Авто
60K

Автомобильный детейлинг: что это такое, какая от него польза

И как выбрать специалистов, которым можно доверить такую работу
11
Автомобильный детейлинг: что это такое, какая от него польза
Аватар автора

Константин Ищенко

разобрался в деталях детейлинга

Страница автора

Ухоженный автомобиль легко заметить.

Кузов всегда блестит, на нем нет паутины из мелких царапин и потертостей. Диски без следов пыли от колодок и въевшейся грязи. В салоне приятно пахнет, на обивке нет разводов и пятен. Тем не менее такого результата не будет, если вы заедете на обычную автомойку и попросите обезжирить кузов, сделать мойку люкс и покрыть каким-нибудь водоотталкивающим составом.

Вернуть автомобилю вид нового может специалист по детейлингу. Это слово не имеет простого перевода на русский, обычно так называют комплекс услуг по тщательному уходу за внешностью и интерьером автомобиля. В этой статье мы расскажем, чем детейлинг отличается от обычных услуг автомойки, каким он бывает и как не переплатить.

Зачем нужен детейлинг

Дороги портят не только шины и подвеску автомобиля. Грязь, песок и камни оставляют множество мелких царапин и въедаются в лак. Автомойки только усугубляют ситуацию: шампунь может быть слишком концентрированным, а мойщик может слишком усердно тереть машину грязной тряпкой. Через три-четыре года обычной эксплуатации автомобиль выглядит старым и не радует глаз. Салон пачкается даже у аккуратных водителей. Сиденья и обшивки никак не защитить от пыли летом и грязи с ботинок зимой: они оседают на поверхностях и забиваются в щели.

Детейлинг позволяет устранить следы эксплуатации и приблизить внешний вид и интерьер машины к идеалу. Так, если нанести защитные покрытия для кузова и салона, новое авто будет меньше пачкаться. Многие делают это периодически, например раз в год, в результате чего автомобиль еще долгое время выглядит как новый. Можно сделать детейлинг перед продажей: красивую и ухоженную машину купят гораздо быстрее. Но не факт, что детейлинг окупится.

Главная задача хорошего мастера по детейлингу — не замаскировать, а удалить все загрязнения и дефекты с минимальными последствиями для автомобиля. В детейлинге нет смысла, если к машине относятся утилитарно: вы не поймете, за что заплатили. Это справедливо и для очень неухоженных автомобилей: полировка и покрытия не помогут, если кузов давно пора перекрашивать.

Старое сиденье, над которым частично поработал мастер детейлинга. Светлый кожаный салон со временем меняет цвет, детейлинг может исправить ситуацию. Фото: DeepMind / Shutterstock
Старое сиденье, над которым частично поработал мастер детейлинга. Светлый кожаный салон со временем меняет цвет, детейлинг может исправить ситуацию. Фото: DeepMind / Shutterstock
Пол автомобиля до и после детейлинга. Фото: Vershinin89 / Shutterstock
Пол автомобиля до и после детейлинга. Фото: Vershinin89 / Shutterstock
1/2
Пол автомобиля до и после детейлинга. Фото: Vershinin89 / Shutterstock
Пол автомобиля до и после детейлинга. Фото: Vershinin89 / Shutterstock

Как полируют кузов

Большинство мелких царапин остается на лаке автомобиля, а когда их очень много, кузов становится матовым. При полировке мастер с помощью специальной машинки и полировального круга может устранить повреждения лака и сделать его гладким. Кузов снова будет блестеть, как у новой машины. Эту работу можно сделать качественно только хорошими инструментами и материалами. Есть риск ошибиться и испортить покрытие — тогда деталь придется перекрашивать.

Полировка может быть легкой и глубокой, абразивной. Легкая подходит для относительно новых автомобилей без сильных повреждений, при ней снимают минимум лака. Глубокую полировку делают, если легкой недостаточно, однако такую обработку можно провести не более двух-трех раз: после этого останется совсем тонкий слой лака. Он царапается быстрее, в итоге автомобиль придется перекрашивать. Для разных видов полировки используют разные полировальные круги и пасты.

Нельзя связать состояние лака с километрами пробега или возрастом машины. Можно за несколько месяцев испортить лак на абсолютно новом автомобиле или три года мыть машину в хорошем месте и отлично сохранить кузов.

Стоимость легкой полировки для маленького автомобиля или среднеразмерного седана — 10 000 ₽, глубокой — 15 000 ₽. Если нужно поработать над кроссовером, попросят на 30% больше, над большим внедорожником — на 50%. Чем хуже состояние лака, тем больше времени потребуется мастеру. Легкую полировку для небольшой машины можно сделать за день, глубокую для внедорожника — за три дня.

Полировка кузова особенно заметна на темных автомобилях. Фото: BigTunaOnline / Shutterstock
Полировка кузова особенно заметна на темных автомобилях. Фото: BigTunaOnline / Shutterstock

Какими составами покрывают кузов

Красоту и блеск кузова хочется сохранить как можно дольше. Особенно это актуально после полировки. Наносить составы можно не только на окрашенные детали, но и на стекла, и на колесные диски. Есть несколько видов покрытий.

Воск — самое простое покрытие с минимальным ресурсом. Его свойств хватит примерно на месяц или три-четыре правильные мойки. Он добавляет блеск и помогает отталкивать грязь, машина дольше остается чистой и проще отмывается.

Воск может быть натуральным или синтетическим. Натуральные, более дорогие составы делают на основе кокосового, пальмового масла или пчелиного воска. Синтетический воск лишь немного уступает в свойствах, но стоит меньше.

Возможны также комбинации — детейлеры называют это «восковой пирог»: первый воск добавляет блеск, второй придает более насыщенный цвет, а третий защищает первые два — так покрытие прослужит дольше, обычно до трех месяцев.

Полимерный консервант, он же силант (англ. seelant — герметик). По свойствам такие составы схожи с восками. Их намного проще наносить, обычно их продают во флаконе с распылителем. Перед нанесением таких консервантов кузов желательно отполировать — так состав будет работать дольше. А еще это хороший и бюджетный вариант для новой машины, помогает надолго сохранить блеск.

Керамика — наноскопическое защитное покрытие, размер частиц не более 100 нанометров. Его наносят жидким и ждут, когда оно затвердеет. Обычно состоит из диоксида кремния, который выделяют из песка. Иногда в составе есть диоксид титана как дополнительный отвердитель.

Керамический состав создает гидрофобное покрытие. Вода и грязь не задерживаются на кузове, автомобиль легче и лучше отмывается. Если не мыть машину на плохих мойках с дешевыми щелочными шампунями и не обезжиривать кузов уайт-спиритом, керамика сохраняется на кузове около года. На срок жизни покрытия сильно влияют климат и дорожные реагенты, а также характер эксплуатации автомобиля. В южном регионе такое покрытие продержится долго, в Санкт-Петербурге — чуть ли не в два раза меньше.

За покрытие воском одного типа возьмут от 1500 ₽, силантом — от 3000 ₽. Стоимость керамического покрытия зависит от производителя химии и количества слоев и начинается от 12 000 ₽.

Как ухаживают за салоном

Сиденья автомобиля пачкаются, даже если это не очень заметно. Грязь накапливается медленно, и понять, что сиденья все-таки грязные, можно только после чистки. В велюровых ковриках и обивке пола скапливается много песка.

С помощью специальных щеток и бережной химии для разных видов покрытий можно удалить почти любые загрязнения. Труднодоступные места очищают с помощью кисточек: они хорошо удаляют грязь из щелей.

Чтобы качественно убрать салон, его иногда приходится разбирать: снимать сиденья или пластиковые накладки. После чистки сиденья обрабатывают специальными составами, так кожаной обивке возвращают естественную влажность и она становится мягче. Некоторые мастерские предлагают услуги по окраске кожи и восстановлению пластика. Даже салон с сильными повреждениями можно хорошо обновить.

Чем грязнее салон, тем дороже его отчистить. Химчистка компактного хэтчбэка с обычным уровнем загрязнения обойдется в 8000—12 000 ₽, а чистка салона джипа, в котором возили огромную собаку, — в 20 000 ₽ и более. Если за салоном давно не ухаживали и его придется разбирать, могут попросить доплату в несколько тысяч. В зависимости от размеров автомобиля и степени загрязнений это занимает два-три дня.

Процесс очистки уплотнительной резинки на двери водителя. Источник: ютуб-канал Detail Auto Care
Процесс очистки уплотнительной резинки на двери водителя. Источник: ютуб-канал Detail Auto Care

Как ухаживают за колесами

Со временем на колесах скапливается тормозная пыль, дорожная грязь и крошечная металлическая стружка с тормозного диска. Все это может разъесть покрытие колес, на поверхности появятся мелкие повреждения.

Существует несколько видов колесных очистителей и средств по уходу за резиной. В основном используют индикаторные очистители: они меняют свой цвет при взаимодействии с мелкими частицами металла в колодочной пыли. У средств для очистки дисков разная кислотность, а значит, разные свойства. Нельзя хорошо отмыть колеса каким-то одним средством.

Не видел, чтобы кто-нибудь приехал в сервис исключительно ради того, чтобы просто почистить диски. Как правило, это дополнительная строчка в заказ-наряде к комплексным работам по кузову. Обычно в студиях детейлинга берут от 1500 ₽ за каждый диск.

Бережная очистка колесных дисков невозможна только с помощью губки, для труднодоступных мест используют специальные щетки и кисточки — ими невозможно повредить диск. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock
Бережная очистка колесных дисков невозможна только с помощью губки, для труднодоступных мест используют специальные щетки и кисточки — ими невозможно повредить диск. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

Как очищают ходовую часть и двигатель

Грязь и влага скапливаются везде — это одна из причин, почему машина начинает ржаветь. После зимы с подвески автомобиля желательно смыть дорожные реагенты. Это поможет сохранить краску на ходовой части и антигравийное покрытие днища.

Сэкономить на сервисе позволит и регулярная мойка ходовой части. Менее ржавые болты будет проще открутить, они не обломаются, механикам не придется пилить их болгаркой, а владельцу машины — переплачивать за слесарные работы.

Мойка подкапотного пространства поможет избежать проблем с электрикой, ведь грязь — вероятная причина утечек тока. А еще у чистого двигателя лучше тепловой режим. При мойке двигателя есть риск повреждения электрических компонентов, например стартера и генератора. Квалифицированные детейлеры закрывают их пленкой перед тем, как мыть двигатель. Нередко подкапотное пространство обрабатывают специальным диэлектрическим составом.

За чистку подкапотного пространства берут 3000—7000 ₽, машину лучше оставить на целый день. Уход за ходовой частью и колесными нишами обойдется примерно в 8000—12 000 ₽.

Чистое подкапотное пространство — это в первую очередь профилактика неисправностей и только потом эстетика. Фото: BigTunaOnline / Shutterstock
Чистое подкапотное пространство — это в первую очередь профилактика неисправностей и только потом эстетика. Фото: BigTunaOnline / Shutterstock

Материалы и инструменты для детейлинга

Инструменты и средства для работы над экстерьером:

  1. Аппарат высокого давления, такие есть на всех автомойках.
  2. Специальное ведро со вставкой для контактной мойки — сепаратором. Так специалист не зачерпнет губкой песок со дна ведра. Для мойки кузова могут использовать два ведра.
  3. Варежки для контактной мойки, в них удобнее повторять все изгибы кузова и меньше риск поцарапать лак.
  4. Глина для очистки кузова. Она устраняет въевшиеся в лак загрязнения, бывает нескольких видов, и обычно ее используют перед полировкой.
  5. Специальные кисточки и щетки применяют, чтобы особенно хорошо помыть диски, решетки радиаторов и детали сложной формы.
  6. Полировальная машина. Ею полируют кузов, есть разновидности машин по типу вращения круга: роторные, орбитальные и планетарные. Роторные полируют быстро, но могут легко повредить поверхность. Орбитальные работают медленнее и более безопасны. Планетарные совмещают в себе преимущества и тех и других, их недостаток — высокая стоимость.
  7. Особое, очень яркое и разнообразное освещение. Качество полировки сложно оценить при обычном свете, в хороших детейлинг-студиях есть специальные «фонари детейлера» с линзой и мощным светодиодом.
  8. Различные профессиональные средства для очистки и защиты экстерьера автомобиля. Их очень много, они очень разнообразны. Это шампуни с разным pH — щелочные и кислотные очистители, осушители, консерванты, полировальные пасты, воски и полимерные составы. Чем больше pH шампуня, тем лучше он отмывает автомобиль: хорошо работает состав с pH от 12 и выше. При этом велик шанс повредить пластик, хром и смыть защитное покрытие. Шампуни с низким pH более безопасны, но хуже отмывают. Правильно применять все специальные средства может только обученный и опытный мастер, новичок в таком разнообразии потеряется.
Система продуктов автохимии Koch: в актуальном каталоге более 100 средств
Система продуктов автохимии Koch: в актуальном каталоге более 100 средств

Инструменты для работы над интерьером:

  1. Моющий пылесос. Им удаляют основные загрязнения в салоне автомобиля и собирают грязь после чистки торнадором.
  2. Торнадор или его аналог помогает избавиться от песка в велюровых ковриках. Такие аппараты выбивают грязь сильным закрученным потоком воздуха. Иногда используют парогенераторы, они отлично расщепляют грязь.
  3. Множество специальных средств, которые позволяют очистить интерьер из любых материалов и даже убрать прилипшую жвачку. Для ухода за пластиком, тканью и кожей применяют разные средства. Важно знать их концентрации, иначе поверхность легко испортить.
Для качественной химчистки простого Фольксвагена Поло можно использовать более пяти видов химии, моющий пылесос и торнадор. Источник: ютуб-канал Detail Auto Care
Для качественной химчистки простого Фольксвагена Поло можно использовать более пяти видов химии, моющий пылесос и торнадор. Источник: ютуб-канал Detail Auto Care

Как выбрать детейлинг-студию

Из-за популярности и высокой стоимости детейлинга на этом рынке много дилетантов. Хороший детейлер — перфекционист, он получает удовольствие от результата своей работы. Отличить профессионалов от бракоделов можно по некоторым косвенным признакам.

Детейлинг любит чистоту. Если машину полируют рядом с подъемником, на котором меняют колодки, — это плохой детейлинг. Помещение должно быть очень чистым, с большим количеством правильного света.

Детейлинг — работа для профессионалов. Хороший мастер не может быть многопрофильным: он не будет тонировать стекла или перебирать фары. Стоит обращаться к тем, кто занимается только детейлингом и ничем больше.

Детейлинг требует определенного фанатизма. Хороший детейлер может часами рассказывать о разной химии и особенностях полировки японских и немецких машин. Если перед полировкой вам не могут сказать, чем отличается лак Тойоты от лака БМВ, поищите других специалистов.

Детейлингом можно хвастаться. Обязательно попросите показать вам фото работ, которыми специалист гордится. Идеальный вариант — осмотреть готовый к выдаче автомобиль другого клиента. Совершенно не важно, что это машина другого класса или список работ слегка отличается. Если что-то смущает или не нравится — говорите об этом. Сомневаетесь в качестве — ищите другую мастерскую.

Детейлинг — это про доверие. Пара отзывов ваших знакомых и внешний вид их автомобилей скажут намного больше, чем красивый профиль мастера в социальных сетях. Многие начинающие мастера воруют фотографии чужих работ и выдают за свои.

Детейлинг — это долго. Нельзя за сутки отполировать большой джип, покрыть его керамикой и отдать клиенту. Если вам обещают сделать химчистку за пару часов или полировку за одну ночь — ищите другой детейлинг.

На витринах детейлинг-центров всегда большой выбор специальных средств. Даже если продаются не все из них, сотрудник должен знать их особенности и охотно о них рассказывать
На витринах детейлинг-центров всегда большой выбор специальных средств. Даже если продаются не все из них, сотрудник должен знать их особенности и охотно о них рассказывать

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Константин ИщенкоОтдавали свою машину на детейлинг? Расскажите, сколько заплатили и какой был результат:
  • Антон КузнецовНе нашел в статье ответа на вопрос из подводки "как за него не переплатить" - большинство ценников с предлогом "от". Все это скорее похоже на рекламу: много хвалебных фраз и мало технических подробностей. "Мойка подкапотного пространства поможет избежать проблем с электрикой" - это вообще апофеоз.18
  • Григорий ГоловановАнтон, все в разделе «Как выбрать детейлинг-студию». Пришел в детейлинг, в котором нет нормального света или рядом делают подвеску — переплатил. Пришел к специалисту, который и детейлинг делает и кондиционеры заправляет — переплатил. И так далее. От «цен от» никак не уйти. Это не хлеб-кирпич при социализме, это кропотливый труд и море разной химии. Нижняя планка есть, верхняя наверное тоже, но непонятно где она. Грязь под капотом «Дастера» или «Четырки» — ничего страшного, вы правы, но такие машины не отдают в детейлинг. А вот с грязью под капотом у абсолютно любой БМВ уже тяжело: тут либо на ремонт придется разоряться, либо на хорошую мойку подкапотки. Второе сильно выгоднее.4
  • ЕвгенияГлавное не ездить в сервис к Сасанникову, отвалила кучи денег, чтобы мне неровно собрали машину... И отказались переделывать1
  • Антон КузнецовГригорий, понятия "переплатил за услугу" и "получил некачественную услугу" - совсем не одно и то же1
  • Григорий ГоловановВелика вероятность, что она будет некачественной, но она не стопроцентная. А вот когда в универсальном боксе заряжают прайс на уровне бокса специализированного и хорошо оборудованного — это уже переплата 🙂 Хотя в общем вы правы конечно. Конкретно с переплатой в детейлинге сложнее. Вряд ли можно прийти к мастеру и сказать: «вот этот кондиционер для кожи слишком дорогой, давайте наш, Российский» — он отправит туда, где работают тем что вы попросили.1
  • user1438761Всё равно не всё понятно. Вот у меня новая машина, но всего лишь простая Веста. Но это первая машина, я учусь за ней ухаживать и вообще хочу, чтобы она была красивая и чистая. Нашла недалеко от дома мойку из категории выше среднего, у них же есть и сервис где-то, и детейлинг тоже где-то, и ютубы они ведут - гараж отдельно, детейлинг отдельно, и тиктоки популярные у них есть/были. А всё равно приходится допрос с паяльником устраивать на тему того, что мне вот сейчас, в этом сезоне сделать с машиной. И статьи в интернете того же рода: можете выбрать то, можете выбрать это... Ну вот я воском и антидождём покрываю, но по ощущениям как будто ничего не меняется. Но ребята после мойки спросили недавно: было покрытие? Держится ещё, говорят. А что на старой работе военпред делал со своей белой машиной, что она и в снежную кашу, и в межсезонье оставалась всегда беленькой и чистенькой? Я тоже так хочу. А мне не говорят(9
  • Карина Шайхановаuser1438761, такая же беда :( я понятия не имею что существует на рынке ухода и при этом никто и никогда не предложит, не посоветует что-то, что улучшит внешний вид авто. Всегда приходится изучать интернет. Боятся что ли мои деньги потранжирить, не понимаю :(1
  • Игорь ФилипповЗаплатил 6000 за детейлинг кабриолета. Разницы с мойкой за 2000 рублей никакой. Абсолютно бесполезная вещь, к тому же с идиотским названием, как коворкинг )0
  • Надежда РомановаУ меня на авто на передних крыльях и двери в какой-то момент появились рыжие точки. Машине уже 10 лет, и я боялась, что так начинается ржавчина. В этом году заехала на хорошую автомойку с детейлингом, и там мне впервые объяснили, что это, и предложили убрать. Конечно, я с радостью заплатила и очень довольна результатом. При торможении тормозные диски автомобиля стачиваются, и мелкая горячая металлическая крошка от дисков может прикипать к ЛКП автомобиля. А поскольку крошка железная, то она начинает ржаветь. И в том числе может проржаветь вглубь, поэтому ее нужно вовремя убирать. . Я сделала в итоге комплексную мойку с покрытием, обработку салона пылесосом, плюс удаление этих рыжих точек. Заплатила порядка 4300 за все в Москве1