Правда ли, что смартфоны подслушивают людей и поэтому предлагают точную рекламу?

24
Аватар автора

Евгений

спросил в Сообществе

Порой замечаю, что в сети попадается реклама вещей, которые я вроде бы не гуглил, но обсуждал с друзьями. Причем сразу после беседы — бац, и объявление. Получается, телефон меня слушает? Так вообще можно?

Аватар автора

Теона Квачадзе

не верит в теорию заговора, но соблюдает осторожность

Страница автора

Когда мы видим в сети рекламу товаров, о которых недавно говорили, это вызывает подозрение. Особенно когда в разговоре с друзьями упоминали вещи, которые вроде бы не гуглили специально.

Миф о рекламной прослушке существует давно и до сих пор активно обсуждается. Но на самом деле есть более эффективные способы узнать, что вам может быть интересно, даже не подслушивая. Объясню, как рекламные объявления находят своих пользователей.

Как возник миф о рекламной прослушке телефона

Все началось с «Фейсбука»* в 2016 году. Тогда пользователи сети впервые начали массово беспокоиться из-за подозрительной точности рекламы. В мае того года на американском канале WFLA вышел новостной выпуск, в котором ведущая рассказала зрителям, что «Фейсбук»* якобы слушает их, и объяснила, как запретить приложению на Айфоне использовать микрофон.

Тот самый эфир WFLA от 24 мая 2016 года

Примерно в то же время на сайте телеканала вышла статья, автор которой убеждал читателя, что компания Марка Цукерберга отслеживает все действия пользователей и подсовывает рекламу, основываясь на этой информации. Сейчас текст удален с сайта, но доступен в веб-архиве.

В статье приводились слова профессора Келли Бернс из Университета Южной Флориды. Она якобы вслух сказала, что хочет поехать на африканское сафари и арендовать джип, — а потом сразу же увидела подобную рекламу в своей ленте в соцсети.

Позже Бернс выпустила в своем блоге пост, где уточнила, что на самом деле все было не так. Она написала о планах знакомому в мессенджере соцсети, а потом увидела в ленте запись другого своего друга про африканское сафари и баннер с рекламой автомобиля рядом. При этом, по словам Бернс, еще до интервью она гуглила про африканское сафари, так что похожий пост в ленте нельзя считать фактом прослушки.

Примерно в те же годы в «Фейсбуке»* активно развивалась таргетированная реклама и анализ информации о пользователях. Соцсеть передает рекламодателям около 98 типов данных, собираемых у посетителей, — от возраста и семейного статуса до модели телефона и качества интернет-соединения.

Появление мифа о прослушке телефона в таких обстоятельствах логично. Но компаниям не нужно нас прослушивать, чтобы угадывать, какую рекламу показывать. Многие данные о своем поведении, интересах и окружении мы незаметно для себя предоставляем сами. У того же «Фейсбука»* есть инструмент Meta** Pixel, который легко встроить в любой сайт. С помощью него пользователь может авторизоваться на сайте через соцсеть, а заодно делиться с владельцами ресурса всеми данными о своей активности.

В «Фейсбуке»* пытались развеять миф. Еще в 2016 году вышло официальное заявление о том, что соцсеть не использует микрофон смартфона для сбора данных и рекламы (сайт недоступен в РФ). А в 2018 году Марк Цукерберг отверг теорию о прослушке во время слушаний в американском Сенате. Но это не помогло: даже спустя годы миф все еще популярен.

Параметры таргетированной рекламы на «Фейсбуке»*. Источник: wordstream.com
Параметры таргетированной рекламы на «Фейсбуке»*. Источник: wordstream.com

Могут ли телефоны подслушивать нас

Могут. Но это не то, о чем вы подумали.

Голосовые помощники действительно слушают нас в фоновом режиме. В этом их суть: держать ухо востро, чтобы уловить слова-триггеры и тут же среагировать на запрос. А после того как Siri или Google Assistant активируется, смартфон записывает фрагмент речи, подключается к серверу и передает данные для распознавания.

Порой у электронных ассистентов случаются ложные срабатывания. Они специально настроены так, чтобы хорошо нас понимать и быстро включиться, даже если «Окей, Гугл» прозвучало нечетко. Но существуют тысячи звуковых последовательностей, которые приводят к ошибочной активации. Например, Гугл реагирует на английское «Oк, cool», а Siri — на Daiquiri. По этой причине голосовые помощники часто включаются случайно. Технически это нельзя считать прослушкой.

Постоянно тайно прослушивать смартфон неразумно. На то есть несколько причин:

  1. Если бы шла постоянная запись звука, вы узнали бы об этом по включенному индикатору микрофона на панели оповещений. Все мобильные операционные системы показывают, когда то или иное приложение запускает микрофон.
  2. Постоянный сбор и отправка аудиоинформации неизбежно расходовали бы слишком много памяти, заряда батареи и трафика. Такое отслеживание невозможно не заметить.
  3. Чтобы постоянно распознавать аудиозаписи от миллионов пользователей, нужны значительные вычислительные мощности. По подсчетам из статьи издания Wired в 2017 году, для постоянной прослушки одних только американских пользователей «Фейсбука»* потребовалось бы хранить где-то 20 Пб  данных в день. Рекламная прибыль не сможет окупить такой способ таргетинга.
  4. Разговорная речь переполнена двусмысленностью, путаницей, сарказмом. Из этого непонятного аудиомассива сложно выделить то, чего реально хочет пользователь. То есть реклама на основе одних только голосовых данных попросту неэффективна.

Порой компании все же слушают отдельные записи разговоров, чтобы улучшить качество сервиса. И они предупреждают об этом.

Bloomberg сообщал, что Amazon нанимает тысячи людей по всему миру, которые слушают, что говорят пользователи голосовому помощнику Alexa. Записи Google Assistant также расшифровываются для повышения точности. Подрядчики Apple прослушивают, что пользователи говорят Siri. То же самое со звонками в «Скайпе» (сайт недоступен в РФ) и аудиочатами в «Фейсбуке»*. Только так можно оценить качество работы голосового помощника и исключить ошибки, которые он совершает.

Законно ли прослушивать телефон

Прослушка без согласия пользователя незаконна, в том числе в России  . Но если вы разрешаете смартфону слушать вас, предоставляя приложениям доступ к микрофону и принимая их условия, тут уже нарушения нет.

Не все знают, что фразы, которые мы произносим после кодовых слов «Окей, Гугл», записываются и сохраняются. Тем не менее это указано в условиях использования Google и других сервисов со встроенными голосовыми помощниками. То же самое касается фрагментов, записанных непреднамеренно, то есть при случайной активации голосового помощника.

Используя устройства с постоянным подключением к сети, облачным хранилищем и управлением искусственным интеллектом, можно не удивляться: да, вас слушают, и это легально. Вот как это прописано в пользовательских соглашениях популярных сервисов.

Google. В обновленной политике конфиденциальности говорится, что фрагменты разговоров могут прослушиваться для улучшения работы ассистента.

«Фейсбук»*. В политике конфиденциальности соцсети указано (сайт недоступен в РФ), что контент, созданный с помощью функции голосового управления, — это информация, которую пользователи предоставляют сами, и она позволяет разработчикам улучшать настройки.

Apple. В 2019 году компания заявила, что больше не сохраняет аудиозаписи взаимодействия с Siri по умолчанию. Пользователи могут выбирать, помогать ли Siri совершенствоваться, изучая звуковые образцы их запросов.

«Яндекс». Используя голосового помощника Алису, пользователи соглашаются, что голосовые записи могут быть переданы сотрудникам «Яндекса» и привлекаемым по договору специалистам. Анализ диалогов с Алисой помогает развивать и совершенствовать сервис и его функции.

В условиях использования Алисы указано, что пользователь передает «Яндексу» голосовые записи. Источник: yandex.ru
В условиях использования Алисы указано, что пользователь передает «Яндексу» голосовые записи. Источник: yandex.ru

Отдельная история, когда действия пользователей отслеживают нелегально. На это способны шпионские программы, встроенные в мобильные приложения. Они крадут данные и передают их злоумышленникам. Например, делают скриншоты, записывают звук и действия на экране. С такой проблемой могут столкнуться пользователи смартфонов на Андроиде. На Айфонах вероятность ниже, так как Apple официально разрешает скачивать приложения только из App Store, где их проверяют на вирусы. А пользоваться альтстором  на Айфоне пока не так-то просто.

Вредоносные приложения могут записывать нашу активность и собирать персональные данные, включая разговоры, местоположение, историю браузера. Чтобы обезопасить себя от мошенничества и утечки личных данных, скачивайте приложения только из официальных магазинов, не переходите по подозрительным ссылкам и будьте внимательны при использовании публичных вайфай-сетей.

Почему реклама такая точная

Если соцсети и сервисы не прослушивают нас постоянно, как они тогда определяют, купим мы ту или иную сумку или газировку? Есть несколько объяснений.

У каждого из нас есть цифровой след. Это все данные, оставленные нами в интернете: клики, лайки, комментарии, поисковые запросы, фотографии, контактные данные. След постоянно растет, и на его основе ИТ-гиганты создают на своих серверах точные цифровые модели пользователей. Именно поэтому Google, Meta**, «Ютуб» и другие компании настолько хорошо нас знают, что могут с высокой точностью предсказать наше поведение.

Можно вспомнить историю про то, как американский сетевой магазин Target ввел систему предугадывания привычек покупателей. Однажды к ним пришел возмущенный отец девушки, которой магазин присылал купоны на товары для беременных из своего ассортимента. Позже оказалось, что она и правда беременна, — алгоритм предсказал это, основываясь на покупательских привычках.

Тут важно уточнить, что ваш полный профиль есть именно у компаний, которые размещают у себя промо, — то есть у Google, Meta** и прочих — а не конкретно у рекламодателей. Когда условный ресторан делает закупку рекламы в «Фейсбуке»*, он выставляет параметры таргетинга, то есть локацию потенциального клиента, возрастную группу, увлечения. При этом сам заказчик не видит конкретно ваш профиль и то, что вам интересно, — этим уже занимаются внутренние механизмы соцсети.

Интернет-сервисы устанавливают связь между пользовательскими данными. К примеру, одинаковая геолокация, вайфай или указанный адрес при совершении онлайн-покупок — отличный повод, чтобы показать супругам одну и ту же рекламу, основанную на запросах одного из них.

Голосовой помощник включается случайно. Иногда смартфон может по ошибке распознать, что вы сказали «Siri» или «Окей, Гугл», хотя вы этого не делали. Когда вы активировали голосового помощника, смартфон действительно начинает вас слушать: записывает фрагмент речи, подключается к серверу и передает данные для распознавания.

Всегда есть шанс на удачную догадку. Как, впрочем, и на неудачную. Только рекламу, не соответствующую нашим интересам, мы проигнорируем или нажмем «Скрыть, это неинтересно». А о случайном соответствии будем думать и рассказывать друзьям. Неудивительно, если из тысячи пользователей, на кого настроен таргет, будет тот, кто удивится его точности и своевременности.

Соцсети создают теневой профиль каждого пользователя. Он основан на информации, которую пользователь не предоставлял напрямую, но которую легко с ним связать. Это контакты, которые вы оставляли где-то в другом месте, адрес рабочей электронной почты, возможные друзья в соцсети. Благодаря теневым профилям соцсети могут более полно отображать социальные связи пользователей.

Как защититься от потенциального прослушивания

Если хотите свести к минимуму данные, которыми делитесь с сервисами, есть несколько рекомендаций.

