Как найти клинера для уборки квартиры

И как отличить профессионала от любителя

82
Как найти клинера для уборки квартиры
Аватар автора

Елена Брыксина

ведущая мастер-классов по клинингу

Страница автора

В России многие до сих пор считают, что клининг — это привилегия обеспеченных людей из крупных городов.

На самом деле услуги клинеров сейчас стоят как наращивание ресниц или сеанс массажа. Я занимаюсь клинингом уже пять лет, мои заказчики — это не только хозяева домов на Рублевке, но и молодые семьи и пенсионеры из хрущевок. В этой статье расскажу, как выбрать клинера, чтобы не потратить деньги впустую и не нарваться на хамоватого уборщика с советскими подходами.

Что такое профессиональный клининг

Часто хозяевам кажется, что заказывать клинера нет смысла, так как можно прибраться самостоятельно. Такой подход оправдан, если есть время, инвентарь, желание и умения. Профессиональный клинер нужен, когда нет любого из этих компонентов.

Например, у нас был заказ на чистку духовки. Услуга стоила хозяйке 1500 ₽, а клининг занял час. Когда мастер закончил, хозяйка призналась, что пыталась отмыть духовку целый день, и при этом она еще несколько раз ездила в магазин бытовой химии за новыми средствами. На химию она потратила 4000 ₽, а когда отчаялась, позвонила в клининговую компанию.

Бывает, хозяева не знают, как применять то или иное средство, и просто делают хуже. Например, передержат раствор для удаления пятен — и вот вместо пятна на диване уже полноценный «ожог». Исправить это невозможно, нужно перетягивать старый или покупать новый диван. Научившись на таком опыте, люди в будущем вызывают клининговую компанию.

В большинстве случаев клинер работает быстрее, чем непрофессионал. На время уборки хозяевам можно уйти из дома. У нас бывали случаи, когда клиенты оставляли под присмотр клинера детей. Если это не маленький ребенок, а подросток, мастер может согласиться.

Есть несколько видов уборок.

Поддерживающая. Она занимает 1—2 часа, если делать ее раз в неделю. Но лучше брать интервал в два дня, чтобы сократить время уборки до 30 минут, хотя все зависит от площади квартиры. Поддерживающая уборка — это, как правило, сухая и влажная протирка мебели, чистка бытовой техники и санузла, пылесос, а затем влажная уборка пола.

Генеральная. Мы рекомендуем делать ее раз в три месяца. Это мойка окон, уборка всех труднодоступных мест, в том числе углов, чистка шкафов, карнизов и люстр, стирка штор, удаление известкового налета на плитке в ванной. Весь кафель моется от пола до потолка. На кухне протираются все системы хранения. Пылесосятся мебель, шторы, полы.

Уборка после аренды. Ее заказывают сами арендаторы, когда заезжают, или владельцы жилья перед сменой арендаторов. Уборка после аренды стоит на 30—40% дороже обычной, потому что в большинстве случаев в таких квартирах очень грязно.

Периодически клинеров пытаются обманывать. У нас был случай: по телефону клиенты не сказали, что у них съемная квартира. Но клинеры все поняли, когда приехали. Вещи были в ужасном состоянии, везде грязь, ничего не мылось, даже посуда. На уборку двухкомнатной квартиры ушло около 10 часов, хотя мастера работали вдвоем. Клиентам пришлось заплатить как за уборку съемного жилья.

Уборка после ремонта. В основном это уборка строительных материалов: клея, штукатурки, цемента, затирки, герметика, силикона, краски. За дополнительную плату клинер может вынести строительный мусор.

Экоуборка и бэби-уборка. Для бэби-уборки применяют специальную химию, на которой указано, что ее можно использовать в детских комнатах: например, Meine Liebe.

Экоуборка — практически то же самое: применяем химию, которая дружественна экологии, то есть не содержит хлора и других едких элементов. Если квартира не сильно загрязнена и клиент просит экоуборку, то работаем вообще без химии: используем парогенератор и меламиновые губки, а в конце проводим дезинфекцию специальным составом без запаха.

Уборка загородной недвижимости. В стоимость этой уборки входит дорога: чем дальше ехать, например, от Мкада — тем дороже. Еще могут быть специальные услуги типа чистки паутины или обработки от насекомых.

Часто в дополнение к дому заказывают клининг бань и саун. Это особая уборка: нельзя использовать бытовую химию, которая не подходит для мойки деревянных поверхностей. При высоких температурах остатки химии будут испаряться, и хозяева могут просто отравиться. Для мойки бань и саун используют специальные составы, а также средства для стен из бруса: например, составы Prosept и Emsal.

Спецуборка: после пожара, потопа или преступления. Здесь нет фиксированных цен, обычно стоимость определяют после личного осмотра помещения. Был случай, когда клиентка поругалась с мужем. Мы приехали на объект и увидели квартиру, где фасады кухни были выворочены с петлями, лежали горы разбитой посуды и зеркал, а кругом были следы крови. Нам пришлось собрать все стекло, даже мельчайшие осколки. Это была главная сложность.

Как отличить профессионала от любителя

Наем клининговой компании не гарантирует, что приедет профессионал, а наем частника по объявлению не означает, что он все сделает плохо. Вот критерии, по которым любой может определить, насколько профессионален клинер.

Инвентарь: химия и инструменты. Если клинер выкладывает в «Инстаграм» фото, где он моет ванну губкой и «Пемолюксом», доверять такому человеку не стоит.

Вот что должно быть у хорошего клинера:

  1. Набор тряпок разного цвета под разные поверхности.
  2. Профессиональная химия, например фирм Grass, Buzil, Italmas.
  3. Паровая швабра, мощный пылесос и другой специнструмент.
  4. Профессиональное оборудование для химчистки мебели, машины для мойки полов.

Я знаю случаи, когда клинеры приезжали на объект и просили бытовую химию у хозяев. Некоторые просят хозяев купить составы заранее. Это яркий показатель непрофессионализма: клиент не может выбрать правильную химию, он не разбирается в кислотности и щелочных показателях, а это важно, ведь применять одно средство для всех поверхностей нельзя. Кроме того, в обычном хозяйственном отделе просто нет профессиональной химии, она продается только в специализированных магазинах.

Компании часто выкладывают фото своего инвентаря, сложенного в одном месте.

Это фото, которое мне прислала одна из клининговых компаний. Веник, швабра, кисточка, прочий легкодоступный инвентарь и небольшой набор химии — вот и все, с чем ездят клинеры по адресам. Источник: instagram.com
Это фото, которое мне прислала одна из клининговых компаний. Веник, швабра, кисточка, прочий легкодоступный инвентарь и небольшой набор химии — вот и все, с чем ездят клинеры по адресам. Источник: instagram.com
Вот так выглядит профессиональный инвентарь. Источник: instagram.com
Вот так выглядит профессиональный инвентарь. Источник: instagram.com
А здесь видна профессиональная сумка, химия разлита по бутылочкам: профессионалы покупают средства в больших канистрах, а потом разливают их. Сами бутылочки стоят в кейсе с ручкой, который удобно носить по квартире. Источник: cleannow.ru
А здесь видна профессиональная сумка, химия разлита по бутылочкам: профессионалы покупают средства в больших канистрах, а потом разливают их. Сами бутылочки стоят в кейсе с ручкой, который удобно носить по квартире. Источник: cleannow.ru

Упаковка инвентаря. Профессиональные клинеры используют большие сумки-органайзеры. В них удобно ставить химию: бутылочки будут строго в вертикальном положении, к тому же поместится весь инвентарь.

Любители же ездят со спортивными сумками или носят все в обычных пакетах. Но химия может разлиться в пакете и испортить вещи как клинера, так и клиента.

В специальном рюкзаке химия хранится вертикально, чтобы ничего не протекло. Стоимость таких рюкзаков-сумок начинается от 2900 ₽. Источник: broommarket.ru
В специальном рюкзаке химия хранится вертикально, чтобы ничего не протекло. Стоимость таких рюкзаков-сумок начинается от 2900 ₽. Источник: broommarket.ru

Аккуратность в работе. Клинер не должен ставить химию на пол, мебель или полки. Любая емкость может опрокинуться или протечь.

Также хороший клинер все средства держит под рукой: не получилось удалить пятно одним раствором — он берет другой. Если ходить с одной бутылкой, а за другими постоянно возвращаться в коридор, тратится много времени.

Профессионалы кладут весь инвентарь в специальный бокс, который носят с собой по квартире. Источник: blg.kwanprof.ru
Профессионалы кладут весь инвентарь в специальный бокс, который носят с собой по квартире. Источник: blg.kwanprof.ru

Внешний вид. Как правило, профессионалы приезжают в форме с логотипом компании либо переодеваются в квартире.

Ключевой момент — обувь: любитель возьмет с собой домашние тапочки или сланцы, профессионал работает в закрытой резиновой обуви. Такая обувь безопасна: она не скользит и клинер точно не растянется на мокром полу посреди кухни. И еще такая обувь точно не слетит с ноги.

Закрытая резиновая обувь вроде кроксов позволяет не намочить ноги, если нужно, например, помыть душевую кабину или если что⁠-⁠то случайно пролили на пол. Источник: russiandoc.ru
Закрытая резиновая обувь вроде кроксов позволяет не намочить ноги, если нужно, например, помыть душевую кабину или если что⁠-⁠то случайно пролили на пол. Источник: russiandoc.ru
Клинер не должен работать в той одежде, в которой приехал: это негигиенично и непрактично. При уборке можно испачкать уличную одежду или повредить ее. Поэтому профессионалы переодеваются, например, в такие костюмы. Источник: spezcostum.ru
Клинер не должен работать в той одежде, в которой приехал: это негигиенично и непрактично. При уборке можно испачкать уличную одежду или повредить ее. Поэтому профессионалы переодеваются, например, в такие костюмы. Источник: spezcostum.ru

Вопросы, которые задает клинер

Перед началом работы клинер спросит, в каком порядке убирать комнаты. По правилам уборку нужно начинать с самой дальней комнаты и двигаться по часовой стрелке к выходу. Так грязи будет меньше. Но, возможно, хозяевам нужно некоторое время побыть в дальней комнате, или они хотят начать уборку с кухни.

Зачастую заказчики не могут понять, нормальный клинер или нет, пока он к ним не придет. В «Инстаграме» все выглядит отлично, по телефону общаются вежливо, а в назначенный день на пороге появляется трудовой мигрант в грязной спецовке. Я подготовила чек-лист, который поможет понять, с кем имеешь дело.

Какие вопросы нужно задать клинеру

ВопросХороший ответПлохой ответ
Сколько стоит уборка?Давайте выясним, что мы убираем. Какая площадь квартиры? Какая требуется уборка? Нужно ли мыть окна?Минимально выезд от 2000 ₽. Окончательную стоимость мастер определяет на месте
Вы приезжаете со своей химией и инвентарем или я должна что-то купить?У нас профессиональные моющие и чистящие средства, всю необходимую технику и инвентарь мы привозим с собойМы можем привезти свое, но это будет за дополнительную плату. Можем использовать ваши средства для уборки. Что у вас есть?
А чем отличается генеральная уборка от поддерживающей?Если вы убирали в квартире больше трех месяцев назад, то лучше сделать генеральную. А в дальнейшем делать регулярную поддерживающую.

Отличие в том, что при поддерживающей мы не затрагиваем труднодоступные места, не моем поверхности выше 1,8 метра и не оттираем трудные загрязнения: например, известковый и жировой налет. Также в поддерживающую уборку не входит мытье окон
Поддерживающая — это протереть пыль и помыть полы. Генеральная — это чуть больше работы: оттереть жир, налет, помыть углы
Вы работаете только в Москве или выезжаете в Московскую область?Мы работаем в Москве и Подмосковье, но стоимость зависит от расстояния до квартиры за пределами Мкада. Назовите адрес, и мы сможем рассчитать стоимость транспортных расходовМы выезжаем в любой район, но вы оплачиваете нам проезд

Какие вопросы нужно задать клинеру

Сколько стоит уборка?
Хороший ответДавайте выясним, что мы убираем. Какая площадь квартиры? Какая требуется уборка? Нужно ли мыть окна?
Плохой ответМинимально выезд от 2000 ₽. Окончательную стоимость мастер определяет на месте
Вы приезжаете со своей химией и инвентарем или я должна что-то купить?
Хороший ответУ нас профессиональные моющие и чистящие средства, всю необходимую технику и инвентарь мы привозим с собой
Плохой ответМы можем привезти свое, но это будет за дополнительную плату. Можем использовать ваши средства для уборки. Что у вас есть?
А чем отличается генеральная уборка от поддерживающей?
Хороший ответЕсли вы убирали в квартире больше трех месяцев назад, то лучше сделать генеральную. А в дальнейшем делать регулярную поддерживающую.

Отличие в том, что при поддерживающей мы не затрагиваем труднодоступные места, не моем поверхности выше 1,8 метра и не оттираем трудные загрязнения: например, известковый и жировой налет. Также в поддерживающую уборку не входит мытье окон
Плохой ответПоддерживающая — это протереть пыль и помыть полы. Генеральная — это чуть больше работы: оттереть жир, налет, помыть углы
Вы работаете только в Москве или выезжаете в Московскую область?
Хороший ответМы работаем в Москве и Подмосковье, но стоимость зависит от расстояния до квартиры за пределами Мкада. Назовите адрес, и мы сможем рассчитать стоимость транспортных расходов
Плохой ответМы выезжаем в любой район, но вы оплачиваете нам проезд

Документы

Обычно клининговые услуги не так дороги, чтобы из-за них судиться, но договор поможет разобраться со спорными моментами уже на стадии простых переговоров. С договором проще избежать споров о цене, качестве и объеме работ.

В моей практике был случай, когда мастер и клиент устно договорились об уборке. Но клиент решил, что мойка балкона и огромной каскадной люстры тоже входит в стандартный пакет услуг. Клинер попросил за это дополнительную плату, так как ему нужно было работать еще 2—3 часа, но клиент отказался. Клинер тоже отказался работать бесплатно. Тогда клиент заплатил не всю сумму, которую они обговорили за уборку, посчитав, что вправе уменьшить оплату.

Здесь оба оказались в ловушке: так как не было письменного договора, никто ничего не смог доказать.

Также договор очень пригодится, если работа сделана плохо или клинер что-то испортил. Например, начинающий клинер перед протиркой не проверил, хорошо ли держится зеркало. Начал тереть, зеркало упало и разбилось. С одной стороны, клиент должен был закрепить зеркало. С другой — клинеру тоже не мешало бы удостовериться, что все в порядке. Эти нюансы лучше предусмотреть в договоре.

В договоре должны быть прописаны следующие пункты:

  1. Объем и вид работ.
  2. Цены.
  3. Сроки.
  4. Кто предоставляет материалы.
  5. Кто возмещает ущерб.
  6. Конфиденциальность — клинер не имеет права распространять сведения о частной жизни клиента, если он случайно что-то узнал.
  7. Ответственность сторон.
  8. Срок действия договора.

После завершения уборки клинер и заказчик подписывают акт о том, что все сделано нормально и претензий нет.

Но на практике договоры заключают редко, чаще заказчик и исполнитель договариваются в соцсетях или по телефону, а расплачиваются наличными или банковским переводом.

Частные клинеры, как правило, работают неофициально. Но они все равно могут составить акт о выполненных работах, а еще использовать профессиональный чек-лист.

Шаблон договора, который можно использовать, если заказываете клининг у ИП или частника
Шаблон договора, который можно использовать, если заказываете клининг у ИП или частника
Шаблон договора, который можно использовать, если заказываете клининг у ИП или частника
Шаблон договора, который можно использовать, если заказываете клининг у ИП или частника

Требования к уборке, список задач

Чтобы было проще проверить качество клининга, существуют чек-листы по каждому виду уборки. Они меняются в зависимости от помещения. Например, для санузла появятся строчки «вымыта ванна», «вымыт унитаз» и другие.

Я уже рассказывала о случаях, когда клиенты просят убрать что-то сверх стандартного перечня услуг. Не всегда это желание заказчика выжать все из клинера за минимальную цену. Иногда люди просто не обращают внимания на перечень работ, даже если он согласован в письменном виде. А случается, клинер пропустит и не уберет какое-то место. Как правило, клинер нормально отреагирует, если хозяин попросит протереть полку, которая находится вне зоны видимости и о существовании которой клинер и не догадывается.

Чек-лист генеральной уборки для двух помещений
Чек-лист генеральной уборки для двух помещений

Заказчик имеет право сколь угодно придирчиво проверять работу клинера, но только в рамках оговоренного объема работ. У нас был вип-заказчик, который сам руководил уборкой. Он очень любит чистоту и порядок. Этот человек даже знал, на какой ступеньке в доме жил паук. В конце заказчик задал, видимо, контрольный вопрос: «Вы ведь убрали паука?» К счастью, мастера нашли и убрали паука и клиент остался доволен.

Еще был придирчивый заказчик в частном доме площадью более 500 м². Мы делали уборку после ремонта. Дом был со сложными поверхностями, огромными тяжелыми люстрами и дорогой мебелью. Хозяева принимали работу не меньше часа: заглянули почти в каждый угол, водили руками по полу и плинтусам, проверяя, чтобы не было остатков пыли и побелки. Еще перед началом уборки мы очень четко договорились, что делаем и что будет проверять заказчик, поэтому проблем не возникло: мастера переживали, но клиент все принял.

Из чего складывается цена клининга

Вот факторы, которые влияют на цену услуг клинера.

Площадь. Стоимость уборки в малогабаритной хрущевке не может быть такой же, как уборка загородного дома.

Степень загрязнения. В то же время уборка 40 м² в грязной и заваленной мусором однушки в сотни раз сложнее, чем уборка квартиры в 100 м² в новостройке.

Вид уборки. Поддерживающая, генеральная или специальная.

Особые пожелания заказчика и допуслуги. Например, химчистка дивана или уборка кошачьей шерсти по всей квартире.

Скидки. Если клиент заказывает сразу несколько услуг, например химчистку, уборку и мойку окон, можно договориться о скидке.

Негласные правила клининга

Как и в любой другой сфере, у профессиональных клинеров есть негласные правила и нормы этики.

  1. Вещи хозяев клинер должен вернуть на место, даже если ему кажется, что можно все разложить более удобно. Уборку стеллажей и полок делаем так: убрали часть вещей, протерли, поставили вещи на место.
  2. Если в ходе уборки клинер столкнулся с потерянными вещами, он должен сложить их в отдельную коробку и потом отдать хозяевам. Порой можно найти очень много потерянных вещей. Еще мне известны случаи проверки клинеров: клиенты специально оставляли будто бы потерянные вещи или клали на видное место деньги. Поэтому в интересах клинера — смотреть на любую вещь в доме как на предмет интерьера и не более.
  3. Клинера не интересует частная жизнь хозяев, и он не должен заглядывать в ящики, рыться в бумажках, документах, смотреть фотоальбомы.
  4. Клинеры не двигают мебель. Во-первых, обычно работают женщины, для них это тяжело физически. Во-вторых, можно поцарапать пол. Если клиент хочет двигать мебель, он может сделать это сам или нанять рабочих. Также клинер может попробовать убрать труднодоступные места телескопическим пылесборником на тонкой палке.

Что надо знать о клининге

  1. При найме клинера не бойтесь задавать вопросы: какую химию использует уборщик, из чего складывается цена. Посмотрите на фотографии инвентаря в соцсетях: если у клинера только тряпочки и «Пемолюкс», лучше с ним не связываться.
  2. Лучше заключить с клинером договор. Это поможет избежать споров и конфликтов. Но если нет желания или времени возиться с бумагами, попросите хотя бы использовать чек-лист, где будут перечислены все работы, которые обязан сделать уборщик.
  3. Есть два основных вида уборки: поддерживающая и генеральная. Первая делается чаще и включает мытье полов, протирку поверхностей и другие относительно легкие работы. Генуборку лучше делать раз в три месяца. При такой уборке клинер удалит сложные загрязнения, помоет окна и кафель в санузле.
  4. Клинер не имеет права вторгаться в личную жизнь хозяев: смотреть документы или фото, копаться в вещах.

Расскажите, как вы убираете свой дом и был ли у вас опыт заказа клининга?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество