Люди платят за тренинги в надежде стать лучше и начать больше зарабатывать. В результате больше зарабатывает ведущий тренинга, а мы чувствуем себя обманутыми.

Вот 5 типичных приемов, с помощью которых коучи затуманивают разум.

Рассказывают о «Золушке»

История о Золушке вселяет надежду. Бедная девушка много трудилась, а потом вышла замуж за принца, справедливость восторжествовала. Все знают, что это сказка, но продолжают верить, что с ними случится нечто подобное.

Коучи продают похожую историю: сначала они были бедными и неизвестными, а потом разбогатели. Например, Радислав Гандапас рассказывает, как работал учителем русского языка в школе. Это сближает его со слушателями, которые проникаются надеждой, что любой человек может стать успешным.

Чтобы не очаровываться чужими успехами, составьте собственный список целей и примерный план их достижения.

Раскрывают «секреты»

Секретное знание наделяло человека властью еще в древности. Шаманы, жрецы и вожди использовали знания о природе и языческой вере, чтобы управлять толпой и предотвращать волнения. Современные коучи обещают поделиться секретами, чтобы вызвать интерес и продать билеты на свое шоу.

Тренинг Тони Роббинса собрал полный зал в «Олимпийском», потому что зрители пришли за секретами успеха. Они заплатили от 30 до 500 тысяч рублей, чтобы Тони рассказал им, как разбогатеть. Но Тони приехал, чтобы приумножить собственное состояние за счет проданных билетов. А его «секреты» оказались прописными истинами.

Чтобы не платить за чужие «секреты», держите в голове бесплатную пропорцию успеха: 20% таланта и 80% труда.

Продают услуги

На одних тренингах зарабатывать непрактично. Опытные коучи успевают за выступление продать несколько дополнительных услуг. Книги, интернет-курсы, подписка на рассылку, индивидуальные консультации — все это предлагают в качестве необходимого дополнения тренинга. Радислав Гандапас проводил целый вебинар «Камасутра для оратора», в котором продавал одноименную книгу.

Чтобы не купить лишнее в мотивационном запале, пообещайте себе вернуться к вопросу через пару недель. За это время вы поймете, стоит ли тратить деньги.

Ссылаются на книги

Книги ассоциируются с обучением, поэтому коучи успеха обязательно ссылаются на собственные труды. Психологическая схема проста: если человек написал книгу, то он много знает, ему можно доверять. На самом деле нет.

Например, Аллан Пиз часто начинает выступления с упоминания написанных книг, чтобы никто не усомнился в его авторитете. И он действительно написал книги, которые были изданы миллионными тиражами. Но это не гарантирует слушателям собственный успех.

Чтобы не впечатляться трудами коучей заочно, прочитайте парочку мотивационных книг типа «100 главных секретов успеха» и «Как изменить свою жизнь». Это позволит вам сэкономить на тренингах в будущем.

Используют статистику

Числа внушают уважение, потому что превращают абстрактную информацию в конкретную. Фразы «Я зарабатываю на тренингах» и «Я зарабатываю на тренингах 1 миллион в год» воспринимаются по-разному из-за одного числа.

Коучи всегда оперируют числами по ходу тренинга: «Я написал 200 книг, их купили 400 тысяч человек, я заработал 2 миллиона долларов». Допустим, Брайан Трейси действительно провел 10 тысяч мероприятий. Это не значит, что вы с легкостью разбогатеете после его тренинга.

Чтобы не обманываться числами, не считайте чужие деньги. Лучше посчитайте собственные: сколько вы вложили в личностный рост и сколько в итоге получили. Возможно, в следующий раз вы решите потратить бюджет на повышение квалификации.


Вот несколько статей, в которых нет 10 способов быстро разбогатеть и стать успешным, но есть практические советы по финансовой грамотности:

  1. Как вести бюджет.
  2. Как перестать спускать деньги на ненужное.
  3. Почему мелких трат не бывает.