Как натренировать аим
Навык прицеливания, или аим , — это самый важный фактор, который отделяет новичков от профессионалов при игре в шутеры от первого лица.
Командная работа, тактика и правила раскидки гранат по карте — все это неважно, если при встрече с оппонентом один на один вы не успеете навестись на его голову и сделать выстрел. Поэтому тренировку аима постоянно обсуждают в киберспортивном сообществе, а для оттачивания навыков разрабатывают тренажеры.
Я люблю играть в шутеры от первого лица и много времени провожу в CS2, хотя специально аим никогда не тренировал. Я неделю тестировал разные популярные тренажеры и расскажу, помогают ли они на самом деле улучшить навык прицеливания.
Еще коснусь технической темы: какие мышку, коврик и настройки выбрать для лучших результатов.
Вы узнаете
Что такое аим и как его измерить
Аим — это показатель меткости игрока. Чем чаще удается попадать по оппоненту, тем легче выигрывать целые раунды или отдельные столкновения с вражеской командой.
Популярных мультиплеерных шутеров от первого лица сейчас десятки, и у каждого — свои особенности. Тем не менее быстро наводить прицел на противника важно в каждой игре.
Короткий ответ на вопрос в заголовке: натренировать прицеливание можно на специальных картах внутри игры или во внешних сервисах. Цель у тренировок одна — сымитировать настоящую игру. Поэтому никаких секретных стратегий в тренировках нет: важны дисциплина и усидчивость.
Вот какие навыки развивает большинство аим-тренажеров.
Быстрое переключение между целями. Поможет привыкнуть к чувствительности мыши и не делать лишних движений.
Тренажер обычно выглядит как трехмерный тир, в котором цели появляются с разных сторон. Расстояние между ними произвольное — порой к нужной цели нужно поворачиваться всем корпусом.
Вариантов переключения уйма: для многоуровневых карт Overwatch 2, например, подойдут мини-игры, где точки перемещаются только по вертикали. Для более горизонтальной CS2 можно выбирать тренировки, где точки, напротив, привязаны к горизонтальной оси.
Флик — это профессиональное название резкого и короткого движения рукой, которое совершается прямо перед выстрелом. Особенно популярно при игре со снайперскими винтовками.
Тренировки флика с виду идентичны быстрому переключению, только цели в них более кучно собраны. Основная задача флик-тренажеров: научить быстрее всего перемещать руку на короткое расстояние.
Слежение за целью. Помогает быстро сориентироваться, если враг резко лег или прыгнул, уйдя от выстрела. В таких случаях нужно как можно быстрее исправить положение — для этого и нужно слежение.
Тренировка слежения за целью выглядит так: цели в тренажере перемещаются, а перед выстрелом нужно пару моментов удержать на них прицел.
Контроль отдачи применим только к шутерам с проработанной механикой стрельбы: в таких у каждого вида оружия есть собственная отдача, которая по-разному устроена. Реалистичную отдачу можно встретить в Apex Legends, CS2 или Valorant. В Overwatch 2 толку от контроля отдачи мало: у большинства персонажей оружие даже не стреляет очередями.
Тренировка сводится к удержанию прицела на одном месте. Это помогает следить за разбросом пуль и управлять им, если несколько противников скучковались и нет времени стрелять в головы.
Усложняет процесс то, что у каждого оружия разброс разный. Даже если вы натренировались с АК-47, с MP9 в CS2 учиться придется заново.
Какие оборудование и настройки выбрать для лучших результатов
Мышка подойдет та, что у вас уже есть. Сложно будет учиться разве что на старых тяжелых моделях, которые тяжело двигать по столу.
Профессионалы обычно выбирают модели по весу: чем легче корпус устройства, тем легче его перемещать. Если вам с мышкой уже комфортно, переходите к следующему разделу.
Вот какие еще есть критерии:
- Чувствительность, или DPI, — чем она выше, тем быстрее по рабочему пространству можно будет перемещать курсор. Даже если вы играете на снайперской винтовке и предпочитаете низкую сенсу, чувствительная мышь будет лучше реагировать на перемещения.
- Как мышь лежит в руке и из каких материалов сделана. Универсального совета тут нет: производители мышек по-разному подходят к конструкции — одного пластика встречается несколько видов. Шершавые, мягкие, прорезиненные поверхности — все это может нравиться или нет, поэтому лучше щупать несколько мышей в магазине перед покупкой.
- Частота обновления. Хорошо, если она выше 1000 Гц, то есть данные о перемещении мышь обновляет 1000 раз в секунду. В продвинутых моделях частота достигает 8000 Гц, но разницы с тысячей практически не заметно.
- Беспроводная мышь или нет — неважно . Современные устройства от надежных производителей вроде Razer, Logitech, Roccat, Steelseries, Mad Catz и HyperX не уступают проводным аналогам в отклике и держат заряд десятки часов. Этого хватает на несколько дней использования.
- Сенсор. В продвинутых моделях используется оптический, в потребительских и базовых — лазерный. Оптический гораздо точнее, но хуже работает на пыльных и загрязненных поверхностях. Лазерный менее точен, но универсален.
Коврик нужен большой, чтобы можно было не бояться слететь с него во время быстрых маневров. Идеальный вариант — ковер на весь стол, который прилипает к поверхности, на него одновременно ставятся мышка и клавиатура.
По виду покрытия коврики делятся на мягкие — из разных видов пены и пластика — и твердые — из резины, алюминия и твердых видов пластика. Мягкие тактильно приятнее, но по твердым рука скользит лучше.
Чувствительность — это скорость, с которой перемещается курсор или прицел в игре. Несмотря на то что мышка и игра у вас одна, чувствительность можно настроить в нескольких местах:
- В настройках системы. Win + I → «Устройства» → «Мышь». Тут регулируется скорость курсора и меняются местами кнопки. Еще профессионалы советуют отключать ускорение указателя в «Дополнительных настройках»: это повышает точность.
- В фирменном приложении. Synapse у Razer, Engine у Steelseries и G-Hub у Logitech. У этих настроек есть приоритет перед системными, то есть мышь при конфликте будет слушаться в первую очередь приложения, а не системы.
- В самой игре. Выражается дробным числом от 0 до 5, вроде 1,55. Чтобы не путать чувствительность мыши и самой игры, в киберспорте используют термин eDPI — это чувствительность мыши, помноженная на внутриигровые настройки. То есть с 400 DPI и сенсой 1,5 в игре eDPI будет равняться 600.
Профессионалы в разных дисциплинах играют с совершенно разными чувствительностями. Равняться на них не стоит, лучше нащупать собственный стиль игры и подобрать сенсу к нему.
Тем не менее настройки у популярного игрока скопировать никто не запрещает — если с ползунками вам играться лень, попробуйте значения из таблицы ниже.
Мыши и их настройки у известных игроков
Дисциплина | Ник | eDPI | Мышь |
---|---|---|---|
CS2 | s1mple | 1236 | Logitech G Pro X Superlight |
CS2 | ZywOo | 800 | Vaxee Outset AX Wireless |
CS2 | NiKo | 552 | Vaxee Zygen NP-01 Wireless |
Overwatch | Jinmu | 4000 | Zowie EC2-B Divina Blue |
Overwatch | Edison | 3450 | Razer Basilisk Ultimate |
Valorant | Zekken | 280 | Razer Viper V3 Pro White |
Valorant | TenZ | 192 | Ninjutso Sora V2 |
Мыши и их настройки у известных игроков
s1mple | |
Дисциплина | CS2 |
Мышь | Logitech G Pro X Superlight |
eDPI | 1236 |
ZywOo | |
Дисциплина | CS2 |
Мышь | Vaxee Outset AX Wireless |
eDPI | 800 |
NiKo | |
Дисциплина | CS2 |
Мышь | Vaxee Zygen NP-01 Wireless |
eDPI | 552 |
Jinmu | |
Дисциплина | Overwatch |
Мышь | Zowie EC2-B Divina Blue |
eDPI | 4000 |
Edison | |
Дисциплина | Overwatch |
Мышь | Razer Basilisk Ultimate |
eDPI | 3450 |
Zekken | |
Дисциплина | Valorant |
Мышь | Razer Viper V3 Pro White |
eDPI | 280 |
TenZ | |
Дисциплина | Valorant |
Мышь | Ninjutso Sora V2 |
eDPI | 192 |
Тренажеры для развития аима
Два главных способа натренировать прицел:
- Внешние тренажеры — программы или сайты.
- Внутриигровые карты в конкретной игре.
Профессионалы советуют уделять тренировкам не менее 15 минут в день.
Внутриигровые карты. Главный плюс такой тренировки — включенность в процесс. Главный минус — пользовательские карты для оттачивания аима внутри игры есть только в CS2.
Чувствительность в игре будет идеально соответствовать ей же в реальном матче, оппоненты выглядят точно так же, отдача у оружия корректная.
Кроме систематических тренировок, карты из списка ниже подойдут для разминок перед матчами — как и в любом спорте, перед важной игрой нужно разогреться.
Популярные карты для тренировки аима в CS2:
Внешние тренажеры придется использовать, если вы играете в Valorant, Call of Duty: Warzone 2, Apex Legends, Overwatch 2, Fortnite или PUBG. Можно, конечно, тренироваться на картах с другими игроками, но это будет менее продуктивно.
Популярных и вызывающих доверие тренажеров немного: скачиваемый Aim Labs, браузерный Aiming.pro, похожий на «Дуолинго» для киберспортсменов, и 3D Aim Trainer вместе с GG от Steelseries.
Первые две программы условно-бесплатны: за базовые тренировки и трекинг прогресса денег не просят. Если хочется заняться конкретной дисциплиной — например, трекать оппонентов в Valorant, — придется купить подписку. Обе программы Steelseries полностью бесплатные.
Как я пытался натренировать аим
Сразу скажу: прогресса за неделю я практически не увидел. У меня были неплохие результаты с самого начала. Уделяя тренировкам 15—20 минут в день, я смог улучшить результаты на несколько пунктов по огромной шкале.
Для тренировок я выбрал веб-сервис Aiming.pro, потому что не хотелось ничего скачивать. В программе можно настроить кастомный план тренировок, но я просто шел по заготовленной программе: тренировал переключение и разные виды слежения. Потому что с контролем отдачи у меня и так все нормально, а фликать мне в игре не нужно: я почти не играю со снайперскими винтовками.
Я проходил разные испытания — в тренажере их несколько десятков. В целом все сводилось к уничтожению движущихся или статичных мишеней одной или несколькими пулями.
Думаю, мой навык сильно не улучшился из-за того, что я мало практиковался внутри игры и уделял тренировкам недостаточно времени.
В процессе я понял, что профессиональный киберспорт — это не мое. На третий день активных тренировок у меня разболелась кисть, мне пришлось увеличить чувствительность, чтобы двигать ей меньше. Я счел это знаком — после окончания недельного эксперимента продолжаю играть в CS2 в свое удовольствие, оставив тренировки профессионалам.
Коротко: как натренировать аим
- Определитесь с задачами: тренировать можно скорость переключения между целями, быстрые и короткие движения мышкой или отслеживание объектов.
- Подберите тренажер или используйте внутриигровые тренировочные карты. Главное — уделять тренировкам хотя бы 15 минут в день.
- Выберите удобную мышку и коврик, подберите чувствительность. Мышку выбирайте полегче, а коврик — побольше. Чувствительность можно на первое время скопировать у какого-нибудь киберспортсмена.
- Тренируйтесь и адаптируйте чувствительность под себя. Это самый важный этап, ведь результат будет заметен не сразу. У меня не получилось значительно улучшить его даже за неделю тренировок.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult