Должен ли детский сад готовить халяль­ную еду?

84

Ребенку скоро четыре года, начал ходить в государственный садик. Перед родителями стоит необходимость оградить его от не дозволенной по религиозным принципам пищи. Конкретно — от нехаляльного мяса, то есть мяса любого животного, заколотого не по исламскому закону.

Предполагает ли законодательство многонациональной России право родителя добиться поставленной задачи? Руководство сада, как минимум, готово принимать еду из дома, но необходимо документальное обоснование — заключение аллерголога. Что делать в этой ситуации?

Аватар автора

Ольга Дубовик

юрист

Страница автора

Детские сады не обязаны подавать еду по религиозным традициям, хоть и вправе это делать: закон разрешает корректировать меню с учетом климата, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения.

Ваше требование законно, ведь одна из целей дошкольного воспитания — бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России  . Расскажу, что можно сделать.

Кто и как составляет меню в детских садах

Задача государства при организации питания детей — сохранить и укрепить их здоровье, в том числе иммунитет, и сформировать здоровые привычки. Поэтому сады должны составлять детское меню с точки зрения физиологии ребенка: учитывать нормы калорий, состав микро- и макронутриентов, состояние здоровья подопечных  .

Если у ребенка сахарный диабет, фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз или пищевая аллергия  , ему нужны ограничения по продуктам. В таких случаях родители приносят в сад заключение врача — администрация обязана кормить ребенка по диетическому меню или разрешить приносить еду из дома. При этом сад должен предоставить место в холодильнике, чтобы еда не испортилась, и микроволновку, чтобы воспитатели могли разогревать пищу  .

Например, в детских садах Казани предусмотрено меню для здоровых детей и ребят с разными пищевыми ограничениями.

Могут ли в детском саду готовить из халяльных продуктов

Как организовывать питание в государственных садах и школах, решают местные администрации  .

Например, в Волгограде каждый детский сад сам решает, готовить еду своими силами или закупать блюда из меню у назначенного поставщика. А в Мытищах можно только закупать еду у поставщика по госконтракту.

Санпины позволяют скорректировать питание в муниципальном саду с учетом национальных и конфессиональных особенностей, если это нужно воспитаннику  . Для этого садику нужен поставщик необходимых продуктов. Его выбирают местные власти — через процедуру госзакупок, которая выглядит так:

  1. Детский сад подает заявку с потребностями по питанию в муниципальный орган управления образованием.
  2. Местный комитет по закупкам принимает от поставщиков документы для конкурсного отбора.
  3. Сад заключает контракт с победителем госзакупки и выбирает нужные продукты и блюда.
У халяльных продуктов должна быть особая маркировка, а у поставщика — специальный сертификат. Источник: roskachestvo.gov.ru
У халяльных продуктов должна быть особая маркировка, а у поставщика — специальный сертификат. Источник: roskachestvo.gov.ru

Как добиться халяльного меню для ребенка

Повторюсь: корректировка питания по религиозным традициям для детского сада не обязанность, а рекомендация. А принимать еду из дома сад должен, только если у ребенка есть ограничения в питании по здоровью и подтверждающая справка от врача.

В вашем случае рекомендую в свободной форме написать заведующей садом заявление о том, что ребенку нужно особое питание. На заявлении должны поставить отметку о приеме.

Если через 30 дней сад не ответит или откажет, обратитесь в муниципальный департамент или комитет по образованию. В заявлении укажите, что санпины разрешают корректировать меню по национальным и религиозным особенностям, но детский сад не идет навстречу. Администрация должна пояснить, что делать родителям в этой ситуации. Возможно, в другом саду есть халяльное меню и вам предложат перевестись туда.

Что в итоге

Как правило, детские сады предлагают особое меню или разрешают приносить еду из дома, только если у ребенка есть ограничения в питании и это подтверждено справкой от врача. Что касается еды по религиозным традициям, сады не обязаны, но могут ее предоставлять.

Чтобы добиться халяльного меню, попробуйте написать заявление заведующей садом. Возможно, руководство пойдет навстречу: заявит об особых потребностях воспитанника в муниципальный орган управления образованием и заключит контракт с подходящим поставщиком.

Если детский сад проигнорирует просьбу или откажет, вы вправе обратиться в муниципальный департамент или комитет по образованию.


Ольга ДубовикЧто думаете о питании в детских садах?
  • Roman ArturovichДолжны ли воспитатели детского сада жить по шариату?96
  • kuskus kuskusОтправляйте ребёнка в общинный сад, как делают, к примеру, соблюдающие иудаизм, что бы ребёнок ел кошерную пищу, кстати, и вашему ребёнку кошерное можно кушать ибо сказано: Кроме того, Аллах Всевышний говорит в Коране: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (аль-Маида 5/5)22
  • WTFКуда мы катимся... Из XXI века в VII. Следующий вопрос, наверное будет таким - должно ли руководство школ-институтов выделять место и время для намаза.41
  • Ковбой МальбороИщите частный садик. Или договаривайтесь с воспитателями и нянечками, носите еду сами (хотя это уже наглёж и чистая коррупция). А вообще, с такими закидонами вам лучше сидеть дома. С вами намучаются и воспитатели, и родители обычных детей, и сами дети. Никто, ни один ДОУ ни вам, ни кому-то ещё с похожими запросами индивидуальную программу давать не обязан. Садик = коммуналка. Или живи по правилам, или сиди дома. Ваш ребёнок не особенный. Все дети в садике равны.47
  • AnnaПорядки сада известны заранее, зачем вы туда записывались, если питание не подходит для ребенка? Как вариант - пусть ест без мяса, мясом кормите дома. Разрещение приносить свое - уже огромный компромисс для администрации, т.к. такие вещи запрещены по сан-эпид причинам.41
  • WTFRoman, скоро такой вопрос будет считаться оскорбление чувств верующих с соответствующей статьей и "отбыванием наказания в местах с преобладанием мусульман"11
  • cat ownerЛюбые ограничения по питанию, кроме медицинских, считаю блажью (и неважно, халяль ли это, кашрут, православный пост или, простихосспади, веганство). Есть медицинские показания для отдельного стола - несите справку. Нет - ешьте, что дали. Или не ешьте.66
  • Светлана БелянкинаКовбой, у себя в ауле можно походу, а не навязывать в другом месте свои нормы, обычаи. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.15
  • Светлана БелянкинаWTF, вот навязывают постепенно свои устои. Не надоело им ещё?0
  • Mila_engineУ Вас же, наверное, есть среди родственников детсадовские дети. Как они поступают?7
  • Roman ArturovichWTF, боже упаси))))10
  • Нектарин ПерсиковичСомневаюсь в том, что ваш ребёнок сам принял решение есть только халяльное мясо, скорей всего ему вообще плевать как было убито животное, которое он ест, главное чтоб вкусно приготовлено было. Почему вы вообще навязываете столь маленькому ребёнку свои религиозные взгляды?62
  • Светлана БелянкинаПолиция, а вы с кем посоветуете обсуждать? Все молчат и это грустно. Русских в своë время гнали, а теперь вон как получается. Это правда вообще то. Случаи есть по стране всякие, продолжают русские терпеть. Свои устои от них, чтобы жить по шариату в других местах. Не такой длины шорты какая то женщина носит на пробежку. Каждый житель страны может рассказать. Это сугубо мне личное видение и мнение. Другие молчат походу, вот как то так.9
  • ЛимончеллаНе должен. Детсад это не ресторан. Если вопрос настолько принципиален - ищите сад для мусульман, наверняка такие есть.36
  • A_TВам ни кто ни чего не должен, тем более гос. Садик.17
  • Курочка ДрёмаОрганизуйте себе свой халяльный детский сад. У нас светское государство. Детский сад - светское учреждение.25
  • NonameЗаконодательно РФ не может прописать все тонкости по каждой из религий. Отдельный регион, наверное, может. Если бы вы отдали в сад в мусульманском регионе, такого вопроса не возникло. А если вы про Москву или МО, то все питаются по единому меню. Неужели у детей нет поблажек? У православных разрешено детям не поститься. А будут постарше и посознвтельнее, будут соблюдать все религиозные правила самостоятельно.14
  • ТаУМуниципальный детский сад - учреждение светское по определению. Но "проблема" вызвала интерес. Не знаю, где живет автор, загуглила информацию по Москве. Все мусульманские детские сады и их филиалы обещают халяль. Подозреваю, что они, будучи частными, обойдутся дороже муниципального, но ведь и претензии у автора не из "общего перечня"...37
  • ВаньшаЖдем вторую серию: "Ребенку скоро 7 лет, начал ходить в государственную школу. Перед родителями стоит необходимость огородить его от недозволенной по религиозным принципам информации. В данном случае — от эволюционной картины мира и другой информации не по Корану".42
  • ТаУВаньша, напомнили тепляковские вопли о том, что на факультете психологии универа - о ужас!!!- Фрейда изучают :-)15
  • Ехиднаможно переехать туда, где ислам - государственная религия и все живут по шариату. можно поискать частный сад или открыть свой. что же вы претесь со своим уставом в государственный сад? если уж на то пошло, тогда давайте все религиозные закидоны соблюдать. требую ритуальные жертвоприношения в школах! куда обращаться?27
  • ЕхиднаNoname, Башкирия, мечети на каждом углу, но все вполне прилично. в садиках корят по санпину, а не по религиозным причудам14
  • NonameСветлана, ну а что? Они не боятся рожать. Скоро их станет так много, что они смогут устанавливать свои порядки.0
  • Светлана БелянкинаЕхидна, вот вот. Согласна с вами.0
  • namiМда))3
  • kuskus kuskusГосподи отдай в еврейский детский садик, проблем с едой не будет8
  • ДмитрийКристина, ответ то прост - в традиционно исламских регионах, где с таким пожеланием обратится существенная часть родителей - шанс есть. (В Чечне и Дагестане вроде уже сейчас свининой не кормят детей) В регионах где таких людей мало - напишут отписку, что нет возможности. Потому те, кому это важно, могут организовать доставку своей еды. Тут еще и вопрос в деньгах -индивидуальный вариант всегда дороже, а бюджет на детскую еду очень небольшой.11
  • Забаненый за правдуАвтор тролль 80 лвл)2
  • Рейверский комарКристина, Себе помойте. А лучше приносите свой халяль с собой в детсад6
  • Михаил ЕдошинИсследуйте тогда и другую сторону проблемы — посоветуйтесь с вашим священником, нужно ли в случае с детским садом настаивать на соблюдении правил питания. В таких правилах обычно предусматриваются исключения и, возможно, это как раз тот случай. В таком возрасте вводить такое явное и заметное отличие как отдельное питание может быть не очень полезно. Смысл ведь не в том, что мы едим, а в том, что у нас в сердце.5
  • Александр ЖуравлевСудя по тексту, Ольга Дубовик - юрист так себе. Смешала в кучу культурное наследие и религиозные догмы.2
  • SurpriseЛибо ходите в сад и не выеживайтесь, либо ищите свой, диаспорный сад. Со своим меню в государственный сад, финансируемых из наших налогов, не ходят5
  • дырка от бубликаНесколько лет назад читала рассказ дамы из Германии. Когда у них началась история с массовыми беженцами, они тоже стали пробивать, чтобы их детей не кормили свининой в садах/ школах. Ну толерантные немцы согласились. Через какое то время беженцы стали настаивать, чтобы и немецкие дети тоже не ели свинину (а мы представляем немецкую кухню - сосиски, сардельки, шницель), чтобы их детей не соблазнять в грех. И вот тут не помню точно, но кажется в этом месте толерантность немцев быстро закончилась10
  • ИринаНектарин, с языка сняли.1
  • ИринаWTF, а по-моему, для намаза норм, потому что намаз совершает сам намазник по своему личному желанию. А питание – это инициатива родителей, ребёнку по феншую, какое там питание.4
