«Виды доброты»: чем хорош абсурдистский фильм с Эммой Стоун от режиссера «Бедных-несчастных»
21 июня в мировой прокат вышла новая работа Йоргоса Лантимоса.
Через год после оскароносной панк-комедии «Бедные-несчастные» греческий режиссер выпускает картину «Виды доброты». Снова со звездным кастом, но на этот раз куда менее коммерческую.
Разбираемся, идет ли продуктивность Лантимосу во вред или, наоборот, помогает его многочисленным идеям проявить себя во всей красе.
Что за «Виды доброты» (Kinds of Kindness)
Дата премьеры: 21 июня 2024 года
Страны производства: Ирландия, Великобритания, США
Режиссер: Йоргос Лантимос
Сценаристы: Эфтимис Филиппу, Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Маргарет Куолли, Джесси Племонс, Хонг Чау, Тесса Буржуа, Уиллем Дефо, Мамуду Ати, Джо Элвин
Жанры: драма, комедия
Фильмы, похожие на «Виды доброты»: «Преступления будущего», «Убийство священного оленя»
Продолжительность: 2 часа 44 минуты
Где смотреть фильм: в зарубежных кинотеатрах
👨🦳 Это старый добрый Лантимос-абсурдист
Сюрреалистический альманах «Виды доброты» — откат Йоргоса Лантимоса к базовым настройкам: когда юмор режиссера был чернее грозовой тучи, а жестокость лилась через край. Показательно, что постановщик написал сценарий совместно с Эфтимисом Филиппу. Тот работал над ранними авторскими фильмами грека — «Альпами» и «Клыком».
«Виды доброты» состоят из трех новелл разной степени абсурдности. Но, как это часто бывает у Лантимоса, вся дикость происходящего подана в очень будничной, холодной манере — как будто на экране не творится ничего из ряда вон. Этот странный эффект усиливает манера съемки с обилием статичных кадров и длинных планов.
Первая новелла — «Смерть Р. М. Ф.» — рассказывает о мужчине Роберте. Каждый день богач Рэймонд присылает ему подробную инструкцию к жизни. Среди пунктов есть время подъема, состав завтрака, книга для чтения и даже указание, заниматься ли сегодня сексом с женой.
Взамен Роберт получает разные коллекционные вещи вроде разбитого шлема автогонщика Айртона Сенны, а также невидимое покровительство. Насколько оно важное, становится очевидно только после того, как немного уставший Роберт впервые отказывается выполнять очередное «поручение».
Вторая новелла под названием «Р. М. Ф. летает» — это непростая история любви Дэниела и Лиз. Оба работают в полиции, но Лиз пропадает без вести во время морской экспедиции. Когда надежда почти исчезает, девушка возвращается. Правда, ведет она себя странно, а еще у нее изменился размер ноги. Дэниел понимает, что это не его жена, и сам начинает терять рассудок.
Последняя история — «Р. М. Ф. ест сэндвич» — показывает пару Эндрю и Эмили в поисках женщины, умеющей воскрешать мертвых. Она должна соответствовать строгим параметрам, в том числе и физическим, и иметь трагически погибшую сестру-близнеца. Поиски проходят под чутким контролем двух харизматиков — их играют Дефо и Хонг Чау, — которые подозрительно похожи на лидеров секты.
🥸 Голливудские актеры появляются в очень нестандартных ролях
Актерский состав — одно из главных достоинств фильма. В каждой истории голливудские знаменитости играют разных персонажей. Так Эмма Стоун окончательно утверждается в роли музы Лантимоса. Во второй новелле она предстает в образе слегка растерянной после пребывания на необитаемом острове женщины, готовой отрезать себе палец ради мужа. А уже в следующей истории Стоун перевоплощается в целеустремленную сектантку, которая отвергает семью ради религии.
При этом особого внимания заслуживает игра Джесси Племонса. И не только потому, что его герои выступают протагонистами в первых двух историях. Но еще и из-за того, что звезда недавнего хита А24 «Падение империи» показывает весь свой актерский диапазон. От серого «маленького человека», готового пойти на все ради комфортной жизни, до копа-социопата.
Добрую часть альманаха его персонажи служат проводниками в странный и сюрреалистичный мир. Парадоксальным образом Племонс находит в своих героях не только жестокость, но и другие черты. В Роберте из новеллы «Смерть Р. М. Ф.» он обнаруживает очень понятную уязвимость. А в Дэниеле из «Р. М. Ф. летает» — надломленность и страх одиночества.
Уиллем Дефо и Джо Элвин почти всегда на втором плане, зато играют, как правило, самых страшных людей. А вот для фанатов Хантер Шафер плохие новости: актриса появляется в фильме буквально на пару минут. Но у нас, по крайней мере, теперь есть странная сцена, где ее взвешивает Эмма Стоун.
🤔 Фильм запомнится вам надолго
«Виды доброты» выглядят как кино Дэвида Линча, только более циничного и злого. Или Дэвида Кроненберга, только более утонченного. С первым Лантимоса в новом фильме роднит редкое умение преподнести непредсказуемую, дикую среду как нечто совершенно нормальное. Со вторым — повышенная чувствительность к вопросам тела и души. К тому же некоторые эпизоды альманаха, например расчленение героини Эммы Стоун во второй новелле, вполне вписались бы в умеренный боди-хоррор.
Но будоражит фильм не кровью и эротическими сценами — вроде гомерически смешного эпизода оргии с участием персонажей Стоун и Племонса. Главная сила «Видов доброты» в том, что невозможно предугадать, куда фильм свернет в следующую минуту.
Только Лантимос гасит фитилек абсурда и показывает счастливое воссоединение семейной пары, как через несколько эпизодов фильм прыгает в печальную драму о каннибализме. А снятая с невозмутимостью притча о боге поначалу смешит, но в конце от нее становится не по себе. Начинаешь задумываться: а кто мой Рэймонд, кто управляет моей жизнью?
Второй сильнейший, пусть и несколько манипулятивный прием Лантимоса — режиссер снимает все с некоторой дистанцией и не дает никаких моральных оценок происходящему. Его отстраненный тон делает зрителей соучастниками совершенно абсурдных и жестоких событий, и вряд ли это можно назвать приятным опытом. Но такую проверку на прочность однозначно стоит пройти. Уж лучше за три часа в кино, чем в реальности, которая бывает не менее абсурдна и жестока.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult