Как сделать почерк ребенка красивым?
Сын учится в третьем классе. Любознательный, успевает по всем предметам, в целом проблем нет. Но есть одно но: у него ужасный почерк. Из-за этого учителя часто делают замечания — говорят, что устали разбирать каракули.
Раньше я не придавала этому значения: еще немного — и большую часть домашек сын наверняка будет сдавать в печатном виде. У всех компьютеры с принтерами, и никого это уже не напрягает. Я и сама забыла, когда последний раз писала от руки что-то длиннее трех строк. А тут как-то задумалась.
В общем, объясните, стоит ли исправлять детский почерк и зачем? А главное, как это сделать?
Почерк школьников — это то, что шокировало меня с первых дней работы учителем. Мелкий, крупный, небрежный, с сильным наклоном — он доставлял мне невероятные сложности. Помню, что, проверяя тетради одного из пятиклассников, который сильно наклонял буквы влево, я чувствовала легкое подташнивание — как от долгой езды на автомобиле.
Отчасти вы правы: без компьютерной грамотности школьнику не обойтись. Но хороший почерк тоже крайне важен. Объясню, почему именно, какой почерк считается красивым, а также что можно сделать, если ребенок пишет неразборчиво или неаккуратно.
Почему почерк — это важно
Дети начинают активно осваивать компьютер с начальных классов. И это правильно: обойтись без него не получится. Уже к третьему-четвертому классу педагоги просят учеников, например, подготовить и правильно оформить реферат или найти нужную информацию в интернете.
Но совсем не следить за тем, чтобы у ребенка сформировался хороший почерк, было бы ошибкой. Вот почему.
От почерка может зависеть оценка. Речь не только о гуманитарных предметах. Так, неразборчивые цифры в уравнении и задаче могут спровоцировать несправедливую оценку — сначала текущую, потом четвертную и годовую.
Отдельно отмечу итоговые испытания. В частности, заключительное задание на ЕГЭ по русскому языку — написание сочинения. Эксперты, проверяющие работы, могут, например, принять небрежно написанную а за о и снизить баллы. Это может даже изменить судьбу ученика, который не пройдет по конкурсу в желаемый вуз.
Аккуратное выведение букв стимулирует мозг. Почерк — это не только и не столько работа руки, сколько мозга. Судя по исследованиям, письмо активирует разные его участки, чтобы визуализировать буквы в уме, физически заставить руку писать, переключаться с одной буквы на другую, подключать навыки чтения и правописания, а иной раз проговаривать слова и предложения.
Иными словами, письмо от руки — сложная комплексная деятельность, которая развивает мозг и повышает его способность к обучению.
Мысль, написанная от руки, лучше запоминается. Информация, которую человек набирает на компьютере, быстро выветривается из головы. Так происходит потому, что этот процесс не включает нужные мозговые центры. Но это успешно делает письмо от руки. Когда человек пишет, его способность запоминать написанное возрастает. А еще мысль глубже осмысляется, включаются эмоционально-зрительные образы.
Именно поэтому я предпочитаю видеть в руках учеников письменные доклады. Так могу быть уверена, что в их памяти сохранилось гораздо больше информации, чем если бы ребята принесли напечатанный вариант.
Какой почерк считается красивым
Многие думают, что красивый почерк — каллиграфический. На самом деле каллиграфия — отрасль изобразительного искусства. И в школе от ребенка точно никто не ждет оформления букв в искусной манере.
Почерк должен быть читабельным, то есть легко восприниматься, — это главное.
Но правила красивого письма все же есть. Вот какие выделяет автор книги «Как научить ребенка писать красиво» и прописей для школьников Марьяна Безруких:
- Все буквы должны быть одинаковой высоты и ширины.
- Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз.
- Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми.
- Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми.
- Все линии при письме должны быть параллельными.
- Прямые линии при письме должны быть ровными.
Что может мешать ребенку писать разборчиво
Неразвитая мелкая моторика. Чем лучше ребенок работает пальцами, тем быстрее он развивается, лучше говорит, думает и аккуратнее пишет.
Мелкую моторику можно развивать простыми, но действенными способами: раскрашивать, собирать из мелких деталей конструктор, заниматься любой ручной работой, например оригами, выпиливанием, забиванием гвоздей, бисероплетением, вышиванием. Элементарно соберите разбросанные по столу скрепки или переберите крупу — это уже пойдет на пользу.
Неудобное рабочее место. Неправильное или тусклое освещение, высокий или низкий стул, заваленный вещами, или маленький стол — все это не добавляет комфорта. Но от всего этого напрямую зависит правильная поза школьника за рабочим столом.
Неправильная поза при письме грозит не только корявым почерком, но и проблемами со здоровьем, в частности с позвоночником. Это, в свою очередь, приводит к нарушению кровотока и дыхания, повышенной утомляемости, головным болям, деформации внутренних органов.
Неподходящие принадлежности для письма. Ручка, которая толще указательного пальца, не помогает выводить аккуратные буквы: ребенку сложно ее держать, быстро устает рука. Бледный стержень заставляет сильно давить на бумагу, мажущий оставит неприятный след. Поэтому лучше выбирать обычную шариковую ручку с качественными чернилами.
Неправильный захват ручки или неверное положение запястья тоже могут негативно отразиться на почерке.
Чтобы буквы следовали друг за другом стройными рядами, нужно правильно взять ручку: положить ее на средний палец рабочей руки, держать подушечкой большого пальца и прикрывать указательным. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца — около 2 см, у левшей — чуть больше, иначе ребенок будет закрывать левой рукой написанное. Безымянный палец и мизинец скользят по бумаге в согнутом виде. Запястье почти полностью лежит на столе — в норме оно должно отрываться от поверхности только на несколько миллиметров.
Неверное положение тетради. Дети часто игнорируют требование учителей держать тетрадь под наклоном. А это крайне важно для формирования красивого почерка с правильным наклоном.
Тетрадь надо положить так, чтобы ее нижний левый угол касался края стола, а правый был приподнят примерно на 8 см. После отодвинуть тетрадь от себя на комфортное расстояние. Это положение позволяет не только правильно сидеть, но и более свободно передвигать руку по строке от начала к концу.
Плохое настроение или усталость. Почерк может меняться под влиянием различных состояний. Я заметила, что, когда ученик злится, он сильнее давит на бумагу, и появляются помарки, когда торопится — буквы скачут по строчкам.
При длительной письменной работе пальцы и кисти рук перенапрягаются и начинают дрожать. Из-за этого линии становятся неровными, волнистыми, ребенок может не дописывать элементы букв.
Как улучшить почерк
Если обустроить комфортное рабочее место, купить качественные письменные принадлежности и научиться правильно держать ручку, высока вероятность, что почерк уже улучшится. Но если этого недостаточно, рекомендую попробовать следующее.
Выполнять простые упражнения. На первых порах достаточно:
- Выводить буквы в воздухе — эдакое «воздушное письмо». Так ребенок научится визуализировать буквы, а рука запомнит движения, которые он многократно повторял. Можно делать где угодно и когда угодно — для этого ничего не требуется.
- Рисовать в тетради прямые наклонные линии — обязательно одинакового размера и с одинаковым интервалом. Это основа букв. Линии можно соединять между собой, превращая в слова. Резонно даже использовать сначала тетрадь в клетку, потом перейти к линейке: так ребенку будет проще.
- Рисовать фигуры по точкам — это развивает пространственное мышление, заставляет ребенка продумывать свои действия наперед и, как следствие, помогает улучшать каллиграфические навыки.
Использовать прописи. Даже если вы собираетесь работать над почерком третьеклассника, я все равно рекомендую приобрести прописи для первого класса. Нет ничего зазорного в том, чтобы вернуться назад и устранить пробелы.
Уделите особое внимание выносным элементам, то есть хвостикам букв у, з, р, д, а также верхушкам букв б и в: по опыту, именно с ними у ребят часто бывают проблемы. Эти элементы не должны быть слишком маленькими, чрезмерно большими или витиеватыми: это затрудняет чтение текста.
Чтобы сэкономить на прописях, родители с хорошим почерком могут сделать прописи с обводками самостоятельно: написать текст карандашом, при этом надавливая слабо, но достаточно разборчиво. Можно найти прописи в интернете и распечатать.
Если у ребенка не получаются какие-то конкретные буквы и нет времени искать подходящие прописи, можно воспользоваться генератором письменных текстов для обводки — в интернете их много. Такой сервис создает уникальную пропись под ваши запросы, позволяя выбрать:
- Вид строки: косая, узкая, широкая, клетка.
- Шрифт: прописной или печатный.
- Вид линии: пунктир, серый, черный.
- Задание и текст.
После генератор формирует и выдает пропись, которую можно скачать на свой компьютер и распечатать.
Переписывать текст. Звучит просто, но чем больше мы практикуемся, тем лучше у нас получается. Это работает в любом деле, в том числе в улучшении почерка.
Что именно переписывать, решайте сами или предложите сделать выбор ребенку. Можно, например, переписывать отрывки из любимых книг — обычно это нравится детям больше, чем тексты, которые учитель предлагает на уроках.
Что в итоге
Плохой почерк редко бывает у детей только из-за лени или невнимательности. Чаще причины кроются в конкретной физической причине, которую можно устранить: неудобном рабочем месте, неподходящих принадлежностях для письма, неправильном захвате ручки.
Если это не помогло, начните с простых упражнений вроде рисования наклонных линий, и постепенно переходите к прописям. Они бывают разные, с интересными заданиями.
Закрепить навык поможет переписывание фрагментов текста, например, из любимых книг. При ежедневных занятиях по 10—15 минут первые результаты появятся уже через три-четыре недели.