1 сентября 2024 года вступят в силу новые правила видеофиксации нарушений ПДД: что изменится

И по каким правилам будут устанавливать видеокамеры на дороге

36
1 сентября 2024 года вступят в силу новые правила видеофиксации нарушений ПДД: что изменится
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался с камерами видеофиксации

Страница автора

Президент подписал поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Они меняют порядок установки на дорогах автоматических камер, фиксирующих нарушения ПДД.

Поправки вступают в силу 1 сентября 2024 года. За это время владельцы дорог и местные власти должны привести средства видеофиксации и дорожные знаки в соответствие нормам закона. А если не успеют — это может стать основанием для обжалования штрафов водителями.

Расскажу, как будут работать и кого коснутся изменения.

Что останется как раньше

Новый закон не вносит изменений ни в КоАП РФ, ни в правила дорожного движения. Как и прежде, штрафы за нарушения, зафиксированные видеокамерой, будут приходить владельцу автомобиля — независимо от того, кто был за рулем. И по-прежнему он сможет обжаловать штраф — если докажет, что за рулем был другой человек.

Каких камер коснутся изменения

Изменения коснутся автоматических камер на автомобильных дорогах и улицах. Неважно, записывают они нарушения или только делают фотографию, установлены стационарно или работают в мобильном режиме. Если камера предназначена для фиксации нарушений — на нее распространяются установленные законом правила.

Исключение — камеры в патрульных машинах ГИБДД. Они тоже могут фиксировать нарушения, но правила их использования устанавливают другие нормативные акты.

Что изменится

У каждой камеры должен быть сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Нет сертификата и свидетельства — нет оснований для штрафа, его можно обжаловать.

Станет понятно, кто вправе принять решение об установке стационарной камеры. Это власти региона, по территории которого проходит дорога, и ее владелец. Им придется согласовать это решение друг с другом. Если стороны не договорятся, камеру не установят.

Если власти и владелец дороги договорились, решение придется согласовать еще и с ГИБДД.

По сути, те устройства, что мы привыкли называть камерами ГИБДД, не являются ими сейчас, а с сентября 2024 года эту норму закрепят в федеральном законе. Сейчас ГИБДД принадлежат только камеры, установленные в патрульных автомобилях. Но на них требования нового закона не распространяются.

Теперь понятно, кто вправе принимать решение об отключении, неприменении или демонтаже стационарных камер. Это могут быть владелец дороги, региональные власти или территориальное подразделение ГИБДД.

Власти региона и владелец дороги должны согласовать между собой решение об отключении или демонтаже. ГИБДД не придется ничего согласовывать: ведомству достаточно уведомить местные власти и владельца дороги в течение пяти рабочих дней.

Определены полномочия местных властей. Вот они:

  1. Финансировать все расходы, связанные с содержанием видеокамер. Источник денег — региональный бюджет, в который поступают штрафы за правонарушения, зафиксированные на камеры. При этом неважно, кому принадлежит дорога. Владелец дороги имеет право установить камеру за свой счет. Но в этом случае он обязан передать ее местным властям, которые после передачи будут нести все расходы по ее обслуживанию. Условный ИП Иванов больше не может взять камеру в аренду у мэрии, не может поставить ее у обочины и получать за свои услуги процент от штрафов.
  2. Передавать в ГИБДД информацию о нарушениях, полученную с камер.
  3. Финансировать все расходы, связанные с обработкой и рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях, зафиксированных камерой, а также почтовые расходы, связанные с рассмотрением жалоб по зафиксированным на камеры нарушениям. Не имеет значения, кому принадлежит дорога. Если она частная, принадлежит дачному обществу или жильцам многоквартирного дома — у них нет никаких обязанностей по рассылке. Даже если камеру демонтируют, обязанность отправлять постановления придется исполнять местным властям.

Информацию о размещении камер нужно будет публиковать в интернете. Это касается как стационарных, так и мобильных видеокамер. Региональные власти обязаны сообщать в ГИБДД, где стоят камеры. ГИБДД, в свою очередь, должна размещать всю эту информацию на своем сайте. Порядок размещения установит правительство. Мы расскажем обо всем подробно, как только это произойдет.

Определены места, где можно устанавливать видеокамеры. Вот они:

  1. Дороги с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств — при этом камера должна фиксировать нарушения именно на этой полосе.
  2. Аварийно-опасные участки дорог.
  3. Перекрестки, на которых в течение года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом, или два ДТП одного вида, например проезд под один и тот же запрещающий знак, или четыре ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди.
  4. Автоматические пункты весового и габаритного контроля.
  5. Места, где строят, реконструируют или ремонтируют дороги. Либо места других работ, при которых необходимо вводить временные ограничения или перекрывать движение по дороге.
  6. Пешеходные переходы.
  7. Места, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
  8. Перекрестки.
  9. Объекты государственного или муниципального контроля. Например, железнодорожные переезды, линии электрического транспорта, дорожные сооружения, элементы обустройства.

Список исчерпывающий. Чиновник не может установить камеру у своего дома — если, конечно, к этой улице не подходит любое из условий, перечисленных в списке.

Определены условия размещения видеокамер. Они должны быть обозначены знаками. Зона контроля видеокамер обязана начинаться через 150—300 метров после дорожного знака, обозначающего место их установки. Если камера установлена в населенном пункте, зона ее контроля должна начинаться на расстоянии не менее 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта.

Зоны контроля при фиксации одних и тех же видов нарушений ПДД не должны иметь общие контролируемые участки — так можно будет избежать двух штрафов за одно нарушение.

Нельзя произвольно перемещать камеры с места на место.

Ранее установленные камеры должны соответствовать новым требованиям. Если это не так, придется их либо снять, либо привести в соответствие с законом. Исключение — камеры, установленные на железнодорожных переездах.

Если камера установлена с нарушениями — это основание, по которому водитель может обжаловать штраф за зафиксированное ей правонарушение.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Что вы бы предложили поменять в правилах видеофиксации правонарушений?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество