Зачем нужен классный руководитель
Школа не только учит, но и воспитывает.
Точнее, это делает классный руководитель. На первый взгляд кажется, что его роль не особо значима. Но это не так.
Я отработала в школе пять лет, два из них была классным руководителем. Расскажу, зачем он нужен, какие обязанности выполняет и какими качествами должен обладать.
Вы узнаете
Кто такой классный руководитель
Это педагог, за которым закреплен школьный класс. Классный руководитель становится посредником между учениками и учителями, администрацией школы и родителями, занимается воспитанием детей и отвечает за них на экскурсиях, субботниках и других школьных мероприятиях.
Если по какому-либо предмету у ребенка снизилась успеваемость, классный руководитель должен поговорить с учителем-предметником, выяснить причину и вместе найти решение. То же самое с поведением: если школьник стал хуже себя вести, классный руководитель должен понять почему — на этот раз с помощью родителей и школьного психолога.
Обычно с первого по четвертый класс классное руководство берет на себя учитель начальной школы. С пятого класса ставят другого классного руководителя — как правило, он сопровождает детей до выпуска.
Назначение. Чтобы стать классным руководителем, достаточно педагогического образования. Оформление происходит так:
- Директор предлагает педагогу классное руководство и получает от него письменное согласие.
- Школа выпускает приказ о назначении классных руководителей на год.
- С каждым учителем подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору.
Права. Классный руководитель обладает такими же правами, что и все педагоги. Его работа регулируется законом «Об образовании» и рядом других нормативных и локальных документов. Например:
- постановлением правительства о ежемесячном денежном вознаграждении от 30.12.2005 № 850;
- должностной инструкцией, которую утверждает директор школы и согласовывает педагогический совет ;
- положением о классном руководстве .
Классный руководитель может отказаться от звания или быть отстранен из-за ненадлежащего исполнения обязанностей. Это должно подкрепляться документами, например актом проверки его деятельности. Тогда директор издает приказ и назначает другого классного руководителя.
Оплата. Классное руководство для учителя — один из видов подработки. С 1 марта 2024 года за классное руководство ежемесячно доплачивают:
- в населенных пунктах, где проживает менее 100 000 человек, — 10 000 ₽;
- в городах с населением более 100 000 человек — 5000 ₽.
Меньше платить нельзя, больше можно — если школа найдет на это деньги.
Зачем нужен классный руководитель
Классный руководитель — это прежде всего наставник, воспитатель, организатор. В идеале он:
- создает атмосферу и условия, в которых ученики смогут развиваться и полюбят учиться;
- организует дружный класс из группы разнохарактерных детей;
- налаживает взаимодействие школьников, родителей и учителей.
Именно классный руководитель помогает ученикам адаптироваться в школе, рассказывает об их правах и обязанностях, поддерживает в сложные периоды. Если ребенок что-то натворил — оперативно реагирует, своевременно сообщает о спорных ситуациях родителям и ищет с ними пути решения.
Взаимодействие с родителями — одно из важных направлений работы. Классный руководитель обязан привлекать мам и пап к школьной жизни. Они должны знать обо всем, что происходит в стенах учебного заведения: медицинских осмотрах, прививках, психологических тестах, внеклассных мероприятиях. О проблемах и успехах детей классный руководитель рассказывает на родительских собраниях. В остальное время поддерживает связь с помощью родительских чатов.
Функции классного руководителя в школе
Министерство образования прописало в методических рекомендациях основные функции классного руководителя.
Аналитическая. Классный руководитель изучает успеваемость, активность, состояние здоровья и особенности физического развития детей. Последнее, например, помогает корректно рассадить ребят за партами. Еще педагог должен знать об успехах и трудностях каждого ученика, а также в каких условиях он живет.
В моей работе был случай, когда учитель заметил, что школьник стал часто засыпать на уроках, приходить неподготовленным, рассеянным, молчаливым, угрюмым. Мальчик похудел. Учитель рассказала об этом классному руководителю, и тот навестил семью.
Ребенок был приемным. От других детей из этой семьи педагог узнал, что подросток много работает в огороде и по дому. Времени на учебу не остается.
Классный руководитель пообщался с родителями, поставил в известность органы опеки. Те, в свою очередь, провели внеплановую проверку и еще раз разъяснили приемным родителям их обязанности, дали рекомендации по режиму и питанию. После несколько раз без предупреждения навещали семью.
Вскоре режим и физическое состояние ребенка изменились в лучшую сторону.
Прогностическая. Классный руководитель может спрогнозировать, как те или иные факторы повлияют на успеваемость ребенка или, например, как коллектив примет нового ученика. Это помогает вовремя избежать возможных сложностей или быстро устранить их.
Пример из моей работы. Из другой страны приехал новый ученик. Первое время класс принимал его, но позже начал буллить: ребенок все чаще становился объектом насмешек и издевательств. Стал ходить в школу с неохотой. В знак протеста покрасил волосы в белый цвет.
Классный руководитель, как только ему стало известно о происходящем, рассказал об этом директору, соцпедагогу, психологу, родителям. Всем вместе удалось устранить проявления буллинга, восстановить психоэмоциональное равновесие в классе и репутацию новичка.
Организационно-координирующая функция. Классный руководитель помогает детям взаимодействовать с другими педагогами, психологом, библиотекарями, медиками и даже семьей. Также он содействует тому, чтобы дети находили то, что им интересно, и участвовали в творческих, спортивных и культурных мероприятиях.
Коммуникативная. Это незаменимая функция в развитии и регулировании отношений между детьми и взрослыми. Классный руководитель должен помогать ребенку адаптироваться в классе, находить контакт с другими учениками, налаживать доброжелательные и продуктивные отношения с учителями.
Иногда классный руководитель собирает тематические родительские собрания — они помогают мамам и папам лучше понимать детей. А при необходимости выступает как посредник между ребенком и социальными службами: например, если у школьника конфликты с одноклассниками, учителями, родителями, он не хочет учиться или попал в плохую компанию.
Контрольная. Классный руководитель не только следит за соблюдением правил внутреннего распорядка, требований к внешнему виду, физическим и психологическим состоянием учеников, но и контролирует успеваемость и посещаемость уроков.
Если ребенок часто пропускает школу без уважительных причин, классный руководитель, социальный педагог или психолог навещают семью. Возможно, родители ведут асоциальный образ жизни, не следят за ребенком, а он, в свою очередь, игнорирует занятия. Поэтому важно выяснить, что происходит с учеником, нет ли угрозы его жизни и здоровью.
За регулярные прогулы без уважительной причины несовершеннолетнего ставят на школьный контроль. Также заводят специальную карту, куда вносят сведения об ученике, ситуации в семье и жилищно-бытовых условиях. В ней же прописывают детали профилактической работы:
- к чему привело общение с родителями;
- какой программы реабилитации нужно придерживаться;
- сколько времени за семьей будут наблюдать.
Если это не дает результата, классный руководитель должен обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних или опеку и заявить, что родители самоустранились от воспитания. За это семью могут поставить на учет — как социально опасную.
Обязанности классного руководителя
Кратко перечислю основные:
- Анализировать успеваемость и динамику общего развития учеников.
- Контролировать посещаемость уроков и координировать работу учителей-предметников. Если кто-то из ребят стал учиться хуже — принимать меры, помогать в учебе.
- Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные мероприятия, вовлекать детей в работу класса и школьного коллектива.
- Следить за тем, чтобы ученики соблюдали технику безопасности во время школьных и внешкольных мероприятий.
- Помогать детям решать сложные жизненные ситуации и проблемы.
- Организовывать социальную, психологическую и правовую помощь для защиты учащихся.
- Привлекать к воспитательной работе педагогов-предметников, родителей, специалистов из других сфер. Например, приглашать для беседы правоохранителей, врачей.
- Обращать внимание на поведение учеников и, если нужно, принимать профилактические меры.
Приведу еще пример из своей практики.
Я была свидетелем случая, когда подростка пришлось спасать от его же семьи. Классный руководитель заметил, что ребенок начал вести себя агрессивно, пропускал уроки без уважительных причин, успеваемость снизилась. Из-за неопрятного вида одноклассники отстранились от мальчика.
Классный руководитель и социальный педагог решили навестить семью. Оказалось, мать не работает, начала злоупотреблять алкоголем, отец ушел. В доме нет условий для занятий, сна, а из продуктов питания — только макароны.
С матерью провели профилактическую беседу по поводу трудоустройства, лечения от алкогольной зависимости, посоветовали обратиться в соцзащиту за материальной помощью. Школьному психологу удалось убедить подростка пройти курс реабилитации в местном центре для несовершеннолетних: мать согласилась отправить туда сына на три месяца.
По представлению школы женщину пригласили на комиссию по делам несовершеннолетних. Ей вынесли предупреждение за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, рассказали о последствиях. Мать пошла на контакт: для нее разработали индивидуальную программу реабилитации, которую она успешно выполнила.
Семью и ребенка удалось спасти.
Отдельно скажу про ведение документации. Часть документов, с которыми работает классный руководитель, прописана в методических рекомендациях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 № 21. Более полный список обычно есть в положении о классном руководстве, которое заверяет директор учебного заведения .
Классный руководитель заполняет:
- план воспитательной работы;
- план-конспект классных часов;
- протоколы родительских собраний;
- психолого-педагогическую характеристику класса, которая нужна при переходе в пятый и девятый классы, а также характеристики на детей по запросу полиции, следственного комитета, соцзащиты;
- личные дела учеников;
- дневники ребят — выставляет оценки, пишет замечания;
- дневник индивидуальной работы с трудными детьми.
Также в обязанности классного руководителя входит составление социального паспорта класса. Документ позволяет изучить семью каждого ученика, предугадать возможные проблемы на раннем этапе и, если нужно, своевременно помочь.
Задачи классного руководителя
Перечислю их:
- Создать благоприятные условия для развития ученика, помочь ему раскрыть потенциал и таланты.
- Отслеживать возможности и способности обучающихся, замечать и направлять одаренных ребят.
- Защищать права и интересы школьников, тесно взаимодействуя с педагогами, органами опеки, подразделением полиции по делам несовершеннолетних.
- Поддерживать учеников в трудной жизненной ситуации, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Не допускать грубого и жестокого отношения к ним.
- Стимулировать учеников активно выбирать будущую профессию.
Благодаря недолгому личному опыту я поняла, что классное руководство — всегда творчество. Установить тесный контакт с детьми и родителями мне удалось через внеклассные мероприятия: мы создали в классе артистический кружок, ходили в походы, театры, кинотеатры, планетарий, посещали выставки, музеи, концерты. Это всех объединяло и стимулировало узнавать новое.
Вне класса дети открывались совсем с другой стороны, а родители охотнее участвовали в школьной жизни.
Качества хорошего классного руководителя
Личные и профессиональные качества позволяют классному руководителю завоевать уважение учителей и доверие ребят. От этого зависит атмосфера в классе, а после окончания учебы — воспоминания учеников: каждому учителю хочется, чтобы выпускники думали о школьных годах с теплом и благодарностью.
Современный классный руководитель — это педагог, обладающий следующими качествами:
- любит свою профессию и детей — он может поставить себя на место учеников, понимает их проблемы и потребности;
- стрессоустойчивый — публичное унижение, оскорбления, крики ни в какой ситуации неприменимы;
- тактичный — все дети разные, у каждого свой темперамент, мнение, семейное положение, здоровье. Важно уважительно относится ко всем;
- справедливый и наблюдательный — может заметить индивидуальные способности ученика или, например, вовремя распознать признаки буллинга;
- с чувством юмора — дети больше доверяют педагогам, которые могут пошутить, умеют работать позитивно, с хорошим настроением.
«Ученик должен ощущать поддержку и готовность прийти на помощь»
Я учитель истории, обществознания, методист по воспитательной работе, классный руководитель. Учительский стаж — 36 лет. Почти 15 лет была руководителем районной школы. Сейчас уже пятый год классный руководитель 10 класса.
В моей работе важны честность, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, а также доброта, искренность, чувство юмора. Дети это чувствуют. Классный руководитель — не только педагог, дающий новые знания, но и наставник, воспитывающий своим примером. Ему важно создать в классе атмосферу, в которой каждому ученику будет так же комфортно, как дома.
Одно из правил, которого я придерживаюсь: ребенок не должен ощущать давления со стороны классного руководителя, учителя или родителя. Важно, чтобы школьник чувствовал поддержку и готовность прийти ему на помощь. На этом строится доверие. А доверие в классе — залог успешной учебы и взаимоотношений.
Что не вправе делать классный руководитель
Все то же, что и педагог:
- унижать или оскорблять ученика;
- придумывать прозвища, навешивать ярлыки;
- занижать оценку, чтобы наказать;
- злоупотреблять доверием школьника.
Классный руководитель тюменской школы в качестве наказания за плохое поведение лишал учеников еды — в течение двух дней не заказывал питание на двух детей. По итогам проверки всех причастных привлекли к дисциплинарной ответственности, а классного руководителя — к штрафу в 30 000 ₽.
Ответственность классного руководителя
Если классный руководитель нарушает обязанности, установленные должностной инструкцией, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором без уважительных причин, к нему могут применить дисциплинарное взыскание — замечание, выговор или увольнение. Это зависит от обстоятельств и степени тяжести проступка.
Если классный руководитель даже единожды ударит, унизит, распространит об ученике какие-либо слухи — то есть применит методы воспитания, включающие физическое или психологическое насилие над ребенком, — его освободят от занимаемой должности .
Запомнить
- Классный руководитель — это прежде всего наставник, воспитатель, организатор. Одна из его главных задач — создать благоприятную атмосферу, в которой школьники смогут всесторонне развиваться.
- В обязанности классного руководителя входят контроль за успеваемостью и посещаемостью, организация социальной, психологической и правовой помощи ученикам.
- Хороший классный руководитель любит свою профессию и детей, стрессоустойчив, тактичен, справедлив и наблюдателен.
- Как и учитель, классный руководитель не вправе унижать и оскорблять учеников, злоупотреблять их доверием, наказывать оценками.
- За нарушение обязанностей, как и педагогу, директор может вынести классному руководителю замечание, выговор или уволить.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety