Многие водители начинают нервничать, когда бензина в баке меньше четверти объема.

Другие не видят ничего критичного, даже если уже давно горит контрольная лампа «резерв топлива», а запас хода на бортовом компьютере равен нулю. Прямых запретов так делать в инструкции к автомобилю обычно нет. Более того, несмотря на все предупреждения машины, бензин сразу не заканчивается. Почему так происходит и вредно ли ездить на «пустом» баке, расскажу в этой статье.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как понять, что топливо заканчивается

По индикации на панели приборов. Этот совет мог бы быть бесполезным: обычно водители знают, как работает датчик топлива и что он показывает. Но когда стрелка опустилась ниже самого последнего деления в красной зоне, машина не глохнет сразу же, а значит, в баке все еще есть топливо. Инструкция к автомобилю помогает не всегда, часто в них пишут общие фразы вроде «загорелась контрольная лампа — заправьтесь».

Даже при горящей контрольной лампе в топливном баке остается около 10% топлива. В зависимости от марки машины, года выпуска и объема бака это количество может незначительно меняться. Топливный насос расположен в нижней точке и может выкачивать топливо до полного опустошения бака.

У БМВ 3 2006 года в инструкции обозначен резерв топлива в литрах: 12% объема бака для бензинового мотора и почти 11% для дизельного
У БМВ 3 2006 года в инструкции обозначен резерв топлива в литрах: 12% объема бака для бензинового мотора и почти 11% для дизельного
Но у более современного БМВ X5 2013 года нет ничего про резерв топлива. Есть только предостерегающие указания
Но у более современного БМВ X5 2013 года нет ничего про резерв топлива. Есть только предостерегающие указания

По запасу хода. Бортовой компьютер автомобиля показывает не только расход топлива. Также в большинстве автомобилей он считает количество километров, которые можно проехать до пустого бака. С контрольной лампой «резерв топлива» это связано не напрямую: обычно лампа загорается при запасе хода в 40—60 км. Данные по запасу хода не очень точные. В городском режиме можно увидеть запас хода 50 км, проехать 15 км и увидеть «----» или 0 на экране. При этом машина продолжит движение, а в баке все еще будет немного топлива.

При нулевом запасе хода в баке уже меньше бензина, чем в момент, когда загорается контрольная лампа. Тем не менее его хватит на 30—50 км в спокойном режиме. Дело в том, что производители стараются сделать машины более удобными и безопасными для водителей. А еще это погрешность датчика уровня топлива. Обычно это в буквальном смысле поплавок, а такая конструкция не позволяет точно измерить уровень топлива.

Контрольная лампа и запас хода в 52 км приборной панели Киа призывают водителя искать АЗС. На самом деле проехать можно около 90 км
Контрольная лампа и запас хода в 52 км приборной панели Киа призывают водителя искать АЗС. На самом деле проехать можно около 90 км

По поведению машины. Некоторые автомобили — чаще дизельные — ограничивают мощность двигателя при небольшом остатке горючего в баке. Это может происходить само по себе, и бортовой компьютер не предупреждает водителя. Машина будет медленно разгоняться и вяло реагировать на газ, но при этом продолжит ехать, пока не кончится топливо.

Понять, что бензина очень мало, можно по подергиваниям при движении: топливо будет поступать в двигатель с перебоями. Также есть шанс заглохнуть при повороте или подъеме. Топливо временно отольет от насоса, и машина будет трястись или даже заглохнет. Если ехать прямо и по ровной дороге, этого не произойдет.

Такие симптомы могут быть и при неисправности топливной системы, насосы и датчики периодически выходят из строя. Лучше не откладывать поездку в автосервис. Но сначала — на заправку.

Когда лучше заправлять автомобиль

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Зато есть несколько мифов, очень популярных среди автолюбителей. Вот некоторые из них.

Если топливный бак постоянно пустой — он ржавеет. Это справедливо только для автомобилей с железными топливными баками, но таких очень мало. Обычно это старые модели, с начала нулевых баки делают из пластика. Есть в таком баке топливо или нет — никакой разницы.

Когда топлива мало, насос собирает всю грязь со дна бака. Место установки насоса и способ доставки топлива к нему не зависит от количества топлива в баке, он жестко закреплен в нем. К тому же топливо не попадает в насос без очистки, обычно оно проходит через мелкую сетку или даже небольшой фильтр, похожий на чайный пакетик.

Как правило, у автомобилей есть и большой топливный фильтр, который нужно периодически менять, но бывают модели и без него. В любом случае от езды на пустом баке в насос не попадет больше грязи.

На стенках бака может образовываться конденсат: так в топливо попадет вода. С точки зрения физики это действительно так. Но чтобы образовался конденсат, нужна разница температур внутри и снаружи бака. В реальных условиях практически невозможно получить на стенках бака столько воды, чтобы это отразилось на поведении автомобиля. Все истории про замерзшее дизельное топливо не связаны с конденсатом: проблема в качестве горючего.

А вот эти мифы могут быть правдой, но это не точно.

Когда топлива мало, насос в баке перегревается. Считается, что он работает лучше, когда погружен в топливо, так насос лучше охлаждается. Но нет статистики по отказам топливных насосов в зависимости от привычки водителя заправляться, когда бак почти пустой. Автопроизводители тоже не дают таких рекомендаций.

Косвенно этот миф подтверждает только поведение машины при поломке насоса в баке. Если при полном баке машина глохнет, но через 20—30 минут стоянки ее можно завести и поехать, значит, насос пора поменять.

Езда с полупустым или даже почти пустым баком безвредна для автомобиля. Документальных подтверждений или исследований обратному нет. Но и практического смысла в этом тоже нет, равно как и какой-то экономии: расход топлива не зависит от его количества в баке.

При длительных поездках и в путешествиях старайтесь заранее продумать места для заправки. Лучше сделать лишнюю остановку на фирменной АЗС, чем израсходовать все топливо и вынужденно заезжать на «контейнерную» заправку в какой-то глуши. Взять с собой 5—10 литров топлива в канистре — хорошая идея, но только если канистра герметично закрывается. Пары бензина в салоне гарантируют как минимум головную боль.

Купить канистру для бензина можно в обычном гипермаркете. На фото — ассортимент канистр в магазине «Окей» в Санкт-Петербурге
Купить канистру для бензина можно в обычном гипермаркете. На фото — ассортимент канистр в магазине «Окей» в Санкт-Петербурге

Как ехать, если топлива очень мало

Предположим, вам нужно обязательно доехать до заправки. Контрольная лампа уже загорелась, запас хода почти исчерпан, а впереди еще 30 км пути. Самое время максимально экономить.

Выключите все лишние потребители энергии. Временно откажитесь от кондиционера, печки, громкой музыки и подогрева сидений. Мощные электропотребители незначительно увеличивают расход топлива.

Ведите машину как можно плавнее. Не делайте резких поворотов, избегайте активных ускорений и торможений.

Двигайтесь в правой полосе. Так вы не будете мешать другим участникам движения, даже если машина заглохнет. И проще безопасно съехать на обочину или какую-то прилегающую территорию.

Выберите оптимальную скорость. При движении по трассе медленно разгонитесь до 80—90 км/ч и поддерживайте этот режим. Обычно машины потребляют минимум топлива именно при такой скорости.

Что делать, если топливо в баке закончилось

Помнить о своей безопасности. Не стойте на проезжей части. Включите аварийную сигнализацию. Если вы остановились на трассе, автомагистрали или крупном проспекте, установите знак аварийной остановки. Если есть дорожное ограждение или отбойник, лучше ожидать помощь за ним, даже если придется перелезать и вы испачкаете одежду.

Не оставлять ключи в машине. С пустым баком ее вряд ли угонят, а вот захлопнуть дверь можно элементарно. Будет на одну проблему больше.

Узнать, поможет ли вам заправка. В случае с некоторыми автомобилями недостаточно просто залить топливо в пустой бак. Это может быть особенностью топливной системы или связано со специальной программой управления двигателем. Может потребоваться подкачка топлива вручную, но не все автомобили штатно оборудованы приспособлениями для этого. Попробуйте погуглить такие же случаи для вашей марки и модели или позвоните в специализированный сервис.

Дальше у вас есть выбор: доставить топливо к машине или машину к топливу. Вот какие есть варианты.

👉 Попросить привезти топливо. Это может быть служба технической помощи, друг с канистрой, таксист или сервис доставки бензина. Все зависит от места и конкретной ситуации. Например, летом в городе можно подождать автомобиль-заправщик, если машину удалось нормально припарковать. Вы купите бензин по цене сетевой АЗС и не переплатите. А на пригородной трассе в мороз придется выбирать самый быстрый способ: служба помощи на дорогах может привезти десять литров топлива за 3000 Р и больше.

На платных трассах, например на ЗСД в Санкт-Петербурге и на трассе М11 в Москве, можно вызвать местную техническую службу. С бензином на ЗСД не помогут, но установят ограждения: так вашу машину на обочине будут лучше видеть. Зато на М11 техническая служба подвезет до заправки и обратно, а еще даст канистру. Это бесплатно.

👉 Попросить помощи у проезжающих мимо автомобилистов. Вас могут подвезти до ближайшей заправки и обратно, но это уже будут две разные попутные машины. Ловить машину важно аккуратно, желательно надеть специальный светоотражающий жилет.

👉 Вызвать эвакуатор. Для исправного автомобиля такой шаг может показаться нелогичным, но в определенных условиях это единственный выход. Например, на загородной трассе эвакуатор может оказаться быстрее техпомощи. Также важно, что машину на эвакуаторе нужно везти не в город, а до ближайшей АЗС. Это может быть еще и дешевле.

👉 Отбуксировать автомобиль до заправки. Как правильно это сделать, мы уже писали в отдельной статье. Помните, что с пустым баком вы будете буксировать автомобиль без гидроусилителя и без вакуумного усилителя тормозов.

Если заправка рядом, а движение на дороге не очень оживленное, автомобиль можно попробовать дотолкать. Но в одиночку справиться даже со средним седаном будет сложно, это больше подходит для очень маленьких авто. Возможно, потребуются помощники. Фото: Stefano Chiacchiarini '74 / Shutterstock
Если заправка рядом, а движение на дороге не очень оживленное, автомобиль можно попробовать дотолкать. Но в одиночку справиться даже со средним седаном будет сложно, это больше подходит для очень маленьких авто. Возможно, потребуются помощники. Фото: Stefano Chiacchiarini '74 / Shutterstock

👉 Самостоятельно привезти топливо. Вы можете вызвать обычное такси, воспользоваться каршерингом или попросить друзей. Канистры продают на всех заправках, а значит, нужно просто туда доехать.

Общественный транспорт вам не подойдет: в нем запрещено перевозить легковоспламеняющиеся предметы и горючие материалы. Не пытайтесь сэкономить и купить бензин в канистру от питьевой воды, на заправке не отпустят топливо в такую тару.

Канистры для бензина комплектуют специальной трубкой. С ее помощью легко не пролить бензин, а также нажать на специальный клапан в горловине бензобака. Без этого залить бензин не получится. Фото: Monika Wisniewska / Shutterstock
Канистры для бензина комплектуют специальной трубкой. С ее помощью легко не пролить бензин, а также нажать на специальный клапан в горловине бензобака. Без этого залить бензин не получится. Фото: Monika Wisniewska / Shutterstock

Запомнить

  1. Топливо не закончится сразу после появления на табло контрольной лампы. И даже после надписи «запас хода 0 км» на экране бортового компьютера можно будет проехать еще 20—30 км, а в некоторых случаях и 100 км. Все зависит от модели машины.
  2. Нет прямых доказательств, что ездить с малым количеством топлива вредно. Но лучше так не делать.
  3. Если вы все же обсохли и не можете ехать дальше — помните о безопасности и не ходите по проезжей части.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.