Что изменится в школах в 2024/25 учебном году
Дети
14K
Фотография — fotosparrow / Shutterstock / FOTODOM

Что изменится в школах в 2024/25 учебном году

И что такое золотой стандарт образования
21
Аватар автора

Дарья Пастушкова

детально проанализировала школьные новшества

Страница автора

Уровень знаний учеников московского лицея и, например, маленькой сельской школы сильно разнится.

Чтобы устранить разрыв, с сентября 2023 года школы начали переходить на золотой стандарт образования. А еще ежегодно в силу вступают поправки и нововведения в законодательство об образовании.

Расскажу, что это за стандарт, какие новшества появятся в расписании в этом учебном году, как изменятся программы по некоторым предметам и что еще ждет школьников и педагогов.

Что происходит с системой образования

Что такое ФГОС и ФООП. С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС. А с 1 сентября 2023 года во всех школах ввели федеральные основные образовательные программы — ФООП. Они коснулись каждого уровня общего образования: начального, основного и среднего.

Это некий свод правил для всех образовательных учреждений страны. Без них система образования была бы хаотичной: стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе по отдельности.

Так называемый золотой стандарт образования гарантирует базовый уровень знаний для всех учеников независимо от местоположения или типа школы, будь то частное учреждение в Москве или государственное в отдаленном поселке на Дальнем Востоке. Учителя могут дать школьникам больше обязательной базы: программы и учебники для углубленного и профильного образования сохранятся. А вот меньше — нет.

Могут ли школы отклоняться от ФГОС и ФООП. Школы могут применять ФООП или их отдельные компоненты без составления своих рабочих программ. При этом они вправе разрабатывать свои образовательные программы  , но их содержание и планируемые результаты должны ориентироваться на обновленные ФГОС и быть не ниже, чем в ФООП.

Что обязательно для выполнения. С 1 сентября 2023 года все школы должны использовать федеральные рабочие программы  по предметам гуманитарного цикла. Для начальной школы это русский язык, литературное чтение, окружающий мир и труд (технология). Для средней и старшей — русский язык, литература, история, обществознание, география, основы защиты Родины и труд (технология).

Также согласно ФООП обязательны:

  1. Федеральная рабочая программа воспитания, которая помогает учителям формировать личность ребенка, его гражданские качества и чувство патриотизма. Также одна из ее целей — подготовить детей к жизни в обществе, научить чтить закон, традиции, старших. Программа подчеркивает важность воспитания уважения к Родине, трудолюбия, памяти о защитниках Отечества, а также заботу о природе и окружающем мире.
  2. Федеральный календарный план воспитательной работы, который включает конкретные события и мероприятия. Это могут быть беседы, чтение книг, конкурсы и выставки детских работ, театральные постановки, презентации и различные проекты.

Что предусматривает новый стандарт

Утвержденный перечень учебников  . До 2022 года федеральный перечень школьных учебников включал несколько вариантов по каждому предмету. Теперь для каждого класса по конкретному предмету предусмотрен один базовый учебник и один для углубленного изучения.

Единые учебники будут вводиться в школьную программу постепенно. Будут стандартизированы шесть предметов: история, обществознание, основы безопасности и защиты Родины, география, русский язык и литература.

Единую последовательность изучения тем и единые предметные результаты на каждый учебный год. Теперь школьники изучают предметы в одинаковом порядке независимо от региона или школы. Это сделает переход учеников из одной школы в другую легче.

Объединение школьных предметов. В старшей школе в рамках новых образовательных стандартов:

  • право и экономика объединились с углубленным курсом обществознания;
  • астрономия стала частью курса физики;
  • естествознание и экология интегрированы в программы по биологии, физике и химии;
  • предмет «Россия в мире» дети изучают в рамках истории и обществознания.

Раньше темы, изучаемые в рамках права, экономики, естествознания, астрономии, экологии и предмета «Россия в мире», не включали в материалы всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации, так как эти предметы не были обязательными — школьники могли выбрать их сами. Изменения сделали образовательную программу более целостной и структурированной, а также улучшили подготовку учащихся к экзаменам.

Что изменилось с 1 сентября 2024 года

В декабре 2023 года министерство просвещения инициировало внесение изменений в закон «Об образовании», а в марте 2024 года — в некоторые приказы, которые касаются федеральных образовательных программ начального, основного и среднего образования. Они вступили в силу с 1 сентября 2024 года — расскажу о нововведениях.

Технологию переименовали в труд (технологию)  . Программа не предусматривает деления на мальчиков и девочек — они могут учиться вместе, если школа не примет иное решение.

В начальных классах программа состоит из четырех модулей: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов». Дети учатся работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном.

С пятого по девятый класс предмет включает три вариативных модуля: автоматизированные системы, животноводство, растениеводство. И пять обязательных:

  1. Производство и технологии.
  2. Компьютерная графика. Черчение.
  3. Робототехника — модуль будет расширен за счет тем по беспилотным летающим аппаратам.
  4. Технологии обработки пищевых продуктов — до седьмого класса.
  5. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование — с седьмого класса.

Минпросвещения также допускает разработку дополнительных вариативных модулей на региональном уровне в зависимости от потребностей региона. Например, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии».

Основы безопасности жизнедеятельности заменили на основы безопасности и защиты Родины  . Обновленная программа ОБЗР разработана для учеников восьмых — девятых и десятых — одиннадцатых классов и включает 11 одинаковых модулей.

К привычным темам про ПДД, пожарную безопасность и поведение при ЧС добавят новые, связанные с начальной военной подготовкой. Ученикам восьмых — девятых классов расскажут о действиях во время военной угрозы, символах вооруженных сил страны и экипировке военнослужащих, характеристиках стрелкового оружия.

Ребятам из старших классов — об оружии массового поражения, последовательности оборудования окопа, беспилотных летательных аппаратах — БПЛА, службе по призыву и по контракту. Также для них предусмотрена практика — они освоят навыки строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки.

В расписании появилось семьеведение. Предмет факультативный: учителя будут проводить занятия раз в неделю после уроков или в рамках программы «Разговоры о важном». Оценок, контрольных и экзаменов не будет.

В рамках занятий ученикам пятых — девятых классов расскажут, как выбирать спутника жизни, вступать в брак, вести домашнее хозяйство и семейный бюджет. Программа для десятых — одиннадцатых классов пока не опубликована, но ожидается, что в нее войдут разделы о семейных ценностях и традициях, взаимоотношениях поколений, а также поддержке семьи государством.

Программы некоторых предметов изменились  . Например:

  • в программу по литературе для пятых — девятых классов включили стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста» и рассказ Алексея Толстого «Русский характер». А старшеклассники теперь будут изучать романы Николая Островского «Как закалялась сталь» и Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого»;
  • в программе по географии, начиная с седьмого класса, появились материалы о новых регионах РФ. Изменения территориальных границ страны также зафиксированы в атласе и контурных картах. В методическом письме об особенностях преподавания географии в новом учебном году говорится, что педагогам нужно «применять актуальную информацию, использовать материалы новостей СМИ, органично сочетая их с изучаемым материалом»;
  • разработаны программы по изучению родных языков регионов России. Новые модули включают темы культуры, традиционного быта и философии народов, которые на них говорят;
  • на уроках физкультуры дети смогут заниматься новыми видами спорта: городками, гольфом, биатлоном, роллер-спортом, скалолазанием, спортивным туризмом, ушу, хоккеем на траве, чир-спортом, боксом, дзюдо, перетягиванием каната, коньками, тяжелой атлетикой, танцевальным спортом. Каждая школа сама выбирает подходящие модули в зависимости от своих возможностей.

К 1 сентября 2024 года также планировали выпустить новые учебники истории для пятых — девятых классов, но сроки сдвинули: учебники выйдут не раньше 2025 года. А вот учебник по истории для десятых — одиннадцатых классов уже введен в образовательную программу с прошлого года.

В новом методическом письме педагогам-историкам и ученикам рекомендуют уделять особое внимание списку «Наши герои». Там представлены государственные деятели, ученые, военачальники дореволюционного и советского периодов, а также современной России, например герои боевых действий на Украине. Так, помимо Пушкина, Рокоссовского и Королева в нем есть, например, политолог Дарья Дугина и хоккеист Александр Овечкин.

Что еще ждет школьников и учителей

Изменились правила проведения ВПР. Цель всероссийских проверочных работ — мониторинг уровня подготовки обучающихся в соответствии с образовательными стандартами, а также повышение качества образования в школах.

В 2024/25 учебном году писать проверочные будут ученики с четвертого по восьмой класс, а также десятиклассники. Девятые и одиннадцатые классы от ВПР освобождены. Проверка знаний по одним предметам займет один урок, по другим — два. Также за школами оставили право выбора проводить ВПР в электронной форме.

На уроках запретили пользоваться телефонами, а также умными часами с сим-картой  . В том числе для учебы. Исключение — перемены и экстренные случаи, когда возникает угроза жизни или здоровью школьника.

Закон был подписан и начал действовать еще в декабре 2023 года. Но в нем не указано, как именно должен исполняться запрет. Школы постепенно искали свой вариант решения этой задачи: где-то дети убирали телефоны в специальные шкафчики, где-то — в ящички, а где-то — просто в рюкзаки. Ожидается, что с 1 сентября школы будут следить за выполнением закона более тщательно.

Школьников научат управлять беспилотниками. С сентября в спецклассах и кружках при более чем 500 школах дети начнут изучать разработку, производство и эксплуатацию беспилотных авиационных систем.

Согласно национальному проекту создание и использование гражданских беспилотников поможет решать производственные задачи в энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и логистике более эффективно.

Студенты могут стать учителями начальных классов. Совершеннолетние студенты колледжей, которые учатся на последнем курсе по специальности, входящей в группу «Образование и педагогические науки», вправе трудоустроиться учителями начальных классов  . Понадобятся положительные результаты прохождения промежуточных аттестаций и допуск к педагогической деятельности. Также придется пройти собеседование.

До внесения изменений студенты педагогических колледжей были вправе проходить практику, но не имели возможности официально трудоустроиться до получения диплома. Поправки должны улучшить кадровую ситуацию в образовании и повысить качество подготовки будущих педагогов.

Появятся цифровые аттестаты  . До конца 2024 в рамках проекта «Цифровые документы об образовании онлайн» Рособрнадзор должен обеспечить ввод в эксплуатацию Единого реестра цифровых документов.

Среди плюсов называют:

  • упрощение выдачи документов об образовании;
  • сокращение расходов на оформление бумажных бланков;
  • минимизацию рисков подделки документов.

Созданные в рамках эксперимента цифровые документы не будут иметь юридической силы, а по окончании эксперимента Рособрнадзор удалит их из единого реестра. Но планируется, что в будущем электронные аттестаты можно будет использовать для поступления в вуз наравне с бумажными.

Чего ожидают от нововведений

Помимо создания равных образовательных возможностей для детей независимо от социально-экономического статуса семьи и места жительства среди плюсов также называют:

  • снижение нагрузки на педагогов: им не нужно выбирать учебники и не обязательно разрабатывать программы;
  • возложение ответственности за выпуск учебников и контроль их содержания на государство. Это позволит создать пособия, отражающие содержание ФООП и поможет избежать множественности интерпретаций;
  • экономию времени и сил педагогов и ученика, если он переходит из одной школы в другую;
  • упрощение процедуры проверки уровня знаний — для этого будут использовать единые контрольно-измерительные материалы;
  • четко планируемые результаты обучения.

Что в итоге

  1. Золотой стандарт образования гарантирует базовый уровень знаний для всех учеников независимо от местоположения или типа школы.
  2. Школы вправе разрабатывать свои образовательные программы, но их содержание и планируемые результаты должны ориентироваться на обновленные государственные образовательные стандарты и быть не ниже, чем в федеральных основных образовательных программах.
  3. Новый стандарт предусматривает утвержденный перечень учебников, единую последовательность изучения тем, объединение некоторых школьных предметов.
  4. В наступившем учебному году технологию переименуют в труд, ОБЖ заменят на основы безопасности и защиты Родины, в расписании появится факультативное семьеведение, а программы некоторых предметов изменятся.
  5. Также в школах изменятся правила проведения ВПР, школьников научат управлять беспилотниками, студенты смогут стать учителями начальных классов, появятся цифровые аттестаты.

