Как изменились авиаперевозки в России к 2024 году

И какие направления перелетов самые популярные

7
Аватар автора

Мария Павлова

летает российскими авиалиниями

Страница автора

В 2023 году российские авиакомпании перевезли более 105 млн пассажиров — по России и за рубеж.

Это на 1,9% больше, чем планировала Росавиация  , и на 10% больше, чем в 2022 году, когда перевезли 95,2 млн человек.

Мы изучили статистику перевозок в авиаотрасли России и расскажем, как и куда чаще всего летают россияне.

Как меняется число авиаперевозок

По итогам 2023 года авиаперевозки хоть и выросли по сравнению с 2022, но не превысили уровень 2021 года — 111 млн пассажиров. С двухтысячных годов объем пассажирских перевозок в России в целом плавно увеличивался и достиг максимума в 2019 году: 128,1 млн человек. Резкое падение отмечалось в 2020 и 2022 — на 46 и 14% соответственно.

На внутренних линиях рост более заметный: в 2019 перевезли 73 млн человек, в 2023 — 83 млн, на 12% больше. Пик внутренних перевозок пришелся на 2021 год — 87,5 млн пассажиров, и объемы продолжают оставаться выше доковидного уровня.

Источники: 1991⁠—⁠2000 — Росстат, 2001⁠—⁠2021 — Росавиация, 2022⁠—⁠2023 — ЕМИСС
Источники: 1991⁠—⁠2000 — Росстат, 2001⁠—⁠2021 — Росавиация, 2022⁠—⁠2023 — ЕМИСС

Какие аэропорты самые загруженные

В пятерку лидеров по количеству обслуженных в 2023 году пассажиров  вошли три главных московских аэропорта. Из них самый крупный — Шереметьево, где базируется компания «Аэрофлот», он обслужил 36,3 млн человек. Домодедово и Внуково с пассажиропотоком 19,9 и 14,5 млн человек заняли третье и четвертое места.

Вторым по пассажиропотоку стал петербургский аэропорт Пулково, показавший исторический рекорд — 20,4 млн человек. Предыдущий максимум — 19,6 млн пассажиров в 2019 году. Пятый по загруженности — аэропорт Сочи, он обслужил 13,9 млн человек, его популярность стабильно растет с пандемийного 2020 года.

На пять крупнейших аэропортов в 2023 году пришлось 58,6% пассажиропотока, если считать только аэропорты, где было больше миллиона пассажиров.

На шестом и седьмом месте — международные аэропорты Толмачево в Новосибирске и Кольцово в Екатеринбурге, обслужившие в 2023 году 9,093 млн и 7,38 млн пассажиров соответственно. Общее число аэропортов в России, где пассажиропоток превышает миллион, — около трех десятков: по итогам 2021 года их было 32, в 2022 — 29, в 2023 — 31.

Источники: данные аэропортов, СМИ, расчеты Т⁠—⁠Ж. Аэропорт Жуковский — данные за 2022 год
Источники: данные аэропортов, СМИ, расчеты Т⁠—⁠Ж. Аэропорт Жуковский — данные за 2022 год

В числе самых загруженных в России — аэропорты миллионников, туристических центров, таких как Казань и Красноярск, и городов, куда россияне часто ездят в отпуск, — это, например, Сочи, Калининград и Минводы. Также сюда входят аэропорты, расположенные на Крайнем Севере и Дальнем Востоке: например, в Южно-Сахалинске, Новом Уренгое и Мурманске. Это можно объяснить тем, что значительная часть пассажиров — вахтовики, которые активно пользуются воздушным сообщением, чтобы добраться до места работы и обратно.

По сравнению с пиковым 2019 годом, когда зафиксировали рекордный для России пассажиропоток, в 2023 году объем пассажирских перевозок трех главных московских аэропортов снизился. Сокращение составило более 25%. Через эти аэропорты совершалось много международных перевозок, которые с 2020 года находятся в упадке. Только в новом, открытом в 2016 году аэропорту Жуковский пассажиропоток остался на уровне 2019 года. На 19% сократились перевозки во Владивостоке, примерно на 5% — в Якутске. В остальных аэропортах наблюдается прирост.

В три с лишним раза вырос трафик в саратовском аэропорту Гагарин: первый рейс он принял только в августе 2019 года. В два с лишним раза вырос пассажиропоток в аэропортах Грозного и Сочи. В Минводах, Махачкале и Калининграде рост составил примерно 80%.

Сколько в России внутренних авиарейсов, которые пролегают не через Москву

В 2022 году впервые без посадки в Москве состоялась половина регулярных пассажирских рейсов внутри страны. Их доля в 2021 — 46,3%  . Сеть таких маршрутов расширяют, чтобы повысить экономическую связанность территории России  . Если коротко — чем проще между регионами перемещать грузы и пассажиров, тем выше товарооборот, качественнее инфраструктура и более развит туризм.

Однако количество пассажиров на рейсах в обход Москвы увеличивается не так быстро, как число маршрутов. В 2021 году доля таких пассажиров составила 34,1% от общего пассажиропотока внутри России, в 2022 — 36,6%. В абсолютных числах показатель даже снизился: 28,3 млн человек в 2022 году против 29,8 млн в 2021.

За 2023 год только на дальневосточных маршрутах перевезли более 10 млн пассажиров — на 13% больше, чем в 2022, сообщил глава Минтранса Виталий Савельев  .

Чтобы сделать рейсы в отдаленные части страны доступнее, государство выделяет субсидии авиакомпаниям. В 2023 году в продаже было более 4 млн льготных билетов на 308 направлений. В 2024 утверждены 235 субсидированных маршрутов.

Источник: ЕМИСС — доля рейсов, объем пассажирских перевозок

Какие авианаправления были самыми популярными в 2023 году

По данным сервиса путешествий «Туту-ру», внутри страны лидируют перелеты из Москвы: в Сочи — 5,7% проданных авиабилетов, в Санкт-Петербург — 5,2%, в Калининград — 3,1%.

Спрос на полеты из Москвы в Челябинск и Новосибирск вырос на 52 и 53% по сравнению с 2022 годом. Также россияне чаще путешествуют в Екатеринбург и Казань. Общая доля заказов на внутренние направления у клиентов «Туту-ру» — 84,5%.

Источник: «Туту-ру»
Источник: «Туту-ру»

Продажи авиабилетов на зарубежные рейсы, по данным сервиса OneTwoTrip, составили 16% от общего количества, тогда как в 2022 году — только 11%. Из иностранных городов в 2023 году из России больше всего летали в Ереван, Стамбул и Минск. При этом первые два выбирали несколько реже, чем в 2022, — на 7 и 15%. Тогда как Минск — на 60% чаще.

Что касается организованного туризма, то, по данным исследования туроператора «Анекс», у россиян наиболее популярны пакетные туры с регулярным перелетом в Турцию — 48%, по России — 21%, в Египет — 7,5%. Наряду с путешествиями по стране в прошедшем году туристы чаще всего посещали Турцию, ОАЭ и Египет.

Источник: OneTwoTrip
Источник: OneTwoTrip

Мария ПавловаЧасто летаете? Какой перелет запомнился ярче всего?
  • Забаненый за правдуПро подорожание молчим?5
  • Алекс АлефировZimaletto, и третий пункт упустил.. какую площадь покрыл твой язык этими двумя пунктами и какого он теперь цвета0
  • АсяВ этом году планирую не меньше трех перелетов, два по России и один за границу ) Сочи норм, Калинград разочаровал, в Петербурге живу, в Москве сто раз была, неинтересно. Хочется в Сибирь и на Дальний восток, но билеты дорогие ппц, а качество сервиса ниже среднего. В эту сторону нам, конечно, ещё есть куда работать))0
  • Mr ZombieПока буду летать за границу, куда открыто. Если вдруг закроют полностью, тогда уже по России. Да и сервис за это время только улучшится. С другой стороны, и цена на него может вырасти0
  • Владимир КоваленкоБендер, почему люди постоянно жалуются на подорожание? но не говорят про разумное пользование имеющимися возможностями = например, мили по кобрендовой с авиакомпаниями карте или со специализированными сайтами, про субсидированные авиабилеты, про скидки, периодически проводимые авиакомпаниями, про пакетные туры, которые могут быть дешевле авиаперелетов...Вы этим никогда не пользовались? тупо покупаете по той цене, которую увидели? и дату полета не выбираете, а берете на любую, какую левой ноге захочется? Что за стенание здесь в комментах? Вы не знаете, что инфляция не останавливается в нашей стране и практически в любой стране мира (включая благословенный Запад)? Так пожалуйтесь тогда на инфляцию, курс доллара США, рост биткоина или что-нибудь еще....Не знаете, что на один и тот же рейс можно купить разные по стоимости билеты одного класса? В любое время, независимо когда - вчера, завтра или сегодня....Не знаете от чего это зависит?))) ТАК, может вместо того, чтобы стонать о ценах, просто начать включать голову и пользоваться всеми имеющимися преимуществами предложений авиаперевозчиков, туроператоров, специализированных сайтов? Мне сложно вас (это всех стонущих) понять, т.к. я успешно пользуюсь различными маркетинговыми предложениями и могу позволить себе летать оччееенннььь выгодно (крайний раз на поезде ездил в 2009 - только потому, что в этот город не летали самолеты)...и живу я в Сибири уже 30 лет, а не в мегаполисах, где выбор рейсов (маршрутов и билетов) по сравнению с провинцией просто огромный... не хочу ничего сказать обидного про поезда, но цены на них иногда выше, чем на самолеты, а вот времени на дорогу значительно больше...позитивная динамика в авиасообщениях есть и это в ситуации санкционных ограничений, когда вообще можно было остаться без самолетов... радоваться надо, что строят аэропорты и рейсы новые запускают, дают льготы, а рынке авиаперевозок есть конкуренция, что позволяет находить наиболее выгодные предложения для себя, любимых.2
  • Евгений КочановВ этом году из экзотики слетал из Петербурга в Апатиты (Кировск, на горнолыжку), и из Петербурга же в Ярославль (по работе). Вайб маленьких аэропортов понравился, цена на авиабилеты — не очень. 23К в обе стороны на полуторачасовой рейс - как-то дороговато :/0

Сообщество