Я учился водить 2 месяца и получил права в 2024 году
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория
Мне 31 год, живу в Новосибирске, работаю инженером в отделе математического моделирования. Моделируем в основном процессы горения в больших котлах, использующихся на промышленных объектах или разнообразных ТЭЦ/ТЭС необъятной и не только. Увлекаюсь легкой атлетикой.
Так получилось что вроде бы предпосылки к тому чтобы пойти учиться "на права" были (наличие автомобиля у отца и деда, интерес к автоспорту) еще по достижению совершеннолетия, но по некоторым причинам этот момент постоянно откладывался на потом. И вот, по прошествию 13 лет, я наконец созрел.
От начала занятий в классе до сданного экзамена инспектору ГИБДД прошел 131 день. Первое занятие состоялось 4 марта 2024, а поздравление об успешно сданном экзамене от инспектора ГИБДД было получено 12 июля 2024.
Поиск автошколы
Благодаря прекрасному коллективу в компании к моим периодическим отсутствиям на рабочем месте в связи с занятиями в автошколе относились с пониманием. Автошколу выбирал по совету бывшей коллеги, и это была первая ошибка. Не смотря на удобное расположение класса, в котором проходили теоретические занятия, автодром находился на другом конце города и дорога до него/с него отнимала огромное количество времени и сил.
Инструктора по вождению не выбирал, методист назначила его сама, заверив что это лучший инструктор МКПП. Да обучался вождению на механике, так как искренне убежден что это необходимое условие умения управления автомобилем. Так как опыта обращения с автомобилем было достаточно мало, и в основном он был получен более 10 лет назад, я выбрал максимальный пакет с 56 академическими часами вождения.
Данный пакет стоил 45000 р, но как оказалось в эту сумму не входят различные дополнительное платежи: пошлина за выдачу водительского удостоверения; стоимость прохождения медкомиссии; оплата предоставления автомобиля на экзамене. Дополнительные платежи составили еще ~7500 р.
Теория
Теорию изучали с преподавателем по презентациям, подготовленным для курсантов какого-то транспортного колледжа, скорее этими же курсантами. Они были уже устаревшими, местами не актуальными и содержащими не нужную информацию. Неясные моменты можно было уточнять и при желании получить ответы на интересующие вопросы.
После прохождения темы или нескольких тем за один урок вместе с преподавателем прорешивались вопросы из теоретического экзамена. В конце, перед внутренним теоретическим экзаменом, проводилась проверка усвоенного материала, для выявления слабых мест.
Практика
На первом занятии по вождению, а оно произошло 13 апреля, спустя 40 дней после начала обучения, я попал на автодром, на котором в этот момент шел экзамен у нескольких автошкол. Загруженность автодрома была настолько высока, что проведя минут 15-20 за знакомством с педалью сцепления инструктор погнал меня "в город". Если верить часам, то я не испытывал такого стресса во время прохождения дистанции московского марафона, какого испытал во время первого занятия по вождению. Я не успевал следить ни за чем, все мое внимание было приковано исключительно к педали сцепления и попытках не заглохнуть.
Примерно в том же ключе прошли следующие два занятия. К четвертому занятию я уже более менее приноровился к городскому движению и управлял автомобилем пусть и не уверенно, но хотя бы осознанно. Автомобиль мне, кстати, попался "экзаменационный", что является несравненным плюсом в подготовке, так как вы будете его знать лучше, нежели курсанты проходящие обучение на "не экзаменационных" машинах. И данным автомобилем являлась Лада Гранта, к чести инструктора, она была в очень хорошем состоянии и, если для нормально жизни Гранту с натяжкой можно назвать "автомобилем", то для обучения вождению она была вполне ничего.
17 мая, после шестого занятия по вождению инструктор предложил мне сдать внутренний экзамен и выдвигаться на экзамены в ГИБДД. Я был сильно удивлен таким предложением и отказался. И только после десятого занятия я решился на экзамены, к этому времени я управлял автомобилем уже достаточно расслабленно.
Сдав сначала внутренний теоретический (30 мая), а затем и внутренний экзамен по вождению (31 мая), я стал ждать назначения даты экзаменов в ГИБДД. Попутно продолжал выкатывать оставшиеся часы вождения. На занятиях по вождению мы иногда ездили по экзаменационным маршрутам и выполняли те маневры, которые обычно просит выполнить инспектор на экзамене, инструктор показывал проблемные и удобные места для этих маневров.
А иногда мы просто ездили в других районах города, иногда выбирались загород. В этих поездках инструктор действительно меня учил вождению на дорогах общего пользования, а не "сдаче экзамена". Методист не обманула, инструктор действительно оказался очень опытным водителем, способным без лишних нервов обучить необходимым навыкам вождения.
Спустя почти три недели после прохождения внутренних экзаменов (18 июня) я так и не получил информации об экзаменах в ГИБДД, начал капать на мозги методисту и выяснился следующий нюанс: они и не подавали меня в списки курсантов на экзамены в ГИБДД. Оказалось что они ждали пока я откатаю все свои часы вождения, к этому моменту я откатал чуть больше половины. После долгих споров и препирательств мне все же удалось убедить их подать меня в список на экзамен. И 27 июня мне сообщили дату теоретического экзамена в ГИБДД — 9 июля.
Экзамен
Сейчас теоретический и практический экзамены проходят в разные дни. Без сданного теоретического экзамена на практический тебя не подадут в списки. В моем случае мне было необходимо разобраться с экзаменами до 18 июля, чтобы с пустой головой отправиться в долгожданный отпуск. Экзамен по вождению, удовлетворяющий этим временным условиям был лишь 12 июля, и усилиями моего инструктора (за что ему огромное спасибо) я был заочно включен в список курсантов на этот экзамен. Таким образом права на ошибку на теоретическом экзамене у меня не было.
Атмосфера на теоретическом экзамене в ГИБДД достаточно гнетущая: курсанты волнуются, а сотрудники ГИБДД раздраженные видимо самим фактом приема экзамена. Инспектор, принимающий документы, определяющий номер компьютера и подзывающий обратно говорил очень тихо, что в купе с волнением курсантов приводило к тому, что курсанты терялись, переспрашивали, тупили, что в свою очередь приводило к еще большему раздражению сотрудников.
Попытавшись отстраниться от всего происходящего вокруг я приступил к экзамену и после прохождения всех 20 вопросов я увидел еще 5 дополнительных. В этот момент я начал немного нервничать, но собравшись с мыслями, верно ответил на дополнительные вопросы. Дождался момента когда меня подзовут вернуть документы и поторопился покинуть это неприятное место. Если честно, то я считал именно теорию своим слабым местом, поэтому после сдачи теоретического экзамена было стойкое ощущение что дело осталось за малым. Волнения не было, я был уверен что с практическим экзаменом я справлюсь. И так было до 11:00 12 июля, именно в это время мне было сказано прийти на автодром, потому что примерно к этому времени должна будет подойти моя очередь.
Забегая вперед, он ошибся на два часа, оказалось что я последний в очереди из 25 человек. Когда я оказался на автодроме пришло осознание что это экзамен, появилась легкая дрожь. Ее появлению также способствовали промежуточные итоги экзамена — из 10 курсантов сдало двое. И дальнейший ход экзамена также не способствовал успокоению нервов.
Дважды экзаменационную машину на автодром возращал инструктор, что означало что ни один из троих курсантов отправившихся в этот заезд в сопровождающей машине не справился. И вот настал момент когда остался я и еще двое курсантов, один из курсантов сел в экзаменационную машину и начал прохождение "автодромной" части практического экзамена, я и второй курсант сели в машину сопровождения.
Первый курсант успешно выполнил все упражнения на автодроме, и также без проблем справился "в городе". Второй курсант сменил его в экзаменационной машине и начал свой практический экзамен с городской части. Но сначала он развернулся на перекрестке, а инспектор просил его сделать это вне перекрестка, а затем и вовсе инспектор вмешался в управление автомобилем на кольце чтобы избежать аварии. Итог — машина остановилась у ближайшего бордюра за перекрестком и наконец настала моя очередь.
А дальше все было на самом деле "на автомате", я выполнил все задания инспектора, вернулся на автодром и выполнил все упражнения там. После этого услышал поздравления с успешно сданным экзаменом, документы и направление на получение водительского удостоверения.
Итоги и советы
Я открыл для себя удовольствие от управления автомобилем, я действительно кайфую от тех ощущений, которые получаю в процессе вождения. Причем неважно какая коробка передач там стоит, понятно что АКПП удобнее в условиях города и присущих городам пробках, но давайте будем честны — при движении в пробках нет "вождения". Действительно жалею что не пошел учиться раньше. У меня пока нет своей машины, иногда я езжу на машине отца с МКПП, иногда на каршеринге с АКПП.
Поездки в городе, поездки за городом, и там и там чувствую себя в потоке как рыба в воде. Во многом, наверное, это заслуга моего инструктора и наши поездки в различных условиях. С инструктором мне действительно очень повезло, так как из 4 инструкторов он был самым грамотным, но был и другой, не побоюсь слова, "отвратительный".
На моих глазах его курсанты на занятиях вытворяли откровенную дичь, а на экзамене они обычно раз за разом уходят на пересдачу, и в итоге меняют инструктора. Поэтому лучше узнать о хорошем инструкторе у знакомых/коллег до выбора автошколы и уже затем пытаться зачислиться в автошколу в которой он работает и попасть именно к нему. Если же вам не повезло, то остается лишь только как можно раньше распознать "отвратительного" инструктора и поменять его.
P.S. все часы из пакета я так и не откатал)
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil