В петербургском «Манеже» проходит выставка, посвященная одному из главных «мест силы» неофициального искусства.
Дом 10 на Пушкинской улице был построен в конце 19 века. К 1989 году находящееся в аварийном состоянии здание расселили для капремонта. Работы долгое время не начинались, и в дом нелегально начали въезжать художники, поэты, музыканты и театралы — представители неофициального искусства.
Выживать приходилось в тяжелых условиях, часто без электричества, воды и тепла, отбиваясь одновременно и от бандитов, и от городских властей, имевших свои представления о будущем здания. Тем не менее авторы, не состоящие в Союзе художников, а потому не имеющие мастерских, заняли около 170 квартир и не просто выжили в этих обстоятельствах, а создали сообщество, ставшее знаковым для культуры.
С 1990 года начались переговоры с госструктурами. В 1996 году было подписано соглашение о проведении капремонта и передаче около трети помещений художникам в аренду на 49 лет. В 1998 году ремонт завершился и на месте сквота появился культурный центр. В том же году открылся Музей нонконформистского искусства. Художники могли работать на Пушкинской при условии, что они ежегодно передавали произведения в фонд музея. Также фонд пополнялся за счет даров художников и их родственников.
В 2023 году Музей нонконформистского искусства передал коллекцию примерно из 5000 предметов Центральному выставочному залу «Манеж» на двух условиях: собрание должно остаться целостным и должна пройти большая выставка переданных работ.
В начале июля такая выставка открылась. Рассказываю, почему ее стоит посетить и что зашифровано в некоторых работах художников.
Выставка «Пушкинская-10. Ковчег 21 века»
Кураторы: Евгений Орлов, Марина Джигарханян
Кому понравится: любителям городской антропологии и узора «полька-дот», интересующимся историей неофициального искусства
Адрес: Исаакиевская площадь, 1
Даты проведения: до 8 сентября
Часы работы: с понедельника по пятницу — с 12:00 до 21:00, в субботу и воскресенье — с 11:00 до 21:00
Цена билета: 700 ₽
Увидеть 30 лет истории «Пушкинской-10» в 400 работах
Это не просто экспозиция с работами резидентов коммуны и «попутчиков» — художников, близких по духу. Это попытка воссоздать дух объединения. Белые круги на красном фоне в оформлении выставки отсылают к флагу «Пушкинской-10», созданному Андреем Хлобыстиным.
Отдельная инсталляция воспроизводит Пушкинский сквер с красно-белым памятником поэту. По легенде поэт указал основателям арт-центра, распивавшим у его ног портвейн, место, где могут расположиться мастерские независимых художников. В конце зала на первом этаже демонстрируют видеозаписи перформансов разных лет.
Погрузиться в историю неофициального искусства города
Экспозиция претендует на освещение истории не только «Пушкинской-10», но и всего неофициального искусства Северной столицы. И даже несколько шире: основатели коммуны много путешествовали по стране и приглашали к участию в своем содружестве художников из других городов и стран ближнего зарубежья.
Кроме резидентов коммуны представлены художники Арефьевского круга, которых кураторы считают родоначальниками неофициального искусства в СССР, Митьки, участники газаневских выставок, стерлиговцы, Товарищество экспериментального изобразительного искусства.
В отборе произведений заметен вкус куратора Марины Джигарханян: состав экспозиции перекликается с выставкой «Лихие 90-е. Свобода без границ», проходившей в Музее искусства Санкт-Петербурга 20—21 века, директором которого она является.
Взглянуть на явления и события изнутри
Название «Ковчег 21 века» отсылает к идее ковчега, придуманного Юлием Рыбаковым и Сергеем Ковальским. Предполагалось, что на этом мифическом судне независимое искусство поплывет в прекрасное будущее. Выставка в «Манеже» предлагает посмотреть на явление «изнутри» ковчега. Дизайн экспозиции — это отдельные «боксы», в которых, как корабельные грузы, размещается искусство.
Такое решение делает восприятие комфортным. На посетителя не обрушиваются сразу же 400 работ — можно спокойно переходить от одного кластера к другому. Кластерность выставки рифмуется и с горизонтальностью связей, присущей содружеству «Пушкинской-10», и с нелинейностью развития истории искусства — кураторы не настаивают на единственном «правильном» маршруте осмотра.
