«Гладиатор 2»: неубедительное продолжение великого фильма, которое больше похоже на ремейк
Поп-культура
28K
Кадры — Paramount Pictures

«Гладиатор 2»: неубедительное продолжение великого фильма, которое больше похоже на ремейк

14
Аватар автора

Ефим Гугнин

думает о Римской империи

Страница автора

14 ноября в мировой прокат вышел фильм «Гладиатор 2»

Ридли Скотт давно мечтал снять продолжение своей успешной исторической драмы 2000 года. Он долго искал нужный сценарий, но, кажется, так и не нашел — и поэтому просто переснял «Гладиатора» с другими актерами.

Вместо Рассела Кроу на арене теперь сражается Пол Мескал, а с войны домой мечтает вернуться Педро Паскаль. Рассказываем, что еще происходит в фильме и почему ему далеко до величия оригинала.

Что за «Гладиатор 2» (Gladiator II)

Дата премьеры: 14 ноября 2024 года
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Ридли Скотт
Сценарист: Дэвид Скарпа
В ролях: Пол Мескал, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хекинджер, Дерек Джекоби, Рори Макканн, Мэтт Лукас, Питер Менса
Жанры: боевик, драма, приключения
Фильмы, похожие на «Гладиатор 2»: «Гладиатор», «Звездные войны: Пробуждение силы»
Продолжительность: 2 часа 28 минут
Где смотреть: в зарубежных кинотеатрах

✒️ Фильм слишком усердно повторяет за первой частью

Ханно и его жена Шират защищают последний свободный от Римской империи африканский город. На него нападает генерал Акаций — признанный и любимый народом полководец, который больше всего на свете хочет вернуться с войны домой к жене. Шират убивают, а Ханно берут в плен. Позже его выкупает из рабства Макрин, хозяин школы гладиаторов. Так герой попадает на арену. Больше всего он хочет добраться до Акация и отомстить ему.

В это время генерал возвращается к двум братьям-императорам, жестоким тиранам Каракалле и Гете. Они говорят Акацию, что его служба пока не закончена: ведь Риму осталось покорить еще столько земель. Уставший от произвола монархов генерал, заручившись поддержкой Сената и жены Луциллы — той самой дочери Марка Аврелия из первого «Гладиатора» — готовится свергнуть императоров.

Главную роль в фильме играет Пол Мескал — номинант на «Оскар» за роль в инди-драме «Солнце мое»
Главную роль в фильме играет Пол Мескал — номинант на «Оскар» за роль в инди-драме «Солнце мое»

«Гладиатор 2» — еще одна жертва голливудского тренда «легаси-сиквелов». Так называют фильмы, которые формально продолжают сюжеты известных картин, но на деле скорее повторяют их с небольшими изменениями. Тут есть свой коварный и жалкий правитель Коммод — теперь его место заняли братья-императоры. Есть свой промоутер гладиаторов Проксимо — тут бойцами владеет куда более хитрый Макрин. На фоне разворачивается заговор против жестоких тиранов, все вновь повторяют слова Марка Аврелия и мечтают об установлении Республики.

Важное изменение одно: роль Максимуса, героя Рассела Кроу из первого фильма, тут распределили сразу на двух персонажей. К Ханно перешел сюжет о мести за убитую жену и вся гладиаторская линия. К Акацию — история о печальном генерале, которому никак не дают вернуться домой.

Повторы есть даже в деталях. Как и Максимусу, Ханно приходится учить гладиаторов работать сообща, чтобы выжить на арене. А Акаций точно так же планирует свергнуть императоров с помощью преданного ему войска. Еще герои невпопад цитируют героев первой части — особенно они любят повторять фразу Максимуса «То, что мы делаем в жизни, отзывается в вечности».

Такое пресмыкание перед кино прошлого можно кое-как простить «Звездным войнам». Там авторы хотя бы играют на ностальгии по фильмам 50-летней давности. «Гладиатор» вышел в 2000 году — рановато его переосмысливать, тем более настолько безыдейно.

На роль Луция кроме Мескала претендовали Тимоти Шаламе, Майлз Теллер и Остин Батлер
На роль Луция кроме Мескала претендовали Тимоти Шаламе, Майлз Теллер и Остин Батлер

К тому же «Гладиатор 2» совершает худшую ошибку легаси-сиквелов — своим сюжетом он как бы отменяет события первой части. Жертва Максимуса оказывается напрасной: Республику так и не установили, все нужно переделывать по-новой. С исторической точки зрения это оправданно: после смерти Коммода в Риме началось смутное время, известное как «год пяти императоров». Но так в реальности и Максимуса не существовало.

В фильме довольно рано раскрывается, что Ханно — на самом деле сын Луциллы по имени Луций. В том числе ради его безопасности герой «Гладиатора» выходил на арену, хотя мог бы убить Коммода раньше. Оказывается, и это тщетно: сразу после событий оригинала парня спрятали где-то в деревне, чтобы его не достали абстрактные «враги». Кто эти враги, если Коммод уже убит, а преторианцы встали на сторону Сената, — непонятно.

Что хуже, Луций — теперь еще и сын Максимуса. То есть герой не жертвовал собой ради чужого ребенка, получая искупление за то, что не уберег собственных родных. Он просто спас сына. Чтобы настолько испортить величественную концовку «Гладиатора», надо было постараться.

⚔️ Луций — неинтересный герой

Герой проходит примерно тот же путь, что и его знаменитый отец. Он оказывается в плену, поначалу отказывается биться на потеху публике, но в итоге становится известным гладиатором и объединяет вокруг себя других бойцов. Вот только его путь к успеху кажется незаслуженным.

В «Гладиаторе» нам наглядно показывали, почему Максимус — великий генерал. В одной из самых впечатляющих сцен фильма он вместе с другими гладиаторами защищался от заметно превосходящих сил: их, пеших бойцов с копьями, расстреливали лучники на колесницах. Герой моментально оценивал ситуацию, строил соратников в идеальную «черепаху» и успешно отбивал атаки куда более мощного противника.

Луций вроде бы делает что-то похожее в эпизоде, когда на гладиаторов нападает боец верхом на носороге. Но по факту он просто кричит фразы типа «Давайте держаться вместе!». Еще пару раз герой толкает неубедительные пафосные речи. Почему после этого его начинают считать гением тактики, не особо понятно.

Пол Мескал — хороший актер, но едва ли звезда блокбастера. И уж тем более в нем нет магнетизма Рассела Кроу рубежа веков
Пол Мескал — хороший актер, но едва ли звезда блокбастера. И уж тем более в нем нет магнетизма Рассела Кроу рубежа веков

У Луция к тому же самая скучная сюжетная линия в фильме. Генерал Акаций пытается спасти парня, когда узнает о его происхождении. При этом герой Педро Паскаля понимает, что гладиатор желает его смерти. Макрин хитрыми манипуляциями пробивает себе путь в Сенат. Луцилла пытается вернуть давно пропавшего сына. Луций же мстит за жену, отношениям с которой были посвящены ровно две короткие сцены. Силу его утраты почувствовать сложно.

В истории героя также есть мощные антиколониальные мотивы. Будучи римлянином, он всю жизнь сражается против империи. Луций ненавидит родную страну и считает ее «ядом», который расползается по миру. Фильм пытается переосмыслить «Гладиатора» с точки зрения новой этики. Все-таки в первой части главным героем был полководец-завоеватель, а Марк Аврелий — человек, расширивший границы страны до небывалых размеров, — показывался однозначно положительным героем. В 2024 году так делать нельзя, поэтому персонажи теперь активно осуждают политику Рима и не стесняются лишний раз напомнить зрителю, что империализм — очень плохо.

В самом антиколониализме ничего плохого, конечно, нет. Проблема только в том, что и о своей нелюбви к Риму герой в какой-то момент забывает — и начинает бороться за трон, чтобы воплотить мечту деда в жизнь и сделать из страны Республику. Ненависть к колонизаторам переходит бывшему рабу Макрину. Вот только он злодей. Интересно, что этим хотел сказать Ридли Скотт?

🦏 В фильме есть впечатляющие сцены — но этого мало

«Гладиатор 2» — не беспомощный фильм. Как минимум при хронометраже в два с половиной часа его не скучно смотреть: Ридли Скотт умеет держать внимание зрителя даже не в самой захватывающей истории. А экшен-сцены радуют размахом и широтой фантазии. Герои сражаются с обезьянами и носорогами, а во время одной из битв в Колизее арену наполняют водой, где плавают акулы. Гладиаторы при этом дерутся на кораблях.

Правда, как ни странно, это самая невыдающаяся экшен-сцена в фильме. Судам в Колизее негде развернуться, так что бойцы просто стреляют друг в друга из луков с расстояния примерно в метр. Несмотря на интересные идеи, таким эпизодам далеко до сцен из первого «Гладиатора». Битвы людей против людей всегда интереснее, чем сражения с CGI-модельками.

У героя Паскаля, пожалуй, самый интересный конфликт в фильме. К сожалению, авторы не уделяют ему должного внимания
У героя Паскаля, пожалуй, самый интересный конфликт в фильме. К сожалению, авторы не уделяют ему должного внимания

В «Гладиаторе 2» есть отдельные удачные моменты, но пространство между ними заполнено банальностями: герои ведут бестолковые разговоры и вслух по несколько раз проговаривают важные сюжетные повороты. Первый фильм тоже не отличался тонкостью — но это оправдывалось интонацией эпической античной трагедии, где все события чрезмерны, а чувства возвышенны. Продолжение своим тоном и стилем диалогов скорее напоминает стандартный блокбастер Marvel.

Авторы как будто и сами понимают несостоятельность своей работы — поэтому пытаются создать ей добавочную стоимость: периодически они показывают сцены из оригинала, а в открывающих титрах — лучшей части фильма — с помощью акварельных рисунков пересказывают основные события первой части.

По задумке, это должно подчеркнуть наследственную связь картин. На деле служит напоминанием, что вместо «Гладиатора 2» мы бы сейчас могли сидеть и еще раз смотреть первого «Гладиатора». То, что сделано там, действительно отзовется в вечности. Продолжение — едва ли.

По одной из ранних задумок для сиквела «Гладиатора», Максимус должен был воскреснуть и участвовать в разных войнах на протяжении тысячелетий. Как бы дико ни звучала эта идея, такой фильм наверняка получился бы интереснее, чем «Гладиатор 2»
По одной из ранних задумок для сиквела «Гладиатора», Максимус должен был воскреснуть и участвовать в разных войнах на протяжении тысячелетий. Как бы дико ни звучала эта идея, такой фильм наверняка получился бы интереснее, чем «Гладиатор 2»
Ефим ГугнинКакой ваш любимый фильм про Древний Рим? Расскажите почему:
  • Andru YaraНе шедевр , очень средний пеплум .4
  • Aleks RomanoffСтолько есть исторических героев и событий. Но нет, нужно вцепиться в одну эпоху и тему до посинения. Рассказали бы о Спартаке современно, Цезаре, Гае Марии, Гракхах, Диоклетиане... Константине, Юстиниане, философах Платоне, Сократе, и их жизни... Пелопонесской войне... Ганнибале. Историю даков и парфян бы пересняли. Это только из античности и навскидку). "Битва за Рим" Феликса Дана интересный и слабо снятый роман.. Итд). "Таис Афинская" та же, итд).11
  • Лев ГаспаровМескал изначально худший выбор1
  • день суркаКаст оч мощный, надо было что-то самобытное снимать ,а не очередной вторяк4
  • Anatoliy-Alan Zar-PetoyanГрандиозное продолжение непревзойденного оригинала Ожидал выход этого фильма три года, в независимости от зревших зерен скепсиса в извилинах моего мозга. В наше время появилось множество ремейков, и за частую за ними нет ни души ни мысли в сравнении со своими предшественниками. Я молчу уже и про миллиардные «Кольца Власти» не оправдавшие ожидания фанатов. Когда дело касается таких бриллиантов кинематографа как «Бен-Гур», «Храброе сердце», «Троя», «Властелин Колец», невольно задаешься вопросом, чем руководствуются те или иные продюсеры и режиссеры, решающиеся посягнуть на «святое». Ридли Скотт превосходный художник, которому удается воссоздать историческую эпоху как ни одному другому из живших и ныне живущих деятелей кино. Но несмотря даже на звание одного из самых успешных режиссеров Голливуда и великое наследие, нельзя упускать весьма очевидный факт того что возраст делает свое дело. 86 лет — возраст, весьма опасный для режиссера, пусть даже именитого. В начале нулевых когда создавался первый «Гладиатор», Ридли вполне мог самостоятельно принимать те или иные художественные аспекты и решения в процессе съемки и монтажа. По второй же части создается ощущение что дедом довольно часто манипулировали почти на всех этапах создания, и я не говорю даже о диких обезьянах на арене и акулах в Колизее, которые вообще выпадают из общей колеи благоразумия, особенно когда мы говорим об исторической составляющей фильма. Даже к «Царству Небесному» у меня не было особых претензий исходя из этих соображений. Что же касается актерского каста, то здесь не все так однозначно. Дензел мастер своего дела, веришь почти каждому кадру в котором он появляется, у меня не было никаких сомнений что он справится со своей ролью на все сто. Что же касается актера в роли юного Луция, то разумеется, видно что он старается что есть мочи, но для заглавной роли ему не хватает харизмы и изюминки, увы не врезается в память ни его игра, ни его внешность как у его предшественника генерала Максимуса. Было бы более вразумительно подготовить для этой роли Спенсера Трит Кларка сыгравшего Луция в оригинальном фильме дабы поддержать мало мальски дух ностальгии. Актеры сыгравшие императоров Каракала и Гета неплохо справились со своими образами, чувствуется влияние не только игры Феникса в предыдущем «Гладиаторе», но и Джека Глисона из «Игры Престолов». Паскалю же в роли генерала Акасиуса может и досталось не так уж много экранного времени, но отыграл он это время со всей благородностью и прилежностью профессионального актера. Саундтрек скуден, увы не хватает души звучания оригинального фильма, в том числе раздирающей душу игру ныне почившего мастера армянского дудука Дживана Гаспаряна. Если спросить меня: имеет ли «Гладиатор 2» право на существование то я скажу: почему бы и нет, НО когда автор делает какой то фильм, то прежде всего должен делать упор на сюжет и корневой замысел. «Гладиатор» с Расселом Кроу — это история генерала, ставшего рабом, раба ставшего гладиатором, гладиатора бросившего вызов империи, пожертвовавшего собой ради блага Рима и воссоединившегося со своими убитыми женой и сыном в лучшем мире. Даже когда печатаю эти строки, слезы наворачиваются сами собой. Глубинный смысл галлюцинаций и видений Максимуса на протяжении всего фильма одухотворены своеобразными элементами арт хауса что не может не цеплять даже самых злостных критиков. История и сюжет имеют крайне важное значение. Новый «Гладиатор» увы компенсирует дыры в сюжете красочностью и зрелищностью, я бы даже сказал чрезмерной помпезностью, отсутствует логическое завершение повествования, последняя сцена в Колизее кончено трогательная и ностальгична, но при это возникает чувство, что ничего другого автор придумать не смог и подобный конец выставлен чисто ради галочки. 8 из 10 Достойный фильм, если говорить о нем как об отдельном произведении.3
  • Артем СтепановAleks, тем то много, но творчество уступает маркетологам. Зачем рисковать выпуская совершенно новый фильм, если можно клепать сиквелы, приквелы и ремейки популярных предшественников.4
  • Валентина Кузнецоваа где посмотреть фильм можно? есть в кинотеатрах в России?1
  • BaskavacanО май гадбл, опять у них в древнем Риме "генерал"... Консул, видимо, слишком сложно для двух притопов, трёх прихлопов. Консулы это ж в посольствах сидят, гыгы... Пойдёшь на кухню, захвати печеньки. - Печеньки захвачены, мой генерал!2
  • ВиталийМне кажется люди от некой зависти делают фильмы второй и третьей серии ,просто есть шедевры которым не нужны эти серии !0
  • user2919447Baskavacan, Вы говорите о людях, которые переименовали в Гарри Поттере философский камень в камень волшебника, чтоб было попроще)0
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Разве "Гладиатор-1" такой уж непревзойденный шедевр?1
  • КсантиппаAnatoliy-Alan, самое забавное, что Рассел Кроу как актер так себе, просто в первом гладиаторе все звёзды сошлись удачно1
  • Demi CoolКсантиппа, это Рассел Кроу - средний актёр? Ну-ну.0
  • Петр ЗубковФильм очень бессвязный. Все не то и не так. Посмотреть можно на раз дома и не более.0
Вот что еще мы писали по этой теме