В какую школу ходит ваш ребенок? Расскажите о ее плюсах и минусах, стоимости обучения и сложности поступления

Дарья ПастушковаЧто думаете о школьных нововведениях?
  • АнастасияПолная ерунда. Бубнеж по единой методичке - это скучно, дети будут отвлекаться и результат будет нулевым. Этот стандарт - это гвозди в гроб образования.10
  • Господи боже мой, слов моих нет прости господи. Это же просто конвейер по производству пассивных рабов, цель в жизни которых, наплодить себе подобных и отдать долг так называемой родине где то за ее пределами. Системе нужны не умные, критически мыслящие люди, а послушный сброд. Рад что закончил эту дичь больше 10 лет назад, тогда пропаганды было меньше значительно, хотя по правде сказать я особо и не был вовлечен в процесс "обучения" - можно сказать, отсидел, прослушал курс с умным лицом. Радует что не вырос проституткой и наркоманом, спасибо любимой школе за это.20
  • WhaleОчень интересно. Не успело еще все закончиться, как уже в учебник по истории вписали все события вплоть до 2022 года11
  • Whale, в мире где все неоднозначно, эти «события» однозначны. В конце концов у России не было другого выбора, нас просто надули!1
  • Ирина МироноваМне кажется, что единые стандарты образования не особо помогут вовлеченности в процесс обучения, к сожалению. Сейчас крайне мало заинтересованных педагогов, тк подача информации стандартизирована, выход за рамки практически карается законом :) Поэтому все остается на своих местах. И удивляет скорость модернизации учебников. На ходу пишут новую историю!5
  • ВеленаАртем, Системе нужны не умные, критически мыслящие люди, а послушный сброд. Назовите хоть один век, когда были нужны)0
  • Лера ХолоднаяПросто ужас какой-то.5
  • Александр БНаша система образование итак была мягко сказать не лучшая, теперь скатилась в телепропоганду4
  • ПармениоСлава моим родителям, за то что они родили меня в 2003 году. Буквально на пару лет с этой хренью разминулась. Представляю как школьникам жалко потраченного времени, особенно старшеклассникам.3
  • ПармениоАртем, радует, что это очень плохой конвеер. Ничего, кроме агрессии и цинизма по отношению к государству эти уроки воспитать не могут.6
  • AilynНаблюдаем с поп-корном куда это заведет0
  • NikitaПросто тихий ужас. Как же повезло тем, кто закончил школу в СССР. Обучение школьников управлению БПЛА, цифровые аттестаты, список "Наши герои" в части героев боевых действий на Украине ... это что вообще? Кто те люди, кто все это придумывает? Детей жалко.0
  • АлевтинаЧто я сейчас прочитала 🙉...Это точно школьная программа.....? Капец. Скажите вот зачем моей дочери, которая только гуманитарий по сути своей, знать как управлять беспилотниками...И 3D моделирование ей нафик не нужно....Ну не любит она роботов и компьютеры....... Лучше б шить, готовить и чинить научили...и урок ПДД с билетами включили в старших кл., чтобы за 2 года уж точно выучили все перфокарты и вышли с правами. Хоть неучей на дорогах меньше будет. И еще хорошо бы знать, как первую мед помощь оказывать в реальной ситуации (инфаркт там или еще что) Да и дать детям свободу в самовыражении, в идеях в их головах....Ведь детская фантазия она не такая, как у взрослах (в огранич.и рамках). Они могут придумать идеи решений различных проблем общества (кейсы), о кот взрослые не додумываются... Эх не слышут нас там....все "роботов" выращивать хотят. И желание в школу ходить еще больше отбивают у детей...они уже с ненавистью относятся к потерянным годам жизни в школе...0
  • ТаУNikita, это придумывают как раз те, кто окончил школу в СССР. Кто в 3 классе учил наизусть пресловутую 6 статью Конституции, а в 9 - на время разбирал-собирал калаш надевал противогаз. И рос в пионерском отряде имени Павлика Морозова.0
  • NikitaТаУ, я заканчивала школу в СССР, но ничего из перечисленного Вами, у нас не было0
  • ТаУNikita, ну, советский период - он ведь большой. 6 статью, например. мы в 1977 зубрили. Я в 5 классе, брат - во 2. НВП было в 9-10 классе. Нам, девчонкам, хотелось уже выглядеть хорошо. Бесцветным лаком ногти подкрашивали. А тут начинаешь пенал из приклада вытаскивать - непременно на указательном пальце ноготь сломаешь. Сейчас вспоминать смешно, а тогда - хоть плачь.0
  • ЮлЧто за дибилизм придумали блин, оценка имеет свой вес, вот например у ребенка три 5ки с весом 10, и получила одну четверку с весом 30, и у нее в четверти выходит не 5 как раньше, а 4! Это же не фига не справедливо!!!0
  • ОлесяДарья, добрый день. Спасибо за статью. Я правильно поняла что ФГОС - обеспечивает единство образовательного пространства в стране? Меня интересует система оценивания знаний учеников, она единая в РФ или может отличаться в разных школах? Не могу найти информацию о том, какие критерии оценки, в каком законодательном документе это прописано? У нас в школе поменяли систему оценивания знаний, ввели такое понятие как средневзвешенная оценка, что привело к резкому снижению оценок по предметам. Система не понятна, запутана теперь ребенок должен знать каждую оценку за что поставили (устный ответ, письменная работа и пр..) чтобы в дальнейшем отстоять свои оценки и знания. На мой взгляд, только усложнили процесс обучения и не эта новая система оценивания не обеспечивает единство образовательного процесса в сравнении с другими школами. Нам нужна помощь чтобы изменить положение и вернуть ту систему которая была ранее. Как нам это сделать?0
  • Elena FetisovaКошмар.... У меня в этом году первоклассник..., не..ну если вы решили ввести единый стандарт, так для начала обеспечить надо школу, чтоб родители не покупали учебники и рабочие тетради по этому новому стандарту.., не успел начаться учебный год -уже провели две!! олимпиады на секундочку, первый !класс, закончили 1 четверть- олимпиада.., следом вторая, а детей учить кто то собирается..?! , они вчерашние детсадовцы... Так что правы про конвеер...0
  • Татьяна ЛободинаА , то что оставляют на второй год 1 класс, 4 класс, 8 класс 9 класс, и т. д. Раньше двоишников вытягивания на тройки, а сейчас топят по полной. Вот у нас 9 класс в четверти русский язык из за огэ пробного получил за четверть 2 переживал да и родитель так же. Хотя репетитор с 7 класса, но не может применять правило, человек. 😌 Знаете как это обидно и больно. А программа сумасшедшая. А огэ и ЕГЭ надо писать по желанию кому надо. Не все усваивают программу. СССР лучшая школа! Учебники едины. А тут русский язык выдали, А , учатся по учебнику учителя. Говорит школьный не подходит по огэ, как вам.0
  • ГригорийВ материале совершенно отсутствуют ссылки на каких-либо независимых от государства экспертов, только материалы Минпросвещения. Что касается оценки по существу нововведений, то раньше были ФГОС, они требовали результат и не требовали конкретики в содержании. И ничего плохого в этом не было, потому что это позволяет школам гибко выбирать содержимое образование, позволяло больше свободы в изучаемых темах, особенно по гуманитарным специальностям. Большинство школ, которые не могли эту свободу нормально использовать, использовали типовые программы, ничего придумывать было не надо. Совершенно показательно, что ускоренно ФООП и единые учебники вводят по гуманитарным специальностям, а не по, скажем, математике или химии. Кремль хочет воспитывать идеологически верных граждан.0