Погружению во внутренний мир ковчега способствует и обширный фотоматериал, документирующий жизнь центра и его обитателей. С ним можно ознакомиться в левой галерее первого этажа.
Кого можно узнать в экспонатах выставки?
Чтобы не потеряться в обилии произведений, мы обратимся к «внутренней» стороне «Пушкинской-10» — портретам ее обитателей, часто символическим и не претендующим на формальное сходство.
🍇 Анатолий Жбанов. Директор Орлов и виноград. 2012. Это портрет директора «Пушкинской-10» Евгения Орлова. Он начал проводить выставки неофициального искусства еще в 1980-е, в помещении объединения «Сокол», занимавшегося ремонтом бытовой техники, где Евгений работал художником-оформителем.
Авторы не имели собственных мастерских, так что с удовольствием оставляли Орлову свои работы на хранение. К моменту, когда первые художники начали осваивать дом на Пушкинской, у Орлова скопилась внушительная коллекция произведений.
На портрете Жбанова изображен не собиратель и не директор, а художник, увлеченный христианской тематикой, на что указывают символические элементы: иконка и гроздь винограда. Погружение в православие в жизни Орлова тоже было связано с организацией выставок: в поисках художников он попал в Псково-Печорский монастырь, где служил архимандрит Алипий, который произвел на Орлова сильное впечатление.
✨ Вадим Воинов. Золотой огонь Рухина. 2000. Автор идеи Музея нонконформистского искусства часто составляет работы из найденных на улице объектов.
Работа «Золотой огонь Рухина» посвящена советскому художнику-нонконформисту Евгению Рухину, для творчества которого характерен поиск сакрального в искусстве. Тщательный отбор предметов выстраивает поэтический образ. Коллаж включает обратную сторону столешницы, фрагмент рамки из сгоревшей мастерской Рухина, складной метр, разворот из фотоальбома. Сумма этих предметов не просто создает портрет художника, но рассказывает драматическую историю его жизни, трагически оборвавшейся при пожаре.
👤 Тимур Юсупов. Бюст художника Ковальского. 2011. Сергей Ковальский — еще один основатель арт-центра. «Пушкинскую-10» Ковальский видел как воплощение своей концепции «параллелошара» — виртуального художественного символа 21 века.
«Параллелошар», который Ковальский воплощал и в компактных объектах, и в перформансах, должен был стать новым этапом в цепи произведений искусства, переломных для осознания окружающего пространства. Среди предыдущих звеньев этой цепи были «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Писсуар» Марселя Дюшана, «4’33» Джона Кейджа и другие знаковые произведения 20 века. Не удивительно, что в творческом наследии Ковальского присутствует работа «Дюшан, алле!», также представленная на выставке.
🖼️ Александр Гуревич. Портрет Юлия Рыбакова. 1986. Рыбаков — одна из икон независимого искусства, сопротивления цензуре и подавлению человеческой свободы. Иконность в портрете Гуревича совмещается с изображением в анфас и в профиль, а также цифрой «76».
В 1976 году ленинградские художники Юлий Рыбаков и Олег Волков нанесли на стену Петропавловской крепости надпись длиной 42 метра «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков». За это Рыбаков был приговорен к шести, а Волков к семи годам лагерей.
Вернувшись на свободу, Рыбаков продолжил заниматься искусством, стал правозащитником, основателем и одним из первых резидентов «Пушкинской-10». Его инсталляцию «Старший брат» к выставке в «Манеже» не допустили, но здесь представлены другие его работы, например «Жили-были» и «Натюрморт с часами».
🧑🌾 Вячеслав Забелин. Портрет Тимура Новикова. 1977. Этот драматический, несмотря на «тихую графику», портрет создателя Новой академии передает интеллигентность и изящество фигуры Тимура Новикова.
На втором этаже экспонируется работа самого Новикова «Египет». Это один из его узнаваемых текстильных коллажей — их подделок на рынке чуть ли не больше оригиналов. Этот коллаж, как и ему подобные, — знамя неоакадемической эстетики: лаконичный, элегантный, отсылающий к искусству прошлого, монументальный и одновременно тактильный.
Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod