Я живу в Таиланде уже почти год, восемь месяцев из этого срока — в Бангкоке.
Бангкок — хаотично застроенный, тесный и шумный город. Однако когда я побывал там в первый раз в 2018 году, он сразу меня зацепил. Тогда я провел в городе всего один день, но этого было достаточно, чтобы добавить в копилку моих желаний мечту пожить и поработать в этом сумасшедшем мегаполисе.
Спустя год появилась такая возможность. Меня пригласили поработать в Таиланде учителем английского — об этом я уже писал в Т—Ж. Но я хотел бы подробнее рассказать о том, каково жить в столице этого азиатского государства и сколько это стоит.
Что за город
Бангкок, или Крунгтеп, как его называют местные, — столица Таиланда. Четыре года подряд — с 2016 по 2019 — он занимал первое место в рейтинге самых посещаемых туристами городов мира. Его полное название на тайском входит в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное в мире. Если транскрибировать на русский, оно будет звучать так — Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит.
Еще Бангкок — самый жаркий город в мире, если сравнивать по среднегодовой температуре. И это сразу чувствуется: без кондиционера здесь мгновенно становишься мокрым.
Каждый год под собственной тяжестью город уходит на несколько сантиметров вниз и медленно тонет. А так как параллельно растет уровень мирового океана, то, по прогнозам ученых, большая часть Бангкока может оказаться затопленной к 2050 году.
Из того времени, что я прожил в мегаполисе, около трех месяцев подряд Бангкок занимал лидирующие позиции в мире среди городов с самым загрязненным воздухом, обходя по этим показателям даже города Индии и Китая. Однажды из-за этого отменили занятия в школах. В итоге дома осталось более 300 тысяч учеников — население небольшого российского областного центра!
Еще в 15 веке на месте нынешнего Бангкока располагалось небольшое поселение, которое разрослось до города и в 1782 году получило статус столицы. С этой даты принято отсчитывать историю современного Бангкока.
Согласно данным последней переписи населения, в 2020 году в мегаполисе проживало 10,5 млн человек — это около 15% жителей Таиланда. А население Большого Бангкока — так называют сам город и граничащие с ним пять провинций — по данным на 2017 год составляло почти 16 млн жителей, или одну пятую от населения всей страны. При этом, если верить английской Википедии, днем население Большого Бангкока на 1 млн человек больше, чем ночью, потому что многие ездят сюда на работу из соседних провинций. А если учесть статус самого посещаемого города в мире, то к местным жителям стоит добавить несколько сотен тысяч туристов.
Первые впечатления
Когда я впервые провел сутки в Бангкоке в 2018 году, этот город меня невероятно впечатлил. Меня шокировала его самобытность, саморегуляция и гармония, возникающая из окружающего хаоса. Казалось, здесь вообще отсутствует какое-либо планирование. Из-за этого у города множество проблем: загазованность, пробки, перенаселение и хаотичная застройка.
Но когда смотришь на Бангкок пристальнее, понимаешь: все эти проблемы возникают из-за того, что он живет своей жизнью и развивается. А не оттого, что когда-то кто-то на бумаге нарисовал красивую картинку, которая после переноса в реальный мир оказалась непригодной для жизни. Привет многим китайским городам-призракам, которые архитекторы создали с нуля, но в них никто не захотел жить.
Здесь на каждом шагу контрасты: серые полуразвалившиеся и покрытые плесенью трущобы граничат с трехсотметровыми стеклянными небоскребами и элитными кондоминиумами, а прямо у входа в шопинг-моллы стоят буддийские алтари. Одновременно с восторгом и удивлением у меня возникало чувство недоумения и какой-то недосказанности: я не нашел свободного пространства — такого места, куда можно было бы просто выйти, охватить взглядом все вокруг и составить портрет города. Тогда я впервые понял, что такое бетонные джунгли.
В течение двух месяцев после первого визита я еще дважды был в Бангкоке. Каждый раз проездом, задерживался не более чем на сутки. Впечатления были такие же. У меня появилось огромное желание изучить город, но я не знал, с чего начать. Уже тогда решил, что точно вернусь сюда и поживу какое-то время. Спустя год появилась такая возможность.
Переезд: билеты и виза
О визах и переезде в Таиланд я рассказывал в предыдущей статье. Поэтому остановлюсь на этом пункте коротко.
В октябре 2019 года один из университетов Бангкока предложил мне работу учителем английского. Я тут же купил билет на чартерный рейс Новосибирск — Пхукет за 13 000 ₽. Летел не напрямую, потому что регулярные рейсы до тайской столицы стоили примерно на 10 000 ₽ дороже.
По прилете я получил безвизовый штамп на 30 дней, а рабочую визу сделал уже на месте. Этот процесс занял три месяца, и за время ожидания мне пришлось выезжать в соседние страны, чтобы получить еще два месячных безвизовых штампа.
Когда все документы от работодателя были готовы, мне дали визу типа Non-Immigrant B для работы учителем. От меня понадобились сертификат преподавателя английского языка TEFL, справка об отсутствии судимости в Таиланде, загранпаспорт с копией и фото. Остальные документы готовила школа, в которой я преподавал.
Не все едут в Таиланд работать, поэтому в двух словах расскажу о других распространенных типах виз. До прихода в мир коронавируса у туриста было два простых способа легального въезда в Таиланд.
Штамп по прилете. Он позволяет безвизово находиться на территории государства с туристической целью в течение 30 дней.
Туристическая виза. Сначала ее выдают на 60 дней, после чего могут продлить еще на 30, выезжать из страны для этого не придется.
Также есть множество неиммиграционных виз. Наиболее популярные — пенсионная, волонтерская, студенческая и для воссоединения с семьей.
Отдельно хочу отметить визу «Тай Элит». Ее выдают на срок от 5 до 20 лет, она стоит 500 000—1 000 000 THB (1 230 000—2 460 000 ₽). Таиланд — единственная страна в Азии, где есть возможность получить визу на такой долгий срок быстро, но за большие деньги.
Жилье
Выбор платформы для поиска жилья зависит от того, как долго вы собираетесь его арендовать. Если год или больше, лучше сразу напрямую обращаться на ресепшен в любой кондоминиум. Таким образом можно снять жилье и на меньший срок, но только если этот кондо — так сокращенно называют кондоминиумы — располагается где-то на окраине.
Для поиска жилья для помесячной аренды в Бангкоке лучше использовать Facebook Marketplace, Airbnb.com и Agoda Homes. При заезде обязательно нужно оставить залог — его размер, как правило, сразу указывают на сайте. Сумма колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч батов и зависит от срока аренды. Если снимаете жилье на год, то залог обычно равен аренде за 1—3 месяца.
Есть местные сайты, где можно найти варианты аренды жилья как на год, так и помесячно, например Renthub, DDproperty или Hipflat. Размер депозита здесь тоже пишут на странице с объявлением.
Стандартное для Бангкока жилье — это небольшие однокомнатные апартаменты по типу студии площадью 30—40 м² в кондоминиумах. В таком комплексе есть все удобства вроде парковки, лаундж-зоны, спортзала, игровых площадок, бассейна и даже библиотеки.
В центре города цены на апартаменты варьируются в районе 11 000—20 000 THB (27 060—49 200 ₽). Чем дальше от центра, тем дешевле. За 8000 THB (19 680 ₽) можно снять жилье на окраине Бангкока, а еще дешевле — всего за 6000 THB (14 760 ₽) — в пределах агломерации Большой Бангкок.
Конечно, рынок жилья не ограничивается однокомнатными студиями. Но цены за квартиры площадью больше 40 м² в центре заметно возрастают — тогда нижней планкой нужно считать уже 20 000 THB (49 200 ₽) в месяц.
Первые несколько дней в Бангкоке я провел в отеле, просматривая варианты жилья. За номер платил 400 THB (984 ₽) в сутки.
Лучшую цену на аренду жилья предлагал сервис Agoda, а на Booking и Airbnb были более дорогие варианты. Для себя я открыл небольшой лайфхак: если сначала на Agoda найти жилье в режиме инкогнито, а только потом авторизоваться или перейти в приложение, то цена будет ниже, чем если искать сразу под своим профилем.
Свой кондоминиум я нашел на Renthub. Сразу приехал на место и заключил помесячный контракт, потом несколько раз продлевал его в начале каждого месяца. Жилье находилось в пригороде, в часе езды от центра, и поэтому стоило недорого — 5700 THB (14 022 ₽) в месяц. В качестве депозита при въезде с меня взяли всего 3900 THB (9594 ₽). За свои деньги я получил однокомнатную студию площадью 35 м² с открытым бассейном, магазинчиком, прачечной и парковкой на территории комплекса.
Что касается коммунальных услуг, то у меня выходило в среднем около 1000—1500 THB (2460—3690 ₽) за электричество и до 500 THB (1230 ₽) за воду.
Зарплата и работа
Закон устанавливает для тайцев минимальную зарплату в 313—336 THB (769—826 ₽) в день, в зависимости от типа работы. Средняя зарплата по стране примерно равна 14 000 THB (34 440 ₽). Учитель в Таиланде получает от 15 000 THB (36 900 ₽) в месяц, продавец в магазине 7-Eleven — от 9000 THB (22 140 ₽), полицейский — от 6000 THB (14 760 ₽), водитель такси в Бангкоке — 300—400 THB (738—984 ₽) в день, кассир-официант в фастфуд-ресторане в центре столицы — 12 000 THB (29 520 ₽).
Экспатам проще всего найти работу на международных сайтах вроде LinkedIn и Glassdoor. Работу в сфере ИТ — через местные агентства либо на профильных сайтах Blognone Jobs и Stack Overflow. Учителям надо идти на Ajarn.
В Таиланде для иностранцев официально установлен минимальный уровень месячной зарплаты, который зависит от гражданства экспата:
- Жители Западной Европы, Австралии, Канады, Японии и США получают минимум 50 000 THB (123 000 ₽).
- Граждане Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга получают минимум 45 000 THB (110 700 ₽).
- Жители Восточной Европы, Азии, Южной Америки, Центральной Америки, Мексики, Турции, России получают минимум 35 000 THB (86 100 ₽).
- Жители стран Африки, а также Камбоджи, Мьянмы, Лаоса и Вьетнама получают минимум 25 000 THB (61 500 ₽).
Однако мало кто придерживается этих требований. Впрочем, как и многих других законов в Таиланде. Моя первая зарплата здесь составляла 32 000 THB (78 720 ₽), хотя должна была быть не менее 35 000 THB (86 100 ₽). В те времена я еще не знал о минимальной оплате труда, поэтому не пытался отстаивать свои права. Но если сейчас взглянуть на сайты с вакансиями, например, учителей, многие предложения для граждан англоговорящих стран будут меньше нормативных 50 000 THB (123 000 ₽).
Я работал учителем английского от университета в государственной школе и получал 35 000 THB (86 100 ₽). В целом иностранные учителя английского без опыта здесь получают 30 000—35 000 THB (73 800—86 100 ₽), реже — до 40 000 THB (98 400 ₽). Немного поработав, набравшись опыта и связей, можно получать до 50 000 THB (123 000 ₽) и больше.
Транспорт
Передвигаться в Бангкоке на большие расстояния реально только на автотранспорте. Город не предназначен для велосипеда, самоката и пеших прогулок — об этом я подробнее расскажу чуть ниже. В центре довольно много мест, где можно взять велосипед напрокат, но куда потом на нем ехать — для меня загадка.
Из общественного транспорта в Бангкоке есть подземное и надземное метро, автобусы, лодки, такси и тук-туки. Расскажу про каждый подробнее.
Автобусы. В городе очень развита автобусная сеть, движение по маршрутам начинается в 05:00 и заканчивается в 22:00—23:00. Сами автобусы разные: есть и совсем старые без окон и дверей, и новые — с кондиционерами и GPS-датчиками.
Все маршруты и расписание можно посмотреть в приложении ViaBus. Там же можно отслеживать автобусы на карте в режиме реального времени, хотя, по моим наблюдениям, небольшие задержки все-таки бывают.
Цена проезда зависит от дальности поездки и варьируется от нескольких батов на старых автобусах до 40 THB (98 ₽) на новых. Обычно перед продажей билета кондуктор спрашивает, куда вы едете, так что стоит заранее узнать название остановки или ближайшего от нее ориентира на тайском языке.
Метро. В Бангкоке есть две линии подземного и две линии надземного метро, а также одна ветка, ведущая из центра города в аэропорт Суварнабхуми. Это самый удобный и быстрый вид транспорта, так как дороги в городе постоянно в пробках. Единственный недостаток — сеть метро не полностью охватывает город, поэтому до некоторых мест так добраться не получится.
Проезд в метро дороже, чем на автобусах. Стоимость зависит от расстояния и количества станций и варьируется в пределах 7—40 THB (17—98 ₽). Можно купить карточку сразу на несколько поездок.
Такси в Бангкоке одно из самых дешевых в мире. Правда, это правило работает, если ездить по счетчику. Стартовая стоимость при посадке — 35 THB (86 ₽), дальше включают счетчик. Главное — убедиться, что водитель его действительно запустил. Из-за большого количества туристов в городе многие таксисты отказываются везти по счетчику и называют фиксированную сумму, особенно если поездка на небольшое расстояние. Так, например, за поездку без счетчика от надземной станции метро «Монумент Победы» — BTS Victory Monument — до российского посольства я отдал 100 THB (246 ₽), расстояние составило 4,5 км. По счетчику я заплатил бы около 60 THB (147 ₽).
Такси можно поймать практически на каждом шагу, но также большой популярностью пользуется приложение Grab. С ним можно быть уверенным в финальной стоимости, хотя цена будет примерно на 10—20 THB (24—49 ₽) выше, чем за аналогичную поездку в такси, остановленном на улице.
Еще приложение полезно тем, что избавляет от необходимости объяснять таксисту, где находится пункт назначения. Если вы едете не в туристическое место, то такие ситуации не редкость: таксисты здесь практически не говорят по-английски. Навык пользования навигатором и онлайн-картами у них тоже примерно нулевой.
Единственное, из-за чего финальная стоимость поездки по счетчику может оказаться выше первоначальной, — это платные дороги, которые есть даже в центре города. Этот момент лучше сразу обговорить с водителем. Он может попросить вас заплатить как непосредственно при въезде на каждую из таких трасс, так и добавить сумму к чеку в конце поездки. Обычно стоимость проезда по платной трассе составляет 20—60 THB (49—147 ₽).
Еще в городе очень развито мототакси, которое тоже можно вызвать через Grab. Стоимость поездки там примерно вдвое меньше, чем на автомобиле, но я таким способом никогда не передвигался.
Лодки — это скорее туристическое развлечение, чем транспорт на каждый день. В Бангкоке множество каналов, по которым курсируют небольшие лодки. Есть и большие двухэтажные паромы, которые ходят по главной реке города — Чаупхрае.
На лодках удобно передвигаться, когда город стоит в пробках, особенно если надо переплыть с одного берега на другой. Такая поездка стоит до 10 THB (24 ₽). Еще среди местных популярен речной маршрут вдоль улицы Сукхумвит в самом центре города.
Тук-туки. Цены поездок на тук-туке никак не регламентированы и зависят от того, на какую сумму вы договоритесь с водителем при посадке. Именно поэтому, по моим наблюдениям, водители тук-туков чаще всего обманывают — со мной такое случалось дважды. Оба раза за небольшую стоимость поездки меня доставили совсем не в то место, куда я просил. Знакомые рассказывали, что иногда по прибытии в пункт назначения им заявляли, что поездка стоит не 40 THB (98 ₽), как оговаривалось в начале, а в десять раз больше.
Когда едете на тук-туке в Бангкоке, надо крепко держать сумки и прочие вещи, которые вы везете. Иначе кто-то недобросовестный может подъехать к вашему тук-туку на ходу, вырвать сумку из рук и быстро умчать.
Мотобайк. Это удобный вариант для передвижения по городу в сухой сезон — с ноября по апрель, когда дожди не идут каждый день. Но чтобы не нарушать закон, нужны права с категорией «А», иначе такая езда грозит штрафом в 500 THB (1230 ₽).
Личный автомобиль. На мой взгляд, иметь его здесь невыгодно сразу по нескольким причинам. Во-первых, в Бангкоке хорошо развита сеть общественного транспорта, прежде всего метро. Во-вторых — дешевое такси. В-третьих, в городе постоянные пробки и нет бесплатных парковок. Все парковки крытые и стоят 20—50 THB (49—123 ₽) в час.
В отличие от соседнего Вьетнама, где на дорогах одни байки, в Таиланде больше машин. Еще одна автомобильная особенность, которая отличает государство от других азиатских стран, — у водителей нет привычки постоянно сигналить.
Автомобили в Таиланде более шумные, чем в других странах. С чем это связано, я точно не знаю. Возможно, многие автовладельцы специально снимают глушители. Кроме этого, на дорогах много старых машин, двигатели которых громко работают уже просто в силу своего возраста.
Выхлопные газы автомобилей не соответствуют европейским нормам. Переход всех машин на стандарт Евро-5, принятый в Европе еще в 2009 году, в Таиланде планируется к 2023 году. Вот привычная для города картина: мимо суперсовременных небоскребов в центре города с диким ревом проезжает какой-нибудь еле живой с виду пикап или грузовик, выпуская за собой облако густого черного дыма. И оно еще несколько минут висит в воздухе. В этом весь Бангкок!
Еда
Ценники в магазинах Бангкока похожи на российские, только стоимость указана в батах. Поэтому при нынешнем курсе, когда 1 THB равен примерно 2,5 ₽, можно сказать, что шопинг в Таиланде примерно в два с половиной раза дороже, чем в России.
Самые популярные сети мелких продуктовых магазинов, которые есть на каждом углу, — 7-Eleven и Family Mart. Они напоминают мне торговые точки российского ретейлера «Ярче!», а самые популярные местные большие супермаркеты Big C и Tesco Lotus — российскую «Ленту». Все это бюджетные сети, но есть и дорогие магазины с европейскими товарами — Tops и Villa Market. Считайте их аналогом «Азбуки вкуса».
Приведу цены на продукты в одной из самых популярных сетей супермаркетов в стране — Tesco Lotus:
- бурый рис, 5 кг — 209 THB (514 ₽);
- сыр эдам, 200 г — 209 THB (514 ₽);
- филе пангасиуса, 1 кг — 149 THB (366 ₽);
- сливочное масло, 227 г — 104 THB (255 ₽);
- белый рис, 5 кг — от 99 THB (243 ₽);
- молоко, 2 л — 91 THB (223 ₽);
- яйца, 30 шт. — 89 THB (218 ₽);
- брокколи, 1 кг — 69 THB (169 ₽);
- питьевая вода Crystal, 6 бутылок по 1,5 л — 60 THB (147 ₽);
- куриное филе, 1 кг — 59 THB (145 ₽);
- помидоры, 1 кг — 52 THB (127 ₽);
- куриная грудка, 1 кг — 45 THB (110 ₽);
- огурцы, 1 кг — 38 THB (93 ₽);
- хлеб, 500 г — 35 THB (86 ₽);
- картофель, 1 кг — 34 THB (83 ₽).
Еду — готовую и просто продукты — можно заказывать напрямую из магазинов или с помощью приложений доставки GrabFood и Foodpanda. Сначала я ими не пользовался, но оценил их удобство во время пандемии коронавируса и локдауна.
В Бангкоке очень много курьеров, обычно заказ привозят в течение получаса, если не идет дождь. Стоимость доставки через приложение ниже, чем если заказывать напрямую из магазина. В Foodpanda доставка часто входит в стоимость заказа, а в Grab составляет в среднем 10—15 THB (24—36 ₽).
Фрукты лучше покупать на рынках. Там они свежее и дешевле. С ценами — как повезет.
Уличная еда
В отличие от продуктов, уличная еда в Бангкоке дешевле, чем в России, и намного популярнее. Так сложилось исторически. В шестидесятых, когда в Бангкоке был бум строительства жилья, в городе появилось множество однотипных домов с маленькими квартирами без кухонь. Это породило большой спрос на уличную еду, которую стали продавать повсеместно.
Вообще, еда занимает одно из главных мест в жизни тайцев. В Бангкоке на каждом шагу множество различных заведений, рынков или просто лотков, где жители торгуют местной едой.
Однако ее разнообразие невелико. Два популярнейших блюда — это рис с курицей или свининой и нудл-суп с ними же. Каждое стоит 30—60 THB (73—147 ₽). Хотя супы и различаются между собой лапшой и приправами, через несколько недель или месяцев разница уже незаметна и очень хочется хоть какого-то разнообразия. Усугубляет ситуацию и то, что вся еда здесь очень острая. А если это пресный вареный рис с курицей, то к нему обязательно подадут острые соусы.
С напитками похожая ситуация: у тайцев специфический вкус. У местных популярен традиционный напиток — молочный чай, он стоит от 20 THB (49 ₽). Его вариаций здесь множество, а точки по продаже располагаются повсеместно. Поэтому в торговом центре и общественном транспорте часто можно увидеть тайца с телефоном в одной руке и пластиковым стаканчиком в другой.
Сначала я постоянно брал чай и кофе, пробуя разные вкусы. Но быстро выявил их главный недостаток — в напитки добавляют огромное количество сахара и льда. В стакан засыпают мелко дробленный лед с горкой, а потом заливают туда чай или кофе. От сахара всегда можно отказаться — правда, вкус будет сомнительный. Но вот горячий напиток безо льда вам подадут только в кафе. При этом объем стакана будет гораздо меньше, а цена, наоборот, выше — от 60 THB (147 ₽) в самых дешевых местах. Любителям горячего чая и кофе стоит об этом помнить.
