*cоцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Есть социальная сеть «Инстаграм»*. В ней есть люди. Этим людям можно рекламировать свои продукты или прямо на месте продавать.
Как это делать, чтобы не лишиться аккаунта и не попасть на штрафы каких-нибудь российских ведомств, рассказывает адвокат, который специализируется на таких вопросах.
Вот основные рекламные форматы, которые сейчас приняты в Инстаграме*.
Реклама через блогеров. Вы платите блогерам деньги, они показывают ваш продукт у себя в публикациях. У популярных блогеров попадается лояльная и внимательная аудитория, но подбирать следует тех, кто близок вам по теме и у кого аудитория живая: толпы ботов ходят по Инстаграму* так же, как по любой другой социальной сети.
Реклама собственных продуктов. Вы заводите страницу своего бренда в Инстаграме* и рассказываете на ней о своих продуктах. Чтобы привлечь аудиторию, нужно будет проводить промоакции, конкурсы с призами или делать очень хорошие интересные публикации. Конкурсов в Инстаграме* полно, интересных публикаций — мало.
Посты с рекламой своих продуктов можно продвигать: платите Инстаграму* деньги и он показывает вашу рекламу нужным вам пользователям.
Реклама самозанятых мастеров. В Инстаграме* встречается реклама кондитеров, ювелиров, декораторов, парикмахеров и других специалистов, которые работают с человеком напрямую. На своих страницах они выкладывают фотографии того, чем занимаются, отвечают на вопросы, общаются с клиентами и создают себе репутацию. От страницы бренда этот формат отличается тем, что мастер может сразу записать человека на прием — но будьте осторожны с персональными данными.
Технические ограничения
В постах Инстаграма* нельзя размещать активные ссылки на свой сайт или приложение. Активные ссылки работают только в описании профиля. Если вы хотите вести людей на свой сайт, это может быть неудобно: лучше общаться с людьми не выходя из приложения.
Видео в Инстаграме* должно быть не длиннее 60 секунд. Можно публиковать серии фотографий и видео, но только квадратных.
Инстаграм* поддерживает эмодзи — это главный способ визуально оформить текст публикации. Перечни и заголовки в Инстаграме* сейчас отбиваются с помощью эмодзи, это выглядит колхозно, но работает. Еще есть специальный невидимый пробел для пустой строки.
Инстаграм* с точки зрения закона
Юрисдикция. Условия использования Инстаграма* требуют соблюдения пользователем законодательства в каждой стране, где пользователь получает доступ к сервису. Если вы пользуетесь Инстаграмом* в России, ваши действия должны подчиняться российскому законодательству.
Разрешение споров. Условия предусматривают, что к отношениям с пользователями применяется законодательство штата Калифорния, США. Споры рассматривает третейский суд того же штата Калифорния, США.
Можно отказаться от заключения третейского соглашения с Инстаграмом*, тогда спор будет рассматриваться по правилам международного частного права. Для этого нужно направить уведомление в письменной форме по адресу:
Instagram, LLC
ATTN: Arbitration Opt-out
1601 Willow Rd. Menlo Park, СА 94025
В части штрафов и исков правообладателей применяется право Российской Федерации. Надзор за распространением информации на территории РФ, в том числе в информационном поле, ведет Роскомнадзор. Соблюдение закона о рекламе контролирует ФАС.
Иск о нарушении авторских прав и защите персональных данных можно отправить или по месту нахождения нарушителя (ответчика) или по месту жительства истца. Право выбора за истцом, можно выбрать тот суд, который удобнее.
Что нельзя делать в Инстаграме*
Любой коммерческий проект в Инстаграме* — реклама. Реклама в России должна соответствовать законам: в первую очередь ФЗ «О рекламе», но еще и другим, а они есть почти для любого вида бизнеса.
- Если продукты имеют ограничение по возрасту или в рекламе используются дети, то профиль и публикации должны соответствовать закону о защите детей.
- Если рекламируете медицинские услуги и препараты — уважайте закон об основах охраны здоровья.
- Если у вас используются изображения людей или какие-либо их персональные данные, то на вас распространяется закон о защите персональных данных.
Инстаграм* принадлежит Фейсбуку* и входит в его рекламную сеть, поэтому на платные публикации в Инстаграме* распространяются правила рекламы в Фейсбуке*: нельзя рекламировать табак, изделия из него и курительные устройства; рецептурные лекарства и наркотики; оружие; секс-игрушки; шпионские жучки и устройства для прослушки; поддельные паспорта; скандинавские аукционы; трояны и вирусы. Нельзя показывать фотографии «до и после»; эротику и порно. Есть особые требования к пищевым добавкам. Все эти ограничения распространяются на проплаченную рекламу, но не на обычные посты.
На обычные посты в Инстаграме* распространяются правила сообщества: соблюдать законы, не публиковать адское насилие, не оскорблять окружающих, быть за всё хорошее и против всего плохого, не прыгать с моста.
Что еще нельзя делать в Инстаграме*:
- ❌ Нарушать права несовершеннолетних, создавать мнение о необходимости обладания, призывать убедить родителей купить что-то — ст. 6 ФЗ «О рекламе».
- ❌ Продвигать запрещенные товары и услуги: табак, алкоголь, оружие, искусственное прерывание беременности и др. — ст. ст. 7, 21 ФЗ «О рекламе».
- ❌ Игнорировать ограничения, которые законодательство страны нахождения пользователя и Инстаграм* предъявляют к отдельным категориям товаров и услуг: алкоголю, медуслугам, лекарствам, добавкам, азартным играм, финансовым услугам — ст. ст. 21, 24, 27, 28 ФЗ «О рекламе».
Если совсем просто: всё, что запрещено в России, запрещено и в Инстаграме*. Причем сам Инстаграм* не следит за тем, чтобы вы соблюдали закон, — это дело российских органов. Вы сами отвечаете за то, чтобы от вашего имени в Инстаграме* всё было чисто.
Что бывает за нарушения
Инстаграм* вручную проверяет все рекламные объявления и может проверить любые другие посты — по жалобе пользователя или просто так, от нечего делать. Так как Инстаграм* огромный, чаще всего посты проверяют, когда на них жалуются. Вот что бывает с нарушителями.
Блокировка аккаунта и штраф. Если аккаунт постоянно нарушает закон или правила Инстаграма*, его могут заблокировать администраторы сети или Роскомнадзор. Если за дело берется Роскомнадзор или Федеральная антимонопольная служба, то кроме блокировки еще грозит и штраф. В зависимости от характера нарушения, сферы бизнеса и ответственного, за публикацию штраф может быть от 2000 ₽ до 800 000 ₽.
Пример нарушения закона о рекламе — дело ФАС против МТС и рекламы «Спутниковое оборудование за 0 рублей». Реклама была признана вводящей потребителя в заблуждение, на компанию наложен штраф 100 000 ₽.
Нарушение авторских прав. Если вы используете в публикации чужие фотографии или текст, правообладатель может предъявить иск о компенсации причиненного ущерба и потребовать удалить публикацию. Иски могут быть от 10 000 ₽ до 1 000 000 ₽ и выше.
Пример: иск Леонида Якубовича к изготовителю настольной игры ООО «Десятое королевство» с требованием изъять из продажи и уничтожить настольную игру «Поле чудес» с его изображением и компенсировать моральный вред в размере 300 000 рублей. В августе 2017 года суд удовлетворил иск и взыскал компенсацию 50 000 рублей.
Нарушение закона о персональных данных. Если вы используете фотографию чьего-то лица и публикуете ее в Инстаграме* без получения на то согласия (даже если вы сами эту фотографию сделали), вы нарушаете закон о персональных данных физических лиц.
Без согласия можно использовать фото только публичных личностей или фотографии, сделанные в публичных местах при проведении мероприятий. Иски о компенсации могут начинаться от 100 000 рублей. Если человек не имеет отношения к продукту, он может потребовать публичного опровержения.
Этот технический нюанс в России решен: правоохранительные органы легко вычисляют людей по IP-адресу и получают у провайдеров информацию, кто под каким аккаунтом сидел.
Кроме того, аккаунт, преимущественно заполненный личными фотографиями и видео пользователя, скорее всего, будет расцениваться как его личный. Это значит, что за всё, что в нем публикуется, будет отвечать этот пользователь.
Что обязательно должно быть в профиле или коммерческой публикации
В Инстаграме* обязательно указывать название, адрес и регистрационный номер продавца, даже если это филиал, подразделение или вы просто сделали отдельную страничку для какого-то направления бизнеса.
Если на товар или услугу есть возрастные ограничения, они должны быть отмечены в профиле. Хороший тон — делать это прямо в названии профиля. Можно использовать эмодзи 🔞
Что еще надо знать
Если вы рекламируете медицинские услуги, обязательно предупредите читателей, что необходимо консультироваться со специалистом. Как именно это написать — уже не так принципиально, единой утвержденной формы нет.
Реклама алкоголя в интернете запрещена в любом виде. Реклама конкретного продукта, композиции с описанием напитка или приглашение на дегустацию — всё это нарушение закона о рекламе и, как следствие, штраф. То, что некоторые бренды позволяют себе такое делать, свидетельствует скорее об их юридической безграмотности и любви к риску.
Реклама нижнего белья — вопрос неоднозначный. Одно можно сказать точно: реклама белья с изображением обнаженного тела должна быть пристойной. Это так называемый критерий непристойности в рекламе, который оценивают эксперт и суд при решении вопроса о нарушении закона о рекламе.
Реклама БАДов и пищевых добавок должна сопровождаться указанием на то, что товар не является лекарственным препаратом. Надпись может быть на фотографии или в тексте.
Авторство фотографий
В Инстаграм* лучше всего выкладывать, конечно, фотографии и видео. Делать хорошее фото или видео дорого, поэтому их часто воруют. Если вы планировали так делать — не советую, это рискованно. Если вы боитесь, что воровать будут у вас, вот что нужно знать.
Фото, видео и текст, которые вы создаете своими силами, принадлежат вам. Поэтому самый безопасный способ выкладывать что-то в Инстаграм* — фотографировать самостоятельно.
Даже если вы сделаете фотографию, очень похожую на фото другого пользователя, но у вас будут исходники и доказательства, что их сняли вы, то по закону это ваше и вы можете спокойно это публиковать.
Соответственно, всё, что сняли не вы, по умолчанию чужое. Просто так пользоваться этим нельзя. Нужно письменное разрешение, то есть лицензия.
- ✅ Вы продаете сумки «Шанель». Вы можете взять сумку со склада, присыпать лепестками роз и сфотографировать. Это ваше изображение, пользуйтесь как хотите, хотя сумку сшили не вы.
- ❌ Есть в Инстаграме* другой магазин, который тоже продает сумки «Шанель». Ему понравились ваши фотографии, и он использовал их в своей публикации. Это незаконно, вы имеете право потребовать снять публикацию, а если магазин откажется, то подать на него в суд.
- ❌ Допустим, сам модный дом «Шанель» провел красивую фотосессию с этой же сумкой. По умолчанию вы не можете просто так взять изображения с этой фотосессии, хотя вы и продаете эти сумки.
- ✅ Но модный дом «Шанель» может разрешить вам использовать эти изображения. Достаточно письма от официального представителя. Тогда можно использовать фотографии так, как вам разрешили.
- ✅ Известный блогер Алиса сфотографировалась с вашей сумкой и опубликовала фотографию в своем профиле. Имеет право.
- ❌ Вы не имеете права использовать эту фотографию в своей рекламе без разрешения Алисы.
- ✅ Но вы можете сделать репост ее записи.
Фотографии на заказ
У фотографии есть авторское право и имущественные права. Авторское право на фотографию всегда принадлежит тому, кто ее сделал. Это право неотчуждаемое, то есть один раз автор — навсегда автор.
Имущественные права — это право опубликовать, изменить, использовать в рекламе, перепродать. Имущественные права можно покупать, продавать, дарить и получать безвозмездно.
Если вы заказываете фотографию у профессионального фотографа, по умолчанию авторские права принадлежат ему, а имущественные — вам: фотограф может сказать «Это мое», но в рекламе использовать можете только вы. Фотограф не может повторно продать сделанную для вас фотографию, потому что он не владеет имущественными правами, ими владеете вы.
Чтобы доказать имущественное право, вы должны иметь доказательства, что фотограф работал по вашему заданию. Самый безопасный способ это доказать — иметь с фотографом договор, в котором явно прописывается, какие имущественные права он вам передает.
- ✅ Вы позвали фотографа сделать для вас фотосъемку в студии. Договор заключили. Фотограф отдал вам исходники и обработанные изображения. Теперь вы можете публиковать изображения и отдать исходники на обработку другому фотографу. Вы платили, вы купили имущественное право.
- ❌ Фотограф оказался опытным и прописал в договоре, что вы не можете изменять его фотографии, только публиковать в неизменном виде. Тогда вы не можете их изменять.
- ❌ Известный блогер Алиса провела фотосъемку в фотостудии за свой счет. Она попросила у вас сумку «Шанель» для съемок, вы ее дали просто так. Алиса сама заплатила за съемку. По умолчанию вы не можете использовать эти фотографии, потому что имущественные права на фото принадлежат Алисе.
- ✅ Но вы можете попросить у Алисы право на использование этих фотографий, и, если договоритесь, она вам его подарит или продаст.
- ✅ Можно дать Алисе сумку при условии, что она подарит вам право использовать и изменять фотографии с этой сумкой после фотосъемки. Это можно закрепить документально.
Фотографии людей
Будьте осторожны с любыми фотографиями людей: по умолчанию вы не можете их использовать без письменного согласия, потому что фотографии людей — тоже персональные данные.
Правило не распространяется на фотографии, снятые в местах массового скопления людей, на всяких праздниках и народных гуляниях — там можно.
- ❌ Вы решили пригласить Алису на фотосъемку с вашей сумкой. Алисе вы ничего не платили, но заплатили фотографу. Фотографии принадлежат вам, но публиковать вы их не имеете права без письменного согласия Алисы, потому что ее персональные данные защищены законом.
- ✅ Вы пригласили Алису и заплатили ей за позирование на фотосъемке. Вы имеете право использовать ее фотографии, потому что она позировала за плату и закон не требует получения согласия на дальнейшее использование фото (ч. 1 п. 3 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ).
- ✅ Если вы параноик, вы можете подписать с Алисой отдельное соглашение, но это необязательно.
- ✅ Вы пришли на модный показ и сфотографировали блогера Алису с вашей сумкой. Авторские и имущественные права ваши. Защищать персданные Алисы не надо, потому что модный показ — публичное мероприятие.
- ✅ Вы не пришли на модный показ сами, но отправили на него своего фотографа за деньги. Он сфотографировал блогера Алису с вашей сумкой. Имущественные права ваши как заказчика фотосъемки. Защищать персданные Алисы не надо.
- ❌ Алиса пришла на модный показ и попала в объектив журналиста другого издания. Вы не можете просто так взять эту фотографию у журналиста и использовать в своем инстаграме*, потому что имущественные права либо у журналиста, либо у издания, по заданию которого он пошел на съемку.
- ✅ Вы можете обратиться к журналисту или в его издание и попросить там право использовать эту фотографию. Вам его могут продать или просто подарить в обмен, например, на логотип или ссылку. Как договоритесь.
Законность, риск и издержки
Несмотря на то что использовать чужие фотографии незаконно, есть еще соображение риска и издержек. Грубо говоря: «Да, это незаконно, но добиться законности будет стоить несоизмеримо дорого». Или так: «Да, это незаконно, но судебная практика тут противоречивая, может не выгореть».
Возьмем две ситуации.
Издержки больше выгоды. Вася сфотографировал своего кота и опубликовал в Инстаграме*. Условный зоомагазин «Дружба» украл фотографию и поместил у себя в рекламе. Вася пожаловался на «Дружбу» Инстаграму* — на это ушло 10 минут. Рекламу заблокировали в тот же день. Кроме морального удовлетворения Вася ничего не получил.
Вася слышал, что за такое, вообще-то, наказывают рублем. Вася пошел в суд, но там всё оказалось сложно, он обратился к адвокату. Адвокат сказал: «5000 рублей в час, процесс растянется месяца на три». Вася прикинул, что дело того не стоит, и сдался. Издержки оказались несоизмеримо больше, чем возможная выгода от выигранного дела.
Выгоды может вообще не быть. Другая ситуация. Условный Илья Петров сфотографировал плохо лежащий канализационный люк в Омске. Условная газета «Омская правда» напечатала этот снимок, не получив на то прав у Петрова. Петров — человек принципиальный, он решил, что его права нарушены. Он пошел в суд. Несколько месяцев и инстанций спустя Верховный суд сказал, что никакой компенсации Петрову не положено, потому что это цитирование. Петров потерял время и, возможно, деньги на юриста.
К сожалению, многие воры этим пользуются: понимая, что бороться с ними слишком долго и дорого, они продолжают воровать чужие фото, видео и фильмы. С ними централизованно борются через издательства и медиагруппы, но если вы маленький производитель контента, то вам придется защищаться самостоятельно.
Как защитить свои фотографии
Незаконное использование ваших фотографий можно предотвратить, сделав их неинтересными для конкурентов, но интересными и информативными для потенциальных клиентов. Обычно для этого на фото ставят логотип, водяные знаки, красят фото в фирменные цвета, добавляют фирменную графику, фотографируют на фирменных фонах.
Если ваши публикации оформлены в едином узнаваемом стиле, конкурентам неинтересно их воровать: они просто будут рекламировать вас, а не себя.
Как законно использовать чужие фотографии
Чужие фотографии можно использовать законно, соблюдая несколько условий.
Всегда указывайте на авторство правообладателя (репост, указание имени или аккаунта фотографа или автора фото) в рамках свободного использования — если вы, например, хотите обсудить художественную ценность чужой фотографии. К рекламе это не имеет отношения.
Получите письменное согласие правообладателя на публикацию его фото. Как правило, бренды предоставляют такое право своим дилерам или агентам.
Используйте фотостоки. Они бывают не только платные, но и бесплатные, например «Пиксабэй» или «Депозитфотос».
Запомнить
- В профиле пропишите регистрационный номер и адрес своей компании.
- Не рекламируйте в Инстаграме* то, чего нельзя в принципе рекламировать в России. Российские законы в Инстаграме* действуют. Почитайте закон о рекламе по вашей отрасли.
- Проводите фотосъемки сами или силами своих сотрудников. Не используйте чужие фотографии без письменного разрешения.
- Брендируйте свой контент, чтобы его было неинтересно у вас воровать.
- В любой непонятной ситуации консультируйтесь с юристом. Часто ответ будет таким: «Это незаконно, но издержки на соблюдение закона сильно больше, чем потенциальный штраф».