  • Mary BrandybuckАлиса, у нас все еще светское государство. И в любом случае, сначала надо часовенки делать: православных в России в 3-4 раза больше, чем мусульман11
  • АртурSergey, Открываем Конституцию: Ст.3 п.1 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее _многонациональный_ народ. Ст.13 п.1 В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Ст.13 п.5 Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Ст.14 п.1 Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Ст.14 п.2 Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Ст.19 п.2 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ст.27 п.1 Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ст.28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст.29 п.2 Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Ст. 29 п.3 Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Россия - не православная страна. Вам не нравится, что в нашей стране существует многонациональный народ? Вы требуете, чтобы человек отказался от своих убеждений? Вы что идёте против Конституции?4
  • Михаил ЕдошинАртур, вы ведь употребляете выражение «православные хоругвеносцы» с целью задеть. Чем вы, в таком случае, отличаетесь от «некоторых читателей»? И если вы вглядитесь внимательнее, то увидите, что большая часть негативных комментариев идёт не с православных, а с атеистических позиций.6
  • ВаньшаКристина, а на что тут отвечать по существу? Вопрос, по сути, такой: "подскажите, как натянуть окружающий мир на нашу ограниченность?". Ответ по существу тут может быть только кратким, хамским и содержащим направление движения с такими идеями.3
  • ВаньшаSergey, а без навязывания какой-то религии никак?7
  • Nadya.Khudyakovacat, В общем это можно решить пребыванием в платном учреждении.7
  • NonameВаньша, кстати, дети-мусульмане в школе соблюдают рамадан. В другие дни никакого отдельного халяля им не готовят и они живут с этим как-то.2
  • ElenВ Советском Союзе таких проблем не было ни в садах, ни в школах. Интересно почему.1
  • Elenдырка, закончилась ли? Тогда они всех этих "беженцев" отправили бы домой.0
  • Александр ЖуравлевАртур, Халяльная еда лучше по вкусу? Ага-ага. Там от халяля только что не будет свинины ни в каком качестве, а будет самая дешманская курятина механической обвалки - почитайте состав этих всех халяльных продуктов в масссупермаркетах - мерзость несусветная, или Вы думаете в детсад будет привозиться чтото лучшее? На счет оскорбително - любые религиозные выпячивания, будь то халяль, кашрут, требования поститься, и учитывать религиозные праздники - это все несусветная дичь, допустимая только лишь в определенных спецучреждениях для нетакусь. Хотя, по хорошему, такие учреждения, по своему смыслу, на грани с экстремизмом и должны находиться на строгом учете спецорганов.2
  • NNoname, я не сетую, что в других культурах много рожают, намекая, что окружающим тоже надо рожать побольше в целях самозащиты. Кто сетует - к тем и вопрос. Мне особо без разницы, кого станет много или мало в будущем.2
  • NNoname, в смысле "привыкайте"? Вы откуда-то со стороны это предлагаете, сами привыкать не намерены? С чего такой отстранённый тон? И я не вижу, к чему лично мне привыкать. Я живу в Татарстане, местных мусульман тут много, никакие "их порядки" с моей жизнью не пересекаются. Я не в курсе, как сейчас у нас в школах и садиках. Во многих общественных местах есть комнаты для намаза, они мне никак не мешают: вижу табличку - думаю "ну ладно", иду дальше. Скот на улицах у нас не режут. Пение с мечетей, если услышу, не раздражает. Что ещё? Даже не придумаю, к чему начинать привыкать-то.2
  • NNoname, вот и привыкать мне не к чему.1
  • Екатерина ИбрагимоваЕхидна, ник у вас подходящий очень1
  • Екатерина ИбрагимоваАлександр, наряжать елку на Новый год это языческая (тоже кто-то считал религией) дичь. Что ж вы не топите за прекращение этой дичи в саду?1