«Гладиатор 2»: неубедительное продолжение великого фильма, которое больше похоже на ремейк
14 ноября в мировой прокат вышел фильм «Гладиатор 2»
Ридли Скотт давно мечтал снять продолжение своей успешной исторической драмы 2000 года. Он долго искал нужный сценарий, но, кажется, так и не нашел — и поэтому просто переснял «Гладиатора» с другими актерами.
Вместо Рассела Кроу на арене теперь сражается Пол Мескал, а с войны домой мечтает вернуться Педро Паскаль. Рассказываем, что еще происходит в фильме и почему ему далеко до величия оригинала.
Что за «Гладиатор 2» (Gladiator II)
Дата премьеры: 14 ноября 2024 года
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Ридли Скотт
Сценарист: Дэвид Скарпа
В ролях: Пол Мескал, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хекинджер, Дерек Джекоби, Рори Макканн, Мэтт Лукас, Питер Менса
Жанры: боевик, драма, приключения
Фильмы, похожие на «Гладиатор 2»: «Гладиатор», «Звездные войны: Пробуждение силы»
Продолжительность: 2 часа 28 минут
Где смотреть: в зарубежных кинотеатрах
✒️ Фильм слишком усердно повторяет за первой частью
Ханно и его жена Шират защищают последний свободный от Римской империи африканский город. На него нападает генерал Акаций — признанный и любимый народом полководец, который больше всего на свете хочет вернуться с войны домой к жене. Шират убивают, а Ханно берут в плен. Позже его выкупает из рабства Макрин, хозяин школы гладиаторов. Так герой попадает на арену. Больше всего он хочет добраться до Акация и отомстить ему.
В это время генерал возвращается к двум братьям-императорам, жестоким тиранам Каракалле и Гете. Они говорят Акацию, что его служба пока не закончена: ведь Риму осталось покорить еще столько земель. Уставший от произвола монархов генерал, заручившись поддержкой Сената и жены Луциллы — той самой дочери Марка Аврелия из первого «Гладиатора» — готовится свергнуть императоров.
«Гладиатор 2» — еще одна жертва голливудского тренда «легаси-сиквелов». Так называют фильмы, которые формально продолжают сюжеты известных картин, но на деле скорее повторяют их с небольшими изменениями. Тут есть свой коварный и жалкий правитель Коммод — теперь его место заняли братья-императоры. Есть свой промоутер гладиаторов Проксимо — тут бойцами владеет куда более хитрый Макрин. На фоне разворачивается заговор против жестоких тиранов, все вновь повторяют слова Марка Аврелия и мечтают об установлении Республики.
Важное изменение одно: роль Максимуса, героя Рассела Кроу из первого фильма, тут распределили сразу на двух персонажей. К Ханно перешел сюжет о мести за убитую жену и вся гладиаторская линия. К Акацию — история о печальном генерале, которому никак не дают вернуться домой.
Повторы есть даже в деталях. Как и Максимусу, Ханно приходится учить гладиаторов работать сообща, чтобы выжить на арене. А Акаций точно так же планирует свергнуть императоров с помощью преданного ему войска. Еще герои невпопад цитируют героев первой части — особенно они любят повторять фразу Максимуса «То, что мы делаем в жизни, отзывается в вечности».
Такое пресмыкание перед кино прошлого можно кое-как простить «Звездным войнам». Там авторы хотя бы играют на ностальгии по фильмам 50-летней давности. «Гладиатор» вышел в 2000 году — рановато его переосмысливать, тем более настолько безыдейно.
К тому же «Гладиатор 2» совершает худшую ошибку легаси-сиквелов — своим сюжетом он как бы отменяет события первой части. Жертва Максимуса оказывается напрасной: Республику так и не установили, все нужно переделывать по-новой. С исторической точки зрения это оправданно: после смерти Коммода в Риме началось смутное время, известное как «год пяти императоров». Но так в реальности и Максимуса не существовало.
В фильме довольно рано раскрывается, что Ханно — на самом деле сын Луциллы по имени Луций. В том числе ради его безопасности герой «Гладиатора» выходил на арену, хотя мог бы убить Коммода раньше. Оказывается, и это тщетно: сразу после событий оригинала парня спрятали где-то в деревне, чтобы его не достали абстрактные «враги». Кто эти враги, если Коммод уже убит, а преторианцы встали на сторону Сената, — непонятно.
Что хуже, Луций — теперь еще и сын Максимуса. То есть герой не жертвовал собой ради чужого ребенка, получая искупление за то, что не уберег собственных родных. Он просто спас сына. Чтобы настолько испортить величественную концовку «Гладиатора», надо было постараться.
⚔️ Луций — неинтересный герой
Герой проходит примерно тот же путь, что и его знаменитый отец. Он оказывается в плену, поначалу отказывается биться на потеху публике, но в итоге становится известным гладиатором и объединяет вокруг себя других бойцов. Вот только его путь к успеху кажется незаслуженным.
В «Гладиаторе» нам наглядно показывали, почему Максимус — великий генерал. В одной из самых впечатляющих сцен фильма он вместе с другими гладиаторами защищался от заметно превосходящих сил: их, пеших бойцов с копьями, расстреливали лучники на колесницах. Герой моментально оценивал ситуацию, строил соратников в идеальную «черепаху» и успешно отбивал атаки куда более мощного противника.
Луций вроде бы делает что-то похожее в эпизоде, когда на гладиаторов нападает боец верхом на носороге. Но по факту он просто кричит фразы типа «Давайте держаться вместе!». Еще пару раз герой толкает неубедительные пафосные речи. Почему после этого его начинают считать гением тактики, не особо понятно.
У Луция к тому же самая скучная сюжетная линия в фильме. Генерал Акаций пытается спасти парня, когда узнает о его происхождении. При этом герой Педро Паскаля понимает, что гладиатор желает его смерти. Макрин хитрыми манипуляциями пробивает себе путь в Сенат. Луцилла пытается вернуть давно пропавшего сына. Луций же мстит за жену, отношениям с которой были посвящены ровно две короткие сцены. Силу его утраты почувствовать сложно.
В истории героя также есть мощные антиколониальные мотивы. Будучи римлянином, он всю жизнь сражается против империи. Луций ненавидит родную страну и считает ее «ядом», который расползается по миру. Фильм пытается переосмыслить «Гладиатора» с точки зрения новой этики. Все-таки в первой части главным героем был полководец-завоеватель, а Марк Аврелий — человек, расширивший границы страны до небывалых размеров, — показывался однозначно положительным героем. В 2024 году так делать нельзя, поэтому персонажи теперь активно осуждают политику Рима и не стесняются лишний раз напомнить зрителю, что империализм — очень плохо.
В самом антиколониализме ничего плохого, конечно, нет. Проблема только в том, что и о своей нелюбви к Риму герой в какой-то момент забывает — и начинает бороться за трон, чтобы воплотить мечту деда в жизнь и сделать из страны Республику. Ненависть к колонизаторам переходит бывшему рабу Макрину. Вот только он злодей. Интересно, что этим хотел сказать Ридли Скотт?
🦏 В фильме есть впечатляющие сцены — но этого мало
«Гладиатор 2» — не беспомощный фильм. Как минимум при хронометраже в два с половиной часа его не скучно смотреть: Ридли Скотт умеет держать внимание зрителя даже не в самой захватывающей истории. А экшен-сцены радуют размахом и широтой фантазии. Герои сражаются с обезьянами и носорогами, а во время одной из битв в Колизее арену наполняют водой, где плавают акулы. Гладиаторы при этом дерутся на кораблях.
Правда, как ни странно, это самая невыдающаяся экшен-сцена в фильме. Судам в Колизее негде развернуться, так что бойцы просто стреляют друг в друга из луков с расстояния примерно в метр. Несмотря на интересные идеи, таким эпизодам далеко до сцен из первого «Гладиатора». Битвы людей против людей всегда интереснее, чем сражения с CGI-модельками.
В «Гладиаторе 2» есть отдельные удачные моменты, но пространство между ними заполнено банальностями: герои ведут бестолковые разговоры и вслух по несколько раз проговаривают важные сюжетные повороты. Первый фильм тоже не отличался тонкостью — но это оправдывалось интонацией эпической античной трагедии, где все события чрезмерны, а чувства возвышенны. Продолжение своим тоном и стилем диалогов скорее напоминает стандартный блокбастер Marvel.
Авторы как будто и сами понимают несостоятельность своей работы — поэтому пытаются создать ей добавочную стоимость: периодически они показывают сцены из оригинала, а в открывающих титрах — лучшей части фильма — с помощью акварельных рисунков пересказывают основные события первой части.
По задумке, это должно подчеркнуть наследственную связь картин. На деле служит напоминанием, что вместо «Гладиатора 2» мы бы сейчас могли сидеть и еще раз смотреть первого «Гладиатора». То, что сделано там, действительно отзовется в вечности. Продолжение — едва ли.