Наблюдения эйчара: как меняется рынок труда

73

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Аглая Воронова

Страница автора

Очень часто и много пишут сейчас про нынешний кризис. Слишком много и часто делают попытки сравнить с тем, что было раньше… Я занимаюсь подбором персонала в той или иной степени с 2015-го года. И расскажу, что вижу лично я.

Во-первых, все время моей работы рынок труда был рынком работодателя. Однако количество откликов на самые простые вакансии каждую неделю продолжает меня глубоко поражать. Реально каждую неделю шквал соискателей все больше и больше.

Во-вторых, до конца февраля этого года были сферы, которые пострадали мало или не пострадали вообще. Сейчас пострадали в той или иной степени все сферы. Например, ИТ. Я понимаю тех, кто говорит, что ИТ не пострадали. Потому что айтишники реально быстро и легко находят работу. И выбирают из нескольких предложений. При этом:

  • до конца февраля зарплаты айтишников увеличивались каждые месяц-два, после зарплаты в ИТ не изменились;
  • количество компаний, которые активно нанимали, упало, а количество кандидатов выросло. Если раньше у одного специалиста с опытом в 2 года было 15 предложений, то сейчас их 5;
  • найти вариант с переездом айтишнику реально. При этом если вы думаете, что у специалиста с опытом в 2—3 будет гора предложений с релоком в Европу — ошибаетесь. Это просто «реально», не более того.

В-третьих, я не видела такого количества сокращений и увольнений. Причем если в другие времена увольняли… не всегда «самый сок», то теперь увольняют самых лучших специалистов. Я не помню, чтобы лучших специалистов увольняли в первую очередь в пандемию. Теперь увольняют.


  • Надежда РомановаУвы, это так. С работой становится действительно очень напряжённо. Многие компании закрылись или закрываются. В моей компании, где я работаю уже 15 лет, тоже, боюсь, будут неизбежны сокращения в России, т.к. проекты замораживаются или закрываются, а новых ждать неоткуда. Вполне вероятна ликвидация моей компании. И при этом до 24 февраля никаких проблем не было, всегда все было очень стабильно в нашем бизнесе (клинические исследования).9
  • Аглая ВороноваНадежда, сочувствую!0
  • Альбина МаринаИнтересно почем увольняют самых лучших, потому что они самые дорогие?3
  • Big Bug"до конца февраля зарплаты айтишников увеличивались каждые месяц-два, после зарплаты в ИТ не изменились;" Оба тезиса не верны. Во-первых, зарплаты даже топовых спецов не увеличивались так часто. В лучшем случае это происходило раз в полгода, и на небольшой процент - 5-10% Во-вторых, после февраля, многим компаниям пришлось экстренно повышать зп, чтобы специалисты не уехали из страны. У меня, например, зп повысилась в марте.6
  • Аглая ВороноваDanila, без опыта реально устроиться очень сложно. Особенно если высокие запросы. Мой комментарий про опытных специалистов. Да, с началом пандемии количество стажёров умножилось, а вакансий для них сильно сократились. Совет дать?2
  • Crazy ElkaDanila, можно сколь угодно великолепно знать алгосы и прочие структуры. Отсутсвие коммерческого опыта разработки это все умножает практически ноль. Деньги я бы вообще во главу выбора не ставил в ближайшие 3-6 месяцев. Дадут норм - хорошо. Дадут мало - через полгода, если соображаешь, найдёшь, где дадут нормально.11
  • What what5
  • Ярославна КозловаРоман, проблема в том, что большинство начинающих специалистов в компании, если их взять стажерами, не приносят деньги, а скорее отнимают их, тратя временной ресурс высокооплачиваемых специалистов, которые вынуждены за ними бдить, вместо того чтобы приносить пользу проекту. Сейчас у многих компаний попросту нет лишних ресурсов на выращивание кадров с нуля, на вложение в них. Я когда начинала свой путь в айти готова была работать бесплатно, потому что я понимала, что даже после прохождения кучи курсов я не имею никакой ценности и работодатель какое-то время будет платить за моё обучение. И я не расстраивалась когда меня не брали. Это рынок. Ты не приносишь деньги = ты не нужен. Я честно говоря никогда не понимала, почему кто-то должен платить за моё обучение. И всегда училась за свой счёт (имею ввиду не только деньги, но и время потраченное на бесплатную работу, и на изучение бесплатных ресурсов).16
  • РоманDanila, недостает еще миллион сантехников, сверщиков, водителей и менеджеров. Просто нужно работать за еду, а на такое согласны не только лишь все9
  • Уборщица6
  • ТатьянаDanila, по опыту вакансии фронтендщиков и питонистов джун, джун+, особенно без коммерческого опыта, это самые простые вакансии в ит-рекрутинге, которые закрываются по откликам с хх или хабра. Откликов на одну вакансии компании не с самым хорошим hr-брендом 70+ (это в прошлом году, когда бюджеты были огромными и нанимали всех и вся, в этом году конкуренция ещё жестче), просматриваюся первые 10-20 откликов, остальные просто некогда. Нехватка хороших мидлов, синьоров, лидов. На стажеров крупняк чаще всего берет стажеров из топовых вузов, с которыми заключён договор.6
  • Аглая ВороноваТатьяна, а 300 откликов не хотите? В компанию «Рога энд Копыта»?3
  • Олег КриницынСлава Богу, меня уволили 7 лет назад, вынужден был стать самозанятым фрилансером, сейчас веду несколько направлений трудовой деятельности и мне уже ничего не страшно))2
  • Sable NuitАльбина, потому что могут. Лично наблюдала случай, когда одного из топ-менеджеров уволили сразу же после того, как он перевёлся на ГПХ (оптимизации ради). Это был крутой специалист, которого хантили и до последнего времени он был на всех самых значительных встречах с акционерами.0
  • Sable NuitУборщица, серьезно? Зачем тратить время?0
  • Ольга СолярМиссКэнди, поддержу по первому пункту. Я отказалась от ведения стажерской программы по удаленке. Для начинающих возможность контакта с опытными специалистами крайне важна. Иначе часовые сессии в зуме утомляют наставников, в офисе все проходит проще, больше возможности учиться просто "наблюдая". Обсуждала со своим начальником, у него такое же впечатление. И на счет готовности поработать в тех. поддержке - тоже верно.4
  • Ольга СолярРоман, вы готовы бесплатно учить начинающих специалистов. Тратить на них по несколько часов в день своего времени, при этом имея другие рабочие задачи?6
  • Аглая ВороноваОльга, все почему-то отказываются понимать: развитие джунов и стажёров на удаленке очень сложный процесс. Да, мидлы и синьоры развиваются часто даже быстрее на удаленке, чем очно. Но это не про стажёров. Как в школе принцип))))3
  • Ольга СолярDanila, тем сотрудникам, кто будет вас учить, легче вас контролировать и загружать задачами в очном формате. У вас возможность учиться просто наблюдая, когда наставнику не надо специально выделять время на работу с вами.8
  • Аглая ВороноваDanila, стаировка - лучше всего очно.2
  • Аглая ВороноваОльга, думаю, Роман никогда никого не обучал. Этим я его оправдываю. Я до того, как стала людей обучать не думала даже, до какой степени ученики высасывают силы, мешают и столько времени на них расходуешь. До этого я думала, что приходит такая девочка - и сразу начинает помогать. Нет. Работа со стажером без опыта работы становиться гораздо сложнее, чем без него. Отдача если и будет, то через пару месяцев. + очень многие ученики не выдерживают и уходят очень быстро. И ты столько сил истратишь зря.8
  • Дочь папиного другаВ плане поиска руководствуюсь пословицей "идущий осилит дорогу". Чем мы на рынке труда отличаемся от того же товара на обычном рынке. При хорошей упаковке, презентации вполне реально за пару месяцев найти работу. Я когда искала работу в ИТ почти с нулевым опытом не стеснялась обратную связь спрашивать у HR, записывала незнакомые слова и навыки, оттачивала самопрезентацию, чтобы коротко но емко за пару минут рассказать именно о релевантном опыте. Удивляют люди, получив пару отказов и не разобравшись в причинах, и начинают говорить что работы нет. Я за два месяца получила 21 отказ (!) 21 раз я изо дня в день рассказывала о себе и делала вид что я хочу работать ИМЕННО В ЭТОЙ компани)))) Бывали моменты отчаяния и я даже смотрела на вакансии своего основного направления продаж - там меня ждали всегда. Но через 2 месяца мы с моим работодателем нашли друг друга))) Он получил сотрудника, бьющего копытом в пол и благодарного что дал шанс, а я отличную возможность учиться и развиваться6
  • Аглая ВороноваРоман, а вот при том: заставлять других что-то делать, удивляться, что не делают, а сами: "А почему Я должен?"2
  • Аглая ВороноваPK, Вы все правило сделали. И верный принцип: «Дорогу осилит идущий». И верно Вы делали вид, что хотите работать в этой компании, и верно получали обратную связь (даже не приятную).2
  • Дочь папиного другаНадя, Да, я ставила себе прям план в день - работать на количество сперва, чтобы отточить навык общения на новую должность. Отправляла в день минимум 50 откликов и назначала в день по 3 собеседования. На ИТ преимущественно проводят первичное собеседование по зуму или скайпу. Потому около 40-60 минут в день по 2-3 раза в день старалась уделять и разрабатывать коммуникацию, пыталась понять какие люди там сидят в HR, в каком стиле правильно вести диалог, что спрашивают, какие навыки необходимы. Спустя время стала уже смотреть релевантные вакансии, где я могу чем-то похвастаться и доходить стало до 2-3 в неделю собеседований. Потому 21 - это было еще мало для малоопытной))) На 22 мне выслали оффер.4
  • Аглая ВороноваPK, для разных вакансий разные требования. Сопроводительное письмо нужно не всем))))2
  • Артем БогдановНадя, аргумент "хочу работать именно у вас", поданный в сопроводительном к вакансии, это чаще всего лукавство. Плод двухдневного гугленья определяется с первого взгляда. Кадровик знает, что соискатель-новичок почти наверняка либо привирает (вероятность трудоустройства на конкретное место у него - доли процента, какой нафик фильтр по "хочу"? не говоря уже о том, что хотеть до того, как поработать - чистой воды иллюзия), либо сильно наивен, а это, блин, еще хуже. Есть случаи, когда через подобный отклик происходит только первое касание, а дальше претендент задалбывает в соцсетях, по телефону, личным визитом, ищет связи, и вот тогда уже о нем можно подумать, если резюме не фонит, что "его любовь не знает преград", может, пособеседовать? Но такое бывает редко. В большинстве случаев желание жаждущих так велико, что хватает одного отказа, чтобы они пошли хотеть в следующее место. Новичок на рынке работодателя почти обречен работать там, куда его возьмут по итоговой сумме факторов, а не там, где ему показалось, что круто, и он это решил вывалить в сопроводительном. Если в нем есть явная конкретика (у меня брат у вас работает, крутая контора!), это резон, а болтовня не проходит.3
  • Альбина МаринаSable, ну как раз таких в самую первую очередь и увольняют, потому что они очень «жирные» для компании, дешевле иметь 2 менее опытных, так всегда было.1
  • Big BugВы описываете кейс, когда человек переходит с одного грейда на другой. Понятно, что в таком случае зп вырастет существенно. Я говорил про кейсы, когда люди остаются на своем грейде. Хотя из моего сообщения это не очевидно, согласен.2
  • Sable NuitАльбина, в этой компании оказалось дешевле перенаправить объём работ коллегам этого сотрудника) Но увольняют не только «жирных», а всех кого только могут.2
  • Sergey GoryachevPK, 21... Это что... Когда я последний раз менял место работы, то ходил месяц по собеседования в режиме 3 собеседования в день. Правда, это не говорит о количестве отказов... Тех, что не подошли мне тоже было прилично...3
  • Ерофей ДорогинWhat, в ответ на ваш пост про недостачу миллиона специалистов мне вспомнился случай из середины 2000х: Позвали меня одни хантеры поговорить о позиции, основная задача которой - вывести компанию на LSE, cделать IPO. Пришёл, поговорили. Через пару дней перезванивает: " Всё классно, вы понравились, но продолжения, скорее всего, не будет. Спрашиваю:" Почему? ". Девушка смущаясь говорит" "Да понимаете, у этого работодателя требование: наличия опыта проведения как минимум 2х IPO. С ударением на как минимум - лучше больше". Тогда компаний вышедших в Лондон были считанные единицы, и это вот прямо круто-круто было, и, соответственно, специалистов с таким опытом были по пальцам одной руки, а 2+ не было вообще. Я ей об этом сказал. Она отвечает: " да, знаю. Но он хочет". Я говорю - ну тогда вам нужен кто-то из-за границы. Она - нет, они только русского хотят. Круг замкнулся. Через ~ неделю после данного разговора я случайно по РБК-ТВ натыкаюсь на интервью мажоритарного акционера данной компании, который говорит, что специалистов с опытом IPO в России нет вообще. 🤣🧐🤪 Вот откуда берутся "миллионы кадрового голода".4
  • Аглая ВороноваЕрофей, все верно. А я вспоминаю вакансию бухгалтера в офисе в промзоне на 40 тысяч. И отклики были. От кандидатов без опыта, от молодых мам или дам 45+. И были с хорошими образованиями и опытами. С реальным желанием работать. Но нет. Только от 25 до 35. И только с хорошим опытом. И строго без детей и без декретов. Находили таких людей, но они быстро уходили. Почему-то (перспектив не было в компании.) HR-ов все ругали, что закрыть не могут вакансию.4