«Герои 3»: что нужно знать об игре в 2023 году
Я играл в «Героев» в детстве, играю сейчас и когда-нибудь научу играть в них своих детей.
Стратегия Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia (HoMM III), также известная как «Герои меча и магии III: Возрождение Эрафии», вышла в 1999 году. Она быстро заработала популярность и прочно закрепилась в культуре постсоветских стран. В «Героев 3» до сих пор играют десятки тысяч пользователей по всему миру. А благодаря ностальгическим мемам о стратегии знают даже те, кто не играет в игры.
В моем детстве в «Героев» играли все и везде: дома, в офисах, компьютерных клубах и даже демонстрационных зонах магазинов электроники. Партию на восьмерых человек в режиме «горячего стула» можно было организовать за одним компьютером. Поэтому мы нередко засиживались в гостях на всю ночь, чтобы завершить напряженный матч. И пусть у игры вышло четыре полноценных продолжения, вершиной серии для многих осталась именно третья часть, она же «трешка».
Рассказываю, почему другие стратегии для меня до сих пор не превзошли «Героев 3», и заодно объясняю, как получить от них максимум удовольствия в 2023 году.
Что такое Heroes of Might and Magic
Это серия пошаговых стратегий в сеттинге классического фэнтези. Игрок управляет так называемыми героями, путешествует по миру, развивает города и вербует войска. Цель — захватить вражеские территории и уничтожить героев под управлением компьютера или других игроков.
В игре 10 фракций с уникальной эстетикой, тактикой и набором существ. Варвары, например, быстрее других получают самых сильных монстров и могут застать противника врасплох. А некроманты превращают убитых врагов в скелетов и таким образом собирают полчища нежити.
Общие геймплейные принципы одинаковы для всех. Чтобы нанимать войска и героев, нужно строить здания в городе. Чтобы строить здания, нужно собирать ресурсы на карте. Чтобы перемещаться по карте, нужно побеждать монстров-охранников. Чтобы побеждать монстров, нужно нанимать войска — и так до победного.
В игре доступны сотни карт. Их можно проходить множеством способов в зависимости от выбранного города, тактики и нанятых героев. Допустим, для «магической» Башни критично построить и улучшить сооружение «Заоблачный храм». Он позволяет нанимать титанов — это одни из сильнейших существ в игре. Однако храм стоит очень дорого, поэтому важно не забывать про экономику. А вот «болотная» Крепость часто обходится более слабыми и дешевыми вивернами. Этих существ без проблем можно найти на карте и быстро и без особых трат сформировать войско.
Часто игроки не пытаются придумать новую тактику и вместо этого совершенствуют уже существующую. Но даже с таким подходом геймплей не надоедает, ведь при одинаковых стартовых условиях каждая партия получается уникальной.
Сражения проходят на отдельном поле боя, существа перемещаются по очереди, как шахматные фигуры. Сам герой не участвует в битве напрямую, а влияет на ситуацию опосредованно. Его характеристики вроде морали, удачи, атаки и защиты усиливают войска. При уничтожении войска герой автоматически умирает.
Один раз за раунд можно применить магию. Усилить или ускорить своих существ, навести порчу на противников, разбросать по полю ловушки, нанести точечный удар молнии или вызвать Армагеддон — эта способность вредит и своим, и чужим.
Кроме того, в третьих «Героях» есть полноценный сюжетный режим. История разделена на три игры: основную с подзаголовком The Restoration of Erathia («Возрождение Эрафии») и два дополнения — The Shadow of Death («Дыхание смерти») и Armageddon’s Blade («Клинок Армагеддона»).
В вымышленном мире Энрот постоянно бушуют войны: то некроманты плетут интриги, то демоны пытаются уничтожить мир, то варвары находят опасные артефакты. История складывается во всех смыслах эпичная, а игра позволяет участвовать в конфликтах с разных сторон.
Полное прохождение 20 взаимосвязанных кампаний занимает 100—150 часов и знакомит с большинством механик, фракций, артефактов и персонажей.
