «Гладиатора» по сравнению с другими фильмами о Римской империи — кропотливая работа с сеттингом. Сценарист Дэвид Францони хотел, чтобы зрители увидели схожесть Римской империи с современным миром в целом и США в частности. Гладиаторов он сравнивал с рестлерами, Проксимуса — с промоутером, который организовывает бои, а Коммода — с Тедом Тернером, основателем World Championship Wrestling.
Ридли Скотт развил задумку Францони. По версии постановщика, Рим — вовсе не роскошный и процветающий мегаполис, а обычный город. Режиссер намеренно «заземлил» Римскую империю и показал ее как государство со своими достоинствами и недостатками. Для этого Скотт пожертвовал исторической достоверностью: например, эксперты до сих пор критикуют фильм за то, что в нем смешаны события и персонажи из разных эпох. Но Скотт лишь хотел развлечь зрителей, погрузить их в созданный им мир. И ему это удалось: именно «Гладиатора» в основном вспоминают как лучший фильм о Римской империи.
💔 Это пронзительная драма о человеке, которому нечего терять
Максимус — благородный и харизматичный генерал, за которым готовы пойти тысячи солдат. В сражениях ему нет равных: он не только продумывает всю тактику своих войск, но и сам идет в атаку в первых рядах. Император Марк Аврелий считает Максимуса своим лучшим генералом и потенциальным преемником, который смог бы успешно руководить Римской империей.
Но главный герой на самом деле не ищет славы. Все, что ему нужно, — вернуться в родную Испанию, к жене и сыну. Максимус не тщеславен, держится на почтительном расстоянии от интриганов и хочет спасти как можно больше своих людей. Генерал располагает к себе зрителей и вселяет уважение. Поэтому смерть его родных и превращение в раба вызывают сильные эмоции. А сын императора Коммод, по вине которого это произошло, тут же становится объектом ненависти.
Сценаристы, Ридли Скотт и Рассел Кроу совместными усилиями сделали из Максимуса эталонного протагониста. Он ни перед кем никогда не пресмыкается, ему противно всякое лицемерие. Это прямолинейный, грубоватый мужчина с несгибаемыми принципами, который хочет лишь одного — отомстить за родных и воссоединиться с ними. Ради этого он готов идти сквозь любые препятствия, терпеть унижения и тяжелые раны. На арену он всегда выходит как в последний раз, зная, что может не выжить в схватке.
Посыл «Гладиатора» о благородной цели и пути через тернии к звездам универсален во всем мире и понятен зрителям любых возрастов. Это простая история без усложнений, с очевидной моралью и четкой границей между добром и злом.
Храбрый Максимус олицетворяет все хорошее, что может быть в человеке. Он героически выдерживает испытания и сохраняет в себе свет. А завистливый Коммод показан мерзким, не заслуживающим сострадания антагонистом. Авторы фильма будто не хотели, чтобы хоть кто-то во время просмотра встал на его сторону, поэтому постоянно показывают его злые поступки. Например, как он угрожает родной сестре убийством или ранит Максимуса перед боем. За это Коммод неоднократно входил в список самых ненавистных злодеев в истории кино.
Ридли Скотт сознательно противопоставляет двух персонажей на протяжении всего фильма. Коммод — родной сын Марка Аврелия, но его отец всегда мечтал видеть своим наследником именно Максимуса. Племянник Коммода Луций сначала души не чает в дяде, но затем начинает видеть ролевую модель в гладиаторе. Император больше всего мечтает о народной любви, но ее в итоге получает Максимус. Да и реальной властью над римлянами в финале обладает не император, а именно генерал.
Создатели фильма показывают триумф добра, его неукротимую силу и превосходство над злом. Ведь каким бы могущественным ни казался жестокий император, победителем становится хороший человек. Арена покрывается лепестками цветов, и Максимус наконец обретает покой.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult