Как мы открыли фэнтези-бар за 10 000 000 ₽

44

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Идея и суть бизнеса

Иногда очень хочется куда-то спрятаться от реальности. Кто-то предается эскапизму, запойно смотря сериалы или играя в онлайн игры. А кого-то привлекает погружение в сказку физически, с помощью ролевых игр, косплея и тематических мероприятий. Для таких людей мы с мужем решили открыть небольшое уютное заведение — таверну в стиле фэнтези. Мы кормим гостей тематическими блюдами из разных фэнтезийных миров, поим волшебными зельями, отварами и прекрасным элем.

Открытие

Проект мы запустили в Москве в июле 2023 года, первые три месяца ушли на подготовительную работу, ремонт и адаптацию. Тут есть один нюанс — ни я, ни мой муж, с которым мы открывали проект, не имели опыта в общепите. Совсем. Даже в оффлайн бизнесе как таковом. Хотя мы изначально понимали, что такой проект может быть разочаровывающим, а процесс адаптации — тяжелым для нас, мы все равно надеялись, что удовольствие от процесса перекроет страдания.

Ну и считали бизнес, исходя из исторических данных, которые оказались нерелевантными уже спустя 3 месяца после открытия.

Траты на запуск

Всего в грубом пересчете было потрачено 10 миллионов рублей. Мы покупали проект у предыдущих владельцев, которые его закрывали. Фактически, было куплено право аренды, материальные активы и сообщество, которое существовало уже 2,5 года.

  • Покупка обошлась в 400 тыс.
  • Дальше был сделан полный ремонт помещения 140 метров, что суммарно стоило около 2 миллионов.
  • Покупка оборудования, кухонной техники и утвари обошлась примерно в 2 миллиона.
  • Мебель и декор — 500 тыс.
  • Кассовая техника и программное обеспечение — 200 тыс.
  • Посуда — 500 тыс.
  • Покупка формы для персонала — 100 тыс.
  • Брендинг, сайт, визуал — 200 тыс.
  • Маркетинговый бюджет на запуск — 300 тыс.
  • Аренда помещения во время переделки пространства обошлась в 1 млн 500 тыс.

Остальные деньги были потрачены на закрытие кассовых разрывов в первые убыточные месяцы работы и ФОТ персонала (консультанты, шеф-повар, проработка меню, тестовые закупки и прочее).

Ошибки на этапе открытия

Мы знали, что выбор помещения — очень важный этап для открытия общепита. И даже слушали многих экспертов на предмет того, как правильно выбирать. Но только на собственном опыте после нескольких месяцев эксплуатации можно убедиться окончательно, подходит для вас выбранное место или нет. Мы поняли, что наше помещение — не лучший выбор, но было уже поздно.

Постоянно возникают пробелмы с сетью и кондиционерами, нет возможности разместить хорошо видимую с улицы вывеску, место не особо проходное и мало хороших подсобных помещений. Пока работаем с тем, что есть, но не исключаем возможный переезд в более подходящее место.

Команда

Количество людей постоянно менятся, на дату написания в основной команде 9 человек. Очень трудно найти хороший персонал, и даже наши любимые сотрудники иногда удивляют нас чудесами невнимательности и недальновидности.

Опытные профессионалы имеют очень высокие зарплатные ожидания, которые никак не бьются с нашей финансовой моделью, поэтому мы находимся в постоянном компромиссе. Дешевле, но меньше опыта, надо учить и допсукает много ошибок. Много умеет, но зато плохо общается. Очень хорошо справляется, но увеличивает ФОТ больше, чем можем позволить. Равновесия пока так и не нашли.

Доходы и расходы

Мы тратим абсолютно все заработанные деньги, даже если появляется операционаня прибыль, она направляется на развитие проекта. Но мы фактически открылись осенью и сейчас плавно двигаемся в несезон. Это значит, что нам только предстоит ощутить сезонность спроса и предложения.

Операционные расходы складываются из ставки аренды и коммунальных платежей, фонда оплаты труда (сейчас самая большая статья расходов, как ни странно), бюджета на маркетинг и стоимости закупок (что является переменным расходом), административных расходов и расходов на техническую эксплуатацию.

Мы выбрали УСН 6%, потому что учитывать дотошно расходы общепита, где много сырья в производстве — это работа трех фулл-тайм бухгалтеров. Проще заплатить за все входящие и не мучиться.

Продвижение

Мы пробовали большое количество способов привлечения — платная реклама, мероприятия, партнертва, размещения на агрегаторах. Лучше всего пока показывают себя мероприятия, на концерты обычно полная посадка, а расход тут — только оплата исполнителей и звукорежиссера.

Зрители приходят органически. Но на регулярную организацию мероприятий нужен отдельный человек в штат, который будет контролировать и вести такие активности.

Сложности в сфере

Аудитория, с которой мы работаем, довольно малочисленна относительно рынка в целом, и не всегда платежеспособна в плане регулярного посещения заведений. Поэтому приходится искать постоянный компромисс между рентабильностью меню и финансовыми возможностями посетителей.

Себестоимость проекта очень высокая, в месяц мы расходуем в среднем 1 млн 500 тыс. Для самоокупаемости в день мы должны зарабатывать не менее 50 тыс., это примерно 30+ посетителей со средним чеком 1500+, этого бывает очень трудно добиться.

История о бизнесе

У нас постоянно цирк с конями. Мы и продолжаем этот проект в основном потому, что тут удивительные истории текут бесконечным потоком. Например, однажды уволенный повар закидал нашу кухню сырыми яйцами и маслом. Иной раз придут совершенно отбитые гости, которые уже давно не с нами, а совершили ментальное перемещение куда-то в иные миры, но пытаются как-то активно взаимодействовать.

Много смешных ситуаций случается с персоналом, который в целом довольно веселый и каждый день спешит поделиться своими успехами и неуспехами с остальными.

Планы

Мне кажется, что оффлайновому проекту никогда не помешает медийная составляющая. Сейчас она скромная, но выход ютюб канала бара мог бы быть очень кстати. Также хотим продавать не только еду, но и тематические артефакты — украшения, парфюмерию, предметы интерьера и прочую атрибутику в фэнтезийной стилистике.

  • Ладно, уговорили, пишите адрес, поддержу Вас рублем)12
  • Ян Петроввау, какой же он вайбовый!0
  • Заурядный человекВ Воронеже, лет 15 уже существует ресторанчик "У Бильбо" , не знаю как сейчас, но раньше это было очень милое атмосферное место с вайбом толкиенских историй. Ваш проект напомнил мне его. Немного странная концепция для сегодняшнего дня, но почему бы и нет, удачи)9
  • Мариятемич, Время чудес называется, добавляйтесь в соцсети ❤️10
  • МарияЗаурядный, нам про него рассказывали, да) идея примерно такая :) спасибо0
  • МарияЯн, ❤️0
  • Мария, договорились)0
  • ИванЗаурядный, если он не в норе, даже не зовите меня1
  • Заурядный человекИван, при всём желании, я теми тропами уже не хожу0
  • ИринаПишите адрес, буду в Мск заскочу. Могу даже проконсультировать как бухгалтер)1
  • Мария1й Колобовский, 17с1 :)0
  • Алексей КлимовскийТак всегда бывает, когда выкатываешься в не профильную для тебя сферу. Увы, опыт так очень дорогой получается. Стоило хотя бы несколько месяцев поработать менеджером в чужом общепите, прежде чем открывать свое заведение. А лучше — обоим, в разных заведениях. Теория не заменит реальный опыт и наблюдения. Думаю, вы уже работаете со студенческими и тематическими сообществами, приглашаете их устраивать локальные ивенты и отмечать праздники у себя. Так что советовать не буду) Может и сам у вас ДР с компанией друзей отпраздную, если найдется выгодная акция на этот случай) Сам когда-то хотел открыть кафе по Гарри Поттеру. Но это желание позже осуществила моя бывшая супруга в Петербурге. Желаю удачи и вам, и ей! В общепите она понадобится...8
  • МарияАлексей, нас бы не взяли, да и у нас у обоих есть свои работы основные :) для тех, кто отмечает ДР у нас всегда скидка 15% в течение недели и поздравление от персонала 🙏5
  • Алексей КлимовскийМария, на налоги у вас много уйдет, лучше все-таки учитывайте операционные расходы максимально, сэкономите реально много денег. С этим даже самый базовый бухгалтер с юду справится.4
  • Лерка ГутНе: "Как мы открыли фэнтези-бар за 10 000 000 ₽", а скорее: "Как мы выбросили 10кк и возможно ещё немного в очень дорогой личный опыт". У меня к статье и бару в принципе много вопросов и мало ответов. Ощущение, что его открывали очень поверхностно посмотревшие на ролевую тусовку околоролевики. Полное отсутствие оценки локации, платежеспособности потенциальной целевой аудитории (далее ц.а.) - даже не с точки зрения бизнеса, а с точки зрения логики, как посетителя. Для этого не нужно быть бизнесменом - достаточно подумать на собственном опыте: "Вот я вижу бар. Я бы сюда зашёл, потому что:..., не зашёл, потому что:...". + Ощущение к концу статьи, что основная проблема сейчас, по мнению владельцев - это всё-таки медийная составляющая. Типа: вот нас бы разрекламировать хорошо на Ютуб, и тогда мы ух! Тот факт, что уже на данном этапе при солидных, я так понимаю, вложениях в рекламу, нужного эффекта не получено - не проанализировано. Почему? Возможно из-за все ещё прежней ц.а. + недостаточном сервисе? Это пока предположение, но почему-то же люди, пришедшие по рекламе не задержались. Отсутствие адекватной оценки проекта и его потенциала - даже несмотря на ошибки, уже названные самими авторами статьи, которых, повторюсь, зачастую можно было избежать ещё на этапе планирования, не имея опыта в данной сфере, просто подумав. 1. Ролевики очень медленно становятся платежеспособными и они (мы) - достаточно маленькая прослойка общества. Вывод - расширяйтесь, ваш бар должен иметь какие-то фишки, которые привлекут ВОТ ВООБЩЕ не ролевиков. Они как посетители вам средний чек в 1.5к сделать не могут - так что продажа интересных ролевых штук вас тут не спасет. Почему? Их дешевле закажут на aliexpress, ozon, скрафтят сами/у друзей. Тот факт, что эти люди участвуют в фестивалях и играх с билетом по цене от 1.5к - вообще не показатель, если что, и не даёт адекватной оценки платежеспособности, т.к. 2/3 от присутствующих на игре/фесте будут или оргами, или волонтёрами, или пройдут за пол цены как чьи-то друзья, или пройдут как +1 к какому-то ещё билету, или ещё сотня "или". 2. По возможности - меняйте локацию. При невозможности - нужна крутая нативная реклама. Банально: увидев баннер: "Ну где-то тут за углом офигенный наш бар, 3 м прямо, 2 налево и под вывеску в подвал", - я бы, как потенциальный посетитель, не пошла. Увидев баннер с натур.рогами, светящимися глазами, etc и большими стрелками: "А мы тута" - заинтересовалась бы как минимум и либо пошла, либо запланировала заглянуть. Если будет классно, вкусно, красиво - зашла бы ещё и посоветовала друзьям. Если нет - больше не зашла бы. Ну и да, раскрутка на Ютуб - это круто, но или дорого заплатите тем, кто будет вести ваш канал и активно рекламировать, или вложите кучу своего времени и сил в это. Иначе это слив денег на рекламу в трубу. 3. Ваш бар внутри неинтересен. ИМХО. Старая мебель, темные цвета и парочка надписей из книг Толкиена не делают его ни особо ролевым, ни супер-классным. Проанализируйте бары "Пьяна Ель", "Молот ведьм", "SKAL! Наследие Севера", "Ворон и Ворон" (короче успешные фэнтезийные места) и сравните со своим. Вы неинтересны, как бы обидно это не звучало. Возможно я, конечно, избалована Питером, но тогда Мск должна быть ещё более избалована. Пока не видно ни одной цепляющей супер-фишки. Смотришь фото заведения - и не видишь, почему ты должен выбрать именно его. Просто смесь - тут и как будто железный трон, и неплохая мебель, и щиты викингов, и вбросы из "Властелина колец"... Просто все и отовсюду, что нашли - то и напихали. Уберите одну Толкиеновскую надпись со стены - у вас любой среднестатистический бар-таверна. Исключение: игры с настолками - это здорово. Но они не сделают вам чек, если время игры не входит в стоимость этого чека - и тогда это уже политика не бара, но антикафе. Среднестатистический ролевик берет одно пиво на 4 часа, или чай и пять раз попросит налить в него кипятка - и вы теряете потенциально оплачиваемое человекоместо. 4. Команда. Хороший повар решает многое. Очень. Как и хороший бариста, бармен, офик. И они стоят денег. Но - посетители готовы платить за хорошее, вкусное, качественное, быстрое. И особенно - за эмоции. Буквально - люди идут не только вкусно поесть физически, но и вкусных эмоций отхватить. Поэтому нанимать хороший персонал подороже - это вклад в развитие. Нанимать "чтоб прикрыть дыры здесь и сейчас"... Ну вы поняли. Опять же - вам очень надо, чтобы шли НЕ ТОЛЬКО ролевики. Если это ваша ц.а. - вы утонете, особенно в не сезон. И еще очень много вопросов и очень мало ответов. Подытог: "Мы открылись, насчитали расходов на 10кк, всё эээ по-разному, спасибо" (с) Идея тематического бара не нова; она все ещё интересна для людей; но в данном случае реализация очень подкачала. Не верю в возможность длительного существования данного заведения. Очень хочу ошибаться)25
  • KeldellarЗаурядный, только судя по фото от автора, там лютая мешанина у них. А у бильбо впрлне все стилизвованно и гармонично.4
  • KeldellarЯн, да в чем вайб? Пару надписей из толкиена, вырглазные цвета и всратая мебель из 90х? Странные у вас вкусы, но ок. Только не называйте это "тематическим фентези кафе"6
  • РыжаяКаждый раз, когда заказываю салатик за 700 рублей, у меня двойственное ощущение. С одной стороны, пара листьев салата и кусочек рыбки это от силы рублей 150, а с другой, когда я посмотрю вокруг, я понимаю что собственник бизнеса вложил 10+ миллионов как минимум, и ежемесячные затраты сопоставимы с небольшим заводиком. И вот здесь мне становится интересно - через рестораны отмывают деньги, что-ли? Потому что окупить все эти вложения мне кажется нереальным. Опыт автора только подтверждает нерациональность затеи. Хотя хорошо, когда люди могут позволить себе вложиться в какие-то имиджевые или идейные штуки, при этом не ожидая быстрой окупаемости. Ну или окупаемости вообще. Без таких красивых мест было бы скучно жить.15
  • Anna NaumovaИнтересная идея. Никогда не слышала о таком баре, с удовольствием схожу.1
  • Заурядный человекKeldellar, у Бильбо вообще был первый стилизованный бар, куда я попала. Я потом туда всех друзей водила- прекрасное место, по крайней мере было.0
  • Мерзкий СкуфДичь1
  • МарияKeldellar, справедливости ради, вся мебель в баре - антикварная)0
  • elРади интереса почитала отзывы на Яндекс картах и задалась вопросом: зачем привлекать новых гостей, если те, кто были остались недовольны? Причем отзывы явно не накрученные и весьма красноречивые. Извините, к вам точно не рискнула бы заглянуть при всей моей любви к тематическим барам :(5
  • Марияel, вы смотрели негативные отзывы предыдущих владельцев, наш бар работает с осени 2023 года и с тех пор только 4-5 звезд и победа в премии kudago голосами наших посетителей2
  • Марияel, заходите, чтобы убедиться в этом, угостим бесплатно медовухой 🦄0
  • ИльяОльга, напишите в ТЖ с удовольствием прочитаю0
  • user2725212Должна быть уютная обстановка, живая музыка (джаз) с разнообразной тематикой, и вкусные коктейли. С кухней не нужно сильно заморачиваться.0
  • Всеволод ЕмелинС ютубом можем помочь, напишите соцсети ваши)0
  • Алексей КлимовскийМария, не каждый может позволить себе хобби-проект за 10 миллонов...но если вы можете - хорошо быть вами! Завидую)4
  • elМария, тогда прошу прощения, видимо, упустила эту информацию. А интересно, есть ли возможность в Яндекс картах "переоткрыть" заведение, чтобы отзывы были только "свежими"? Видите ли, я думаю, есть люди, которые как и я, читают отзывы, и большое количество отрицательных может оттолкнуть потенциальных посетителей, хотя конкретно к вашему менеджменту они могут и не относиться.1
  • Марияel, я писала в службу поддержки Яндекс карт, мне отказали, поскольку юрлицо и название совпадают :(1
  • Мрия МЗаурядный, только на днях была там) ездили в гости в Воронеж и решили зайти. Года два назад не зашла кухня, а сейчас у них, вероятно, новый повар. Очень вкусно стало. И да, вернулись туда только из-за антуража. На этот раз не разчаровались. Местная жительница сказала, что кафе там очень давно.0
  • Сергей ДавиденкоМолодцы, интересный проект! Думаю, что тематические артефакты будут продаваться. Вы платные мероприятия проводите?0
  • KeldellarМария, и что? Как антикварная мебель делает автоматически кафе с уклоном в "фентези"? Могли бы сделать уклон аля хобичья нора, вышло бы лешевле и красвиее. А так - это больше похоже на кафе аля 90-е.0
  • KeldellarЗаурядный, кухня у них на троечку, и ценник выше среднего. А так да, если брать каа тематическое кафе - то отличный пример. А не то что у тс.0
  • Заурядный человекМария, а почему именно эта концепция, а не более популярный мир Джорджа Мартина?0
  • ПавелЗашёл на ваш сайт и прифигел, меню как такого там нет,лишь какая то бессвязная информация,написанная дешёвым копирайтером или нейросетью. в ВК выглядит чуть получше,но тоже нет фото блюд.0
  • МарияПавел, это не наш сайт :) наш miracletime.ru0
  • МарияСергей, есть и бесплатные, и платные, в зависимости от формата)0
  • МарияЗаурядный, хотелось сделать что-то типа портала в разные миры, чтобы каждый нашел что-то свое0
  • МарияПавел, вообще непонятно, что вы такое нашли, у нас нет ни русской кухни, ни солений))) можете ссылку скинуть?0
  • UzyalbМаркетинг. Тема хорошая. Но кажется страдает маркетинг. Попробуйте увеличить охваты. Яндекс карты и ГИС могут в этом помочь. Пикабу, тж, дзен. Инста, тг Акции с репостами. Тематические сайты куда сходить. Есть вариант но он дорог. Яндекс карты реклама. Какое нибудь пое с годовым размещением. Но это явно не ваш вариант. Так как это риск. Не думаю, что вы готовы 500к-600 пустить в воздух с возможностью риска. Возможно и не нужно. Увеличивайте охваты. Сделайте акцию на написание отзывов в Яндекс картах и других картах. За репосты в инсте и тг кружке. Нужно отладить эти бизнес процессы, что бы этот процесс был максимально автоматизированным. Т. Е расписать акцию. При выполнении. Официант проверяет её. Если ок то ок. И дальше больше, начинается математика. эти акции должны быть вам выгодны ну или не сильно в минус. Как вариант вижу, что то доп пива к купленому уже, за репост. Официант проверяет, ок идёт охват. Большие площадки придется как тут освещать. И тогда это будет работать, если налоги и финансовая нагрузка вас не выдавит из бизнеса. Через год можно уже говорить о какой то стабильности и прибыли0
Вот что еще мы писали по этой теме