«Пришлось продать квартиру»: мы поте­ряли 9 млн рублей на ледовом городке

История читателя
57
«Пришлось продать квартиру»: мы поте­ряли 9 млн рублей на ледовом городке
Аватар автора

Маша Цицюрская

выяснила подробности

Страница автора

В рубрике «Пришлось закрыть бизнес» читатели рассказывают о своих предпринимательских провалах и ошибках, которые к ним привели.

Герой этой истории откликнулся на предложение знакомой открыть на зиму коммерческий ледовый городок. За сезон планировали выручить 30 млн рублей. Но ожидания не оправдались: получилось отбить только текущие расходы. Более того, знакомая не рассчиталась с подрядчиками и оставила читателя Т⁠—⁠Ж с долгами.

Он рассказал, как шла стройка, почему приходилось дежурить по ночам в бытовке и из-за чего проект так и не стал успешным.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Идея бизнеса

Аватар автора

Руслан Коврижин

открывал ледовый городок

Страница автора

У меня было небольшое рекламное агентство по производству наружной рекламы и арт-объектов.

В 2017 году ко мне обратилась одна из клиенток, она строила по муниципальным контрактам ледовые городки. Мы уже сотрудничали: я делал для нее оригинальные арт-объекты, строил теплые павильончики, рекламные щиты и другие оформительские элементы. Так что можно сказать, что опыт строительства у нас обоих был, но, как оказалось, не было главного — опыта ведения развлекательного бизнес-проекта.

Идея вдохновляла: в соседних крупных городах успешно работали коммерческие городки, в которых очереди были всю зиму. Мы разработали концепцию, в рамках которой собирались построить самую высокую в городе ледяную горку, много скульптур, лабиринтов, теплое кафе, каток с прокатом. Дополнительно планировали организовать хаски-парк, кривые зеркала, тир, прокат детских квадроциклов, хотели проводить мероприятия. Для Томска тогда это был действительно уникальный проект.

Все вводные были оптимистичными: рядом с крупным торговым центром находилась площадка в 1 га, примеры успешной работы таких городков были очевидны. Я согласился и зажегся.

Мы рассчитывали получить валовым доходом  до 30 млн рублей за зиму, по самым скромным подсчетам. Планировали, что за весь сезон проходимость будет 200 тысяч человек — в городе с населением 600 тысяч и со скромной ценой билета в 150 ₽.

По предварительно составленной смете необходимо было вложить по 4 млн рублей. Своих свободных средств у меня было немного, и на семейном совете мы приняли решение привлечь заемные деньги под залог квартиры.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Строительство городка

Партнер брала на себя организаторскую и ледовую часть, а я — строительную и оформительскую. Переговоры и обсуждение идеи начались в августе, а в первых числах сентября мы заключили с партнером договор и открыли совместное ООО, где выступили соучредителями по 50%.

Сам процесс строительства протекал интересно, без конфликтов и особых споров. Мы легко находили общие решения, все были очень активны, участвовали вместе с семьями.

Площадкой был пустырь, он примыкал к торговому центру в спальном районе города, ему же принадлежал. Мой партнер была идеальным переговорщиком: у нее были знакомства везде, она легко находила контакты и со всеми договаривалась. Правда, как выяснилось потом, так же легко всех кидала. Договоренность с собственником земли была очень выгодной: за аренду мы платили весьма символические 15 000 ₽ в месяц — и отдельно за коммуналку. Подразумевалось, что это взаимовыгодное сотрудничество: мы привлекаем друг другу посетителей.

Во время заливки катка мы заплатили за воду около 20 000 ₽. Электричество в декабре вышло на 86 000 ₽, в январе — на 97 000 ₽, в феврале — на 60 000 ₽, в марте счет был уже совсем небольшой. Всего за коммуналку отдали 263 000 ₽.

Основной темой нашего городка были снеговики. Партнер развила бурную деятельность по предварительной организации: нашла дизайнера, который сделал логотип, еще одного дизайнера, который нарисовал эскизы входной группы и оформления помещений, налаживала контакты с администрацией района, телерадиокомпанией, производителями ледовых конструкций и скульптур, арендаторами, искала персонал.

Ее муж занялся хозяйственной деятельностью по проведению электричества и воды от торгового центра — у него был строительный вагончик, он его привез и установил как администраторскую и сторожевую.

Моя компания начала изготавливать тенты, павильоны, вывески. Супруга тогда руководила рестораном здорового питания, поэтому взяла на себя организацию кафе.

Помню, как в первых числах октября мы с мужем партнера вдвоем поехали устанавливать столбы для освещения, пока до снега можно было пробурить землю и залить бетон. Стояла жуткая холодрыга, земля была влажная, бытовки еще не было, мы промерзли, все были в грязи как чушки, но поставили и такие были довольные — заложили первый камень!

Строительство ледового ограждения катка
Павильонами занималась моя компания, а ледовой стройкой — подрядчик партнера
Кафе после открытия

Потом моя бригада начала строить забор по периметру. Поскольку это было временное сооружение, мы сделали простое ограждение на Т-образных деревянных опорах: прибили их к земле арматурой и натянули сетку-рабицу. В мороз пролили эти опоры, и они стояли всю зиму как каменные.

Все строительство вела моя компания. Узких специалистов, таких как электрики и монтажники, искали в рабочем порядке на сайтах, например на «2ГИС». Сцену строили из дерева на месте, кафе, шатер, кассы и вольер были сборными, я изготавливал их у себя на производстве, и потом собирали уже на площадке.

Я дополнительно покупал кое-что из оборудования: усилитель, уличные колонки, проходные ограничители. Партнер купила кривые зеркала. Из объектов было теплое кафе 60 м², теплый прокат 25 м², большой теплый шатер для мероприятий 100 м², дворик хаски, сцена для выступлений, зона с мягкими кубиками.

С ледовым строительством была напряженка: морозы ударили поздно, и льда для строительства не было. Но подрядчик по льду был очень грамотный, знакомый партнера по прошлым стройкам. Его бригада работала днем и ночью, и очень жаль, что в итоге он тоже сильно пострадал.

Ледяная комната с кривыми зеркалами
Так шатер с зеркалами выглядел снаружи

Изо льда мы построили шикарную входную группу с забором, ограждение катка, высокий лабиринт, огромную чашу для детей, восемь скульптур, высокую елку, ограждение площадки кривых зеркал с тентом, детскую горку и большую шестискатную горку с тентом.

На лед пришлась почти половина затрат — порядка 4 млн рублей. Так, по крайней мере, мне отчитывалась партнер.

Мы составляли сметы по вложениям и отслеживали, чтобы они были равны. Если чьи-то затраты были больше, второй либо возмещал свою долю, либо брал на себя равноценные дополнительные расходы. Свой труд мы не оценивали, все делали кто что мог. Потом оказалось, что отношения партнера с большинством подрядчиков были по принципу «отдам с прибыли» — они все пострадали.

Мы делали все вполне организованно и быстро, просто все начинали с нуля и был очень большой объем работ, а в строительстве всегда так: что-то не учли, кто-то не вышел, где-то брак переделываешь.

Но я со своей частью справился, мы все сделали в срок, оставалось только кафе внутри. Электрику там провели в ночь перед открытием, поэтому с подключением, обогревом и раскладкой провозились и не успели открыться одновременно со всем городком.

Расходы на открытие ледового городка в 2017 году

Всего расходов9 625 000 ₽
Ледовая горка и скульптуры4 000 000 ₽
Коммуникации, техника, мебель, дизайн и прочее3 393 000 ₽
Кафе и тентовый шатер1 170 000 ₽
Организация праздника в честь открытия287 000 ₽
Кассы, вольер, сцена260 000 ₽
Мягкие модули, игрушки, костюмы снеговиков161 000 ₽
Забор150 000 ₽
Акустическая система96 000 ₽
Биотуалеты63 000 ₽
Реклама во «Вконтакте»45 000 ₽

Расходы на открытие ледового городка в 2017 году

Всего расходов9 625 000 ₽
Ледовая горка и скульптуры4 000 000 ₽
Коммуникации, техника, мебель, дизайн и прочее3 393 000 ₽
Кафе и тентовый шатер1 170 000 ₽
Организация праздника в честь открытия287 000 ₽
Кассы, вольер, сцена260 000 ₽
Мягкие модули, игрушки, костюмы снеговиков161 000 ₽
Забор150 000 ₽
Акустическая система96 000 ₽
Биотуалеты63 000 ₽
Реклама во «Вконтакте»45 000 ₽

Ошибки

Стремление партнера сделать все шикарно и дорого привело к тому, что объектов получилось меньше и приоритеты были расставлены не совсем правильно. Например, каток у нас находился в углу, был большим — почти на 1000 м². Много было вложено в ледовое ограждение катка там, где от него не было особого впечатления: половина забора фасадом выходила на техническую дорогу, и его не было видно прохожим. Внутри на катке смотрелось круто, но сейчас, задним числом оценивая ограничения бюджета, я бы так не сделал.

Нашими слабыми местами были недостаток опыта и недооценка влияния отдельных элементов и их стоимости. Наши ледовые снеговики были шикарны, но стоимость позволила сделать только пять штук — в результате они оказались разбросаны по территории и эффект от них растворился.

Делать скульптуры снеговиков партнер договорилась с именитыми ребятами-скульпторами из нашего города
Красивое ледяное ограждение катка не просматривалось с улицы
Фрагмент ограждения

Недостаток света — главная ошибка: именно он должен был создать вау-ощущения. Мы установили прожекторы общего освещения на столбы, осветили лед и повесили пару гирлянд на кафе и прокат коньков. Этого было катастрофически мало.

Территория была большой, темнело рано, и праздничного освещения не хватало. На этапе проектирования и расстановки объектов нам казалось, что всего достаточно, но опыта организации таких объектов не было. Мы быстро осознали проблему и стали доделывать, но время было упущено.

У нас не было грамотной маркетинговой стратегии. Учитывая короткое время на подготовку, нам казалось, что мы много вложились в рекламу: и ТВ, и радио, и соцсети.

Маркетинг вела партнер, она доверила это очередному крутому наемному специалисту с радио, который убедил ее, что нужно размещаться на радио и телевидении. Ролик на ТВ длился 10 секунд, состоял просто из наших эскизов и общих образов, обошелся не очень дорого — около 10 000 ₽, — больше мы потратили на трансляцию.

Тогда казалось, что люди один раз увидят ролик по телевизору и просто ломанутся к нам в городок. На деле оказалось, что стоимость такой рекламы не позволяла запустить массовую ротацию, и те редкие выходы ничего не дали.

Сейчас я понимаю, что если и тратить большие деньги на рекламу на ТВ и радио, то делать это надо, заполонив эфир дня за три до открытия, а не мелкими порциями в течение месяца. На открытии городка мы сняли еще один ролик, он стоил уже в районе 50 000 ₽, но получилось круто.

Я начал активно продвигать группу во «Вконтакте», давал платную рекламу во всех тематических группах и городских пабликах.

Открытие и провал

Городок открылся 9 декабря в 14:00, а последние работы мы закончили в 13:55. Кафе открылось на два часа позже, что потом было главной претензией посетителей.

На открытии собралось около полутора тысяч человек, это вселяло оптимизм. Но в следующие два дня поток стал резко спадать и почти встал. Наложились морозы в каждые выходные, которые стали настоящим ударом для нас. Бюджет давно перевалил за наши сметы, и крупно вложиться в рекламу мы уже не могли, хотя, наверное, сейчас я бы именно так и сделал.

Надо отдать должное: горка получилась, пожалуй, лучшая в городе
Вход в городок тоже был изо льда

Тир, каток, хаски-парк и прокат квадроциклов обслуживали арендаторы, их нашла партнер. У них были свои билеты, которые посетители покупали в нашей кассе. Сборы за билеты мы выплачивали арендатору за вычетом нашей комиссии — 20—25%.

Основная сложность была в недостатке посетителей. Это была круговая проблема: из-за отсутствия потока арендаторы не хотели нести лишние затраты и могли просто не выйти на работу в любой день, а из-за отсутствия дополнительных развлечений падала привлекательность городка.

Мы рассчитывали на новогоднюю ночь. Была программа с Дедом Морозом, Снегурочкой и фаер-шоу. К сожалению, ночь выдалась очень морозной и собралось не больше 20 человек. Но мы весело отплясали, хотя это был переломный момент, потому что впереди ожидались морозные каникулы и мы поняли, что это тоже сильно скажется.

Мы проводили мероприятия, чтобы привлечь посетителей, но это не особо помогало
Мы проводили мероприятия, чтобы привлечь посетителей, но это не особо помогало

После каникул стало окончательно ясно, что проект провалился. Тут партнер стала тянуть одеяло на себя — начались сложности с подсчетом и распределением выручки.

Тогда же мы стали резко сокращать расходы. Изначально у нас был договор с ЧОП на дневную и ночную охрану, всегда дежурил один человек. Когда начали экономить, отказались от их услуг. Днем вроде и так было нормально, барагозить было особо некому, а вот вечером и ночью мы с мужем партнера по очереди дежурили и спали в бытовке. Интернет был, я работал, так что на самом деле меня это не сильно напрягало, а вечерами мы собирали семью и друзей и весь городок был наш. В кафе мы даже справили день рождения.

Однажды в смену моего напарника одна хаски открыла дверь вольера и сбежала. Очень переживали и искали два дня, но все обошлось: ее нашли люди в соседнем районе
Однажды в смену моего напарника одна хаски открыла дверь вольера и сбежала. Очень переживали и искали два дня, но все обошлось: ее нашли люди в соседнем районе

Мы также перестали отапливать шатер, а когда включали, из-за его технологии там появлялся конденсат и по стенам лились ручейки. Слава богу, что вода хотя бы стекала на стены и не сильно капала на людей. Хотя первый раз оказался трагичным: у нас был конкурс детских рисунков, и многие сильно намокли.

Отапливали шатер электрическими инфракрасными обогревателями, которые ели много электричества, их тоже пришлось выключать.

Во второй половине зимы посещение стало стабильно и понемногу нарастать, но время ушло, приближалась весна. Работало сарафанное радио, продолжала крутиться реклама во «Вконтакте», мы проводили розыгрыши, мероприятия. Люди узнавали о нас все больше, начали привыкать к платному формату ледового городка, которого до сих пор не было в нашем городе. Ну и что говорить — городок реально был крутым. Мы постепенно дополняли его мелкими элементами, добавили света, гирлянд. Я думаю, что людям понравилось, нам просто не хватило времени для развития.

Проект можно было спасти, переведя его во всесезонный режим, но оказалось, что у партнера с самого начала не было своих денег. Она, в отличие от меня, не занимала их, а со всеми договаривалась в долг под будущую прибыль, ни с кем не рассчиталась, испортила отношения с собственником площадки, и весной от нас потребовали освободить ее.

Итоги

На двоих мы вложили порядка 9,6 млн рублей. Все было поровну в плане расчетных смет. У нас был договор партнерства, все расчеты происходили через общее ООО.

Заработали на оплату текущих расходов — зарплаты, охрана, свет — и смогли вернуть по 300 000 ₽. Партнер не расплатилась со своими подрядчиками. У собственника осталось к нам негативное отношение, и я не смог напрямую договориться о продолжении проекта в одиночку.

В процессе работы, когда у партнера не хватало денег, она попросила занять у моего знакомого. Он сказал, что даст только мне, и мне хватило глупости на это пойти. Я взял 1,5 млн рублей ей на расчеты с подрядчиками, и, когда все рухнуло, за мной остался этот долг.

Я судился с партнером и участвовал как кредитор в ее банкротстве. Но с нее нечего было брать: единственная дорогая квартира в ипотеку, и в той 80% принадлежало банку. Поэтому, когда партнер обанкротилась, в большой очереди кредиторов мне досталось только 150 000 ₽.

Мне пришлось продать квартиру, чтобы закрыть часть долгов. Другую часть я еще четыре года отдавал родственникам, у которых занимал. У меня осталось кое-какое оборудование, которое я собираюсь применить в своем следующем деле.

Проект сам по себе был интересным и перспективным. Подвела сезонность и в буквальном смысле таяние значительной части инвестиций. К тому же люди не успели привыкнуть к такому формату. Нужно было сразу организовывать круглогодичный парк с очень грамотной и заблаговременной рекламной кампанией.

Я не оставил эту идею. Восстановил силы и долго вел переговоры с администрацией города о предоставлении участка для реабилитации проекта. В итоге мы приобрели в собственность 2 га за городом и в этом году начнем строить там новый проект, всесезонный.

Маша ЦицюрскаяКак бы вы посоветовали развивать новый проект?
  • ОлегПо самым скромным подсчётам при проходимости за сезон в 200 тыс человек в городе с населением в 600 тыс Мне одному кажется, что эти подсчёты не то что не скромные, а вызывающе утопичны?205
  • СолнышкоОлег, похоже, что один ноль лишний.43
  • kuskus kuskusАвантюра какая-то. Как выглядят нормальные ледовые скульптуры5
  • kuskus kuskuskuskus,5
  • kuskus kuskuskuskus,3
  • Denso SurferНе понимаю, как вообще можно закладывать квартиру под стартап. Учитывая, что успешных стартапов в разы меньше, чем неуспешных. Не удивлюсь, если и под новый проект опять взят кредит под залог ещё какого-то имущества..76
  • РусланСпасибо за рассказ. Вы , я надеюсь поняли, почему бизнес ( любой) называют рискованным предприятием, скорее с негативной вероятностью выжить. Думаю на сл год вы бы вышли в ноль. Через пару лет начали получать прибыль. По поводу вашего нового биз проекта. Имейте ввиду, за городом ваши горки могут быть никому не интересны, вы ж не дисней ленд19
  • РусланПолностью соглашаюсь с критическим замечаниями. Отсюда и пост с желанием показать как мы делаем ошибки иногда затуманивая видение иллюзорными представлениям и ожиданиями, иногда попадая под убедительность некомпетентных партнеров...31
  • РусланDenso, ну нет)) никаких рисковых вложений больше не было и не будет), но я думаю, что вы все таки не правы. Все бизнесы и особенно стартапы основаны на определённом риске, да мы всегда пытаемся делать расчёты, опираемся на свой и чужой опыт, но результат все таки непредсказуем. И очень часто в ожидании успеха предприниматели ставят на кон все. В моем случае это хотя бы был изначально осознанный риск.18
  • РусланРуслан, сейчас упор не на тающие через 4 месяца скульптуры) а наоборот на всесезонный формат и как раз да с претензией на мини дисней лэнд))) в администрации наш проект так и назвали)9
  • Zina_AntantaРуслан, зависит от формата, в нашем городе самые крутые горки как раз за городом, мне ехать 40-60мин, там всегда очереди, много людей и тд1
  • РусланZina_Antanta, полностью согласен, но это как раз это на будущее. на основе прошлой ошибки мы,сначала пару лет будем собирать аудиторию)2
  • StormРуслан, а в чем неправ комментатор выше? Да, кто-то и в крипту вкладывает все деньги в ожидании успеха, но это не значит что надо делать также 😃2
  • Фата-морганаОлег, 200 тысяч - это скорее число посещений, а не человек. Подростки, студенты, семьи с маленькими детьми ходят почти каждые выходные в парк.9
  • РусланStorm, Так разве я сказал что надо??) я имел в виду только категоричность суждения "ну как так можно..", думаю некоторые проекты стоят таких рисков, когда совсем нет других источников финансирования. Об ошибках я не говорю это отдельная тема.1
  • РусланФата-моргана, именно)4
  • Анатолий ТарасовФата-моргана, вы хотели сказать, пару раз за сезон? Не помню, чтобы я ребёнком регулярно платно куда-то ходил.15
  • Фата-морганаАнатолий, а мы ходим всю зиму. В парках бесплатно только горки (и то не во всех) и лыжня. На коньках выйти семьёй вчетвером в выхи 900 рублей со своими коньками.4
  • BDMТ.е. женщина свалила когда появились проблемы, да ещё и на деньги партнёра обманула, с контрагентами испортила отношения? Формула успеха у неё была "доход пополам, а расходы все твои".14
  • VmV13Руслан, не не не, вы не правы в части "все бизнес и особенно стартапы осонованы на риске" - стартап на то и стартап, ято риск должен быть за чужой счет. Есть идея стартапа, найдите инвесторов - если инвесторы согласятся, то это говорит о том, что идея стартапа стоящая. Если не согласятся - уходите в иное русло. Вы горите идеей, а инвесторы заработком и они, инвесторы, более рассудительны в данном контексте25
  • ОлегФата-моргана, это не скорее, а абсолютно точно число посещений. Пусть сезон пять месяцев, это по 1300 человек в день без выходных в любую погоду. У меня в городе как раз чуть меньше 600 тысяч человек. Я представить не могу, что это за платный открытый парк должен быть, чтобы в него так ломились.24
  • Сергей ТЧто значит кинула? А вы договоры заключали?1
  • РусланСергей, Да, она понятно проиграла суды, обанкротилась, но как у нас в стране бывает - взять с нее нечего. Дело в том что она понабрала еще кучу денег у частников, банков, плюс налоговая... там просто запредельная сумма была)) мне досталось 150т12
  • Андрей КолесникОлег, мне тоже кажется поток в 200 тыс человек при населении 600 тыс - чрезмерно оптимистичным. Это означает, что в каждый объект должны посещать более 2 тыс чел. И выручка 30 млн - маленькая, это же не прибыль, а ведь это - оптимистичная оценка. Но - мы все мастера ретроспективного анализа, как говорится, задним умом... Автору - успехов в бизнесе, не опускайте руки, пробуйте, получится обязательно! Соберите свой личный "совет директоров", причем члены совета не обязательно должны знать, что они состоят в каком-то совете))) Обязательно выносите свои идеи и бизнес-план на критику, найдите зануду-пессимиста, желательно - бухгалтера)) Не надо к нему прислушиваться во всем, но обращайте внимание на риски, которые он подсвечивает и решайте насколько они важны и что вы будете делать в случае их реализации. Ослепленность предпринимателя перспективной идеей - обычное дело, именно поэтому там, где на кону по-настоящему большие деньги, обязательно есть коллективный совещательный орган, состоящий из разных людей - есть логик, есть адреналиновый зверюга, есть зануда) Успехов!32
  • Ольга НиколаевнаАндрей, в этом совете вы консультант! Уже)))1
  • Забаненый за правду4 ляма только за лед это конечно дичь7
  • Забаненый за правдуФата-моргана, в парк может и ходят, ито далеко не все. Но там бесплатно. А сходить в подобный городок всей семьей обойдется в немалую сумму и несколько раз подумают9
  • СтасПродажа алкоголя спасла бы проект. А так же кулачные бои1
  • СципионВот это рисковый бизнесмен. Стоит отдать должное. Такая увлеченность. Просто супер! Успех-это умение идти от неудачи, к неудаче. Думаю, все выстрелит.8
  • Арсений КарасёвДа уж, не позавидуешь. Но зато какое удовольствие получили от реализации мечты, ведь верно?3
  • РусланАрсений, не совсем)) тогда это еще не совсем мечта была, не успел проникнуться) а вот сейчас да, к этому идет.5
  • Biggus NickusСторожиха, классика же.0
  • АптечкоИнфраструктура и сервис намного важнее, чем ледяной забор и куча дорогих скульптур. Сначала работающие кафе, удобные раздевалки, качественный лед, который регулярно чистят, отсутствие огромных очередей и т.п. Ну а потом, когда проект раскрутится, можно и шиковать со льдом.3
  • Привет, Танкист!Первая заповедь предпринимателя - не делай бизнес со знакомыми и родственниками.1
  • KettuРуслан, мне вот даже интересно стало и чем она щас занимается? спокойно живёт себе поживает? а муж её как? с которым вы я так понимаю нормально общались1
  • Ольга ГитковичФата-моргана, вот здесь классная история про парк, который тоже сделали всесезонным. Вдруг опыт наших предпринимателей вам пригодится: https://secrets.tinkoff.ru/blogi-kompanij/centr-prityazheniya-turistov/2
  • РусланАптечко, Абсолютно верно!! столкнувшись с реалиями мы теперь очень тщательно и экономно подходим к последовательности этапов)1
  • РусланKettu, Представьте себе да) она тогда еще по дешевке выкупила бизнес с хаски у арендатора))) на нем и живет. Плюс еще развела несколько человек на кредиты... Мы даже подавали в прокуратуру и полицию на мошенничество, но не стали ставить себе это целью жизни. Бог накажет. Ну а смужем мы понятно дело тоже перстали общаться...0
  • Ольга ГитковичРуслан, а как вы получили цифру 200 000? Мы когда-то рассчитывали подобный проект для компании Норникель. Его себестоимость в 2020 году выходила 23 млн рублей. Но нам не нужно было платить за аренду - эта земля принадлежала предприятию, электричество было, охрана тоже. Самым дорогим был ледовый лабиринт. Но главные вопросы вызывала аудитория - как узнать, сколько людей захотят придти? Мы взяли посещаемость соседних туристических обьектов региона в новогодние праздники. У нас рядом горнолыжный курорт, и туда приезжает много туристов. Так за новогодние праздники максимальная проходимость там - 27 000 человек. Эту цифру мы поставили себе как цель на сезон, учитывая, что у нас новый проект и от горнолыжки не все захотят до нас ехать. Но я хочу пожелать вам удачи! Восхищаюсь людьми, которые не боятся и делают!2
  • KiskeenРуслан, в реальном мире, пожалуй, должно ну очень крупно повезти) + чем крупнее проект, тем больше должно быть вовлеченных людей с опытом (я так думаю), чтобы сразу все возможные гэпы закрыть, уменьшить риски, их тоже на дороге не найдешь вот так))0
  • АптечкоСтас, ахаха, какие остроумные комментарии, ахаха0
  • ЛюблюИзюмОлег, даже у блогеров конверсия 3% (была когда- то), а тут каждый третий из города.1
  • Молчаливый ЗябликРуслан, не экономьте только на безопасности, пожалуйста. Там дети.0
  • РусланМолчаливый, Само собой! это у нас вообще во главе угла. все госты почти наизусть знаем)0
  • Анжела200 тыс. при населении 600, чтоо... Учитывая, что значительная часть населения - еще не ходячие младенцы и старики на пенсии. Я буквально годами не была на городской бесплатной елке, и мои знакомые тоже, хотя елка что надо, со скульптурами, катком, горками, ярморочниками и прочим.0
  • art_litОчень жаль, столько сил было вложено, видно, что с душой делали0
  • ОльгаПримерно в 3-4 км на центральной улице города есть (и в 2017 был) бесплатный ледовый городок, с большой горкой, хорошо освещенный, там много фигурок, красиво освещенный каток и это традиционное место гуляния я не могу найти ни одну причину зачем ехать в платный городок поменьше, если можно поехать в побольше и бесплатный0
  • Алексей СтепанюкВсе как обычно - бизнес плана не было (а те циферки, что есть в статье, мог прописать только сумашедший, верящий, что строит диснейленд, а не три убогих горки на парковке захудалого тц), в ледовые скульптуры вложили почти половину трат (вы каждый год потом были бы готовы вливать по 4-6 млн на то, что растает по весне?). По фоткам видно общую убогость - какой то уродский забор, который и сьел небось большую часть бюджета (хотя забор тупо можно было сделать снежным, входную группу сделать ледяной и больше скульптур). В итоге люди ходят по пустырю между кустарно сделанными скульптурами. При этом НА РЕКЛАМУ заложено 45 тыщ в ВК (и видимо 50-100 тыщ на мертвые региональные ТВ и Радио). Ну конечно, в сезонном бизнесе сарафан успеет раскрутиться за 150 тыщ общих трат на рекламу (ха,нет конечно). При этом гуглежка за СЕКУНДУ показывает, что еще за год до открытия этого чуда такие городки в Томске делала городская администрация, т.е. те же скульптурки, только бесплатные для посещения. Т.е. вы уже стартовали с конкуренцией, при этом в рекламу вложив менее 1,5% от бюджета. Ну а тейк про "было слишком холодно, поэтому к нам никто не шел" - ну просто вишенка на торте. Была б теплая зима, была бы отмаза "было слишком тепло, и все растаяло". Как не попасть в такую ситуацию 1) Считаете бизнес-план 2) Показываете его экспертам в индустрии (например, из других городов) 3) Они вам резонно корректируют траты на X2-3 по затратам вверх, и на X2-10 по доходам вниз. 4) Если после корректировки у вас выход в плюс - берете деньги под реализацию у тех же экспертов. А заложить квартиру под детские мечты без четкой математики - путь на бомжатню.1
  • Юлия МаярчукОчень жаль... Я считаю, что у нас в Сибири и так нехватка хороших и интересных объектов, и благодарна каждому предпринимателю, кто пытается сделать что-то интересное.0
  • РусланЮлия, почитайте нашу вторую статью)) надеюсь что скоро будет)0