Авто
37K

Система ABS в машине: как она работает и как помогает при экстренном торможении

51
Система ABS в машине: как она работает и как помогает при экстренном торможении
Аватар автора

Константин Ищенко

опытный автолюбитель

Страница автора

В современном автомобиле есть много систем, которые делают его более безопасным и помогают водителю им управлять.

Инженеры постоянно улучшают их и придумывают новые, уже есть машины с полноценным автопилотом. Но одной из первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов — ABS. Эта статья расскажет, какую проблему решает ABS, как она работает и почему может испугать.

Как работают тормоза современного автомобиля

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление жидкости в тормозной системе повышается. Через металлические трубки и шланги жидкость подходит к тормозным механизмам в колесах и вынуждает колодки прижиматься к тормозному диску или барабану.

Между педалью и колодкой в системе есть много устройств: главный тормозной цилиндр, распределяющий усилия между всеми колесами автомобиля, и вакуумный усилитель, который позволяет водителю давить на педаль с меньшим усилием.

Чем страшна блокировка колес при торможении

Если водитель нажимает на педаль достаточно сильно, то тормозного усилия хватит для полной блокировки колес: машина «пойдет юзом» — колеса остановятся, а автомобиль продолжит движение по инерции. На асфальте останутся яркие черные следы, на покрышках появится локальный износ: они могут сильно пострадать и даже прийти в негодность. Представьте себе, как изнашивается стирательная резинка — с шиной произойдет почти то же самое.

Если водитель продолжит давить на тормоз, то рано или поздно полностью потеряет контроль над автомобилем. С заблокированными передними колесами не получится изменить траекторию движения, даже если повернуть руль до упора. Такая ситуация опасна и для водителя, и для других участников движения. Система ABS борется именно с этим явлением: она предотвращает блокировку колес при торможении и позволяет сохранить контроль над автомобилем в момент экстренного торможения.

Как устроена ABS

Как и многие решения в автопроме, система пришла из авиации. Первые опытные образцы полностью механической системы появились в 1920-х годах. Автомобили с механической антиблокировочной системой появились в 1960-х, но развития она не получила, потому что была очень громоздкой и ненадежной. Первую электронную ABS разработали инженеры «Фиата», позже патент продали компании «Бош».

С 2004 года систему в обязательном порядке ставят на все новые автомобили, которые продают на территории Евросоюза, а с 2012 года такое правило заработало и в США.

Система состоит из нескольких элементов.

Датчики скорости вращения колес. Чтобы бороться с блокировкой колеса эффективно, система должна отслеживать эту скорость и срабатывать в нужный момент. За это отвечают специальные датчики, установленные на каждом колесе, а точнее — на ступице. Они отслеживают вращение по специальному магнитному кольцу.

На более старых машинах датчики могут быть импульсными и считывать скорость по специальным зубчатым кольцам, такой вариант менее точный. Полученную информацию датчики передают в блок управления ABS.

Кольцо ABS от автомобиля Пежо: благодаря зубчикам датчик считывает скорость вращения колеса. Источник: Дениs / peugeot-club.by
Кольцо ABS от автомобиля Пежо: благодаря зубчикам датчик считывает скорость вращения колеса. Источник: Дениs / peugeot-club.by

Блок управления — микросхема в специальном корпусе. На основе информации с датчиков блок управления ABS определяет, какое колесо близко к блокировке и где нужно уменьшить давление в тормозной системе.

Насос и клапаны — органы управления системы. При срабатывании системы участие водителя уже не требуется: с помощью открытия и закрытия клапанов, объединенных в одном корпусе, ABS уменьшает и увеличивает давление в тормозной системе до 20 раз в секунду. А значит, меняется тормозное усилие на колесах и они не блокируются. Насос ABS работает только в момент активации системы и позволяет быстро восстановить давление в системе.

Модуль ABS Киа Соул: внутри насос, клапаны и блок управления
Модуль ABS Киа Соул: внутри насос, клапаны и блок управления

Главная задача ABS

Благодаря этой системе колеса автомобиля не блокируются и водитель сможет им управлять, даже выжав педаль тормоза «в пол». Автомобиль с работающей ABS реагирует на поворот руля, пусть и с некоторой задержкой. Так можно избежать ДТП или минимизировать его последствия, а заодно снизить скорость и увернуться от препятствия.

Представим, перед водителем кто-то резко оттормаживается. Автомобиль без ABS пойдет по инерции строго прямо, как бы водитель не крутил руль. Автомобилем с ABS можно как-то управлять, и самое главное — тормозной путь будет сильно короче, а значит будет больше шансов не догнать чужую машину. Даже если это случится, повреждения будут менее критичными и за ремонт удастся заплатить гораздо меньше.

Но в некоторых случаях тормозной путь машины с ABS может быть длиннее. Например, если машина на летней резине зимой, если под колёсами песок, земля или неприкатанный снег.

При повороте ключа зажигания загораются все контрольные лампы, и одна из них — лампа ABS. Если она не погасла после запуска двигателя — система неисправна, необходимо срочно записаться на диагностику
При повороте ключа зажигания загораются все контрольные лампы, и одна из них — лампа ABS. Если она не погасла после запуска двигателя — система неисправна, необходимо срочно записаться на диагностику

Разные виды антиблокировочных систем, их развитие

Первые антиблокировочные системы были одноканальными и работали только на одной оси автомобиля: работали одновременно и одинаково влияли на оба колеса оси. Актуальные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый может работать независимо.

Дальнейшее развитие — дополнение, система распределения тормозных усилий (EBD). Она работает не только при экстренном торможении и контролирует распределение тормозных усилий задолго до блокировки колес. C EBD автомобиль стабилен при торможении, это особенно заметно, если под колесами разное покрытие. Например, если левые колеса на асфальте, а правые на льду, система поможет избежать заноса или сноса.

Если добавить в ABS и EBD датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, у машины появится система стабилизации. В зависимости от производителя автомобиля и возможностей ее называют ASR, ESP, DSC, VDC или как-то еще.

В основе лежит тот же принцип — система анализирует разницу в скоростях вращения колес, но не только. Блок управления системой также анализирует угол поворота руля, положение педалей газа и тормоза, поперечное ускорение и другие параметры. На основе этих данных одно или несколько колес могут притормозить благодаря клапанам в блоке ABS. Это поможет стабилизировать автомобиль и выйти из заноса.

Как пользоваться ABS и быть готовым к тому, что она сработает

Система не требует от водителя каких-то особых навыков. Он просто оценивает дорожную ситуацию и нажимает на педаль. Тем не менее ABS может испугать неопытного водителя: когда система работает на педали тормоза, будет сильная вибрация. Это работают насос и клапаны, которые регулируют давление в разных частях тормозной системы.

Автомобилем, у которого сработала ABS, управлять сложнее. Реакции на поворот руля очень замедленны и менее точны. Водителю нужно понимать, что при торможении с ABS рулить нужно с опережением. Если рядом нет других автомобилей или препятствий — поверните руль сильнее, чем при обычной езде.

Если ваш опыт вождения скромный, то лучше познакомиться с ABS заранее. Для этого подойдет пустая парковка или площадка с асфальтовым покрытием — эксперименты с ABS на неровных грунтовых дорогах и площадках не дадут нужного опыта. Выполните несколько экстренных торможений — резко нажимайте педаль тормоза до упора. Начните с торможения с 30 км/ч, потом увеличьте скорость. Помните о безопасности и ПДД.

Когда экстренное торможение по прямой будет уже понятным, попробуйте тормозить с ABS и маневрировать. Желательно повторить эти упражнения в разных погодных условиях: на сухом асфальте, на мокром и зимой, на снежном и ледяном покрытиях. Это не сделает вас профессиональным водителем, но даст понимание, как ведет себя автомобиль при резком торможении и чего ждать от системы ABS. Однажды эти знания могут спасти как минимум бампер.

Запомнить

  1. Не стоит пугаться, если при экстренном торможении летом или обычном торможении зимой педаль тормоза вибрирует: это работает система ABS.
  2. При экстренном торможении автомобиль с системой ABS сохраняет управляемость. Но реакция на поворот руля более долгая. Автомобиль без ABS не сможет повернуть, если колеса будут заблокированы.
  3. Познакомиться с работой системы ABS лучше на пустой стоянке или за городом. Потренируйтесь экстренно тормозить: ни вам, ни автомобилю это не повредит.
  4. ABS — часть тормозной системы. В современных автомобилях сигналы датчиков ABS используют системы стабилизации и курсовой устойчивости. Если загорелась контрольная лампа ABS, продолжайте движение аккуратно и как можно быстрее запишитесь на диагностику.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Константин ИщенкоДоводилось владеть машиной без ABS? Поделитесь впечатлениями:
  • sol 32Написано все коротко и ясно, спасибо за информацию !2
  • Георгий ЕрицянПерепутаны подписи к фотографиям3
  • Boris Köln2
  • Юлия ЦицероноваГеоргий, поправили, спасибо!1
  • Anton NovikovВы уверены, что одноканальные АБС растормаживали именно ось? Вроде испокон веку контура диагональные, а не осевые?2
  • Anton NovikovНу и утверждение, что с АБС тормозной путь "сильно короче" справедливо далеко не всегда7
  • Niki FedorovЛегендарный ВАЗ 21099 цвета баклажан. Впечатления - смешанные. Уровень безопасности и комфорта по десятибальной шкале - минус 9.5. Минус 10, пожалуй, только у ВАЗ 2106, у которого даже подголовников не было. Тогда было норм, но сейчас вспоминаю и содрогаюсь от осознания их уровня безопасности.5
  • Василий АнисимовРазбил первую машину из-за абс, она просто не тормозила на мокрой дороге и как по маслу уехала в набережную 😒 Благо, неприятный опыт оплатила страховая по Каско.1
  • Salvador PayalnikoffВасилий, думаете, что при отключенной абс Вы сумели бы остановить автомобиль? Если сработал абс, то это значит, что какое-то колесо заблокировалось. Найдите где у Вас предохранитель абс и побалуйтесь (приняв меры безопасности) и Вы поймёте, что Вы ошибаетесь2
  • Игорь ГоршковAnton, там не корректная формулировка. На старых (по году разработки) или бюджетных автомобилях ABS действительно работает только на одной оси - как правило на передней, но система разумеется контролирует торможение каждого колеса, но только на передней оси.0
  • Игорь ГоршковAnton, соглашусь. Как раз с ABS тормозной путь получается длиннее. Но при торможении появляется возможность объехать препятствия. Самое лучшее - наличие ESP или аналогичной системы (у разных производителей называют по разному) - она контролирует движение авто не только при торможении, а также при повороте.4
  • Salvador PayalnikoffAK, мне кажется, Вы путаете силу трения скольжения и силу трения покоя. Это сильно разные вещи. Плюс любая "смазка" в виде песка, воды, снега, льда = и сила трения сложения неумолимо будет стремиться к нулю. Добавьте к этому тот момент, что заблокированное колесо одинаково скользит в любую сторону. Любое изменение скольжения, изменяющее вектор движения корпуса автомобиля, губительно повлияет на траекторию движения автомобиля. Плюс к этому, при заблокированном колесе управляемость почти никакая. В итоге в подавляющем большинстве случаев экстренного торможения абс будет лучшим вариантом Повторюсь - попробуйте без абс уйти от столкновения на скорости хотя бы 40 км/ч (средняя скорость по населенному пункту). При 60 решультаты будут ещё более наглядными6
  • Salvador PayalnikoffИмел в виду тесты с абс/без абс на безопасной площадке с имитацией ситуаций2
  • Василий АнисимовИгорь, но когда нужно не объехать, а не въехать перпендикулярно в отбойник, абс оставляет мало шансов2
  • Илья ВолковBoris, странный экзамен. Если цель как можно быстрее остановиться, то сцепление выжимать не нужно - тогда двигатель поможет тормозить и остановка произойдёт быстрее.0
  • Salvador PayalnikoffСветлана, попробуйте простой тест - торможение на льду с абс и без. Уверяю Вас, с абс с полностью выжатой педалью тормоза (а именно так Вы будете тормозить в экстренной ситуации) Ваш тормозной путь будет короче, чем без абс. Более того, при попытке что-нибудь обрулить без абс Вы либо не сумеете это сделать, либо автомобиль уйдёт в занос, если руль в момент экстренного нажатия на педаль тормоза был в повернутом положении Просто потренируйтесь на безопасной площадке5
  • Salvador PayalnikoffУтверждаю - черта с два любой из Вас сумеет без ABS сконтролировать экстренное торможение при средней городской скорости. У Вас не будет времени на анализ внезапно возникшей ситуации и даже просто "нажал-отпустил" в неэкстренной ситуации, когда вам не требуется ничего выглядывать, анализировать, крутить руля и всё такое с частотой до 20 раз в секунду7
  • Игорь ЗакурдаевАлександр, если вы въехали в стоящий автомобиль, да ещё и отпустив тормоз, у меня для вас плохие новости...4
  • Павел БасистовAnton, в старых мерседесах и датчик АБС был на кардане, и насос АБС срабатывал назад на оба колеса .0
  • Павел БасистовА вот ПДД почему-то призывает тормозить и не маневрировать в случае ДТП.3
  • Сергей ЛаврентьевВладимир, 6) - почему только "сзади"? она ровно также и спереди (да и сбоку) предупреждает... миганием аварийки по кругу... всего лишь0
  • Владимир ТруфановСергей, насчёт по кругу не знаю. Так написано в комплектации. Сзади выглядит это так https://www.drive2.ru/l/2599991/0
  • Сергей ЛаврентьевВладимир, А самому подумать? Это просто автоматическое включение аварийки, т.е моргание габаритами... кстати, очень неудобно - чуть порезче тормознул, она включается... если не отследил продолжаешь ехать с включенной аварийной сигнализацией0
  • Владимир ТруфановСергей, на «чуть порезче» она не включается. Я с 2017 года за рулем этой прекрасной машины мне можете не рассказывать))0
  • Сергей ЛаврентьевВладимир, Да я собственно и не вам (это уже понятно) - я другим... к тому, что автоматическое включение "аварийки" к безопасности практически не относится и зачастую вводит в заблуждение участников дорожного движения...0
  • Александр ОвсяниковВасилий, тут винить нужно прокладку между рулем и сидением, работу абс уже следствие ее действий.0
  • Alexander PolozovAK, сила трения скольжения ниже чем сила трения качения. На заблокированном, скользящем колесе, сила трения ниже чем на колесе тормозящес на грани блокировки. АБС не прекращает торможение, абс не дает колесу заблокироваться, обеспечивая максимальное тормозное усилие.0
  • Alexander PolozovВладимир, АБС обеспечивает сохранение курсовой устойчивости при торможении. Так что замечательно, именно так как говорит ПДД и делайте, а абс поможет вам не вылететь во встречный камаз, потому что вашу машину развернуло при торможении.0
  • Alexander PolozovАлександр, ну, такое и правда может быть, если в первый раз сработала. Ощущения и правда отвратительные, можно инстинктивно снять ногу.1
  • Николай ТемеровAK, максимальная сила трения на грани блокировки колеса, но не на заблокированном.0
  • Николай ТемеровAlexander, сила трения качения возникает в подшипнике ступицы колеса, а у незаблокированного колеса с дорогой присутствует сила трения ПОКОЯ, которая в максимальном варианте, как известно из учебника физики 7 класса, всегда больше всех.0
  • Николай ТемеровВладимир, на дорогу выпускают тех, кто уже не головой думает, а ногой и рукой - навык это называется. В экстренной ситуации срабатывает не голова - некогда ей - а навык работает. Нет навыка - голова не поможет. Раньше мне много раз доводилось ездить на попутных грузовиках и всегда в гололед я замечал, что у профи авто "плавает". Это, как оказалось, профи контролирует состояние дороги и точит навык, пуская авто в минизанос и тут же выравнивая. Я сам в молодости так по гравийке на "Восходе" гонял. Да и на м412 на полулысой резине в гололед 120-140км\ч иначе, чем "на плаву" не поедешь, шиповыок тогда не было, зато был навык, который, как известно, не пропьешь).0
  • Alexander PolozovНиколай, сила трения качения возникает там, где что-то катится по чему-то. Сила трения покоя, кто бы мог подумать, возникает в состоянии ПОКОЯ, когда движения нет. Исходя из вышеописанного: что ты пытался сказать своим сообщением?0
  • Николай ТемеровВладимир, зачем система помощи при старте в горку с АКПП? ну, с механикой при неработающем ручнике понятно, а при АКПП - непонятно. (интересно сравнить статистику ДТП с этими системами и без них).0
  • Николай ТемеровAlexander, Вот эта сила трения покоя, которая возникает между дорожным полотном и резиной в пятне их контакта, 1) приводит автомобиль в движение и 2) уменьшает скорость автомобиля при торможении. Как только в пятне контакта появляется скольжение, сила трения между резиной и дорогой уменьшается, что приводит 1) к уменьшению ускорения при разгоне 2) к увеличению тормозного пути. А сила трения качения действительно может привести автомобиль к остановке, только путь, пройденный при этом, не является тормозным, этот путь называется ВЫБЕГ. Сила трения качения вносит свои 7 копеек в процесс торможения, но, поскольку трение качения имеет наименьшую из всех сил трения величину, говорить о ней не имеет смысла во всяком случае для легкового авто. Для трактора - да, трение качения столь велико, что лично я крайне редко на нем пользуюсь тормозами, только в экстренных случаях.0
  • user2472006ABS одделный продаетса магазине0
  • Артемий ГорбачевНаписана полная хрень и банальное оправдание этой системы в особенности повеселило, то что на дорогах остаются чёрные полосы и происходит износ колёс, а система абс это убирает - ну они полосы и должны оставаться, а какой вариант, давайте не будем оставлять чёрных полос, но врезаться? Ещё один бред это как автор пишет что с абс тормозной путь становиться короче, видимо он вообще не сталкивался с данной системой, тормозной путь с ней увеличивается на 300-400%, да вы сохраняете маневренность, толку от неё зимой в пробке, когда не куда свернуть, да может быть она и нужна конкретным спидигонщикам, но если вы рядовой водитель и особо не лихачите для вас это будет кошмаром, в экстренной ситуации важен резкий тормоз, с системой абс вы его не получите...0
  • Полиция Т—ЖАртемий, будьте повежливей. Правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/0
  • kostraleksandrДа, много 31 год и вместо АВS на скользкой дороге приходилось часто нажимать и отпускать тормоз, но зато на скользкой дороге больше соблюдаешь осторожность. А с АВS можно переоценить её возможности. Поэтому ездить лучше так, как будто её нет и соблюдать осторожность.0
  • РусланДа доводилось.Влупился в отбойник летом на сухом асфальте,при эстренном торможении машину понесло юзом,чуть не перевернулись!!!0