Как правильно проезжать перекрестки
Авто
64K
Фотография — Maxim Butusov / Shutterstock

Как правильно проезжать перекрестки

Чтобы не получить штраф и не попасть в ДТП
46
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

проезжает перекрестки без нарушений

Страница автора

Перекресток — это место, где пересекаются минимум две дороги.

В ПДД есть отдельный раздел с правилами проезда перекрестков.

Перекресток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Перекрестками не считают:

  1. Выезды с прилегающих территорий — например, из дворов, жилых массивов, с автостоянок или АЗС.
  2. Пересечения дорог на разных уровнях — например, дорожные развязки с мостами и эстакадами.

Расскажу, какие бывают перекрестки, как правильно проезжать их и что будет, если нарушить правила.

Как определить границы перекрестка

Водитель должен определить границы перекрестка еще до того, как въедет на него: от этого зависят правила движения. Это воображаемые линии, соединяющие наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Как их определить, объясним на примере.

Один из самых простых вариантов — когда две дороги пересекаются под прямым углом. Границы перекрестка — линии между углами, а его форма — прямоугольник. Внутри действуют правила проезда перекрестков.

Дорог иногда больше двух, угол между ними не всегда прямой. Дорожная разметка при этом — например, пешеходные переходы — не всегда совпадает с границами перекрестков. Ниже — примеры перекрестков сложной формы. Даже на одном перекрестке часть разметки может проходить по границе, а часть — нет. Границы не обязательно параллельны обочинам.

Границы этого перекрестка пересекают пешеходные переходы под разными углами. Санкт-Петербург, перекресток набережной реки Мойки и 2⁠-⁠го Садового моста. Источник: «Яндекс-карты»
На одном из углов перекрестка нет скруглений — поэтому воображаемые линии границ нужно проводить непосредственно от угла. Санкт-Петербург, перекресток набережной реки Фонтанки и ул. Пестеля. Источник: «Яндекс-карты»
Границы перекрестка с круговым движением на площади Победы в Санкт-Петербурге трудно уложить в классификацию форм. Источник: «Яндекс-карты»

Какие бывают перекрестки

Есть два вида перекрестков:

  1. Регулируемые — где очередность проезда определяют сигналы светофора или регулировщика и пункты 13.4—13.8 ПДД.
  2. Нерегулируемые — где нет светофора или он не работает либо мигает желтым, а также нет регулировщика. Очередность проезда такого перекрестка определяют пункты 13.9—13.13 ПДД и знаки приоритета  .

Если автомобиль поворачивает на перекрестке, водитель должен уступить дорогу пешеходам, водителям СИМ  и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую он поворачивает. На любом перекрестке у пешехода всегда преимущество. Поэтому пропускать нужно всех — даже тех, кто переходит дорогу на красный или в неположенном месте  .

Если на перекрестке разметка 1.26, «вафельница», и за ним возник затор — выезжать на перекресток запрещено  .

Водитель красного автомобиля, который поворачивает направо, выполняет требования ПДД — пропускает пешеходов на зебре. Санкт-Петербург, перекресток Варшавской улицы и Ленинского проспекта. Источник: «Яндекс-карты»
Водитель красного автомобиля, который поворачивает направо, выполняет требования ПДД — пропускает пешеходов на зебре. Санкт-Петербург, перекресток Варшавской улицы и Ленинского проспекта. Источник: «Яндекс-карты»
Если на перекрестке разметка 1.26, «вафельница», а впереди затор, выезжать на такой перекресток запрещено. Санкт-Петербург, пересечение Полюстровского и Пискаревского проспектов. Источник: «Яндекс-карты»
Если на перекрестке разметка 1.26, «вафельница», а впереди затор, выезжать на такой перекресток запрещено. Санкт-Петербург, пересечение Полюстровского и Пискаревского проспектов. Источник: «Яндекс-карты»

Как проезжать нерегулируемые перекрестки

Перекресток неравнозначных дорог. Если водитель, который въезжает на перекресток, видит знаки 2.1 или 2.3.1—2.3.7 — он на главной и у него преимущество. Если же перед ним знак 2.4 или 2.5 — должен уступить дорогу. У трамвая на таком перекрестке преимущество перед любым другим попутным или встречным транспортом на равнозначной дороге  .

Если знаков приоритета нет, но у дорог разное покрытие, то асфальт главный по отношению к грунтовке, даже если ее часть, примыкающая к перекрестку, заасфальтирована. А если знаков приоритета нет и водитель не может определить, какое на дороге покрытие, он должен считать ее второстепенной и уступать всем, кто движется по примыкающим проезжим частям.

Перекресток равнозначных дорог. Если оба автомобиля едут по главной дороге или ПДД не указывают очередность проезда, дорогу должен уступить водитель, к которому автомобиль подъезжает справа  .

Все знаки на картинке, кроме 2.4, означают, что водитель на главной. А знаки 2.4 и 2.5 обязывают уступить дорогу
Все знаки на картинке, кроме 2.4, означают, что водитель на главной. А знаки 2.4 и 2.5 обязывают уступить дорогу

Как проезжать регулируемые перекрестки

Перекресток с регулировщиком. Водитель обязан следовать только его сигналам, а не сигналам светофора и требованиям дорожных знаков.

О сигналах регулировщика, о том, что они означают и кто может регулировать движение, мы рассказывали в статье «Памятка водителю: какие бывают сигналы регулировщика».

Перекресток с работающим светофором. Если на перекрестке нет регулировщика — у светофора преимущество перед знаками.

Сигналы светофора означают  :

  1. Красный — запрещает проезжать через перекресток.
  2. Желтый — запрещает движение. Через несколько секунд его сменяет красный.
  3. Красный и желтый одновременно — запрещают ехать. Это вспомогательная комбинация, она показывает, что через несколько секунд загорится зеленый.
  4. Желтый мигающий — означает, что перекресток нерегулируемый. Водитель должен следовать знакам приоритета и прочим правилам проезда нерегулируемых перекрестков.
  5. Зеленый — разрешает ехать через перекресток.
  6. Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора и красный в основной секции — разрешает ехать в направлении стрелки. Если стрелка показывает налево — можно и повернуть налево, и развернуться.
  7. Зеленый мигающий — разрешает ехать. Показывает, что через несколько секунд загорится желтый, а потом красный.

Как проезжать перекрестки с круговым движением

В быту такой перекресток, обозначенный знаком 4.3 «Круговое движение», часто называют кольцом или кругом — хотя далеко не всегда у него такая форма.

При въезде на круговое движение водитель поворачивает направо. Если на круге больше двух полос — он, если может, должен занять крайнюю правую полосу перекрестка. Но если возможности нет — например, когда правая полоса занята, — можно занять любую свободную полосу  .

Ехать можно только в направлении, указанном на знаке 4.3. Если знаков приоритета нет, перекресток считают равнозначным, но преимущество у автомобилей, которые уже едут по кольцу. Те, кто въезжает на кольцо, должны уступить дорогу.

Бывают и неравнозначные круговые перекрестки, где перед въездом на круг могут стоять знаки 2.1 «Главная дорога» или 2.4 «Уступите дорогу», 2.5 «Движение без остановки запрещено». Тогда водитель должен следовать им.

Перекресток на площади Конституции в Санкт-Петербурге похож на квадрат. Но движение на нем организовано по кольцевой схеме. Источник: «Яндекс-карты»
Перекресток на площади Конституции в Санкт-Петербурге похож на квадрат. Но движение на нем организовано по кольцевой схеме. Источник: «Яндекс-карты»

Какой будет штраф, если нарушить правила проезда перекрестков

Ответственность за нарушение ПДД на перекрестке установлена статьей 12.13 КоАП РФ.

Если машина выехала на перекресток и создала там затор — могут оштрафовать на 1000 ₽  .

Если водитель не уступил на перекрестке дорогу тому, у кого преимущество, — штраф такой же  .

Если водитель выехал на перекресток, когда на светофоре горит запрещающий сигнал или регулировщик запрещает проезд, его тоже оштрафуют на 1000 ₽  .

Если он в течение года повторно совершит такое же нарушение — отдаст уже 5000 ₽ или лишится прав на срок от 4 до 6 месяцев  .

Если водитель не выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, но остановился за стоп-линией разметки или знаком 6.16 «Стоп-линия» — его оштрафуют на 800 ₽  .

Запомнить

  1. Перекресток — это место, где дороги на одном уровне пересекаются, примыкают друг к другу или разветвляются.
  2. Выезд с прилегающей территории, например из двора или с АЗС, — это не перекресток.
  3. Количество полос движения и проезжих частей не влияет на вид перекрестка.
  4. Есть два вида перекрестков: регулируемые и нерегулируемые.
  5. Нерегулируемые перекрестки бывают равнозначными и неравнозначными.
  6. Если проехать перекресток на запрещающий сигнал, могут оштрафовать на 1000 ₽, а за повторное такое нарушение в течение года — лишить прав на 6 месяцев.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевПроезжали особо сложный и запоминающийся перекресток? Расскажите о нем:
  • Карина МальцеваНе раскрыта тема тех, кто на кольцевом перекрестке направо уходит не из крайнего правого ряда и что с ними делать, когда они вам в левый бок въедут.7
  • МаргаритаКарина, бить, к сожалению, нельзя.0
  • Оленька ОленькаНе раскрыли тему стрелок. Если горит зелёная стрелка, и основной красный- едете в направлении стрелки, но уступаете всем. Потом вот такие начинают лететь,а ты должен молниеносно соображать, куда увернутся3
  • Дмитрий СергеевОленька, про светофоры и стрелки будет отдельная статья.1
  • Оленька ОленькаДмитрий, это понятно. Но на перекрёстках такой вариант светофоров сплошь и рядом1
  • Антон Карманов"и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую он поворачивает" после Москвы отдельный бзик смотреть в правое зеркало при повороте направо в поисках велосипедистов, которые едут справа от тебя в одной полосе и вообще никуда не смотрят1
  • Sergey AveryanovМне очень нравится что в некоторых странах на перекрестке можно поворачивать направо на красный сигнал светофора, почему так везде не делают совершенно не понимаю - очень удобно же.1
  • user2130010Чтобы было не удобно 🤦‍♂️0
  • user2986730Здравствуйте. У меня спорная ситуация на перекрёстке.0
  • Мария Калуга (Кузьмина)Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. Красная стрелка двигается прямо. Зеленой надо тоже прямо, но под углом. Они не замечают друг друга и стукаются посередине поворота. Эта часть дороги поворот для разворота автобуса (конечная). Красную относит в бок на несколько метров. Как определить является ли этот поворот дорогой с прилегающей территорией? Разметок нет.0
  • Мария Калуга (Кузьмина)Мария, что вообще является здесь прилегающей территорией, а что дорогой ,перекрёсток..0
  • user3320008Здравствуйте. Я выезжала с нерегулируемого перекрёстка где нет с моей стороны светофора на регулируемый на поварот на лево где стоит светофор пропустила пешехода и проехала меня оштрафовали на проезд красного. Правильно-ли это?0
  • Liten KerstiАнтон, так они и не обязаны на тебя смотреть, это у тебя помеха справа блэт.1
  • Айгуль ХабибуллинаАнтон, а куда должны смотреть велосипедисты в этой ситуации? На меня однажды повернула одна блондинка - въезжала во двор. Я спокойно ехала прямо и перелетела через руль из-за нее. Итог - травма и несколько недель врачей. Спасибо, что девочка хоть деньгами компенсировала, и то хлеб. Мне нужно перед каждым въездом во двор оглядываться и смотреть, не собирается ли на меня кто-то заворачивать? А если да, то тормозить и пропускать? В ПДД это прописано однозначно: водитель должен пропустить всех, в том числе велосипедистов. И да, надо смотреть в правое зеркало. При перестроении в правую полосу вам, подозреваю, ничего не мешает в него смотреть.0
  • Антон КармановАйгуль, >> Мне нужно перед каждым въездом во двор оглядываться и смотреть, не собирается ли на меня кто-то заворачивать >> А если да, то тормозить и пропускать Если хотите врезаться и дальше, то можно никуда не смотреть и никогда не тормозить. Но вообще, из моего опыта езды на велике, достаточно видеть поворотники. Формально да: водитель должен смотреть не движется ли кто-то позади него справа — но он может и не посмотреть, как ваша тётя, потому что движение в Москве интенсивное и хаотичное (зарегулированность, куча перестроений на развязках, бибикающие дебилы на поршах и геликах), накапливается эффект усталости и человек может банально забыть посмотреть в правый поворотник, особенно если он приехал из регионов, где такое днём с огнём искать надо. Вы можете сидеть в комментариях и рассказывать что в ситуации с блондинкой вы правы — так оно и есть. И какого быть правым целый месяц посещая врачей? >> а куда должны смотреть велосипедисты в этой ситуации Туда же куда и водители: всюду. И по вашему тону в целом ещё раз видно, что в РФ очень нужны отдельные водительские права для велосипедистов. И желательно с такими же правилами пересдачи: после третьей попытки следующая четвёртая только через полгода.0
  • ВКВ"Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора и красный в основной секции — разрешает ехать в направлении стрелки. Если стрелка показывает налево — можно и повернуть налево, и развернуться." Вот из-за таких советчиков у нас куча оленей на дороге. А где фраза про "должен уступить дорогу?"0
  • ВКВКарина, смотреть заранее за этими покемонами. Их на каждом круговом полным полно. Если жалко машину и времени, то лучше пропустить. Если хотите поиграть в учителя, то бейте, не стесняйтесь)0
  • ВКВАнтон, по пдд вы должны поворачивать направо из крайне правого положения. А крайне правое подразумевает такое, что там негде будет ехать велосипедисту (ну за исключением, если правее есть еще велодорожка, но им даже отдельные светофоры вешают) Заранее займите такое положение, чтобы справа не пролез курьер/велосипедист/самокатчик/моноколесист и прочая зверюшка чудная...0
  • ВКВМария, судя по всему красный выезжал с прилегающей территории. Должен был уступить. А еще по пдд есть такой пункт, что если вы как водитель не можете определить главная у вас дорога или второстепенная, то должны считать, что у вас второстепенная, а следовательно уступать всем, а не ехать бездумно прямо.0
  • Антон КармановВКВ,0
  • ВКВАнтон, звучит будто до поездки в Москву вы этого не знали/не делали...1
  • ВКВАнтон, хаотичное движение как раз в регионах, где ни разметки, ни знаков, а даже если они и есть, то все едут как привыкли по местным понятиям. ДПС нигде тоже нет, а если и есть, то они все друзья/братья/сваты. Устал и забыл посмотреть в зеркало? Это как вообще? Таким за руль нельзя. И вообще уставшим нельзя ездить по пдд.1
  • Антон КармановВКВ, до какой поездки?0
  • ВКВАнтон, не имеет реального опыта вождения? Ну-ну, уже 7ой год за рулем. Вы просто все водить не умеете. Или вас пугают дороги с более, чем четырьмя полосами? Ну, батенька, нельзя вам за руль. Идите доучитесь в автошколе. Я Садовое быстрее проезжаю, а если там пробка, то еду в объезд. П.С. не вам со мной меряться опытом вождения. Я проехал большую часть страны, от Черного моря до Баренцева моря и от Москвы до Байкала.1
  • Юлия ЮлияНе раскрыта тема регулируемый перекрёсток, знак направление главной дороги поворачивает налево, те кто едут прямо у них есть знак уступи дорогу, зелёный сигнал 💚 светофора для обоих загорается одновременно, вопрос, кто кого пропускает, те кто едут по главной, но поворачивают налево, тех кто съезжает с второстепенной? Или те, кто съезжает с второстепенной все таки должны уступить, тех кто поворачивает по главной?0
  • Айгуль ХабибуллинаАнтон, я еще и автомобилист и ПДД знаю отлично. И если я нахожусь в огромной металлической коробке, я очень хорошо понимаю ответственность перед всеми, кто в ней НЕ находится. И если устала, за руль не сажусь вообще. А по вашему тону видно, что вы готовы покалечить людей и сесть, но виноваты при этом будут кто угодно, только не вы.1
  • Айгуль ХабибуллинаАнтон, а вы уверены, что хорошо знаете ситуацию? Если слева от вас едет машина и внезапно заруливает вам в левый бок, вы успеете отреагировать, увидеть поворотники, остановиться? Думаете, если вы будете внимательно смотреть по сторонам, вы никогда не столкнетесь вот с такими неожиданностями? Вы либо очень молоды и уверены, что все зависит только от вас, либо опыта вождения у вас куда меньше, чем у меня.0
  • ВКВАнтон, что не так? Что именно я придумал?1
  • ВКВАнтон, готов выслать все пруфы. Пишите почту.1
  • ВКВАнтон, в чем палимся то? В том, что вы не умеете водить? Устаете от езды по Садовому кольцу? Так это скорее вы "у меня есть права, значит я автомобилист"1
  • ВКВАнтон, в Москву.0
  • Антон КармановАйгуль, насколько мне известно машины в правый бордюр ни с того ни с сего не поворачивают на ходу, они делают это на перекрёстках обычно. А на перекрёстке ехать на велосиде неосторожно, зная что в любой момент автомобиль может повернуть в твою сторону — моего рассудка и инстинкта самосохранения достаточно чтобы банально не ехать на перекрёстке на велосипеде параллельно с автомобилем0
  • Антон КармановВКВ, >> Устаете от езды по Садовому кольцу? Да хотя бы в такой. 2 часа обычной езды по трассе уже выматывают и нужна остановка, а полтора часа в пробке, где нужно постоянно напрягать внимание, а уж если ты ещё и ненароком на механике — подобные эпитеты от вас и показывают что реальный опыт вождения у вас максимум от работы до дома и обратно. Или "я объеду садовое кольцо" — если оно стоит, то все объезды тоже стоят. Или что гайцы в регионах поголовно живут по принципу вась-вась — такое может говорить только тот кого никогда не останавливали и кто с ними никогда не общался. Я пока права не получил и не начал общаться с ними тоже думал что это какие-то люди которым надо постоянно взятку давать. А по факту оказалось что это замечательнейшие люди без какого-либо намёка на беззаконие (возможно что иначе если ты нарушаешь, но с таким я не сталкивался), и если есть какие-то перегибы, то они единичны на общем фоне. Стереотипы, не имеющие отношения к реальному опыту вождения, отсутствие знаний о влиянии длительной напряжённой работы на человека (а вождение это достаточно напряжная деятельность с учётом постоянной работы глаз и внимания, рук и ног) — всё это и показывает что вы аргументируете не опытом, а тем что где-то от кого-то услышали или придумали.0
  • Антон КармановВКВ, чьей поездки в Москву?0
  • Айгуль ХабибуллинаАнтон, перечитайте комменты. В моем случае машина въезжала во двор. Напомню, что въезд во двор перекрестком не считается. И да, если бы я была не на велосипеде, а на автомобиле, мне эта девушка ни с того ни с сего заехала бы прямо в левый бок, потому что мы ехали практически параллельно. Может еще скажете, что вас не подрезали никогда? Может перед вами ни разу резко не выезжали со двора и вам не приходилось жать по тормозам? Может вам под колеса пешеходы ни разу не выбегали за пределами пешеходных переходов? Вы уверены, что вашего рассудка достаточно, чтобы полностью контролировать ситуацию на проезжей части? А если бы машина при заезде во двор наехала на пешехода, вы бы тоже сказали, что пешеход сам виноват, нечего по тротуарам ходить? Как говорится, "у некоторых до сих пор виновата скамейка".0
  • Антон КармановАйгуль, "В моем случае машина въезжала во двор. Напомню, что въезд во двор перекрестком не считается" Душно стало. От перемены мест слагаемых съезд визуально также остаётся съездом. Если у вас проблемы с глазами, что перекрёсток вы видите, а съезд не видите, то я тут не могу никак помочь. Я бы в такой ситуации на велосипед вообще не садился.0
  • Айгуль ХабибуллинаАнтон, вам вообще за руль нельзя, если вам настолько плевать на правила и если вы не видите разницу между перекрестком и въездом во двор. По вашей логике и на перекрестках можно в зеркала не смотреть, и так сойдет. Другие люди? Да пофиг, ведь я же УСТАЛ. Так вы рассуждаете, вероятно? Видела я на дорогах таких людей, как вы. Пересядьте лучше на велосипед. Хотя, подозреваю, вы уже давно поняли, что несете ерунду, но гордость не позволяет остановиться. Потому что иначе никак не объяснить обвинения в невнимательности в адрес велосипедиста от человека, который не смотрит в зеркала при совершении маневра. Адьес.0
  • Антон КармановАйгуль, чёт в голосину с того как вы бомбите в попытках доказать непонятно что. Я выше уже сказал сказал основную мысль: хотите и дальше валяться месяц и ходить по врачам — никуда не смотрите, едьте параллельно с автомобилями на съездах и перекрёстках и прочих местах где машины могут повернуть в вас. В один момент (не дай бог, конечно же, ничего подобного вам не желаю, только здоровья и долгих лет жизни вам) окажетесь с ампутированной ногой или пробитой головой, зато будете правой и приговаривать "а то был съезд, а не перекрёсток".0
  • Айгуль ХабибуллинаАнтон, будете на моем месте (я вам этого тоже не желаю), не забудьте взять всю вину на себя и отпустить водителя, который на вас наехал, с богом) И обязательно извиниться перед ним за свою невнимательность)) Это будет по-христиански))) Ах да, вы же не будете на моем месте, потому что уверены, что если всë сделаете правильно, то не умрете)) Увы, но жизнь куда сложнее))0
  • Антон КармановАйгуль, вы уж определитесь, адьес или не адьес0