«Лень — главный грех киберспортсмена»: тренер по Dota 2 — о карьере, деньгах и дисциплине
Киберспорт
4K
Обложка — amtitus / Getty Images

«Лень — главный грех киберспортсмена»: тренер по Dota 2 — о карьере, деньгах и дисциплине

15
Аватар автора

Сергей Брагин

тренер команды Virtus.pro по Dota 2

Аватар автора

Валерий Трусевич

задавал вопросы

Страница автора

Сергей Брагин — бывший игрок в Dota 2 и тренер нынешнего состава Virtus.pro.

Он начинал еще в конце нулевых и за десять лет на профессиональной арене выиграл несколько престижных турниров. Брагин участвовал в пяти первых The International — чемпионатах мира по Dota 2, и дважды добирался до пятого-шестого места. Весной 2022 года началась его тренерская карьера: за год бывший игрок сменил три команды, а в мае 2023 присоединился к составу по Dota 2 одной из самых известных киберспортивных организаций.

Сергей рассказал, с чего начинается карьера в киберспорте, как устроен тренировочный процесс в команде и какие навыки важны для игроков и тренеров в Dota 2.

Что такое Dota 2

Dota 2 — компьютерная стратегическая онлайн-игра, в которой две команды по пять человек сражаются друг против друга. Чтобы победить, одна из сторон должна разрушить главное здание соперника — «Трон».

Мы выпустили большой материал, в котором подробно рассказали, что это за игра и почему она заслуживает вашего внимания.

О начале карьеры в киберспорте

Еще 15 лет назад, когда я пришел в DotA, это был кружок по интересам: все на добровольной основе, все за какую-то идею. Ни у меня, ни у кого вокруг не было и мысли, что это станет чем-то большим. И объяснить родителям, почему ты этим занимаешься и получаешь меньше условной зарплаты, было довольно тяжело.

Тогда скаутами были сами игроки: из твоей команды ушел напарник или тебе просто с ним надоело — ты нашел другого и зовешь его с собой. У меня был знакомый из Питера, с которым мы часто играли на небольших турнирах: платили по 500 рублей за участие и боролись за 1500 рублей. В этой компании все были знакомы, через этих людей меня позвали в первые серьезные коллективы, откуда я и попал на профессиональную сцену.

Сейчас решиться попробовать себя в киберспорте гораздо проще. Узнаваемость, фанатская база, крупные призовые, трофеи уровня большого спорта — всего этого можно достичь, практически не выходя из дома. Это привлекает молодых игроков, да и у родителей вопросов почти не возникает: за последние годы эта сфера стала более понятной.

Сергей Брагин в составе Virtus.pro в 2015 году на DreamLeague Season 3. Источник: liquipedia.net
Сергей Брагин в составе Virtus.pro в 2015 году на DreamLeague Season 3. Источник: liquipedia.net

О смене поколений

Сложно уловить, в какой момент в дисциплине меняются поколения. Не исключено, что их уже несколько — с точки зрения игровых аспектов. Но касательно вхождения в киберспорт, пожалуй, можно выделить два. Первое начинало играть за идею, потому что нравилась игра и сообщество вокруг. Второму, безусловно, игра тоже нравится, но уже вполне осязаемо — в том числе из-за денег.

Раньше все было романтичнее: благодаря эмоциям, которые я получал на местных турнирах, и появилось невероятное желание продолжать играть и развиваться. Если такая атмосфера на маленьких соревнованиях с 20 игроками, то каково оказаться в одном помещении с тысячей людей, которые так же горят и любят эту игру? Это было моей основной мотивацией попасть на профессиональную сцену.

Киберспорт развивается в верном направлении, и в Dota 2 были периоды лучше, чем на старте моей карьеры. Особенно в конце десятых, когда в течение сезона было несколько мейджоров с крупными призовыми и неплохой системой отборочных и самого турнира. После коронавируса все сильно изменилось и, если честно, нынешний подход мне не особо нравится.

Раньше ты мог играть в свое удовольствие и в течение сезона заявляться на турниры, которые были удобны тебе и команде. Сейчас система почти лишает тебя выбора и отдыха: нужно оставаться в тонусе все время, сезон состоит из регулярных отборочных и больших турниров. Это похоже на длинный марафон, который не все хотят бежать.

Особенно это проблема для коллективов с игроками разного возраста. Одно дело в 18 лет на одном энтузиазме бесконечно поддерживать форму. А после 30 лет нужно и на физиотерапию походить, и рыбалкой отвлечься.

О возрасте киберспортсменов

Если хочешь стать лучшим на соревновательной сцене, киберспортом следует заниматься с пеленок. Тут как в любом другом спорте: преимущество у тех, кто начал в совсем юном, ребяческом возрасте. Точнее, приучать к компьютеру, мышке можно еще до школы, а вот Dota 2 стоит показывать уже попозже — и важно предусмотреть какие-то коммуникационные фильтры.

Пока о своих детях не задумываюсь, но им бы киберспорт не прививал — лучше пусть на заводе вкалывают. Шучу, конечно, но свою мышь с гвоздя ребенку передавать не буду точно. Если сам захочет — пожалуйста, но какой-то гордости чувствовать не буду. Да и это не самое простое занятие: в чем-то проще других видов спорта, но свои особенности есть. Пускай дети следуют зову сердца и занимаются тем, что нравится.

Сложнее вопрос о том, когда стоит заканчивать. Киберспорт настолько молод, что еще нет действительно возрастных игроков, про которых можно сказать: «Вот тут уже точно пора». По моим наблюдениям, после 30 лет уходят не потому, что реакция ухудшилась: им просто игра приелась. Dota 2 все еще интересна, но нет желания поддерживать форму бесконечно, как ты делал десять лет назад или как сейчас это делают молодые ребята.

В жизни происходит много разных интересных вещей. А если ты с 18 лет в киберспорте, скорее всего, эти вещи проходят мимо тебя. Со временем что-то хочется восполнить. При этом Dota 2 — очень конкурентная среда. Каждый может тренироваться дома, уделять этому больше времени, чем ты — и в итоге стать лучше.

Если человек может справиться с соблазнами вокруг, если он находится в гармонии с собой, он будет играть на профессиональном уровне и после 30 лет. В Dota 2 есть хорошие примеры игроков, которые выступают на главном турнире сезона, даже в гранд-финале. Да, может, они не основные звезды своих коллективов, но многое дают партнерам в плане опыта и морали.

32 года
6 месяцев и 24 дня было самому возрастному игроку в истории мейджоров по Dota 2 — Алексею Solo Березину

О совмещении киберспорта с учебой

В моей практике не было игроков, которые при своем таланте и увлечении выбрали бы учебу. Но есть пример известного шведского киберспортсмена Zai. Он провел шикарный сезон, выиграл практически все возможные трофеи, после чего заявил, что берет перерыв в год — как раз чтобы сосредоточиться на учебе. В итоге он пропустил весь следующий сезон, но в последний момент успел вернуться в команду и занял третье место на The International. Но это скорее исключение.

Если вы умеете расставлять приоритеты и дисциплинированы, такой путь возможен и для вас. Но сложно представить, как можно совмещать 12 часов тренировочного дня с шестью часами учебы, игровые сборы с университетом. Где найти время хотя бы на сон? На профессиональной сцене провернуть такое не получится. Если организация хочет сохранить талантливого игрока, она может выводить его из команды на время учебы или перевести во второй состав.

У Virtus.pro есть молодежная академия — VP.Prodigy. Туда берут игроков «на вырост», которые еще недотягивают до основы. Однажды они даже заменили собой главный состав по Dota 2. Там выступали молодые игроки, которые были на уровне основы Virtus.pro — только перспективнее. В итоге их сделали первой командой. Такие истории чаще случаются в Counter-Strike, где система молодежных составов более развитая.

О том, как попасть на про-сцену

Специальных людей, которые на постоянной основе отыскивают перспективную молодежь, очень мало. А в командах СНГ-региона их вообще можно пересчитать по пальцам одной руки. Но они есть, да и европейские коллективы часто приглашают игроков из России. Так что для начинающих киберспортсменов это реальный шанс попасть в профессиональный киберспорт.

В Dota 2 существует общий рейтинг игроков. Но просто подбирать высокорангового игрока — риск для организации. Важны соревновательный опыт и умение работать в коллективе, даже если это неизвестная команда без процессов, отработанных в больших клубах. Так что кроме рейтинговых матчей стоит участвовать в любительских и полупрофессиональных турнирах.

У прирожденных гениев бывают и исключения — в свое время Miracle- попал в соревновательную Dota 2, практически пропустив этап полупрофессиональных турниров. Он играл рейтинговые матчи, достиг первых мест и таким образом обратил на себя внимание всей индустрии.

О важности таланта и упорства

Еще будучи игроком я искренне верил, что добиться успеха в подходящем коллективе может любой — если будет уделять этому время и силы. Конечно, есть люди, которые справляются с задачами быстрее: они думают по-другому, легче запоминают комбинации, моторика рук лучше отработана. Но без трудолюбия тоже никуда.

Есть много одаренных, но ленивых игроков.

Казалось бы, сиди играй в компьютер — и всего в жизни достигнешь. Они этого не делают, но какие-то признаки таланта у них проявляются все равно. Такое встречается, но если ты не будешь вкладываться, профессиональная сцена тебя сожрет и все забудут, что такой игрок вообще существовал.

Всем, кто хочет добиться успеха в киберспорте, я бы пожелал терпения и веры в то, что вы делаете. Если вам это действительно нравится, успех рано или поздно придет. Еще нужно помнить о проблеме завышенных ожиданий и не мериться постоянно с чужими достижениями. Как говорится, не создавай себе кумиров. Чем выше будет планка, тем сложнее будет пережить некоторые моменты карьеры.

О переходе на роль тренера

Мне нравится игра, я хочу в ней развиваться. Но тренировочный процесс с позиции игрока уже давно разонравился. Заходишь в онлайн-матч играть с девятью незнакомыми людьми, которые чаще всего агрессивно настроены — все ведь в Dota 2 играют, нервничают, всем тяжело. Этот процесс не приносил удовольствия, но я продолжал ради участия в турнирах.

В ковидное время офлайн-турниры все отменились. А система в онлайне работает навынос: нужно постоянно поддерживать форму, чтобы получить призрачный шанс попасть на турнир. Это помогло понять, что для меня игра уже не стоит свеч — даже сейчас, когда большие чемпионаты вернулись. Зато тренерство позволяет мне сохранять связь с игрой, участвовать в турнирах и не заниматься тем, что приелось.

Когда я был игроком, мне вообще не нравилась идея стать тренером. И даже когда я начинал, хотелось попробовать, но без восторга. Я просто понимал, что это единственный из оставшихся адекватных путей, как мне продолжать соревноваться, не играя самому. Ожиданий никаких не было, поэтому я не разочаровался. А сейчас работа нравится мне гораздо больше, чем в начале.

Когда я принимал решение, смотрел на двух своих друзей-тренеров — boo1k из BB и Silent из Team Spirit. Они не только давали советы, но и мотивировали: раз уж я этим занимаюсь, то постараюсь, чтобы перед ними стыдно не было. Чтобы не было так, что влез в их работу и все спустя рукава делаю.

Самым сложным на старте было побороть ощущение бесполезности. Ты всегда можешь понять свою пользу как игрока — видишь конкретный результат, все взлеты и падения. А тренеру не совсем понятно: помог ты кому-то, повлиял на выступление команды или нет. Показатель один — победа или поражение. Но, может быть, это произошло бы и без тебя. И вот в этом мысленном колесе постоянно крутишься и не можешь найти смысл дальше этим заниматься. Сейчас с этим полегче, хотя есть новые нюансы.

О пользе игрового опыта

Думаю, какие-то заслуги на соревновательной сцене у тренера быть должны. Как минимум для того, чтобы облегчить коннект с новыми игроками, со старта получить от них кредит доверия. Тренер в Dota 2 не совсем такой, как в большом спорте: он не может принимать какие-то решения во время игры, его физически не услышат. Поэтому одна из задач — найти общий язык с игроками, рассказать им о зонах ответственности и научить действовать самостоятельно.

В ходе игровой карьеры я сталкивался с разными проблемами, которые вижу у молодых ребят, и сейчас могу поддержать их советом. Плюс с опытом пришло умение понимать атмосферу в коллективе. Пожалуй, этому можно было научиться и другим способом, но мои знания, безусловно, помогают. Наверное, это и есть мои основные преимущества как тренера — больше десяти лет на соревновательной сцене и любовь к турнирам.

Есть и обратные примеры. Тот же boo1k: он очень мало выступал на высоком уровне как игрок, но отлично тренировал Gambit, Virtus.pro, а сейчас и BetBoom. Может быть, по результатам его команд так и не скажешь, но это сильный специалист, который за годы работы заметно вырос. Но, как мне кажется, это больше исключение из правил.

О тренерских задачах

Каждый коллектив ставит перед тренером разные задачи. Кому-то нужен человек, который будет вовлечен во все процессы команды. У многих специалистов основная задача — драфт, то есть они просто подбирают героев, подходящих игрокам. Кто-то ищет тренера, который создаст атмосферу в коллективе и не будет мешать устоявшимся процессам. Победители двух последних мейджоров Gaimin Gladiators как раз взяли такого человека — просто задавать настроение в команде.

За полтора года в роли тренера я сменил четыре клуба, и в каждом мои обязанности менялись в зависимости от нужд команды. Бывало, что я приходил, получал одни указания, но со временем они менялись. Как правило, задач становилось больше: что-то могли не учесть изначально или забывали про какой-то аспект.

Еще одна важная функция тренера — трезвая оценка игры.

Сейчас в Virtus.pro у меня более узкоспециализированные задачи. Еще до моего прихода капитан команды Артём Fng Баршак выстроил тренировочный процесс, который всех устраивает, а я постарался безболезненно интегрироваться в слаженный коллектив. Часть тренерских задач и сейчас берет на себя Артем. Я более четко фокусируюсь на оставшихся, помогаю ему с реализацией новых идей. Не то чтобы у меня здесь работы меньше — просто она немного другая.

Будь то победа или поражение, ребята очень эмоционально воспринимают исход игры. У меня ощущения похожие, но не такие сильные, как если бы я находился с ними в матче. Это помогает проанализировать ошибки и сделать выводы.

О взаимодействии в команде

В рамках буткемпа мы с ребятами все время проводим вместе. В этом и есть основная задача таких сборов — общаться и находить общий язык. Необязательно даже постоянно обсуждать игровые моменты, главное — просто разговаривать. Любая мелочь, любая глупость рано или поздно приведет к Dota 2, ведь мы любим эту игру и большую часть жизни ей занимаемся. А из такого разговора может родиться какая-то идея или что-то еще полезное для команды.

К сожалению, вместо этого многие игроки достают телефоны, наушники. Так выглядела первая неделя буткемпа с новым коллективом: после игровых сессий все расходились заниматься своими делами, сидели в телефонах и особо не общались. Я пытался донести до них важность коммуникации, но это не должно быть принудительным. Если ты соберешь всех в одной комнате и скажешь: «Говорите! Ты говори с ним, а ты — с ним», — это не сработает.

Со временем эта стадия стеснения прошла, ребята начали собираться вне игры, прикалываться, что-то смотреть вместе, обсуждать. Это обычно и происходит естественным путем. Если все ценят чужой труд, не боятся друг друга, в коллективе все наладится. А вне буткемпа ребята друг от друга отдыхают: часто находятся в разных городах, да и взаимодействовать в свободное время не очень хотят.

Состав Virtus.pro по CS:GO во время буткемпа
Состав Virtus.pro по CS:GO во время буткемпа

О расписании киберспортсмена

Во время сборов в команде есть распорядок дня. Примерно в 10:00 подъем, к 11:00 уже садимся за компьютеры и начинаем с личных тренировок: каждый играет сам, чтобы просто войти в ритм или отработать какой-то элемент. Это продолжается до перерыва на обед примерно в 14:00. Затем игры в команде, две-три серии по две карты. Между противниками делаем часовые перерывы, чтобы перекусить, обсудить происходящее и скорректировать тренировочный процесс.

После командных матчей оставшееся время до 23:00 продолжаются личные тренировки и игры в ладдере — общем рейтинговом режиме Dota 2. Все остальное время свободно. Такое расписание было на нашем буткемпе, но оно может различаться у разных коллективов в зависимости от поставленных задач. Где-то делают ставку на матчи в команде, где-то больше внимания уделяют индивидуальным тренировкам — бывает, даже ставят задачу сыграть не меньше определенного количества карт в день.

Еще расписание может меняться в ходе официальных игр сезона DPC. Один матч у тебя может стоять на 14:00, другой — через три дня в 20:00. К этому времени игроки должны быть уже в тонусе. Разумеется, значительно менять часы сна необязательно, но по-хорошему надо рассчитать свой пик умственной деятельности. До начала игры нужно размяться, но и не выдохнуться за весь день.

Вне буткемпа строгого распорядка нет. Между этапами DPC можно отдохнуть, а если и назначены какие-то тренировочные сессии, то не возбраняется их пропустить. После отдыха начинается период набора формы. Ребята должны вспомнить, как играть, и вернуться на пиковый уровень. В это время они тренируются индивидуально — кто-то в своем ритме, кому-то клуб ставит рамки сыграть определенное количество матчей. Затем возвращаются регулярные командные сессии.

Примерное расписание киберспортсмена в профессиональной команде

10:00Подъем и завтрак
11:00—14:00Индивидуальные тренировки
14:00—15:00Обед
15:00—23:00Командные тренировки: скримы
23:00Личное время до отбоя

Примерное расписание киберспортсмена в профессиональной команде

10:00Подъем и завтрак
11:00—14:00Индивидуальные тренировки
14:00—15:00Обед
15:00—23:00Командные тренировки: скримы
23:00Личное время до отбоя

О дисциплине в команде

Наши игроки дисциплинированы, поэтому контроль тренировочного процесса достаточно гуманный. Следить за соблюдением режима и объяснять, как выигрывать в два часа дня или в восемь вечера, не приходится. Конечно, с человеком, который склонен просыпать или отказывается разминаться, стоит лишний раз поговорить. Но в нынешнем коллективе все профессионалы и понимают, как быть готовыми к нужному времени. Тут важен индивидуальный подход к игрокам и всей команде.

Особенно дисциплинированы обычно взрослые игроки. Потому что в определенном возрасте, условно после 25 лет, начинаешь ценить нормальный распорядок: если лег вечером, встал утром, то и чувствуешь себя лучше. Не то что в 18 лет: проснулся и слава богу, а какое время суток — неинтересно.

Киберспорт идеален, чтобы штрафовать: можно постоянно следить за игроками, проверять что-то. Например, если кто-то не сыграл определенное количество матчей, отказался тренироваться на определенном герое, поленился соблюдать установленный режим. Все зависит от того, какая у команды цель и чего она хочет добиться.

Взыскания существуют и у нас, но я как тренер за них не отвечаю. Могу передать ответственным, что кого-то нужно наказать — и его накажут. Но я к этому ни разу не прибегал: нет необходимости, мы пока ко всему приходим, договариваясь. Мир, где провинившихся бесконечно наказывают, может привести к результатам — не исключаю этого. Но пока это не тот способ, в который я верю.

О пользе конфликтов

В команде сейчас мало разногласий — если честно, меньше, чем хотелось бы. Конфликт хоть и утомляет, но это двигатель прогресса. Важно, чтобы в коллективе было несколько разных мнений: во-первых, это самый простой способ находить верные решения, а во-вторых, это позволяет развиваться в разных направлениях.

Правила игры постоянно меняются: это как если бы в футболе каждый год ворота становились то чуть больше, то чуть меньше, менялась бы форма мяча. Попытаться угадать, что будет важным в ближайшее время, и развивать этот аспект — можно, но хочется быть просто сильной командой, которая останется такой после любого обновления. А это путь многих мнений, которые в конце концов сформируют разносторонний коллектив.

Пусть и мало, но мы тоже спорим — это радует. Как тренер я стараюсь влиять на это: становлюсь раздражающим фактором, если его нет, или выступаю в роли шерифа. Условно говорю: «Ты прав и ты прав. Вы оба говорите о похожих вещах, но учтите еще это и это». Конфликт — это полезно, нельзя все сводить в мир, где все идеально.

О физической активности

Физических тренировок у нас не предусмотрено даже во время буткемпа. Такая практика в целом обошла Dota 2 стороной, это история скорее из Counter-Strike. Несколько лет назад там доминировал такой коллектив, в котором был не только фитнес-тренер, но и диетолог, психолог. У них был целый тренировочный лагерь, где такие специалисты постоянно присутствовали и работали с игроками. Потом, насколько я знаю, кто-то пытался перенять этот опыт, но без особого успеха.

Я верю, что такая активность в киберспортивном клубе может принести пользу. Но организовать всю эту систему непросто. Самое сложное — найти физиотерапевта и психолога, которые могут посвятить себя этой индустрии. Не приходить время от времени, а интегрироваться в коллектив, стать частью команды. Специалисты воспринимают это лишь как дополнительную практику. За одну сессию в месяц или даже в неделю сложно охватить все проблемы и улучшить ситуацию.

Наверное, с фитнесом или спортом проще. Но и это реализовать не получается. Особенно сейчас, когда буткемпы проводятся в разных странах и длятся до месяца, а большую часть времени ребята проводят дома. К тому же надо будет учитывать особенности каждого игрока, кому какая активность подходит. Пока мне не хватает знания процессов. Считаю, что если все продумать и найти людей, а потом прийти к ответственным за бюджет в клубе — вряд ли откажут.

Уверен, такая инициатива дала бы свои плоды, особенно в долгосрочной перспективе. Даже если показатели команды улучшились бы условно на один процент — это уже неплохо. Проблема в том, что все ждут результата на короткой дистанции. Вот есть The International, который пройдет уже через несколько месяцев. Если бы инновация повлияла на выступление команды там, игра бы стоила свеч.

О зарплатах в киберспорте

В России игрок средней команды, выступающей во втором дивизионе DPC, зарабатывает примерно 500⁠—⁠600 $⁣ (45 845⁠—⁠55 014 ₽), может быть, 1000 $⁣ (91 690 ₽). Это небольшие деньги, но если коллектив удерживается в дивизионе, раз в два месяца он получает призовые от Valve. Там уже зависит от того, на каких условиях ребята договорились с организацией. В некоторых клубах еще бывают премии за индивидуальные достижения.

В российских топ-клубах зарплаты больше. Не хочу никого обидеть, но я бы назвал вилку 1500⁠—⁠5000 $⁣ (137 535⁠—⁠458 450 ₽). Конечно, может быть и больше, и меньше — зависит от опыта спортсмена, его титулов, самой организации, сколько времени игрок в ней провел. Для европейских клубов можно умножать на два — но там и стоимость жизни, и налоги выше. А вот призовые для всех одинаковы, поэтому для команды из России победа приносит относительно большие деньги.

У тренеров все индивидуально, но средняя зарплата сравнима с тем, что получают игроки. Разница в проценте от призовых: большая часть распределяется между киберспортсменами, а тренеры, как правило, получают намного меньше. На моей памяти всегда было так, хотя для звездных наставников бывают и исключения.

Кто работает в киберспортивном клубе

Аватар автора

Ксения Вартанова

руководитель бренд-направления Virtus.pro

Работа киберспортивного клуба делится на три глобальных направления: спортивное, медийное и операционное. В первом организация создает все условия для побед своих команд, потому что цель только одна — первое место.

Для этого нужно грамотно собрать или приобрести уже готовые составы игроков, организовать им буткемп, выстроить тренировочный процесс и так далее. Операционное направление — это всем понятная и важная для любой организации история: бухгалтеры, финансисты, юристы, менеджеры, эйчары.

Еще одна ключевая часть любого киберспортивного клуба, без которой невозможно его функционирование, — медийка. Простыми словами: клуб — это коммерческая организация, которая зарабатывает деньги. Деньги можно получить за счет партнерства с различными брендами, продажи мерча, внутриигровых предметов, трансферов игроков и многого другого.

Чтобы на клуб обращали внимание другие бренды, нужно быть узнаваемым и иметь большую аудиторию, с которой компании могут вести коммуникацию. На эту цель работает множество специалистов разных направлений.

СММ-команда общается с аудиторией: публикует результаты матчей, мемы, видео от игроков, устраивает конкурсы и другие активности на клубных площадках. Пресс-служба выступает связующим звеном между СМИ и командами и формирует имидж организации.

Продюсерский отдел креативит и проводит съемки — от влогов и интервью до анонсирующих роликов. Маркетологи и бренд-менеджеры занимаются аналитикой аудитории, вовлечены в создание клубных мероприятий и разработку мерча. Редакторы наполняют клубный сайт контентом.

Если говорить про международные организации, как в нашем случае, то в штате еще присутствует несколько переводчиков. Ведущие — лица клуба, которые работают в кадре. Дизайнеры и иллюстраторы, занимающиеся всей визуальной частью контента.

Об ожиданиях и результатах

В спорте все оценивается результатами — они либо удовлетворительны, либо нет. Какой-то фидбэк обо мне, как и об игроках, составляется путем опроса других членов команды. Я отчитываюсь о результатах одному человеку — Александру StrangeR Соломонову, менеджеру состава. Он с этим идет выше, но сколько там всего звеньев, я не знаю.

Ожидания от команды постоянно меняются. В какой-то момент отобраться на мейджор — главное достижение. Потом на самом мейджоре ты занимаешь 16-е место — и это уже разочарование. Хотя я бы попадание в плей-офф считал удовлетворительным результатом: это гарантирует хотя бы DPC-очки и призовые. В противном случае ты не получаешь ничего, кроме оплаченных билетов в другую страну — это называется кибертуризм, но вообще не радует.

На отборочных в конце мая мы закончили в одной карте от выхода на мейджор. Настроения неоднозначные: кто-то видит определенный прогресс, но результат тот же — клуб не прошел. Я понимаю, что ожидания от тега Virtus.pro должны быть другие. И любой исход, который не приводит к мейджору — неудовлетворительный. Но главная цель сезона — участие в The International. И пока возможность попасть туда через региональную квалификацию сохраняется.

Об ошибках и сложностях

Пока мне не хватает опыта и выборки, чтобы оценить себя в роли тренера. Потом можно будет вспомнить, что было в начале, проанализировать прогресс. С другой стороны, когда добьюсь какого-то заметного успеха, смогу ли понять его причины и использовать эти знания? Игроком я побеждал на больших турнирах, но не до конца осознавал, что именно мне помогло. Иногда ответ приходил слишком поздно, через несколько лет.

Если я и делал какие-то выводы о работе в других коллективах, в Virtus.pro все это было забыто. Потому что там в первый месяц я допустил кучу новых ошибок, связанных с пониманием задач, с эмоциональным состоянием. Не самый удачный старт, но со временем все наладилось.

Главная проблема, которая встречается в любой команде — тайм-менеджмент.

Как тренер ты стараешься дать ребятам много информации. Но времени, когда игрок тебя слушает — не просто слышит, а понимает, что ты пытаешься донести, — очень мало. Нужно учитывать его состояние, удобный момент, что именно ты говоришь, как это формулируешь. Где бы я ни работал, это было самой важной задачей.

Из личных сложностей основная — взаимоотношения и коммуникация с людьми. Мы все разные, выросли в разных семьях, мыслим и выражаем себя по-разному. И если в неформальной беседе проблем не возникает, то на тему игры бывает сложно найти общий язык. Это иногда выматывает эмоционально.

Еще одна распространенная во всем киберспорте проблема — мотивация. Лень — один из главных грехов киберспортсмена. Важно каждый день просыпаться с мыслью о том, что сегодня ты нужен этому миру, нужен игре. Если не забывать, что ты занимаешься любимым делом, все будет замечательно.

Для меня сейчас главная цель — это The International. Дисциплина всегда живет по такому расписанию: до чемпионата мира — и по новой. Хотя в этом году ситуация может измениться: на турнире Riyadh Masters в Саудовской Аравии призовые, возможно, впервые будут больше, чем у Valve. Тогда компания перестанет в одиночку тянуть все команды и систему в целом.

15 млн $
составит призовой фонд на турнире Riyadh Masters в 2023 году

Что будет после The International — трудно сказать. Я планирую остаться в Dota 2. И наш с Virtus.pro контракт продлится гораздо дольше, чем ближайший чемпионат. Но дальше я пока не задумывался, если честно. Сейчас хочу тренировать хорошую, сильную команду, которая может соревноваться на высоком уровне, и развиваться вместе с ней. Я готов заниматься чем угодно, переключиться на аналитическую работу, если это принесет результат. Мне важно ощущать свою роль и понимать, что это помогает мне расти.


Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Расскажите, как вы относитесь к киберспорту:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество