Как понимать сигна­лы свето­фора
Авто
23K
Фотография — DimaD77 / Shutterstock / FOTODOM

Как понимать сигна­лы свето­фора

Когда можно идти или ехать, а когда нет
6
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

едет только на зеленый

Страница автора

У светофоров всего четыре цвета, но они легко могут запутать неопытного водителя.

Светофор — это устройство, которое световыми сигналами показывает водителям транспортных средств, пешеходам и другим участникам дорожного движения, чья очередь двигаться или стоять  .

Расскажем, какие сигналы есть у светофора, как их понимать и что будет, если нарушить правила.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Какие сигналы есть у светофора

В светофорах используют световые сигналы четырех цветов:

  1. Зеленый.
  2. Желтый.
  3. Красный.
  4. Бело-лунный.

Что именно они указывают водителям или пешеходам — зависит не только от цвета, но и от типа светофора, формы светового сигнала, наличия стрелок и дополнительных секций.

Какие бывают типы светофоров

Светофоры бывают следующих типов  .

Стандартный трехсекционный светофор с круглыми сигналами, тип Т.1 и Т.1.г, — самый распространенный. Такие устанавливают на перекрестках, перед железнодорожными переездами в населенных пунктах, пересечениями дороги с трамвайными линиями, велодорожками, пешеходными переходами и сужениями проезжей части — чтобы встречные транспортные средства могли проезжать ее попеременно.

Светофор с дополнительными секциями, тип Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл, раздельно пропускает транспортные средства в разных направлениях.

В темноте дополнительные секции не всегда видно — чтобы предупредить водителя о том, что они есть, в основной секции на зеленый сигнал наносят контур стрелки. Для этой же цели дополнительную секцию иногда снабжают горящим красным кольцом.

Светофор на полосу, тип Т.2, — со стрелками красного, зеленого и желтого цветов на черном фоне. Например, такие ставят в тоннелях или на выделенных полосах для общественного транспорта.

Сигналы такого светофора регулируют движение только на той полосе, где его установили.

Повторитель сигналов основного светофора, тип Т.3, похож на обычный светофор типа Т.1, но меньше по размеру.

Его устанавливают, если у стоп-линии плохо видно сигналы основного светофора.

«Реверсивный» светофор, тип Т.4, используют на реверсивных полосах, когда в зависимости от нагрузки направление движения автомобилей по одной из полос можно менять, а также во время дорожных работ — когда нужно перекрыть одну или несколько полос.

«Трамвайный» светофор, тип Т.5, — Т-образный блок с четырьмя лампами бело-лунного цвета.

Раньше такие светофоры регулировали только движение трамваев, а сейчас — любых транспортных средств, едущих по выделенным полосам для маршрутного транспорта. Даже если водитель выехал на выделенную полосу, нарушив ПДД, — он все равно обязан выполнять требования сигналов этого светофора.

Одинарная секция с желтым мигающим сигналом, тип Т.7, привлекает внимание водителей на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах.

Двухсекционный светофор, тип Т.8, похож на стандартный трехсекционный светофор типа Т.1, но без желтой секции. Он регулирует движение на внутренних территориях предприятий, на реверсивной полосе, на разводных мостах и на причалах паромных переправ, на пунктах взимания платы за проезд по платным дорогам и в местах выезда автомобилей оперативных служб.

Светофоры на железнодорожных переездах, тип Т.6 и Т.10, — это два красных фонаря, расположенные горизонтально, или один мигающий бело-лунный сигнал соответственно.

Велосветофор, тип Т.9, — с сигналами, на которые нанесен силуэт велосипеда красного, желтого или зеленого цвета на черном фоне. Его требования обязательны для велосипедистов, водителей мопедов и СИМ — средств индивидуальной мобильности. Устанавливают такие светофоры там, где велодорожка или полоса для велосипедистов пересекает проезжую часть дороги или регулируемый пешеходный переход.

Пешеходные светофоры, тип П.1 и П.2, разрешают или запрещают пешеходам переходить дорогу. Их ставят на регулируемых пешеходных переходах и регулируемых перекрестках.

Дополнительные информационные световые секции, тип ИС.п и ИС.л, могут устанавливать под основной секцией зеленого сигнала транспортного светофора.

Горящий или мигающий белым силуэт стрелки и человека предупреждает, что за поворотом пешеходный переход, и напоминает водителям о том, что нужно пропустить пешеходов.

Какие сигналы светофора запрещают двигаться, а какие разрешают

Двигаться запрещено, если на светофоре:

  1. Горит красный. Тип светофора и форма сигнала — круглый, в виде силуэта стрелки, пешехода или велосипеда — указывают, кому именно запрещено.
  2. Постоянно горит желтый.
  3. Не горит нижняя бело-лунная секция «трамвайного» светофора при горящих верхних.

Двигаться разрешено, если на светофоре:

  1. В основной секции горит зеленый и нет дополнительных стрелок — в любом направлении.
  2. В основной секции горит зеленый с силуэтом стрелки или горит зеленый в дополнительной секции — только в направлении стрелок.
  3. Мигает желтый.
  4. Мигает бело-лунный сигнал — на железнодорожных переездах.
  5. Мигает зеленый сигнал.
  6. Горит нижняя бело-лунная секция «трамвайного» светофора — в направлениях, которые указывают верхние секции.

Что разрешают и запрещают стрелки в дополнительных секциях

Если в дополнительной секции горит зеленый силуэт стрелки, можно ехать в обозначенном направлении — независимо от сигнала в основной секции. Стрелка налево разрешает и разворачиваться, если это не запрещено знаком  .

Если при этом в основной секции горит запрещающий сигнал — нужно уступить дорогу автомобилям, движущимся с других направлений, и пешеходам  .

Если в дополнительной секции силуэт стрелки не горит или горит красное кольцо, ехать в обозначенном направлении запрещено.

Если при этом в основной секции горит зеленый сигнал с контуром стрелки — можно двигаться только в тех направлениях, куда она указывает. Стрелка налево разрешает и разворачиваться, если это не запрещено знаком  .

Что будет, если нарушить указания сигналов светофора

При проезде на запрещающий сигнал светофора — красный или желтый — санкции следующие:

  1. Водителя автомобиля оштрафуют на 1000 ₽  . За повторное нарушение в течение года накажут уже более строго — оштрафуют на 5000 ₽ или лишат прав на срок от 4 до 6 месяцев  . Но если повторное нарушение зафиксирует камера, будет только штраф.
  2. Пешехода или водителя СИМ  оштрафуют на 500 ₽  .
  3. Велосипедиста оштрафуют на 800 ₽  .
  4. За проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал могут оштрафовать на 5000 ₽ или лишить прав на срок от 3 до 6 месяцев  .

Запомнить

  1. В светофорах используют световые сигналы четырех цветов — зеленый, желтый, красный и бело-лунный.
  2. Красный и постоянно горящий желтый запрещают двигаться.
  3. Мигающий желтый служит для привлечения внимания водителя.
  4. Негорящая нижняя бело-лунная лампа «трамвайного» светофора запрещает двигаться, а горящая — разрешает. Верхние лампы показывают направления, в которых можно ехать.
  5. Если в дополнительной секции горит зеленый силуэт стрелки — можно ехать в обозначенном ею направлении независимо от сигнала в основной секции.
  6. Если в основной секции горит запрещающий сигнал, при движении под разрешающую стрелку нужно уступить дорогу автомобилям, движущимся с других направлений, и пешеходам.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевКак бы вы изменили ПДД в части, касающейся светофоров? Расскажите в комментариях:
  • Максим13
  • Артём Гайденкоа зачем что то менять..0
  • Александр ТретьяковПрекратить эксперименты с круговым движением!!! Все нововведения только вносят путанницу!!!0
  • Coffee faceКуда можно двигаться на перекрёстке разным ТС - нужно поправить картинки 5 и 6.1
  • Дед пенсионерПри основном зелёном сигнале и горящей стрелке направо трамвай поворачивает, не обращая внимания на движущийся прямо справа от него безрельсовый транспорт. Конечно, водители обязаны пропустить трамвай, но постоянно вижу, как жарахаются автомобили, избегая столкновения. Хорошо бы разрешить поворот трамваю направо только при основном красном и д.с. зелёном. Это исключит возможность ДТП.0
  • ВикторКонтурные стрелки на основном светофоре водителей вводят в заблуждение . Если их рассматривать как разрешённое направление движения , то это нормально , а если как указывающие на то что есть доп. секция , это и так ясно , это глупо и вводит в заблуждение , всё равно что на ложке делать надписи ,что это ложка, а на вилке , что это вилка , это и так понятно . И ещё на доп. секции должны стоять стрелки двух видов ,"только направо и налево с разворотом " и стрелки, "Прямо и направо и Прямо и налево с разворотом " , которые разрешают или запрещают движение прямо с доп.секции0