Как изменились авиаперевозки в России к 2024 году
В 2023 году российские авиакомпании перевезли более 105 млн пассажиров — по России и за рубеж.
Это на 1,9% больше, чем планировала Росавиация , и на 10% больше, чем в 2022 году, когда перевезли 95,2 млн человек.
Мы изучили статистику перевозок в авиаотрасли России и расскажем, как и куда чаще всего летают россияне.
Как меняется число авиаперевозок
По итогам 2023 года авиаперевозки хоть и выросли по сравнению с 2022, но не превысили уровень 2021 года — 111 млн пассажиров. С двухтысячных годов объем пассажирских перевозок в России в целом плавно увеличивался и достиг максимума в 2019 году: 128,1 млн человек. Резкое падение отмечалось в 2020 и 2022 — на 46 и 14% соответственно.
На внутренних линиях рост более заметный: в 2019 перевезли 73 млн человек, в 2023 — 83 млн, на 12% больше. Пик внутренних перевозок пришелся на 2021 год — 87,5 млн пассажиров, и объемы продолжают оставаться выше доковидного уровня.
Какие аэропорты самые загруженные
В пятерку лидеров по количеству обслуженных в 2023 году пассажиров вошли три главных московских аэропорта. Из них самый крупный — Шереметьево, где базируется компания «Аэрофлот», он обслужил 36,3 млн человек. Домодедово и Внуково с пассажиропотоком 19,9 и 14,5 млн человек заняли третье и четвертое места.
Вторым по пассажиропотоку стал петербургский аэропорт Пулково, показавший исторический рекорд — 20,4 млн человек. Предыдущий максимум — 19,6 млн пассажиров в 2019 году. Пятый по загруженности — аэропорт Сочи, он обслужил 13,9 млн человек, его популярность стабильно растет с пандемийного 2020 года.
На пять крупнейших аэропортов в 2023 году пришлось 58,6% пассажиропотока, если считать только аэропорты, где было больше миллиона пассажиров.
На шестом и седьмом месте — международные аэропорты Толмачево в Новосибирске и Кольцово в Екатеринбурге, обслужившие в 2023 году 9,093 млн и 7,38 млн пассажиров соответственно. Общее число аэропортов в России, где пассажиропоток превышает миллион, — около трех десятков: по итогам 2021 года их было 32, в 2022 — 29, в 2023 — 31.
В числе самых загруженных в России — аэропорты миллионников, туристических центров, таких как Казань и Красноярск, и городов, куда россияне часто ездят в отпуск, — это, например, Сочи, Калининград и Минводы. Также сюда входят аэропорты, расположенные на Крайнем Севере и Дальнем Востоке: например, в Южно-Сахалинске, Новом Уренгое и Мурманске. Это можно объяснить тем, что значительная часть пассажиров — вахтовики, которые активно пользуются воздушным сообщением, чтобы добраться до места работы и обратно.
По сравнению с пиковым 2019 годом, когда зафиксировали рекордный для России пассажиропоток, в 2023 году объем пассажирских перевозок трех главных московских аэропортов снизился. Сокращение составило более 25%. Через эти аэропорты совершалось много международных перевозок, которые с 2020 года находятся в упадке. Только в новом, открытом в 2016 году аэропорту Жуковский пассажиропоток остался на уровне 2019 года. На 19% сократились перевозки во Владивостоке, примерно на 5% — в Якутске. В остальных аэропортах наблюдается прирост.
В три с лишним раза вырос трафик в саратовском аэропорту Гагарин: первый рейс он принял только в августе 2019 года. В два с лишним раза вырос пассажиропоток в аэропортах Грозного и Сочи. В Минводах, Махачкале и Калининграде рост составил примерно 80%.
Сколько в России внутренних авиарейсов, которые пролегают не через Москву
В 2022 году впервые без посадки в Москве состоялась половина регулярных пассажирских рейсов внутри страны. Их доля в 2021 — 46,3% . Сеть таких маршрутов расширяют, чтобы повысить экономическую связанность территории России . Если коротко — чем проще между регионами перемещать грузы и пассажиров, тем выше товарооборот, качественнее инфраструктура и более развит туризм.
Однако количество пассажиров на рейсах в обход Москвы увеличивается не так быстро, как число маршрутов. В 2021 году доля таких пассажиров составила 34,1% от общего пассажиропотока внутри России, в 2022 — 36,6%. В абсолютных числах показатель даже снизился: 28,3 млн человек в 2022 году против 29,8 млн в 2021.
За 2023 год только на дальневосточных маршрутах перевезли более 10 млн пассажиров — на 13% больше, чем в 2022, сообщил глава Минтранса Виталий Савельев .
Чтобы сделать рейсы в отдаленные части страны доступнее, государство выделяет субсидии авиакомпаниям. В 2023 году в продаже было более 4 млн льготных билетов на 308 направлений. В 2024 утверждены 235 субсидированных маршрутов.
Какие авианаправления были самыми популярными в 2023 году
По данным сервиса путешествий «Туту-ру», внутри страны лидируют перелеты из Москвы: в Сочи — 5,7% проданных авиабилетов, в Санкт-Петербург — 5,2%, в Калининград — 3,1%.
Спрос на полеты из Москвы в Челябинск и Новосибирск вырос на 52 и 53% по сравнению с 2022 годом. Также россияне чаще путешествуют в Екатеринбург и Казань. Общая доля заказов на внутренние направления у клиентов «Туту-ру» — 84,5%.
Продажи авиабилетов на зарубежные рейсы, по данным сервиса OneTwoTrip, составили 16% от общего количества, тогда как в 2022 году — только 11%. Из иностранных городов в 2023 году из России больше всего летали в Ереван, Стамбул и Минск. При этом первые два выбирали несколько реже, чем в 2022, — на 7 и 15%. Тогда как Минск — на 60% чаще.
Что касается организованного туризма, то, по данным исследования туроператора «Анекс», у россиян наиболее популярны пакетные туры с регулярным перелетом в Турцию — 48%, по России — 21%, в Египет — 7,5%. Наряду с путешествиями по стране в прошедшем году туристы чаще всего посещали Турцию, ОАЭ и Египет.