Как ведут себя кандидаты на вакансию в ответ на жуткие вопросы: опыт моей коллеги

100

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Очень интересно читать тут комментарии про то, как не нужно задавать скромные или не скромные вопросы. А еще про то, что если бы задали какой-то вопрос на собеседовании (про детей или планы на них): «Да я бы тут же ушла, хлопнув дверью и подав в суд». Ну-ну.

Моим партнером по бизнесу была дама по имени Марь Ванна. Ей было лет 55, рост у нее был под два метра, талия — два метра, над губами обильные усы, на голове — стрижка под мальчика. Она носила длинные яркие платья. Была резковатой, но очень доброй. Да, она жестко отчитывала за косяки, но при этом всегда была горой за своих сотрудников. И они очень ее любили, очень.

Так вот. Эта самая Марь Ванна, когда мы набирали людей, с которыми она должна была работать, приходила на собеседования с эйчаром и мной. Обычно это были юристы, бухгалтера с дипломами хороших универов. Я отказалась быстро от участия в этих собеседованиях…

Вопрос был в том, что Марь Ванна задавала вопросы про опыт, про любимое время года. А дальше, если кандидатка была девушкой, выдавала:

  • — Вам 37 лет — дети есть?
  • — Нету…
  • — Чайлдфри? — уточняла М. В.
  • — Да нет, хочу детей, но надо замуж сначала выйти… — мямлила кандидатка.
  • — И когда ты будешь мужа искать? Тебе родить нужно в течение трех лет, выход замуж — год минимум! — тактично и деликатно замечала М. В.

И это не самый жесткий вариант диалога М. В.

Я пробовала замечать М. В., мол, не законно и не красиво спрашивать такое у кандидатов. Не тактично. На что М. В. говорила: «Я провожу собеседования дольше, чем ты на свете живешь. Ни одной жалобы от кандидатов я не слышала. Только иногда меня вежливо просят об этом не говорить и просили перевести разговор — я всегда соглашаюсь».

Да, вежливая с улыбкой просьба кандидата не говорить об этом бывала — но никаких уходов — ни хлопнув дверью, ни просто ухода с прощанием. И никаких: «Марь Ванна, как вы посмели у меня такого спрашивать».

Кстати, ни одного отказа от предложений по работе после такого собеседования с М. В. не было.

Жалобы кандидатов на какое-то не то поведение М. В. было только когда кандидатам отказывали.

Да, и сколько я бывала на собеседованиях — кандидаты смиренно и спокойно сносят все от работодателей на собеседованиях. Как и от эйчаров. Только тут нудят и хейтят.

Я реально считаю, что если что не по душе — не изображать, что все ок, а прямо сказать.

М. В.-то изменила бы поведение, если бы кандидаты хлопали дверьми или отказывались работать у нее.

P. S. Я лично никогда про детей, планы на них, мужа и так далее не спрашивала. Практически всегда про «замуж не хочу и детей не планирую» говорили сами кандидатки. Без моих намеков и даже без моих мыслей про возможные декреты.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Просто кандидаты, которые к вам приходили и люди, которые здесь сидят - это разные люди. Я никогда такого отношения не встречала, и вообще слабо представляю, как бы такие МарьВанны выживали в больших зарубежных компаниях, где такое отношение не приветствуется. Скорее всего какая-то российская контора, где каждый руководитель мнит из себя не пойми что, вот там такое распространено, конечно.

51

Кукуся, какое отношение личная жизнь этой девушки имеет к ее навыкам и работоспособности?

32
0

"Кстати, ни одного отказа от предложений по работе после такого собеседования с М. В. не было".
Потому что люди- жуткие терпилы. Это просто удивительно. Ладно бы это были какие-то специфические профессии, где не требуется культурный уровень, но ведь... нет же.
Даже тут что мне, что вон, человеку советовали устраиваться на зп 20 тыс. 24/0

Есть группа с приколами про вакансии, там постят вакансии с примерно такой же зп. И там находятся субъекты, которые пишут "ну так и живут люди в провинции, москвичи зажрались!".

"Я реально считаю, что если что не по душе — не изображать, что все ок, а прямо сказать."
И я так считаю. Не надо конфликты разводить, можно вежливо просто уйти.
Ну а что, эйчары же делают вид, что с тобой все ок, просто "вакансия закрыта", "набор окончен"? Вот и мы тоже. Улыбаемся и машем. И валим по-тихому.

"М. В.-то изменила бы поведение, если бы кандидаты хлопали дверьми или отказывались работать у нее."

Нет, не изменила бы.

Я так хотела устроиться в одну лабу. Мне даже не вопросом- утверждением сказали: вы, конечно, в декрет собираетесь уйти, это понятно, для того и устраиваетесь.
Я им объяснила, что нет, но в итоге сказала, что мне надо подумать. Но такое обращение было решающим.

30

Велена, Вообще то в иных странах на рабочих собеседованиям (и потом вообще коллегам) по закону нельзя задавать вопросы об их предпочтении относительно религии, политики, расы, а также никаких личных вопросов типа о наличии хронических болезней, сексуальной ориентированности, желания иметь детей и семью, ближайших родственниках и их наличия и т.п. HR, практикующего подобное на интервью, уволили бы сразу с дальшейшей невозможностью работы по данной специальности.

3

Natalia, и как я это опровергаю?

0

Велена, Да, нет! Мне показалось что автор самой статьи как то с вышеописанным подходом не согласен.

0

Natalia, А ну да. Ну так о том и речь, что до цивилизованного подхода нам далеко, увы. Отбор как на рынке рабов) Хорошо хоть зубы пока не смотрят.

0

"ну так и живут люди в провинции, москвичи зажрались!"
----
В комментах тж постоянно таких встречаю. В любом посте где герой зарабатывает меньше 40 000₽

1

Велена, "В Британии мужчина несколько месяцев ходит по разным собеседованиям, а потом говорит, что «он слишком хорош» для них и уходит, хлопая дверью. Работа ему не нужна! Он просто получал удовольствие.
Британец признает, что ему нравится как процесс подготовки к интервью, так и сам разговор. Во время общения с рекрутерами он совсем не нервничает. Наоборот, любит вести себя так, будто на собеседование попал именно рекрутер. То есть спрашивает, что компания может сделать для него: какие преимущества предлагает, почему он должен выбрать именно этого работодателя и так далее.
Реакция бывает разной: некоторых такие вопросы сбивают с толку, другие стараются убедить его немедленно взяться за дело. Когда же речь заходит о зарплате, он жалуется, что она не соответствует рыночным стандартам — и тут же прощается с нанимателями. Порой это приводит к неожиданным последствиям: несколько работодателей были готовы расщедриться и предлагали обсудить зарплату на еще одном интервью." Денис Караваев

0

Natalia, ну молодец, чо. Поздравляю его. Круто.

0
Автор поста

+1

29.01, 16:38

Велена, "Ну а что, эйчары же делают вид, что с тобой все ок, просто "вакансия закрыта", "набор окончен"?" - да, все так и есть.
И кандидаты делают все так, и эйчары.
И не нужно.
С одной стороны эйчары честно сказали бы: "У тебя не тот знак зодиака", - но и кандидаты бы сказали в ответ на предложение по работе: "А у Вас мебель расставлена не по фен-шую".

0
0
Герой

29.01, 17:01

Отредактировано

Пф.
Это же любимый вопрос.
Первый раз, когда меня позвали на должность заведующего филиалом банка, в котором я уже работала.
- А вы ведь не замужем. Когда в декрет?
Нет блин, я иду на заведование, чтобы в декрет. Особенно если учесть, что в продажах доходы больше, чем в заведовании.
Потом после декрета собеседование в другом банке, допрос с пристрастием: кто будет на больничном сидеть? Телефоны свекрови и мужа напишите мне.
Я считаю, что это откровенное неуважение сотрудника: ты считаешь его настолько беспечным дебилом, и думаешь, что без твоих комментариев он не решит этот вопрос.
Я уже молчу про женщин, которые потеряли ребёнка или в разводе, такие вопросы просто удар ниже пояса.
Кстати, не про собеседование, но факт: начальниуа моей подруги заставила её зарегистрироваться на сайте знакомств, когда та находилась в стадии развода, пригрозив "еще и тяжёлой жизнью на работе", если та не отчитается о выполнении задания. Начальница искренне считала, что так повышает самооценку своей подчиненной и улучшает её настроение, следовательно и работоспособность.

27

Фата-моргана, будете удивлены сколько "беспечных дебилов" выходят на работу и потом им все должны: должны пораньше отпускать или давать за свой счёт по-первому желанию, должны выполнять их работу, пока они неделями сидят на больничных (и не нужно про "пусть увеличивают штат", т.к. потом все стонут про низкие зарплаты), должны давать отпуск летом, т.к "у меня же дети". Их проблемы почему-то становятся уже не только их. Не просто так задаются эти вопросы. Понятно, что ответ на них готов и он не всегда честен, но так и хотя бы напомнить об этом ответе можно (как о нарушении договоренностей). Я -женщина, я-мать, я работаю в женском коллективе и , я считаю, что вопросы эти нужно поднимать и проблему обсуждать заранее, чтобы потом не было недовольства у обеих сторон.

17

Skeptik, на моей работе за больничные или отпуска замещающим сотрудникам доплачивают. Бывает работодатель уговаривает не брать больничный, а работать удаленно. Тоже как вариант. Поэтому если кто-то болеет и другие от этого страдают, то тут вина работодателя. А если не дети, а сам сотрудник с плохим иммунитетом? Его тоже ненавидеть или уволить? А на что ему жить тогда? Или мать-одиночка, куда ей деть больного ребенка?
По поводу отпуска летом. У нас на работе лето можно брать через год (год лето, следующий год зима). Мне кажется это честно. Но в целом по по закону отпуск в любое время года, когда вздумается, может брать многодетная семья (от 3 детей) или если есть ребенок-инвалид.
Так что само государство некоторых людей ставит выше остальных

12

Анастасия, конечно работодатель всегда виноват, поэтому и задает вопросы и пытается принять на работу компетентного, здорового, адекватного сотрудника
Не все работы возможно переложить на других или делать удаленно. У нас, например, офис-менеджер с полной занятостью и в одном лице-кто его сможет заменить на весь день, выполняя ещё и свою работу?Нет, несколько человек тоже не могут-всегда будут не успевать делать полностью свою работу. Или техподдержка, состоящая из 2 человек и работающая посменно? Без выходных никто не готов и не может трудиться. Ну они-то хоть могут частично на удаленке работать. Для двух офис-менеджеров и трех специалистов техподдержки элементарно нет работы. Вот и выкручиваемся как можем в их отпуска и больничные. Да, за совмещение доплачивают, но никто не любит. И это проблема многих небольших, да и больших фирм тоже.
ПС: Ни в одной компании не видела чтобы хорошо относились к часто болеющим сотрудникам. Низкий иммунитет? Работай над этим. Это не относилось к длительным больничным по травмам и внезапным тяжёлым болезням-таким людям обычно все сочуствовали (и коллеги и руководство) и помогали чем могли.
Не нужно делать монстров

1

Skeptik, но так впринципе любой человек, открывая бизнес, берет на себя и риски. Живёт не в мире роботов. И благо государство защищает право человека, даже в неудобных кому-то мелочах. А вот если возникают заминки в работе, нехватка кадров, неправильно определена нагрузка,тут уж извините вина не работника. Процесс надо организовать ещё правильно.

10

Skeptik, на 1 собеседовании корректно всё таки, на мой взгляд, определить компетенции соискателя.
А наличие мужа и детей у множества женщин совершенно не влияет на работу.

4

Фата-моргана, хорошего специалиста (особенно дефицитных специальностей) примут на работу с любым количеством детей и мужей🙂. И такой спец действительно обычно продумал свою занятость и то возможны неожиданности. Но не так уж и мало женщин и мужчин, которые как специалисты немного стоят, а претензий у них много. Понятно, что рядовых сотрудников иногда нужно много, так почему бы и не выбирать из множества примерно равных кандидатов тех, кто будет приносить меньше проблем?

7
Автор поста

+1

29.01, 19:14

Skeptik, мне совершенно наплевать сколько детей у сотрудника.
Хорошо работает - вперед.

3

Кукуся, это потому, что у вас есть Марья Ванна🙂 Которая отсеивает проблемных до возникновения проблем

4
Автор поста

+1

29.01, 18:41

Фата-моргана, это было не первое собеседование, а итоговое. И М. В. спрашивала про прошлый опыт.
Но потом переходила к лично жизни.
Но наличие и мужа, и детей влияет на работу. Вопрос - как.
Лично меня воспитывала мама-одиночка, которая ни разу с работы не отпросилась и ни разу на больничном со мной не сидела. Потому что позволить себе этого не могла.

0

Кукуся, сидели другие, наверное. И её могли лишить прав на вас вообще, но это мелочи. Сейчас все строже стало. И кстати, вероятно отпрашивалась, но вы как ребёнок запомнили более важные моменты жизни. Вы её спросите лучше. Это как с мальчиками, когда они свято верят в любовь мамы к ведению хозяйства (а там просто выбора не было).

3
Автор поста

+1

29.01, 18:39

Skeptik, слушайте, если человек с ноги заходит и говорит: "Я мать, примите мои материнские обязанности" - то да. Он будет с мордой танком говорить: "А я предупреждала".
Но если человек просто уйдет в декрет - то вопрос другой.
Компания вообще никак от этого не пострадает.

3
0

В смысле никогда не отказывались? То есть Вы верите, что Вам все кандидаты честно сказали, почему они отказали?
Для меня выбор такого hr партнёра- вполне себе сигнал, о качестве компании.
Да, я отказывала после таких разговоров.
И нет, я не считаю, что хамство, бравирование своим "опытом" - это хорошо для репутации. Не всегда мудрость приходит вместе со старостью, чаще старость приходит одна.

19
Герой

30.01, 12:09

Отредактировано

Юлия, абсолютно согласна с вами.
Во-первых, кто эта тётя такая, чтобы "ТЫкать" кандидатам.
Весь её опыт, годы, и прочее — это её личные половые трудности. Зачем эта чрезвычайно важная информация на собеседовании?
Если она хочет поговорить о своей жизни, то кандидат тоже может спросить номер телефона её свекрови и мужа.
Компания арендует мозги кандидата, а не покупает его в рабство.
А эти марьванны годны только завхозами да заведующими быть в детских садах. И то — 20 лет назад.

5

Юлия, конечно, вон, WTF вообще верит, что все, что ему говорят- чистая правда))

1
Автор поста

+1

30.01, 09:53

Юлия, она была не эйчар-партнером, а просто - партнером.
Мне тогда было 25 лет, и я не всегда могла на берегу понять с кем можно работать, а с кем - нет.
Вот все говорят "я бы отказала" - а в жизни?
Отказ работать по какой причине - согласна.
Вопрос в том, что отказов как таковых было слишком мало.

0
0

Вообще не вижу ничего адекватного в вопросах о личной жизни на собеседовании

15
0

хочется таких эйчаров просто слать на три буквы

14

Our., не просто хочется, а необходимо!

2
0

Ходили опрашивать кандидата ВТРОЁМ??.
Отличный маркер того, что контора галимая, в которой людям заняться нечем

12

Кукуся, очень жаль, что вашей «доброй» Марь Иване никто не задал вопрос, когда она наконец к эндокринологу сходит и решит вопрос с усами на лице и необъятной талией.

12
0

Ну то что вы такого партнёра по бизнесу выбрали тоже о многом говорит. Говорила и буду говорить, что эйчары бесполезная прослойка, самые нормальные собесы могут быть только с будущим руководством или коллегами

9
0

Ваша Мариванна — ангел по сравнению с поклонниками "стрессовых интервью". На бестактные вопросы люди с нормальной психикой обычно бурно не реагируют, особенно в России. А вот на крики, плескание водой в лицо, бросание канцелярией, прямые оскорбления, задержку начала на пару часов без объяснения и другой набор приемов "стрессовых интервью" — еще как. 🤷🏻‍♀️

8

Странная женщина эта ваша Марь Ванна. С чего ей вдруг раздавать советы незнакомому человеку, что ей пора срочно самца-осеменителя искать - не понимаю. С работой это вроде бы не связано, говорите что офферы кандидатам все равно предлагались несмотря на четкое указание срочно бежать рожать, и если кандидат прямым текстом говорит ей не лезть не в свое дело - признает что затыкается. Так зачем она лезет изначально по хамски в личную жизнь, если вроде как хвалится своим опытом и понимает, что людям это неприятно - чисто хочет похабалить как бабка у подъезда и испортить человеку настроение? В чем суть-то допроса, я не поняла?

23

juarhala, так там видимость уровень воспитания именно что «бабка у подъезда».

18

Лиза, да, но я не поняла почему она ответила мол, у меня опыт собеседований вагон и тележка - если он есть, то она прекрасно знает что на эти вопросы ей ничего путного не ответят и скорее всего пошлют лесом их не задавать. Ради чего тогда вообще рот открывать - не с кем похабалить в своем отделе, зовет спецом людей со стороны?)

4
Герой Т—Ж

29.01, 18:03

Отредактировано

juarhala, мне кажется, что да. Ну и ощущение власти дает ей вот эту вседозволенность, что хочу - то и спрашиваю, а такие вопросы, видимо, самое любимое, чтобы человеку сразу некомфортно стало.

10

Лиза, честно говоря, я не представляю, как можно согласиться идти на работу к человеку, который прямо на собесе тебя пытается заставить чувствовать себя некомфортно. А работать блин с ним как - комфортно будет? Как будто специально хочет таким образом избавиться от адекватного кандидата и набрать неадекватных половых тряпок, чтобы об них потом уже в отделе ноги вытирать.

4

Карина, а в жбан хуком интересно на таких стресс-интервью получали? Ну или просто поперчить козлов, глядишь и поучатся вести себя по людски

15
0

Мне кажется, что МВ не изменила бы поведение, это ментальность уже. С другой стороны, не понимаю, что сложного подготовить ответ на этот вопрос, что детей до 40 не планирую / детей после 40 не планирую / у меня ипотека, пока не погашу - детей не планирую / у меня куча племянников, своих детей не планирую и т.д., вариантов миллион, а что на самом деле в вашей голове никто никогда не проверит, ври - не хочу.

7
0

Когда я устраивала на работу после института в 24 года меня спросили - хочу ли я детей и замуж, я сказала, что да, но попозже. В декрет я ушла в 32. В моем случае вопрос звучал крайне глупо

6
0

Исходя из этой истории и в целом о той ситуации, которую вы описываете, можно сделать следующие выводы:

1. Кандидаты ведут себя куда более вежливо, чем ваша "марьванна". Воспитанные люди не хамят, тем более прилюдно.
2. К сожалению, в нашей стране до сих пор сильны предрассудки о том, что получить работу кандидату нужнее, чем компании закрыть вакансию, поэтому кандидаты склонны выбирать "подчинительную" стратегию и подстраиваться под рекрутера, даже если внутри они горят от возмущения.
3. Абсолютная бестактность рекрутера ещё не означает, что от вакансии нужно отказаться. Возможно, кандидатов, которых Вы проводите в пример, привлекли условия данной позиции как таковые и на некоторые культурные особенности стиля общения они готовы были закрыть глаза. Хотя бы на первое время.
4. Если для того, чтобы изменить своё поведение, перед руководителем нужно устроить цирк с конями - у меня плохие новости, это херовый руководитель, не умеющий в эмоциональный интеллект.

П. С. Аргумент вроде "если я этого не слышала, значит этого нет" - вообще космос.
Вот именно из-за таких людей собственники бизнеса потом сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров.

5
0

Это же Интернет. В Интернете все смелые)
И я тоже)

4
0
Сообщник

30.01, 05:18

Отредактировано

У меня на прошлой работе, где 7 лет от звонка до звонка, начальник и её заместитель набирали кандидатов по знаку зодиаку.
Н. А вы кто по знаку?
К. Рыбы.
Н. Мы вам позвоним.
Кандидат покинул кабинет.
Н. Ну что, брать будем? Опыт есть, правда в коммерческих организаций не бюджет, но все же.
Её зам.
- Ну ты знаешь, это же рыбы, будут плыть по течению, водой плескать.
Н. Да, не нужна она нам.
Как то так. И категорически не брали ещё скорпионов и водолеев.

4
0
Герой Т—Ж

30.01, 04:40

Это явление на дно работах, такие персонажи всегда будут.

3
Герой

30.01, 12:27

Отредактировано

Максим, вы путаете честность с грубостью, нахальством и глупостью.

3

Кукуся, я ни разу в жизни не сталкивалась с эйчаром, в сфере, где я работаю все все прекрасно понимают и идут на "риски".

2
0

Надеюсь, никогда не доведётся встретиться с таким эйчаром, который описывает людей как "два метра в талии и мобильные усы". Или как вы описывали возмутившую вас кандидатку с недостающими зубами. Чудовищное хамство, по сравнению с которым вопросы о детях - абсолютно адекватные и очень тактичные.

2
0

"В Британии мужчина несколько месяцев ходит по разным собеседованиям, а потом говорит, что «он слишком хорош» для них и уходит, хлопая дверью. Работа ему не нужна! Он просто получал удовольствие.
Британец признает, что ему нравится как процесс подготовки к интервью, так и сам разговор. Во время общения с рекрутерами он совсем не нервничает. Наоборот, любит вести себя так, будто на собеседование попал именно рекрутер. То есть спрашивает, что компания может сделать для него: какие преимущества предлагает, почему он должен выбрать именно этого работодателя и так далее.
Реакция бывает разной: некоторых такие вопросы сбивают с толку, другие стараются убедить его немедленно взяться за дело. Когда же речь заходит о зарплате, он жалуется, что она не соответствует рыночным стандартам — и тут же прощается с нанимателями. Порой это приводит к неожиданным последствиям: несколько работодателей были готовы расщедриться и предлагали обсудить зарплату на еще одном интервью." Денис Караваев

2

Сообщество