Правда ли, что смартфоны подслушивают людей и поэтому предлагают точную рекламу?
Порой замечаю, что в сети попадается реклама вещей, которые я вроде бы не гуглил, но обсуждал с друзьями. Причем сразу после беседы — бац, и объявление. Получается, телефон меня слушает? Так вообще можно?
Когда мы видим в сети рекламу товаров, о которых недавно говорили, это вызывает подозрение. Особенно когда в разговоре с друзьями упоминали вещи, которые вроде бы не гуглили специально.
Миф о рекламной прослушке существует давно и до сих пор активно обсуждается. Но на самом деле есть более эффективные способы узнать, что вам может быть интересно, даже не подслушивая. Объясню, как рекламные объявления находят своих пользователей.
О чем вы узнаете
Как возник миф о рекламной прослушке телефона
Все началось с «Фейсбука»* в 2016 году. Тогда пользователи сети впервые начали массово беспокоиться из-за подозрительной точности рекламы. В мае того года на американском канале WFLA вышел новостной выпуск, в котором ведущая рассказала зрителям, что «Фейсбук»* якобы слушает их, и объяснила, как запретить приложению на Айфоне использовать микрофон.
Примерно в то же время на сайте телеканала вышла статья, автор которой убеждал читателя, что компания Марка Цукерберга отслеживает все действия пользователей и подсовывает рекламу, основываясь на этой информации. Сейчас текст удален с сайта, но доступен в веб-архиве.
В статье приводились слова профессора Келли Бернс из Университета Южной Флориды. Она якобы вслух сказала, что хочет поехать на африканское сафари и арендовать джип, — а потом сразу же увидела подобную рекламу в своей ленте в соцсети.
Позже Бернс выпустила в своем блоге пост, где уточнила, что на самом деле все было не так. Она написала о планах знакомому в мессенджере соцсети, а потом увидела в ленте запись другого своего друга про африканское сафари и баннер с рекламой автомобиля рядом. При этом, по словам Бернс, еще до интервью она гуглила про африканское сафари, так что похожий пост в ленте нельзя считать фактом прослушки.
Примерно в те же годы в «Фейсбуке»* активно развивалась таргетированная реклама и анализ информации о пользователях. Соцсеть передает рекламодателям около 98 типов данных, собираемых у посетителей, — от возраста и семейного статуса до модели телефона и качества интернет-соединения.
Появление мифа о прослушке телефона в таких обстоятельствах логично. Но компаниям не нужно нас прослушивать, чтобы угадывать, какую рекламу показывать. Многие данные о своем поведении, интересах и окружении мы незаметно для себя предоставляем сами. У того же «Фейсбука»* есть инструмент Meta** Pixel, который легко встроить в любой сайт. С помощью него пользователь может авторизоваться на сайте через соцсеть, а заодно делиться с владельцами ресурса всеми данными о своей активности.
В «Фейсбуке»* пытались развеять миф. Еще в 2016 году вышло официальное заявление о том, что соцсеть не использует микрофон смартфона для сбора данных и рекламы (сайт недоступен в РФ). А в 2018 году Марк Цукерберг отверг теорию о прослушке во время слушаний в американском Сенате. Но это не помогло: даже спустя годы миф все еще популярен.
Могут ли телефоны подслушивать нас
Могут. Но это не то, о чем вы подумали.
Голосовые помощники действительно слушают нас в фоновом режиме. В этом их суть: держать ухо востро, чтобы уловить слова-триггеры и тут же среагировать на запрос. А после того как Siri или Google Assistant активируется, смартфон записывает фрагмент речи, подключается к серверу и передает данные для распознавания.
Порой у электронных ассистентов случаются ложные срабатывания. Они специально настроены так, чтобы хорошо нас понимать и быстро включиться, даже если «Окей, Гугл» прозвучало нечетко. Но существуют тысячи звуковых последовательностей, которые приводят к ошибочной активации. Например, Гугл реагирует на английское «Oк, cool», а Siri — на Daiquiri. По этой причине голосовые помощники часто включаются случайно. Технически это нельзя считать прослушкой.
Постоянно тайно прослушивать смартфон неразумно. На то есть несколько причин:
- Если бы шла постоянная запись звука, вы узнали бы об этом по включенному индикатору микрофона на панели оповещений. Все мобильные операционные системы показывают, когда то или иное приложение запускает микрофон.
- Постоянный сбор и отправка аудиоинформации неизбежно расходовали бы слишком много памяти, заряда батареи и трафика. Такое отслеживание невозможно не заметить.
- Чтобы постоянно распознавать аудиозаписи от миллионов пользователей, нужны значительные вычислительные мощности. По подсчетам из статьи издания Wired в 2017 году, для постоянной прослушки одних только американских пользователей «Фейсбука»* потребовалось бы хранить где-то 20 Пб данных в день. Рекламная прибыль не сможет окупить такой способ таргетинга.
- Разговорная речь переполнена двусмысленностью, путаницей, сарказмом. Из этого непонятного аудиомассива сложно выделить то, чего реально хочет пользователь. То есть реклама на основе одних только голосовых данных попросту неэффективна.
Порой компании все же слушают отдельные записи разговоров, чтобы улучшить качество сервиса. И они предупреждают об этом.
Bloomberg сообщал, что Amazon нанимает тысячи людей по всему миру, которые слушают, что говорят пользователи голосовому помощнику Alexa. Записи Google Assistant также расшифровываются для повышения точности. Подрядчики Apple прослушивают, что пользователи говорят Siri. То же самое со звонками в «Скайпе» (сайт недоступен в РФ) и аудиочатами в «Фейсбуке»*. Только так можно оценить качество работы голосового помощника и исключить ошибки, которые он совершает.
Законно ли прослушивать телефон
Прослушка без согласия пользователя незаконна, в том числе в России . Но если вы разрешаете смартфону слушать вас, предоставляя приложениям доступ к микрофону и принимая их условия, тут уже нарушения нет.
Не все знают, что фразы, которые мы произносим после кодовых слов «Окей, Гугл», записываются и сохраняются. Тем не менее это указано в условиях использования Google и других сервисов со встроенными голосовыми помощниками. То же самое касается фрагментов, записанных непреднамеренно, то есть при случайной активации голосового помощника.
Используя устройства с постоянным подключением к сети, облачным хранилищем и управлением искусственным интеллектом, можно не удивляться: да, вас слушают, и это легально. Вот как это прописано в пользовательских соглашениях популярных сервисов.
Google. В обновленной политике конфиденциальности говорится, что фрагменты разговоров могут прослушиваться для улучшения работы ассистента.
«Фейсбук»*. В политике конфиденциальности соцсети указано (сайт недоступен в РФ), что контент, созданный с помощью функции голосового управления, — это информация, которую пользователи предоставляют сами, и она позволяет разработчикам улучшать настройки.
Apple. В 2019 году компания заявила, что больше не сохраняет аудиозаписи взаимодействия с Siri по умолчанию. Пользователи могут выбирать, помогать ли Siri совершенствоваться, изучая звуковые образцы их запросов.
«Яндекс». Используя голосового помощника Алису, пользователи соглашаются, что голосовые записи могут быть переданы сотрудникам «Яндекса» и привлекаемым по договору специалистам. Анализ диалогов с Алисой помогает развивать и совершенствовать сервис и его функции.
Отдельная история, когда действия пользователей отслеживают нелегально. На это способны шпионские программы, встроенные в мобильные приложения. Они крадут данные и передают их злоумышленникам. Например, делают скриншоты, записывают звук и действия на экране. С такой проблемой могут столкнуться пользователи смартфонов на Андроиде. На Айфонах вероятность ниже, так как Apple официально разрешает скачивать приложения только из App Store, где их проверяют на вирусы. А пользоваться альтстором на Айфоне пока не так-то просто.
Вредоносные приложения могут записывать нашу активность и собирать персональные данные, включая разговоры, местоположение, историю браузера. Чтобы обезопасить себя от мошенничества и утечки личных данных, скачивайте приложения только из официальных магазинов, не переходите по подозрительным ссылкам и будьте внимательны при использовании публичных вайфай-сетей.
Почему реклама такая точная
Если соцсети и сервисы не прослушивают нас постоянно, как они тогда определяют, купим мы ту или иную сумку или газировку? Есть несколько объяснений.
У каждого из нас есть цифровой след. Это все данные, оставленные нами в интернете: клики, лайки, комментарии, поисковые запросы, фотографии, контактные данные. След постоянно растет, и на его основе ИТ-гиганты создают на своих серверах точные цифровые модели пользователей. Именно поэтому Google, Meta**, «Ютуб» и другие компании настолько хорошо нас знают, что могут с высокой точностью предсказать наше поведение.
Можно вспомнить историю про то, как американский сетевой магазин Target ввел систему предугадывания привычек покупателей. Однажды к ним пришел возмущенный отец девушки, которой магазин присылал купоны на товары для беременных из своего ассортимента. Позже оказалось, что она и правда беременна, — алгоритм предсказал это, основываясь на покупательских привычках.
Тут важно уточнить, что ваш полный профиль есть именно у компаний, которые размещают у себя промо, — то есть у Google, Meta** и прочих — а не конкретно у рекламодателей. Когда условный ресторан делает закупку рекламы в «Фейсбуке»*, он выставляет параметры таргетинга, то есть локацию потенциального клиента, возрастную группу, увлечения. При этом сам заказчик не видит конкретно ваш профиль и то, что вам интересно, — этим уже занимаются внутренние механизмы соцсети.
Интернет-сервисы устанавливают связь между пользовательскими данными. К примеру, одинаковая геолокация, вайфай или указанный адрес при совершении онлайн-покупок — отличный повод, чтобы показать супругам одну и ту же рекламу, основанную на запросах одного из них.
Голосовой помощник включается случайно. Иногда смартфон может по ошибке распознать, что вы сказали «Siri» или «Окей, Гугл», хотя вы этого не делали. Когда вы активировали голосового помощника, смартфон действительно начинает вас слушать: записывает фрагмент речи, подключается к серверу и передает данные для распознавания.
Всегда есть шанс на удачную догадку. Как, впрочем, и на неудачную. Только рекламу, не соответствующую нашим интересам, мы проигнорируем или нажмем «Скрыть, это неинтересно». А о случайном соответствии будем думать и рассказывать друзьям. Неудивительно, если из тысячи пользователей, на кого настроен таргет, будет тот, кто удивится его точности и своевременности.
Соцсети создают теневой профиль каждого пользователя. Он основан на информации, которую пользователь не предоставлял напрямую, но которую легко с ним связать. Это контакты, которые вы оставляли где-то в другом месте, адрес рабочей электронной почты, возможные друзья в соцсети. Благодаря теневым профилям соцсети могут более полно отображать социальные связи пользователей.
Как защититься от потенциального прослушивания
Если хотите свести к минимуму данные, которыми делитесь с сервисами, есть несколько рекомендаций.
Проверьте, у каких приложений есть доступ к микрофону. Если он не нужен для их основных функций, возможно, его лучше отключить.
Вот как это сделать на Айфоне:
- «Настройки» → «Конфиденциальность и безопасность».
- В меню выберите «Микрофон». Здесь отображены приложения, запросившие доступ к микрофону.
- Используйте переключатель, чтобы запретить доступ.
А вот как отключить доступ к микрофону на смартфоне на Андроиде:
- «Настройки» → «Конфиденциальность» → «Диспетчер разрешений».
- Выберите «Микрофон». Просмотрите приложения, у которых есть доступ к вашему микрофону.
- Используйте переключатель, чтобы запретить доступ.
Отключите голосовых помощников, если вы ими не пользуетесь. Это сведет на нет вероятность случайно активировать ассистента и сказать ему что-то.
Вот как отключить Siri на Айфоне:
- «Настройки» → «Siri и поиск».
- В разделе «Спросите Siri» переведите все тумблеры в неактивное положение.
- Подтвердите действие, нажав кнопку «Выключить Siri».
- В секции «Предложения Siri» также деактивируйте все переключатели.
Если у вас iOS 13.2 и новее, можете удалить накопленную историю запросов с серверов Apple. Для этого откройте пункт «История Siri и диктовки» и нажмите «Удалить историю Siri и диктовки».
Отключить Google Assistant тоже несложно. Для этого:
- В настройках нажмите на пункт «Приложения».
- Перейдите к меню «Приложения по умолчанию».
- Найдите пункт «Цифровой помощник» → «Цифровой помощник по умолчанию» и выберите вариант «Нет».
У Google Assistant можно отключить запуск по голосовой команде — на случай, если вы планируете им пользоваться, но боитесь случайного срабатывания. Алгоритм такой:
- Запустите приложение Google.
- Нажмите на свою аватарку и выберите раздел «Настройки».
- Перейдите в раздел Google Assistant.
- Найдите пункт Voice Match / Окей, Google и переведите переключатель Hey Google в неактивное положение.
Отключите геолокацию. По крайней мере, у тех приложений, которым она не нужна для нормальной работы.
Порядок действий на Айфоне:
- «Настройки» → «Конфиденциальность и безопасность».
- Выберите пункт «Службы геолокации». Там будет список системных служб, запросивших доступ к вашей геопозиции.
- Выберите приложение, а затем измените разрешение доступа к геопозиции: «Иногда», «Всегда», «При использовании» или «Спросить в следующий раз».
Как полностью отключить геолокацию на смартфоне на Андроиде:
- Проведите по экрану сверху вниз.
- Нажмите на значок «Геолокация» и удерживайте его.
- Если вдруг значка нет, коснитесь пункта «Изменить» или «Настройки», а затем перетащите значок «Геолокация» на панель быстрых настроек.
А вот как отключить геолокацию на смартфоне на Андроиде для конкретного приложения:
- «Настройки» → «Локация». Также может называться «Местоположение» или как-то иначе в зависимости от оболочки.
- Выберите «Доступ приложений к геоданным». Там будет список ваших аппов. В нем выберите те, для которых хотите отключить геолокацию.
Не открывайте подозрительные ссылки и программы. Это касается и установки аппов из неизвестных источников на Андроиде. В них могут оказаться вирусы, отслеживающие вашу активность. Поставить антивирус на смартфон тоже будет нелишним.
Следите за разрядкой аккумулятора и нагревом телефона. Если вы заметили, что устройства хватает только на пару часов или оно очень горячее, это повод насторожиться. Либо смартфон сломался, либо есть риск, что на нем активны шпионские программы или вредоносные приложения.
Обращайте внимание на значок микрофона и камеры на статус-панели телефона. Он загорается, когда приложение записывает звук. Если у вас при этом не включен диктофон и вы не записываете видео или голосовое сообщение, стоит проверить, в чем дело. А заодно не стоит проверять работу камеры и микрофона через сайты в интернете: они попросят разрешение на доступ и, если вы его выдадите, смогут отслеживать ваши действия.
Поосторожнее с умными колонками. Это, пожалуй, единственный гаджет, который постоянно вас подслушивает. Так что придется смириться с этим фактом или включать колонку только в специально отведенное время, когда вы к этому готовы.
Что в итоге
Постоянная прослушка смартфонов — миф. Это слишком дорого в реализации, и вы бы быстро ее обнаружили по расходу батареи, трафика и памяти.
Наше общение с голосовыми помощниками могут выборочно прослушивать другие люди, которым за это платят. Они анализируют, насколько хорошо искусственный интеллект распознает запрос и справляется с задачами. В пользовательских соглашениях сервисов, как правило, есть отдельный пункт об этом.
Мы постоянно оставляем цифровой след в интернете: поисковые запросы, историю местоположений, действий в соцсетях. Весь этот массив данных позволяет угадывать наши предпочтения, показывая умную рекламу.
Если вас тревожит возможность прослушки, лучшее, что вы можете сделать, — запретить приложениям доступ к микрофону, отключить голосовых ассистентов и геолокацию. Ну или ходить с кнопочным телефоном.