Проверьте, у каких приложений есть доступ к микрофону. Если он не нужен для их основных функций, возможно, его лучше отключить.

Вот как это сделать на Айфоне:

  1. «Настройки» → «Конфиденциальность и безопасность».
  2. В меню выберите «Микрофон». Здесь отображены приложения, запросившие доступ к микрофону.
  3. Используйте переключатель, чтобы запретить доступ.

А вот как отключить доступ к микрофону на смартфоне на Андроиде:

  1. «Настройки» → «Конфиденциальность» → «Диспетчер разрешений».
  2. Выберите «Микрофон». Просмотрите приложения, у которых есть доступ к вашему микрофону.
  3. Используйте переключатель, чтобы запретить доступ.
Доступ к микрофону на Айфоне и смартфоне на Андроиде
Доступ к микрофону на Айфоне и смартфоне на Андроиде
1/2
Доступ к микрофону на Айфоне и смартфоне на Андроиде
Доступ к микрофону на Айфоне и смартфоне на Андроиде

Отключите голосовых помощников, если вы ими не пользуетесь. Это сведет на нет вероятность случайно активировать ассистента и сказать ему что-то.

Вот как отключить Siri на Айфоне:

  1. «Настройки» → «Siri и поиск».
  2. В разделе «Спросите Siri» переведите все тумблеры в неактивное положение.
  3. Подтвердите действие, нажав кнопку «Выключить Siri».
  4. В секции «Предложения Siri» также деактивируйте все переключатели.

Если у вас iOS 13.2 и новее, можете удалить накопленную историю запросов с серверов Apple. Для этого откройте пункт «История Siri и диктовки» и нажмите «Удалить историю Siri и диктовки».

Настройки Siri
Настройки Siri

Отключить Google Assistant тоже несложно. Для этого:

  1. В настройках нажмите на пункт «Приложения».
  2. Перейдите к меню «Приложения по умолчанию».
  3. Найдите пункт «Цифровой помощник» → «Цифровой помощник по умолчанию» и выберите вариант «Нет».

У Google Assistant можно отключить запуск по голосовой команде — на случай, если вы планируете им пользоваться, но боитесь случайного срабатывания. Алгоритм такой:

  1. Запустите приложение Google.
  2. Нажмите на свою аватарку и выберите раздел «Настройки».
  3. Перейдите в раздел Google Assistant.
  4. Найдите пункт Voice Match / Окей, Google и переведите переключатель Hey Google в неактивное положение.
Отключение Google Assistant
Отключение Google Assistant
Отключение запуска ассистента по голосовой команде
Отключение запуска ассистента по голосовой команде
1/2
Отключение Google Assistant

Отключите геолокацию. По крайней мере, у тех приложений, которым она не нужна для нормальной работы.

Порядок действий на Айфоне:

  1. «Настройки» → «Конфиденциальность и безопасность».
  2. Выберите пункт «Службы геолокации». Там будет список системных служб, запросивших доступ к вашей геопозиции.
  3. Выберите приложение, а затем измените разрешение доступа к геопозиции: «Иногда», «Всегда», «При использовании» или «Спросить в следующий раз».
Настройки геолокации на Айфоне
Настройки геолокации на Айфоне

Как полностью отключить геолокацию на смартфоне на Андроиде:

  1. Проведите по экрану сверху вниз.
  2. Нажмите на значок «Геолокация» и удерживайте его.
  3. Если вдруг значка нет, коснитесь пункта «Изменить» или «Настройки», а затем перетащите значок «Геолокация» на панель быстрых настроек.

А вот как отключить геолокацию на смартфоне на Андроиде для конкретного приложения:

  1. «Настройки» → «Локация». Также может называться «Местоположение» или как-то иначе в зависимости от оболочки.
  2. Выберите «Доступ приложений к геоданным». Там будет список ваших аппов. В нем выберите те, для которых хотите отключить геолокацию.
Настройки геолокации на смартфоне на Андроиде
Настройки геолокации на смартфоне на Андроиде
1/2
Настройки геолокации на смартфоне на Андроиде
Настройки геолокации на смартфоне на Андроиде

Не открывайте подозрительные ссылки и программы. Это касается и установки аппов из неизвестных источников на Андроиде. В них могут оказаться вирусы, отслеживающие вашу активность. Поставить антивирус на смартфон тоже будет нелишним.

Следите за разрядкой аккумулятора и нагревом телефона. Если вы заметили, что устройства хватает только на пару часов или оно очень горячее, это повод насторожиться. Либо смартфон сломался, либо есть риск, что на нем активны шпионские программы или вредоносные приложения.

Обращайте внимание на значок микрофона и камеры на статус-панели телефона. Он загорается, когда приложение записывает звук. Если у вас при этом не включен диктофон и вы не записываете видео или голосовое сообщение, стоит проверить, в чем дело. А заодно не стоит проверять работу камеры и микрофона через сайты в интернете: они попросят разрешение на доступ и, если вы его выдадите, смогут отслеживать ваши действия.

Поосторожнее с умными колонками. Это, пожалуй, единственный гаджет, который постоянно вас подслушивает. Так что придется смириться с этим фактом или включать колонку только в специально отведенное время, когда вы к этому готовы.

Что в итоге

Постоянная прослушка смартфонов — миф. Это слишком дорого в реализации, и вы бы быстро ее обнаружили по расходу батареи, трафика и памяти.

Наше общение с голосовыми помощниками могут выборочно прослушивать другие люди, которым за это платят. Они анализируют, насколько хорошо искусственный интеллект распознает запрос и справляется с задачами. В пользовательских соглашениях сервисов, как правило, есть отдельный пункт об этом.

Мы постоянно оставляем цифровой след в интернете: поисковые запросы, историю местоположений, действий в соцсетях. Весь этот массив данных позволяет угадывать наши предпочтения, показывая умную рекламу.

Если вас тревожит возможность прослушки, лучшее, что вы можете сделать, — запретить приложениям доступ к микрофону, отключить голосовых ассистентов и геолокацию. Ну или ходить с кнопочным телефоном.

Теона КвачадзеА вам попадалась подозрительно точная реклама? Расскажите:
  • 🗺🐈всем известно, что операторы мобильной связи продают данные о том, какие сайты вы посещаете8
  • Аватаркачаще попадалась поразительно неточная. в частности, фб каждый год весной пытался организовать мне свадьбу, полагая, видимо, что когда-нибудь это должно случиться и непременно весной. и тогда мне начинали сыпаться бесконечные предложения свадебных платьев, обручальных колец, свадебных фотографов, музыкантов и прочее безумие. в остальное же время удивляли попытки продать мне металл тоннами, лестницы, пружины и амортизаторы. а, и еще эти странные попытки пригласить меня в группы типа "я выпил", "грибы россии" и параллельно с этим рекламы "избавим от алкогольной и нарко зависимости.19
  • Surullinen HiiriБольшой брат тебя видит...2
  • Полина ДелияУ меня есть два случая, которые я никак объяснить не могу. Первый. Были с мамой в одном из астраханских ТЦ, там остановились у одного из отделов, но внутрь даже не заходили, поэтому я название магазина даже не вспомню. На манекене была красивая блузка с журавлями, мы обсудили ее с мамой буквально в общих словах, мол, выглядит стильно, но для работы или каких-то других особых случаев, а я на удаленке, поэтому мне не надо, но у витрины все равно провели пару минут. Каково же было мое удивление, когда вечером того же дня инст подсунул мне рекламный пост с той же самой блузкой с журавлями, но из магазина не в Астрахани, а в Милане, откуда я приехала несколько дней назад. Второй. История была в прошлом месяце. Ходили в супермаркет и там я остановилась у полки с киндер-сюрпризами - коллекция с Гарри Поттером. Я выбирала там "яйцо" потяжелее, чтобы внутри наверняка был какой-нибудь Хагрид, а не всякая фигня. Ну, и в тот же вечер у меня весь инст в этих киндер-сюрпризах в разных форматах - от рилсов с распаковками до полностью собранных коллекции. Причем той же самой - с Гарри Поттером. Окончательно меня добило, что и Авито мне тоже начал подсовывать объявления о продаже игрушек из этой же коллекции. А ведь я все это даже не гуглила и вслух не называла.12
  • АватаркаПолина, вы уже забыли, что всех чипировали во время ковида и вышки 5д поставили чтобы следить, у какой витрины вы задержались ))6
  • shaninaПолина, во втором случае, если расплачивались картой, полагаю, в этом и есть объяснение. Банки собирают о нас информацию, даже сами ее нам в мобильном приложении показывают в виде аналитики. Банковкое и другие приложения связывает телефон, а именно его номер, оформленный на ваш паспорт.1
  • Ева БорисоваЯ однажды, проходя по ТЦ, взяла рекламный буклет местного турагентства с мыслью, не наняться ли к ним на работу, и вложила его в планшет между экраном и обложкой чехла. Вечером мне показали рекламу этого турагентства в ленте соцсети 👀 и я резко перестала смеяться над людьми, заклеивающими камеры пластырем...18
  • Армен Пусисян> "миф" о прослушке > тем временем рекламные агентства в открытую признают, что слушают: https://www.404media.co/cmg-cox-media-actually-listening-to-phones-smartspeakers-for-ads-marketing/7
  • DmitryА чего все минусуют, договор или публичную офферту не читаете что ли? Я работал в сфере телеком и прекрасно знаю, как это устроено изнутри. Подписывая договор на предоставление услуг связи Вы даете согласие о хранении/обработке персональных данных для предоставления рекламных материалов, в том числе от третьих лиц. Никаких злых операторов мобильной связи, которые назло вам всем сливают и сливают вашу персуху, не существует. А вообще бигдата это интересная область. Много можно выудить о человеке, его интересах и образе жизни, причем легально и обезличенно.5
  • Полина Делияshanina, я тоже об этом успела тогда подумать, но дело в том, что покупки шли не по моей карте.0
  • 🗺🐈Dmitry, напишите статью как запретить операторам делать это или это невозможно?4
  • Денис СпиридоновКорпорация, которая существует на деньги от рекламы и от точности ее таргетирования: "нет, что вы, прослушка телефонов это миф" Редакция Т-Ж: "мы спросили у гугла, слушают ли они наш телефон, они сказали, что не слушают, так что все это миф" Очень глубокий анализ в статье, конечно. Особенно про петабайты памяти позабавило. В мире, где уже не только аудио превращается в текст, а уже даже наоборот, смешно думать, что наши голоса гугл хранит в аудио-формате. Он даже не все слова хранит, зачем ему это. Выцепляет из речи ключевые слова, классифицирует пользователя по критериям и потом по ним же продает его рекламодателю. Противники теории, обычно говорят следующее: "я три дня вокруг телефона ходил и говорил только слово "дилдо" и мне не выпадала реклама резиновых запчастей". Ну все потому, что ты друг не входишь в ЦА дилдаков. А вот твоей подруге, которая не знала про эксперимент, но ее телефон был рядом, такая реклама падала.22
  • Dmitry🗺🐈, Приходите в офис обслуживания и пишете заявление на отказ от передачи персональных данных третьим лицам. А вообще лучше всего читать публичную офферту перед подписанием договора на обслуживание - по умолчанию все галочки на согласия стоят, но если хотите отказаться - об этом нужно просто заявить. У меня аналогичная история была, когда я брал автокредит - мне принесли пачку бумаг, где были проставлены согласия на передачу персухи вообще просто всем - я беру кредит на ТС, а персуха улетает почему-то в роснии гидро и картографии (с чего бы вдруг). Просил перепечатать, только после этого подписал все документы. Стандартный универсальный и банальный совет - читать все, что подписываешь.5
  • Dmitryshanina, Не совсем так. Информацию скорее собирают на основе анализа ОФД - оператора фискальных данных. Все ваши покупки в чеках хранятся в обезличенном формате и могут быть смэтчены если у телеком оператора есть связь с этой базой (например билайн предоставляет услуги платежных терминалов юр.лицам). Почти все банки в РФ сейчас стремятся стать телеком операторами потому что это дает им куда больше данных о потребителе. В целом есть несколько объяснений - Ваше потребительское поведение может быть предсказано моделями на основе пола/возраста/дохода/ближайшего окружения/информации о покупках с чеков и еще сотен параметров, которые зашиты в модели. Цифровая реклама будет подсовывать вам предложения на основе куков со всех устройств + тот же предикт по моделям. Но иногда и просто совпадения бывают, в этом ничего удивительного нет0
  • DmitryПолина, есть видеоаналитика - на основе данных с камер наблюдения в магазинах можно анализировать интерес к определенным товарам и витринам. При определенных интеграциях можно выявить интерес к некоторым группам товаров и сделать таргетированную рекламу. Но опять-таки бывают и совпадения - все-таки массовая мода ориентируется на массового потребителя, поэтому тот факт, что Вам запомнилась конкретная вещь в магазине и то, что она была прорекламирована - не что-то выходящее за рамки сознания. Более того я абсолютно уверен, что есть десятки таких ситуаций, где Вам что-то понравилось, но рекламу Вы не увидели или не обратили на нее внимание, поэтому и в памяти это не осело.4
  • Selen StУ меня было пару раз такое в ВК, что я в личной переписке с подругой что-то обсуждала, чего никогда не гуглила, и мне в тот же день высвечивалась реклама этого. Мне не понравилось, что для показа рекламы, видимо, есть система автоматического анализа переписок. А доступ к микрофону на телефоне (камере, контактам) у меня запрещен всем приложениям, каким это возможно запретить. Даже вацапу запрещаю, а если надо поговорить, ненадолго выдаю.1
  • JjjjЯ как-то скринщот видел из видео с очень заврядным названием. Только набрал первое слово - тут же ютуб предлагает полное название этого видео...0
  • Валерий ЗавалкинЯ как-то пришёл на работу и достал из сумки мультиметр. Подошёл коллега и спросил: "О, это что, мультиметр? ". В тот же день в ВК полезла реклама мультиметров. Жена рассказывала, что у её родственников крысы повадились лазить к гусям, и посетовала, что неплохо было бы им хорошую защиту, типа стальной сетки. И ей начала показываться реклама стального настила.3
  • RUBI ROYDи не сомневайтесь, слушают.0
  • Денис СпиридоновЕва, ну листовка тут конечно не при чем. В этот день всем пришла реклама, чья симка засветилась рядом с турагегством, это не сложно организовать. А может не всем, может только женщинам 25-35, например.1
  • Ева БорисоваДенис, я получала такую рекламу, когда жила в Москве, и то очень редко. А здесь, на родине у себя, такая реклама не практикуется вообще. Города маленькие, проходимость меньше. Будешь настраивать свою рекламу на женщин 25-35, проходящих мимо твоих буклетов (сама контора отнюдь не там находится) - зря деньги потратишь.0
  • Денис СпиридоновЕва, а кто сказал, что таргетированная реклама это не потраченные зря деньги) она эффективнее обычного билборда, но не всегда дает результат1
  • Andrey AleksanovВидно, автор не глубоко погружена в инфобез... Значок микрофона при прослушивании приложения можно отключить, как и индикаторы камер на ноутбуках. Об этом рассказывается в книге The Cyber Effect и часто пишут в специализированных изданиях по инфобезопасности. Даже был сюжет в сериале CSI: CYBER. Так что недобросовестные программисты могут отключить индикацию.3