Как я прошел курс финансовой грамотности от Т⁠—⁠Ж и что из этого вышло

86

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Всем привет. Благодарю, что уделили внимание моей статье. В данной статье я раскрою, как я нашел, прошел курс по финграмотности от Тинькофф Журнал, что из этого вышло. Я сразу предупрежу, что в статье не будет иллюстраций. Это будет мини лонгрид. Возможно, скучный) Возможно, кому-то это поможет. Так что постараюсь изложить объективно, нативно и без душнилова. А в конце задать вам вопрос. Прошу сразу простить за жаргонизмы, канцеляризмы и прочие «измы».

Если начинать повествование, то лучше начать об авторе. Мне 37, я живу в Уфе и работаю инженером на столичную организацию, у которой есть договора обслуживания оборудования с предприятиями Уфы. Оклад 75 000 плюс премии на руки. Семейный с детьми. Всё стандартно.

Что побудило меня пройти курс по финансовой грамотности

На дворе стоял декабрь 2022 года. На тот момент у меня была ипотека по 3х-комнатной квартире, которую я планировал закрыть в 2022 году. Но понимал, что этого не произойдет. По некоторым причинам, о которых упомяну позже. Если углубиться немного в историю, то ипотеку я взял в декабре 2021 года на сумму 4,5 млн рублей, чтобы расшириться с однушки до трешки, вложив первоначальный взнос на 4 млн (с учетом продажи однушки плюс свои накопления).

То есть я хотел закрыть ипотеку 4,5 млн рублей примерно за 12 месяцев с зарплатой 75 000. А это 900 000 рублей в год (посчитал за вас). Плюс добавить премии, то суммарно получится 1,35 млн рублей в год. Я предвижу ваше недоумение, что у меня дебит с кредитом не бьется. Но подождите.

С 2019 года я открыл свое ООО, чтобы вести свою деятельность независимо от работодателя в свободное время и рассматривал её (деятельность), как дополнительный заработок и не в ущерб основной работе. ООО на ОСН. Мне пришлось самому изучать прелести налогообложения НДС. Благо есть онлайн сервисы бухгалтерии, которые помогают быстро вникнуть и считать налоговый учет на автомате. Я постоянно изучал вебинары по налогообложению НДС и применял на практике. По факту, с ООО я продавал запчасти для ремонта оборудования предприятиям по всей России в свободное от работы время. Это приносило малую копейку в мой бюджет и в сентябре 2020 года я успел взять себе немецкую иномарку за 2,5 млн в кредит (50% первоначального взноса) и в марте 2021 году успешно закрыть автокредит.

Работа с НДС сильно удручала меня. Я искренне не понимал за что платить такие огромные суммы государству, когда можно просто платить налог с прибыли. Один раз я не оплатил НДС из-за неумения ведения бюджета и в целом моей неграмотности, работая в отсрочку. Мне заблокировали расчетный счет и мне пришлось сходить в налоговую. Разговор с представителями ФНС сводился к тому, что они заблокировали мне счет из-за моих неплатежей в бюджет (порядка 140 000 рублей). А налоговой, видите ли, нечем платить учителям, воспитателям, военным. И вообще не на что строить детские садики. После беседы со мной они попытались заставить меня подписать протокол, суть которого сводился к тому, что я кругом неправ и всем должен (плюс штрафы несколько десятков тысяч рублей). Меня охватил праведный гнев, и я буквально начал орать на них, что они дармоеды и паразиты, и раз они так беспокоятся за бюджетных работников, а также за школы, садики, то почему у меня первый ребенок (которому 2.5 года) никак не может попасть в детский сад. Внятного ответа, разумеется, я от них не получил. Но они все-таки усмирили меня, вызвав полицию. Сотрудники МВД поговорили со мной уже в отделе полиции и вошли в ситуацию. Сказали мне, что у меня стальные яйца, раз я осмелился так наехать на налоговую в их же логове. Меня отпустили (позже об этой истории рассказывал знакомым бухгалтерам, и они также были в шоке, что у меня такие стальные яй*а). Я не боялся полиции и что меня могут закрыть. Я всегда понимал, что честному человеку нечего бояться.

Спустя полтора месяц заказчик выплатил по частям мне отсрочку и ФНС сняла блокировку. Штрафы не начислили, видимо из-за моих низких оборотов и мизерного платежа в 140 000 рублей (не Блиновская, конечно). Да 140 тысяч рублей для налоговой — это мизер (но это уже другой разговор). Ну и скорее всего мараться об меня не хотели. Но этот урок я выучил.

Чтобы как-то быть более гибким в плане кошелька заказчиков и конкурентоспособным на рынке, я открыл ИП в феврале 2022 на упрощенке. Это очень сильно помогло. Я мог сразу предлагать договор с НДС от ООО и без НДС от ИП.

За все время работы я понимал, что мне чего-то не хватает. Но что именно? Этого я не знал. Так я пришел через тернии к звездам, а именно его величеству «управленческому учету». А он складывался из бухгалтерского учета ООО, налогового учета ИП. Я даже нашел современную книгу по финансам, написанную понятным языком с упражнениями. И я понял, что прозрел. Ранее я не понимал разницы между бухгалтером, коммерсантом, финансистом и экономистом. Оказывается, чтобы сделать шаг вперед в развитии, мне нужен был финансист. Именно консультация финансиста. А я на протяжении трех лет разговаривал с различными бухгалтерами и не мог понять, почему они меня тянут с небес на землю. Почему они меня не понимают.

В голове начали складываться четкие картины, модели о финансах организации. Так я пришел к осознанию управленского учета к августу 2022. Вы понимаете, что с 2019 по 2022, я был «директором по залету» в своей ООО. Да, я работаю в ней один (можете смеяться надо мной). Я — директор-специалист, который делает все сам (почти). Я не директор-управленец, который эффективно руководит людьми и тянет команду за собой. Я — одиночка.

В целом после прочтения книги и наработанной практики ведения ООО, я выстроил учет и понял, что не смогу выплатить ипотеку до конца 2022 года. И пришел к выводу, что смогу выплатить её в январе-феврале 2023 если делать всё грамотно, согласно налаженному учету (та самая причина, о которой обещал упомянуть выше).

Пока я занимался зарабатыванием денег, у меня везде мелькала реклама от Т-Ж по курсу личной финграмотности. Я от неё отмахивался несколько месяцев. Пока в декабре 2022, в один из прекрасных вечеров, я все-таки пришел к мысли, что если я худо-бедно навел учет в ООО, то может ради интереса стоит глянуть и на личные финансы? Авось и новое что-то узнаю.

Как я прошел курс по финансовой грамотности Т–Ж

Можно пробежаться о моей личной финансовой грамотности до курса. Зарабатывать больше, тратить меньше. Семье покупал всё. На себя полностью жлобился. Мог таскать одежду пока не истлеет. Всегда имел резерв. Без резерва спал плохо. Чувствовал себя не в своей тарелке.

Я открыл курс и с первого урока, я понял, что курс мне подойдет. Курс сразу говорит, что сначала нужно изменить свое представление, свой менталитет, свое отношение не только к деньгам, но и в целом к миру. Я понимал это ранее, когда только начинал работать плотно с коммерческими организациями. Но курс с первого урока при помощи упражнений дал возможность осознать и применять на практике.

Если отойти в сторону и раскрыть в целом мое отношению к обучению навыкам, то отмечу, что сначала я читаю книги онлайн. Если книга по финансам и личной эффективности мне понравилась, то я покупаю её на Авито за бесценок и читаю. Я не читаю книгу полностью, а лишь интересуемые темы и потом возвращаюсь к ней периодически. Прочту новый кусок или обновлю знания, и возвращаюсь к практике. За 4 года, я купил всего восемь книг и постоянно перечитываю их, находя для себя что-то новое. То есть эти книги своего рода что-то типа настольных.

Также отмечу, что книг по финансам и личной эффективности довольное большое множество. И множество идей копируются из книги в книгу. Форма разная, суть одна. И если вернуться обратно к курсу по финансовой грамотности, то я также отношусь к курсам. Я не прохожу курс полностью сразу. А периодически возвращаюсь, чтобы обновить и закрепить знания на практике. Либо посмотреть на те же идеи по-новому.

Я веду мысль к тому, что до некоторых вещей, чтобы их понять, нужно дорасти. Когда ученик готов, то учитель приходит сам. В моей жизни учителя — это книги, курсы, практика. В целом из курса, я почерпнул практические советы по ведению бюджета, своего баланса финансов, использованию карт-кредиток-кэшбеков. Все это я применил на практике. И остался доволен собой.

Я сделал несколько моделей ведения финансов и обнаружил, что модель ведения раздельных счетов, очень сильно разгружает меня в психологическом плане. Я знал о ней ранее, но в курсе дали практическое понимание об инструментах для ведения раздельных счетов. Я стал меньше волноваться из-за денег. После этого я сразу же открыл модель ведения раздельных учетов в своем ООО. Теперь НДС, прибыль, зарплата, налоги считается не просто виртуально в сервисе, но и распределяется по реальным расчетным счетам.

Я открыл банковские карточки всех необходимых банков для оптимизации расходов и получения кэшбеков. Сделал также жене. И не рекламы ради, а уважения для, скажу, что Тинькофф со своими совместными счетами — это просто топ. Такое не могут показать ни зеленый банк, ни красный банк, ни даже синий (если вы понимаете, о чем речь).

Я начал вести учет дохода и расхода финансов в Гугл-таблице, так как банковские системы мне не подходили. Я заполнял таблицу с энтузиазмом каждый день. Я начал отличать капитал от оборотных средств. И все эти манипуляции я проделывал во временном промежутке с начала января 2023. И вот настал он. День 06.02.2023, я выплатил ипотеку. Сказать, что я почувствовал облегчение? Нет. Я сразу же начал думать о следующей ипотеке для детей.

Что из этого вышло

Я завел несколько десятков карточек банков и постоянно путаюсь с ними.Я завел себе напоминалку в телефоне, чтобы видеть по каким картам какой кэшбек. Я вел учет финансов ежедневно, я обнаружил, что кроме зарплаты я с начала года заработал еще 1.5 миллиона на ООО и ИП суммарно. Я понял, что НДС — это не так сложно, как про него говорят бухгалтера (хотя это мало относится к личной финграмотности, но считаю, что это достойно упоминания).

Я обнаружил, что основные статьи расходов:

  • продукты (50-60 тысяч),
  • коммуналка (10-15 тысяч),
  • одежда (15-30 тысяч, дети растут быстро и жену стараюсь радовать),
  • врачи (стоматолог и другие платные анализы),
  • лекарства (все что выпишут врачи),
  • воспитатели (до 5 тыс. рублей, туда же входят разовые сиделки, если нужно отлучиться и бабушки тоже заняты),
  • символические подарки родственникам (до 1-2 тысяч рублей нашим мамам и папам с женой, нашим бабушкам и дедушкам) по праздникам;
  • заметьте в этом пункте нет ресторанов и кафе (они есть, я обедаю до 2х тысяч в кафе в месяц. но это не основной расход).

Я обнаружил, что трачу в среднем 100-120 тысяч в месяц. То есть больше, чем зарабатываю на основной работе с зарплатой 75 000. Если бы моя жена сказала до замужества, что мы будем тратить на семью такую сумму, то я бы послал бы её куда подальше сразу и не женился бы. Я обнаружил, что мы не шикуем. Мы берем всё по потребностям. У жены нет айфона и шубы, машина обслуживается в моей ООО (ОСАГО, КАСКО, бензин, ТО), дети одеваются стандартно (даже берем б/у вещи на Авито). Мы кушаем 3 раза в день. Мы берем полезную еду (жена считает калории). Жена и я не употребляем сахар. Изредка алкоголь.

Вместо выводов

Я устал. Мне надоело. Мне надоело считать эти числа. Я подзабил уже в мае на подсчеты расходов и доходов. Кроме ведения подобных расчетов, я веду органайзер с расписыванием всех дел вплоть до минут, чтобы успеть все запланированные дела. Я не стал счастливее. Я стал калькулятором. У меня две с половиной работы, жена, дети, мои родители, родители жены, бабушка и дедушка жены (моих уже нет). Я хочу себе разрешить купить себе нинтендо свитч или стимдек. Играть лежа на диване и не думать считать затраты за сегодня, за вчера. Но не могу, потому что санкции и купить ничего нельзя в онлайне (я не хочу менять регионы, использовать впн — я брезгаю). Я иногда вижу анонсы статей о ведении бюджета на Т-Ж и у меня от одного их вида начинается изжога. Я прихожу к стоматологу, а он меня успокаивает, что не надо его бояться. А я и не боюсь. Я позволил себе наконец-то стоматолога, чтобы он мне причинил боль, и я отвлекся от мысли быть калькулятором. Я прихожу в барбершоп и я просто кайфую, что кто-то что-то делает с моей головой, а я не думаю. Я доволен тем, что тесть грузит меня какой-то незначительной для меня физической нагрузкой, но при этом он говорит, что и как делать в какой последовательности. А мне не нужно думать, потому что он взял ответственность на себя.

Я понимаю, что у меня выгорание и что у меня что-то не складывается. Я понимаю, если что-то в жизни не складывается, то надо что-то вычитать. Я хочу уже бросить это дело с картами кэшбеков, ведением доходов и расходов (но оставить модель раздельных счетов). Все равно я примерно понял сколько зарабатываю и сколько потребляю. Но у меня была цель примерно на 2 года проверить, чтобы выработать более точную статистику. Но меня хватило на 4 месяца и если я продолжу, то возненавижу себя.

Если Вы (именно Вы с большой буквы, ранее я писал маленькой буквы слово «вы») дочитали до сюда, то Вы — мой герой. Я понимаю, что мой опыт не уникален и прошу Вас написать, как Вы прошли тоже самое и не бросили вести учет доходов и расходов, а также кэшбек карты в условиях тотальной загруженности. А то мне кажется, что вся моя жизнь сводится только к работе и быть калькулятором (а впереди еще инвестиции…)

  • user1354384Выгорание - это временное, просто вы хотите быть везде и сразу. Тянуть на себе все и сразу. Ведение финансов дело не благодарное, но полезное для аналитики. Мы с мужем ведём с приложение CoinCeeper, одна учётная запись, у каждого на телефоне. Там оборотные средства. Данные о капитале в онлайн-таблице. Также пользуемся картами с кэшбеками, но я просто выписываю самые крупные категории, и использую разные карты (спасибо бесконтактной оплате) в момент покупки. Особенно акцентирую внимание только на крупных покупках, посещениях клиник и стоматолога (когда кэшбек 5-10%), на обычных покупках, могу оставить карту по-умолчанию.7
  • Владимир ТрикозюкЭто вы ещё в инвестициями не занимаетесь,🙂. На самом деле, научитесь делегировать. Бизнес в первую очередь это команда.19
  • Максим Кольцовстатья топчик почему-то на курсах не рассказывают как вся это грамотное планирование отражается на психике и общего ощущения счастья от жизни76
  • Светлана МехедоваМаксим, это точно, потому что все эти курсы "сырые" (недоделанные) 😖 Нужны курсы про грамотное планирование и без выгорания (если регулярно использовать эти методы из курсов) 🧐26
  • Элли ЭллиСума сойти, так и невроз можно схлопотать, я не веду бюджет семьи, просто примерно знаю на что трачу, ибо так можно и невроз схлопотать, да и вообще деньги для меня, а не я для денег. Но я и зарабатываю побольше11
  • Светлана МехедоваЭлли, если не секрет, то сколько вы зарабатываете? Потому что автор пишет: "... кроме зарплаты я с начала года заработал еще 1.5 миллиона..." - получается ~375 000р/месяц + ЗП 75 000р.22
  • Элли ЭллиСветлана, ну примерно столько же. У меня так же ипотека за трех комнатную кв и машина в кредит, правда мы с мужем оба работатаем. Я пробовала экономить, серьезно, но деньги же это просто средство сделать жизнь комфортнее и счастливее, а в этом кейсе деньги это цель.11
  • Светлана МехедоваЭлли, да, верно, тоже экономила, но комфортно добираться до работы, комфортно и вкусно кушать, создать комфорт дома и т.д. важнее 👍 А ещё прикинула (на своём опыте и опыте родных), что т.н. "экономия" на себе (сплошная прям) может сказаться на здоровье (и в теле, и психологически) - и потом опять тратишься на восстановление здоровья. Хорошо - всё в меру, самое сложное найти эту золотую середину 🤔25
  • Николай ЕпимаховПоход в налоговую напомнил: На почте открыли залежавшееся письмо Деду Морозу: "Дорогой дедушка Мороз. Я маленький мальчик из Урюпинска. Мне семь лет. Мои родители очень бедные и не могут купить мне шапочку, пальтишко и варежки. Поэтому каждую зиму я смотрю в окно с смотрю как дети играют на улице. А я не могу пойти поиграть с ними. Дедушка, пришли мне шапочку, пальтишко и варежки!." Ну вся почта рыдает, скинулись, купили ему все... правда вот на шапочку денег не хватило. Отправили все мальчику. Через некоторое время пришло письмо от мальчика: "Спасибо, Дедушка Мороз, за варежки, пальтишко.... а шапочку, видимо, на почте из посылки достали!" то есть, - налоговики "вошли в положение" и не стали штрафы накладывать, а ты тут их ещё полил "чернилами" сверху)))7
  • Элли ЭллиСветлана, вот да, для меня важнее баланс👍18
  • EngiAlexander, ООО с НДС нужно для ведения работы с заказчиками, которые тоже работают с НДС. Если у меня нет НДС, то они со мной не будут работать. Это называется дискриминация по налогообложению между контрагентами. Для заказчиков попроще ИП для УСН. Я могу раскрыть тему шире, но для этого нужен отдельный пост.7
  • EngiНиколай, налоговая заблокировала счёт. Они уже применили санкции. Никто никого не прощал, если бы я подписал протокол, то они начислили эти штрафы. Я ушел оттуда со скандалом, чтобы не получить эти штрафы. Налагая штрафы и расписываясь в протоколе, вы прямо подтверждаете, что виновны.7
  • EngiВладимир, я занялся... Потом перестал, поняв, что не и выдержу. Вот по поводу делегировать это верно. Только надо с основной работы уйти для начала - на двух стульях не усидеть.11
  • Engiuser1354384, coinkeeper не прижился. Показался не очень удобным в плане если делать перевод жене и присвоить ей категорию, то он начинает все переводы жене проводить в этой категории. Жена получает деньги для разных целей и в суммах до нескольких десятков тысяч. По поводу крупных покупок, возьму на заметку. Мелкие на самом деле надо к одной карте привязать и забыть уже. Спасибо за совет. Аналитика, кстати, вышла очень удивительная. Не знал, что некоторые категории расходов так много забирают. Но и доходам был удивлен2
  • Татьяна СтепинаМне никак не удавалось вести бюджет достаточно долго, чтобы собрать какую-то аналитику пока я не нашла Дзен.мани. Оно аккумулирует данные со всех карт автоматически. Я просто 2-3 раза в месяц захожу просмотреть, чтобы оно правильно раскидало расходы по категориям и все, если что-то не так, разношу руками. А в десктопной версии очень удобно распределять бюджет. В среднем пару раз в год корректирую. И вуаля! - все работает само почти без усилий. Да, иногда бывают косяки, но там все можно руками перераспределить. И при этом есть отличная статистика - по расходам, доходам, отдельным категориям, за месяц-год-два, как хотите. Посмотрите, может быть вам подойдет. И сократите количество карт. Ну невозможно весь кэшбек в мире собрать. Оставьте 3-4 карты, но самые выгодные. Уже будет меньше напряжения.6
  • EngiЭлли, вот и я хотел провести год считая доходы и расходы, чтобы примерно осознавать траты согласно сезонам года. Я видел здесь на т-ж статью, что у кого отец, начиная с покупки первого персонального компьютера с начала нулевых, вел учёт доходов и расходов более 20 лет. А потом автор статьи нечаянно удалил этот файл. Отец его расстроился и все прочее. Но меня вдохновило, как его отец с энтузиазмом 20 лет вел таблицу всех расходов в Экселе)11
  • EngiТатьяна, думаю даже 2-3 карты. Приятно когда пару тысяч возвращается обратно) Буду пробовать заново и дзенмани, и коинкипер. Должна быть автоматизация.6
  • Вилена ВиловаВладимир, чтобы делегировать, надо иметь стабильный бизнес, позволяющий платить нанятым ( но все равно держать руку на пульсе), не всегда это можно себе позволить в силу незначительности дохода. А если бизнес расширять ради увеличения прибыли, то все равно это отнимет массу сил и времени8
  • ТундратутуритуритундраТеперь вам нужен курс по делегированию) А если серьезно, вы взвалили на себя слишком много и это серьезно давит на психику. Я бы поработала с психотерапевтом на темы делегирования задач/ответственности, догистаторства и своей ценности. Если ничего не менять, то вы просто кончитесь. Удачи вам 🙏5
  • Валерия Райня веду табличку в экселе, но ремонт балкона и понимание, что наконец пора принять себя в новом весе и купить уже себе новую одежду, грохнули все мои расчеты8
  • Дмитрий СтавцевЛучи поддержки за честность и откровенность, к своим 38ми пришёл к тому, что нужно просто "копать", "рыть", заводить знакомства и зарабатывать везде по максимуму и вот тогда калькулировать ничего не нужно, ты просто видишь поток и он или растёт (и ты рубишься в плойку на диване) или уменьшается (это триггер пересмотра) и всё. Иначе жизнь просто вылетает в трубу ибо калькуляция это просто такая умная прокрастинация, когда ты видишь фактически, что успеха нет, но как это помогает исправить ситуацию? Не надо выше головы прыгать, жизнь одна. Работай - учись - расти (но в деле, а не в теории) и ты будешь оценен и выиграешь, или не выиграешь жизнь в такое тоже умеет.12
  • DonnaЯ конечно не специалист, но с подобным чувством тошноты сталкивалась. Мои предложения основаны на моём личном опыте и возможно покажутся примитивными, но вдруг поможет: 1. Не бросайте учёт целиком. Бросьте то, от чего вас больше всего тошнит. Для меня жто была часть, которая требовала ежедневно временных затрат, но пользу я видела мизерную. Сядьте и подумайте, что реально ценно и полезно, а что - просто пустая трата времени. 2. Измените порядок ведения учёта. Да, да. Вы пришли курс, но жто же не 10 заповедей. Может вы понимаете, что вам удобнее иди эффективнее будет что то делать своим способом. Я постоянно меняю и " Оптимизирую" Ведение учёта. Что то начинает вызывать тошноту, что то - понимаешь что уже лишнее и т. Д. Мне никто не хозяин, никто не может запретить изменить подход. Мои советы это мой личный опыт, потому что состояние выгорания, тошеоты от процесса и т. Д. Знакомо и вроде справляюсь. 3. Пересматривайте как вы ведёте учёт периодически. И периодически, ориентируясь на свое состояние, потребнлсти- меняйте Удачи вам10
  • DonnaА ещё зацепила фраза про то, что честному человеку бояться нечего. Читаю Е. Керсновскую, " Сколько стоит человек " И эта мысль у неё, и понимание что в нашей стране так думать большая ошибка, красной нитью через всю её книгу, жизнь. Почитайте..4
  • Migel ServantesВы молодец, что самостоятельно дошли до управленческого учета. Таблички с годовыми и квартальными планами продаж, поступлений, бюджетированием это корень финансового управления компании. Возможно вы уже переросли вашу должность на основной работе и стоит поискать новую, что-то типа зам операционного или исполнительного директора или нач отдела, это поможет и дальше учиться и увидеть в реальности как это делается в других компаниях. Однако, что касается разочарований, то на мой взгляд ключевая проблема в том, что мир и люди сильно сфокусированы на деньгах и материальных достижениях. Тайм-менеджмент, планирование, инвестиции, интернет и общественное мнение давят на нас вызывая постоянное чувство неудовлетворенности. Мне кажется мир свернул не туда и нужно говорить об уровне счастья, как о неком балансе между друзьями, семьей, работой, хобби и всем остальным и стремиться именно к нему. И уже все эти курсы как просрать накопления вложившись в ру акции или поставив на черное в казино, курсы по финансовой грамотности, по тому как правильно делать дома уборку или готовить фуагру танцуя вальс должны рассматриваться не как ступенька в бесконечном совершенствовании в тщетной попытке достичь идеально отфотошопленной глянцевой картинки инстаграма заработав пару неврозов, а как маленький кирпичик в фундамент собственного счастья. К сожалению это момент все упускают. Спроси я сейчас стоит ли мне перейти на четырехдневку потерять в доходе, но получить больше времени на общение с детьми или же лучше взять доп. нагрузку и заработать больше денег чтобы потратить на отдых-машину-одежду, что мне посоветуют курсы и общество достигаторов. Хочу ли я этого на самом деле.8
  • Veronika MАвтор, спасибо за такую личную историю. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, энергией и тягой к знаниям. 1. Десяток карточек - не много? Выхлоп от них стоит беспокойства? Я так поняла, что за их обслуживание Вы не платите, но все равно. Может, стоит оптимизировать до 2-4? 2. По ведению бюджета предлагаю пошерить ответственность с женой. Я тоже жена, 31 год, тоже считаю калории. Зарабатываем вдвоем с мужем. После подсчета калорий ведение семейного бюджета будет Вашей жене как расплюнуть)) и Вы не представляете, сколько возможно финансовых оптимизаций по домашним делам. Закупка еды, бытовой химии и пр - попробуйте попросить жену о помощи. Если все будет успешно, можно в игровом формате начинать приучать к финансам детей. 3. Вы - не калькулятор и не сервис по обслуживанию вашей семьи. Купите уже себе какую-нибудь платную игру на телефон или на компьютер)) денег не много, а удовольствия много. Но если потом окажется, что мечтать о нинтэндо на диване Вам нравится больше, чем сама игра, забейте вы на эту мечту и ищите другую. И выдыхайте, Вы и так уже много добились! Расскажите об этой своей семье и знакомым. Я уверена, что их восторженные отзывы мотивируют Вас двигаться дальше. Но перед этим позвольте себе взять паузу.5
  • Вячеслав РазумовскийАвтор, как предложение: выделите участок расходов для жены! Пусть она, например, занимается расчетами за продукты, детей и тд. Вы получаете: а) меньше головняка на этом участке/направлении; б) доверие и всё такое в отношениях с женой (если что-то пойдёт не так, общий бюджет не завалится от провала на небольшом участке); в) вовлекаете жену в рутинный геморрой с финансами (например,моя бывшая жена была уверена, что у меня всегда есть деньги, не понимая, что дело в жестком администрировании и самоограничениях); г) в целом морально будет проще тянуть эту лямку. А так, в целом лично мне всё Вами написанное знакомо. Я сам иногда специально бросаю вести личные финансы, чтобы не было ощущения выгорания. Как только понимаю, что иду не туда - возвращаюсь к администрированию. Статья крутая! 💪5
  • Влад ВахромеевЭлли, доброго дня! Простите за любопытство, но.. Вопрос "кем вы работаете", при таком доходе может не актуален.. А чем в занимаетесь, чтобы получать такой доход? Вопрос из искренного любопытства и интереса, потому что для нашего города или даже области такой уровень дохода практически недосягаем. (если я правильно понял, то это 400+тысяч в месяц)1
  • Руслан ГумеровЗемляк, не бросай вести учет, через годик будет ясно, что зря переживал за деньги. Также не стоит стремиться закрыть ипотеку, вложи эти деньги в оборотные средства ооо. Я сам с 2015 года веду учет расходов и доходов в приложении Транжира, иногда вывожу отчет за восемь лет, вижу что через мои руки прошла сумма около млн$, (я сам ИП) охреневаю от того где они, затем смотрю статистику по годам и успокаиваюсь, в целом все ровно. Раньше переживал, что много бухаю, оказалось нет, стабильно в год 60-100 тыс, еда на 100к, бензин на 100к, коммуналка на 80к, путешествия и спорт на 200к, ипотека 300к долг с процентами, а вот обслуживание и ремонт машины влетает в копеечку -250-300к в год. Остальное бизнес расходы - налоги, зарплаты, затраты материалы и прочее. Если изучить внимательно, то становиться понятно, что деньги не пропадают, а потрачены правильно, и эта мысль сильно успокаивает, я вижу, что не хочу экономить на той или иной статье расходов. На скрине часть расходов за 2022 год для примера3
  • BraaapЧеловек-калькулятор, это очень тонкое наблюдение. Меня всегда бюджеты переводили из эмоционального состояния (живу и радуюсь) в рациональное (считаю, планирую и ограничиваю). Это не плохо, но по себе могу сказать, что я стал чувствовать себя более черствым, скупердяем, скрягой, когда каждую транзакцию анализируешь и учитываешь отдельно, копеечка к копеечке. Это сужает ощущения полноты жизни и цвета блекнут. Да, многие скажут, что не можешь точно посчитать, не управляешь, но это стереотип и важно, как считать и насколько трудозатратна твоя система учета и что это дает в итоге. Глупо искать эффект на рубль учетом, который забирает у тебя жизни на два. А время и удовлетворенность жизнью - это тоже ресурс. И нашел для себя великолепный способ не погрязнуть в деталях учета бюджета. Я сел и посчитал доходы и расходы. Прикинул сколько в месяц мы тратим и сколько остается. И планирую я только СБЕРЕЖЕНИЯ. То есть, сколько нужно каждый месяц отложить и сколько должно итого стать. Даже наблюдение за приростом сбережений, а не расходами повышает настроение) Все остальное тратим без микроанализа. Что-то остается - увеличиваю сбережения, не попали в норму расходов (что довольно редко) - анализируем ситуацию и решаем как быть, временно или это будет постоянно. Что в итоге - очень легкая для учета система доходов/расходов. Смотрю только сбережения и их регулярный прирост, их откладываю сразу, все остальное расходы. Без микрокопания и постоянного учета каждый копейки.5
  • Григорий НиколаевА кстати, не поделитесь книгами которые вам так помогли? Финансы для не финансистов только знаю из хороших.3
  • Айсылу ШаймуллинаВеду учет денег в Money Flow в телефоне. После каждой траты записываю сумму и категорию. Приложение само делает ответы за месяц/год, по категориям и тд. Очень удобно. Веду уже 4 года, очень удобно, главное первые месяцы держаться и сразу в момент оплаты записывать расход3
  • mr.nobodyВеду учет финансов более 4-х лет. Геймифицировал себе это занятие. Довёл до автоматики процесс потратил-записал. В конце месяца сажусь раскидать по таблице, а вместе с этим увидеть что с моим личным капиталом стало. Если за месяц он вырос, радуюсь. Если просел, анализирую почему. Короче, для меня это стало приключением, игрой. Никаких страданий и терзаний не испытываю. Стоит ли говорить, что после того, как начал все записывать - капитал стал расти?) Попробуйте систему подстроить под себя, чтоб кайфовать от этого!5
  • Russvet DenНу незнаю автор. Я когда считаю расходы у меня на депозите деньги прибавляются. А когда не считаю убавляются. Хотя и так и так не шикую. Жена то работает? Если нет тогда понятно почему вы устали. В одного тянуть семью только герои могут.3
  • Russvet Denmr.nobody, солидарен с вами. С 2013 веду все в экселе. Только благодаря этому закрыл ипотеку и купил ещё одну квартиру получая какие то 50 тыщ.1
  • Пошлый кактусМаксим, думаю, дело в том, что на каждого такой курс оказывает собственное влияние: один, как автор, во всем разобрался, но не испытал от этого облегчения морально; второй понял систематизацию ведения финансов и радуется, потому что может контролировать каждые 10 рублей , третий просто посмотрел курс, ничего не понял и рад Поэтому как будто так)1
  • Рекомендую курс по эмоциональному выгоранию 👍Купите Nintendo, ложитесь на диван, расчеты-сведите к минимуму👌3
  • SoFar Me>> Я обнаружил, что трачу в среднем 100-120 тысяч в месяц. То есть больше, чем зарабатываю на основной работе с зарплатой 75 000. Если бы моя жена сказала до замужества, что мы будем тратить на семью такую сумму, то я бы послал бы её куда подальше сразу и не женился бы. 1. Это небольшая сумма на семью с детьми. 2. Подобные траты необходимо рассчитывать самостоятельно, это не обязанность жены. 3. Была бы ваша жизнь лучше в одиночестве под сорокет, но с Плейстейшн?3
  • EngiDonna, спасибо за полезный комментарий. Я думаю стоило добавить еще "честному человеку бояться нечего и если никому дорогу не переходить". Книгу обязательно посмотрю и почерпну основные тезисы.3
  • EngiMigel, вот вот. Верно говорите. По поводу смены должности. Она у меня по большей части технического характера. Жизнь вынудила становится немного финансистом. В стремлении получить все хорошее в жизни методом постоянного совершенствования человек теряет ту искру, которая делает его человеком. Надо мыслить трезво и постоянно спрашивать себя "а хочу ли я на самом деле этого?"1
  • EngiDonna, благодарю Вас. Очень ценный комментарий. 3 пункт особенно!3
  • EngiVeronika, по поводу карточек много. Решил оставить 2-3 штуки. Жена итак всем этим занимается, она даже подробно на неделю расписывает в журнале (я в шутку называю её "амбарной книгой"), что будем брать, где и когда. Больше нагружать жену не хочу. Все таки с финансами она отдала мне бразды управления))3
  • EngiТундратутуритуритундра, да, нужен) я считаю это следующим этапом если серьезно начну бизнес. А по поводу психотерапевта я смотрю сериал Клан Сопрано) можно провести параллели и со своей жизнью))4
  • EngiВячеслав, пункт В, я прям готов залайкать сотни тысяч раз, сделать подписку и нажать колокольчик) Прям точь в точь описали мою ситуацию))) Я прям готов табличку выбить с этими словами "моя бывшая жена была уверена, что у меня всегда есть деньги, не понимая, что дело в жестком администрировании и самоограничениях" и вписать туда Ваше имя)))4
  • EngiНиколай, благодаря Вам у меня возникла мысль написать, какие книги прочитал и как их использую повседневно. Думаю отдельной статьей или здесь в комментариях.5
  • Engimr.nobody, геймификация инструмент полезный во всех сферах жизни. Как довели процесс потратил-записал? я обычно вечером за 2 часа до сна садился и выписал их. Так было 3 месяца. С марта месяца запал начал угасать. Сейчас заставляю себя это делать. Напишите статью про геймификацию, с радостью прочту!3
  • EngiBraaap, Вы достигли дзена! Горжусь Вами! По поводу времени согласен на все сто. Это тоже важный ресурс, который заканчивается. Слышал где-то в цитатах у азиатских мудрецов, что каждый человек с рождения миллиардер. У него в среднем 2,5-3 миллиарда секунд жизни. 2.5-3 миллиарда мгновений. И только человек знает, как потратить их. Главное не тратить их на микрокопания, как я.4
  • EngiГригорий, я думаю сделать отдельную статью. Есть о чем написать. Я просто не думал что это статья вызовет столько откликов. По книгам, думаю, также написать и описать свой опыт. Если не хотите ждать, то могу итак написать названия.3
  • EngiВ,Вы считаете НДС как-то про другому?)) Покупаю с ндс - идет отдельная проводка. Продаю с ндс -идет отдельная проводка. НДС выделяется отдельно в счет-фактурах. При сдаче отчетности с аутсорс бухгалтером смотрим КУДИР. Да 50 листов нет. Максимум было 7-8 листов. Выставляю счет-фактуры с авансов, получаю счет-фактуры с авансов - везде свои проводки. Стараюсь вовремя уложиться в квартал, чтобы не тянулись хвосты-долги. УКД ниразу не делал никому, но мне делали много раз. В 1с подтягиваются хорошо, в других сервисах на один УПД максимум 1 УКД - бесит подобное ограничение. Серые и прочие способы "оптимизации" не использую. Тут да, я ничего не знаю. Когда связывался с бухгалтерами-"оптимизаторами" (но еще не понимал, кто они такие), у них прям возникает дикое ощущение вселенской несправедливости "платить столько НДС - ужасно! Вы все это будете платить?", отвечаю "да, все заплачу". А они говорят, что вот у них на прошлой работе у директоров глаза кровью наливались, когда надо было платить столько НДС))) Я думаю, что Вы имели ввиду, что лично Вы сталкиваетесь с большим объемом информации, где надо затратить огромное количество биоресурсов, потому что Ваша задача одновременно трудоемка и наукоемка. Однако современные сервисы в этом помогают. И профессия бухгалтера еще долго не умрет, какую бы кончину бы ей не предсказывали бы из-за автоматизации.3
  • EngiMonikus, ради Вас думаю написать статью когда открывать ООО, а когда ИП. Если этот комментарий залайкают, то напишу. Как блогер заговорил. Тьфуууу)))3
  • mr.nobodyEngi, процесс потратил-записал: за счет приложения (деньги ОК), с упрощенными категориями. Т.е. суть в том, чтоб было мало больших иконок (ПЛАТЕЖИ, ПОКУПКИ, ЕДА, РЕБЕНОК, ТРАНСПОРТ), так проще сразу заносить траты и не думать, в какую категорию заносить. Занимает не более 5 секунд. А в день, покупок не больше 10. Правда, я уже изловчился еще и коммент ставить, за что конкретно оплачиваю. А для статей, я еще не созрел))0