Почему Heroes of Might and Magic III не устаревает
Разобраться в азах «Героев» можно за пару часов. Но на полное освоение стратегии и тактических особенностей фракций, изучение работы заклинаний и вторичных навыков уйдут годы. При этом удовольствие от геймплея получаешь на любом уровне погружения.
Опытные игроки просчитывают каждый шаг, выстраивают цепочки снабжения и побеждают, комбинируя тактические хитрости и неочевидные механики. Напряженная дуэль может длиться всего пару часов, или порядка 20 внутриигровых дней-ходов.
Но можно играть совсем иначе, ради процесса, а не результата. Неторопливо исследовать карту и развивать города на протяжении 60 ходов, захватывать лесопилки и собирать сундуки. В конце концов, рассматривать пейзажи. И наслаждаться потрясающей музыкой Пола Ромеро: в третьих «Героях» один из лучших саундтреков в истории игр. Он западает в душу не меньше, чем композиции из «Гарри Поттера», «Властелина колец» и «Звездных войн».
Как лучше играть в «Героев» в 2023 году
Есть три способа поиграть в «Героев меча и магии 3»: полное издание оригинальной игры, HD-переиздание от Ubisoft и фанатская «улучшенная» версия с подзаголовком «Рог Бездны» (Horn of the Abyss).
Heroes of Might and Magic III Complete Edition. Полное издание состоит из трех частей: «Возрождение Эрафии», «Клинок Армагеддона» и «Дыхание смерти». Впервые их выпустили единым сборником в 2000 году. Сейчас набор продается в цифровом магазине GOG, но пользователей из России в нем не обслуживают с весны 2022 года.
Если у вас уже есть копия, потребуется установить фанатский патч HD Launcher. С ним игра корректно отображается на современных мониторах с высоким разрешением, а картинка становится четче.
Heroes of Might and Magic III HD. В 2015 году Ubisoft выпустила переиздание для современных компьютеров и планшетов. Но в него не входит контент из «Клинка Армагеддона» и «Дыхания смерти», так что это не лучший способ приобщиться к серии. Также здесь нет замка элементалей и генератора случайных карт, а в мультиплеер почти никто не играет.
Heroes of Might And Magic 3: Horn of the Abyss (HotA). Сейчас большинство фанатов играет в HotA, или «Рог Бездны». Это неофициальный ремастер-продолжение от русскоязычной команды HotA Crew.
Энтузиасты заручились поддержкой нескольких разработчиков оригинала и вместе с ними доработали баланс, оживили мультиплеер и добавили качественного контента.
HotA исправляет множество проблем и недоработок оригинала. В сетевом мультиплеере появились одновременные ходы: пока противник находится достаточно далеко, игрокам не нужно ждать друг друга после каждого хода.
Искусственный интеллект ощутимо подтянули: монстры больше не бросаются на игрока без оглядки. Герои не так бесцельно перемещаются по карте. Механики некоторых навыков вроде «разведки», «логистики» и «некромантии» пересмотрели для улучшения баланса, а «сопротивление» заменили на более понятные «помехи». Также добавили десятую фракцию — пиратский Причал, несколько артефактов и нейтральных монстров.
Скачать HotA можно бесплатно на сайте проекта. В клиент размером 236 Мб входит отличная, но очень сложная кампания «Рог Бездны» за фракцию пиратов. А также карты для одиночной игры и мультиплеера. Сюжетных кампаний и карт из лицензионной версии в «Роге Бездны» нет, поэтому Ubisoft не выдвигает претензий о нарушении интеллектуальной собственности.
Сейчас HotA Crew работает над очередным расширением. Оно добавит Фабрику — высокотехнологичный город с инженерами, автоматонами и песчаными червями. Когда выйдет расширение, пока неясно.
Что читать, слушать и смотреть, если нравятся «Герои»
У Heroes of Might and Magic III есть несколько Вики и подробный 350-страничный справочник о механиках, объектах, заклинаниях и существах в игре.
Музыка. Саундтрек «Героев меча и магии» можно послушать вживую. В России уже несколько раз проводили симфонические концерты, на которых дирижировал композитор оригинальной игры Пол Ромеро. Последний прошел весной 2022 года, уже без зарубежных звезд. Записи концертов доступны на «Ютубе». Там же стоит послушать и каверы талантливых фанатов.
Польская Game Music продает виниловые пластинки с музыкой из «Героев 3». Их выпускают небольшими партиями и напрямую в Россию не доставляют, но фанаты берут пластинки через посредников.
Видео. Один из наиболее примечательных ютуб-каналов по «Героям» — Sir Troglodyte. Ведущий без труда выигрывает сложные кампании и комментирует все происходящее в стиле рассказанной на ночь сказки. Есть на канале и достаточно подробные гайды, и онлайн-матчи с опытными игроками. Все оформлено дружелюбно и «лампово», без ненормативной лексики.
Если хотите лучше вникнуть в лор и сюжет мира «Героев», обратитесь к пересказам на русскоязычном канале xDLate. Его команда выпустила ролики о большинстве игр серии. Обязательно посмотрите подробное видео с разбором лора Might and Magic.
Стримы. Противоположность «Сэра Троглодита» — стример Александр VooDooSh. Он в основном играет онлайн, напряженно и эмоционально, порой с высокими ставками. Новичкам в «Героях» будет непросто смотреть эти стримы. VooDooSh любит сложные тактики, использует много сленга и очень быстро играет. За его матчами можно следить по вечерам на «Твиче» или смотреть в записи на неофициальном канале.
Фан-арт. Его по «Героям» на удивление мало, но внимания заслуживает как минимум серия витражных иллюстраций с драконами художницы DrKhorn на Deviant Art.
Почему именно «Герои 3» стали лучшими в серии
Номерные выпуски «Героев» выходили вплоть до 2015 года. Но с 2002 года серия переживает кризис.
1986 год: студия New World Computing создает предшественницу «Героев» — Might and Magic. Это RPG с видом от первого лица, в которой рыцари, волшебники и варвары уживаются с пришельцами-андроидами и гигантскими космическими кораблями.
1995—1996 год: релиз «Героев I—II» и формирование серии. Первый стратегический спин-офф Might and Magic выходит только в 1995 году. За основу студия New World Computing берет собственную стратегию King’s Bounty 1990 года. В ней герой на коне исследует мир, собирает сокровища и сражается наемной армией. Игра впечатляет жену основателя студии Джона Ван Канегема. Она-то и уговаривает супруга перенести концепт во вселенную Might and Magic.
Эксперимент завершается успехом: новая красочная стратегия Heroes of Might and Magic цепляет игроков колоритными персонажами и множеством фантастических существ.
Увы, в 2023 году играть в первых «Героев» стоит разве что из любопытства. Стратегия устарела практически во всех аспектах.
А вот вышедший в 1996 году сиквел уже больше напоминает знаменитую третью часть. Только масштабы меньше: замков, существ, заклинаний и карт здесь не так много, да и боевая тактика проще. В армию можно набирать пять отрядов, а не семь. Поле боя — 9 × 11 гексов, а не 11 × 15.
1996 год: «Герои» отходят издательству 3DO. Вместе с правами на серию компания покупает студию New World Computing. Так в распоряжении 3DO оказываются сразу две популярные серии — стратегические «Герои» и оригинальная RPG Might & Magic.
New World Computing получает крупный бюджет и творческую свободу в разработке Heroes of Might and Magic III. Команде под руководством геймдиректора Дэвида Мюллиха удается договориться с издателем и полностью реализовать задумки. Это был первый и последний раз, когда разработка «Героев» шла без особых проблем.
1999 год: выход «Героев меча и магии III» и золотой век серии. Игроки и пресса принимают «Героев 3» с восторгом. Издатель пытается выжать из успеха максимум. Разработка дополнений начинается почти сразу после релиза оригинала.
Геймдиректор Мюллих постоянно подгоняет сотрудников и заставляет работать сверхурочно. В дополнение «Клинок Армагеддона» разработчики даже добавляют героя — сэра Мюллиха. Он запугивает войска в надежде повысить скорость и боевой дух.
График разработки выходит предельно жестким. В 1999—2000 годах одна команда выпускает базовую игру, два больших дополнения и шесть самостоятельных наборов миссий с подзаголовком «Хроники героев» (Heroes Chronicles).
Параллельно New World Computing занимается седьмой и восьмой частями основной серии Might and Magic. Все это под давлением издателя, требовавшего поскорее сдать Heroes of Might and Magic IV.
2002 год: выход неудачного эксперимента «Герои меча и магии IV». Перед создателями встает почти невыполнимая задача: меньше чем за два года перевести игру в 3D и переработать большинство игровых механик. И у них почти получается.
«Герои IV» по глубине механик и разнообразию геймплея не уступают третьей части. В «четверке» перерабатывают систему магии, меняют логику исследования карты и делают героев полноценными участниками сражений.
Фанаты критикуют авторов за баги и слишком серьезные перемены в геймплее. Кроме того, игра выходит сырой: на старте нет мультиплеера и случайной генерации карт. При этом четвертые «Герои» все равно получают высокие оценки в профильных изданиях и показывают неплохие продажи.
К 2023 году большинство проблем исправили. Теперь в игре почти нет критических ошибок, локальный мультиплеер на месте, да и контента с учетом двух дополнений более чем достаточно.
2003 год: компания Ubisoft покупает серию. 3DO объявляет о банкротстве. Издательство увольняет сотрудников и закрывается вместе со студией New World Computing.
Права на Might and Magic покупает французский издатель Ubisoft за скромные 1,3 миллиона долларов. Начинается поиск авторов для создания следующей части. При этом основатель New World Computing и геймдизайнер третьих «Героев» не принимают участия в дальнейшей работе над серией. Вместо этого они занимаются браузерными и мобильными играми.
2006 год: выход «Героев меча и магии V» — переосмысления серии от российских разработчиков. Единственная достойная игра «новой эры». Изначально Ubisoft предлагает сделать стратегию в реальном времени на движке четвертой части, чтобы конкурировать с другими популярными представителями жанра — Warcraft III и Command & Conquer.
Разработку поручают авторам серии ролевых игр «Аллоды» — российской студии Nival. Им удается переубедить издателя и отстоять свое видение. Они используют собственную технологию Silent Storm Engine и с ее помощью переносят «Героев 3» в 3D. Получается лучше и уместнее, чем у New World Computing. Однако студия отказывается от классического дизайна серии в пользу более яркого и похожего на Warcraft III.
С 2006 года графика и анимации игры несколько устарели, но дизайн и стилизация отчасти компенсируют это. Зато «Герои V» подойдут новичкам. Тут неплохое обучение, да и в более современном интерфейсе проще разобраться.
Как и другие части серии, игра полностью раскрывается только вместе с двумя дополнениями: «Владыками Севера» и «Повелителями Орды». Они добавляют две фракции и вносят несколько значимых улучшений в баланс, например альтернативные ветки развития существ.
2011—2015: выход Might and Magic Heroes VI и VII, заморозка серии. Ubisoft расходится с Nival в планах на развитие серии и передает разработку венгерской студии Black Hole Entertainment. Вместе с тем издатель проводит ребрендинг и меняет порядок слов в названии.
Шестая часть значительно уступает пятой по количеству и вариативности контента. Фанаты жалуются на баланс и баги, а заодно ругают новую систему навыков героев и уменьшенное количество ресурсов — с семи до четырех.
Через год после выхода шестой части Ubisoft отстраняет Black Hole от работы над серией и передает ее немецкой студии Limbic. На доработку шестых «Героев» уходит 27 патчей. Большинство сделано уже новой студией.
Создание Might and Magic Heroes VII также поручают Limbic. Студия обещает не повторять ошибки предшественников и обнадеживает фанатов третьей и пятой частей. В седьмых «Героях» возвращают недостающие ресурсы и добавляют интересные фракции. Боевой режим делают комплекснее и глубже, чем когда-либо в серии.
Однако искусственный интеллект противников глупее и примитивнее, чем во всех остальных частях. Живописные панорамы городов заменяют невыразительными статичными кадрами. Для запуска игры требуется проверка лицензии на серверах Ubisoft. Она плохо работает и иногда не дает войти в игру.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.