Развлечения и шопинг
Бангкок — плохо приспособленный для жизни город. Здесь очень остро стоит проблема пробок и загазованности, из-за чего многие жители постоянно ходили в масках еще до пандемии коронавируса. Единственные места для прогулок — это парки и торговые центры. Просто так по городу не пройдешься, так как тротуары есть только в центре. Правда, чаще всего они заставлены прилавками с едой.
Выйти из дома и просто отправиться гулять — это не про Бангкок. У местных жителей два вида досуга. Первый — бег: утром и вечером, когда нет жары, тайцы бегают в парках. В городе часто устраивают различные забеги и даже ночные марафоны.
Второй способ отдыха — прогулка по торговому центру. После работы и в выходные тайцы проводят время именно здесь. Торговые центры в Бангкоке действительно большие и интересные, особенно те этажи, где находятся кафе и рестораны.
За все время жизни в Бангкоке я ни разу не видел родителей, гуляющих по городу с маленькими детьми или с колясками. Вместо улиц для таких прогулок используют залы шопинг-моллов.
В городе расположено множество торговых центров, где есть все — от одежды и электроники до строительных инструментов и даже автомобилей. Крупнейшие и мои любимые шопинг-моллы в центре — это Siam Paragon, Siam Square, Terminal 21, CentralWorld, EmQuartier и ICONSIAM. Еще практически в каждом районе есть свой большой сетевой торговый центр — Central Plaza.
Цены на электронику в Таиланде ниже российских даже при нынешнем курсе бата. Например, Айфон 11 Pro Max на 64 Гб стоит около 33 000 THB (81 180 ₽). Я сделал лишь одну крупную покупку — ноутбук HP Pavilion за 20 000 THB (49 200 ₽). Когда я его покупал, он стоил примерно на 10 000 ₽ дешевле, чем в России.
В шопинг-моллах большой популярностью пользуются местные азиатские площадки наподобие «Алиэкспресса» — Lazada и Shopee. Я регулярно делал заказы на каждой из них и всегда получал товар через несколько дней, максимум — через неделю. Оплачивал при получении. Свой ноутбук я тоже купил в официальном магазине HP на Lazada.
Развлечения в Бангкоке не ограничиваются шопинг-моллами, хоть они и правда очень хороши. На третьем месте по популярности после парков и ТЦ — руфтоп-бары и рестораны. Их в городе огромное количество, и с каждого открывается свой неповторимый вид на какую-то его часть. Во многих барах и ресторанах с хорошим видом места лучше бронировать, особенно если вы собираетесь идти туда, чтобы любоваться закатом.
На мой взгляд, места с лучшим видом — это Above Eleven, Sky Bar Bangkok и бары в небоскребах Baiyoke Tower 1 и MahaNakhon. Цены на коктейли здесь колеблются в районе 300—500 THB (738—1230 ₽). Также хорошие открытые веранды есть на последних этажах в торговом центре ICONSIAM. В заведениях бывают вполне демократичные цены: например, небольшой бокал «Гиннесса» можно взять за 200 THB (492 ₽).
Связь и интернет
В Бангкоке три крупных оператора сотовой связи — AIS, True Mobile и DTAC. Стоимость безлимитного мобильного интернета — от 200 THB (492 ₽) в месяц, в зависимости от скорости. Но чтобы подключить пакет услуг именно по такой цене, нужно идти в отделение оператора и спрашивать о текущих промоакциях. Если покупать обычную симку, то ее стоимость будет значительно выше. Еще дороже обойдется специальная туристическая симкарта на 15 дней: обычно их продают в аэропорту за 599 THB (1473 ₽).
Я всегда пользовался True Mobile. Сначала мой тариф стоил 350 THB (861 ₽) месяц за 8 Гб интернета. Затем я узнал о промоакциях и купил новую симкарту с безлимитным интернетом и скоростью 10 Мбит/с, абонентская плата — 200 THB (492 ₽) в месяц.
Что касается домашнего интернета, то обычно он входит в стоимость аренды.
Медицина
У меня до сих пор не сформировалось однозначного мнения насчет тайской медицины и системы здравоохранения. Среди экспатов это горячая тема для дискуссий. Одно я знаю точно: хорошая медицина здесь дорогая, но и уровень сервиса отличный. Если нужно что-то по мелочи, с чем в России ходят в обычные поликлиники, то и здесь можно пойти в местный госпиталь. По словам тех, кто их посещал, стоит быть готовым к очередям, но и стоимость визита будет низкой. Например, прием у терапевта стоит от 40 THB (98 ₽). Цена зависит от района и клиники. Говорить в государственной больнице, скорее всего, будут только по-тайски.
Мне повезло: пока что я обращался в тайский госпиталь всего раз — за справкой о том, что здоров. Она понадобилась для получения водительских прав. На все ушло не больше получаса, в госпитале только измерили мое давление, рост и вес. Большую часть времени я пытался найти нужные кабинеты, потому что мало кто из персонала говорил по-английски. Стоимость справки составила 50 THB (123 ₽). Но цена может достигать 500 THB (1230 ₽), это зависит от престижности клиники.
Многие дорогие медицинские учреждения больше напоминают отели, чем привычные нам больницы. На выбор предоставляют набор палат разного уровня комфортности — от стандарта до люкса. Внутри все как в квартире: есть диван, плазменный телевизор, душевая кабина и даже кухня. За дополнительную плату можно добавить опций, например сестринский уход.
Цены тоже соответствуют отельным. В одной из самых известных клиник — Bangkok Hospital — сутки в стандартном номере стоят 11 300 THB (27 798 ₽), а в номере максимальной комфортности — 22 500 THB (55 350 ₽). В стоимость включены сестринский уход, сервисный сбор и питание. Если вы просто пришли на обследование, например сделать ПЦР-тест на коронавирус, это будет стоить в среднем минимум 3000 THB (7380 ₽). В государственных клиниках я такой услуги вообще не встречал.
Уровень комфорта и сервиса поддерживают не только в номерах, но и в самом здании и даже за его пределами. Обычно на территории госпиталя находится «Старбакс», а рядом с одним из Bangkok Hospital даже построили целый шопинг-молл с ресторанами и соединили его со зданием больницы переходом.
Bangkok Hospital считают очень дорогим, но не лучшим по качеству услуг, хоть сервис там и на высшем уровне. Поэтому экспаты предпочитают обращаться в другие частные клиники, например в Bumrungrad Hospital или Saint Louis Hospital, которые предлагают лучшее соотношение цены и качества услуг.
Чтобы не переплачивать, многие пользуются медицинской страховкой. Работодатель мне ее не предоставил, сам я ее делать тоже не стал. Но по рассказам коллег понял, что самые популярные страховки среди экспатов — Aetna и Pacific Cross. Цена будет зависеть от выбранного тарифного плана.
Банки
В Бангкоке не удастся открыть банковский счет по туристической визе. Для этого нужна одна из неиммиграционных виз, например пенсионная, волонтерская, студенческая или для воссоединения с семьей.
Я хотел открыть счет для зарплаты, но, помимо рабочей визы, для этого еще понадобилось разрешение на работу, которое нужно получать отдельно. У меня его не было, поэтому мне не открыли счет. Я получал зарплату через свою тайскую коллегу, деньги приходили ей на карточку. Это распространенная среди учителей схема — попросить кого-нибудь в школе получать вашу зарплату, пока у вас нет счета в банке.
Самым прогрессивным и лояльным к экспатам банком считают Krungsri Bank. Я слышал, что у некоторых получилось открыть здесь счет по туристической визе и паспорту. Правда, речь шла об отделениях банка, расположенных не в Бангкоке.
В любом случае счет можно открыть только в батах или долларах. В рублях не получится. Потому для перевода денег на родину россияне используют популярный в Таиланде сервис VIPchanger.
Официально для открытия счета в тайском банке иностранцу нужно разрешение на работу, ВНЖ или любая неиммиграционная виза, в том числе туристическая. Но для каждого типа визы есть еще перечень дополнительных документов. На практике требования могут отличаться даже в разных отделениях одного банка.
Налоги
В моем договоре с работодателем сразу была указана сумма, которую я получаю на руки за вычетом всех налогов. Не знаю, как обстоят дела в других профессиях, но у школьных учителей это стандартная практика. Поэтому мне даже не приходилось вникать в тонкости тайской системы налогообложения. Хотя по закону я уже налоговый резидент государства, так как прожил в нем более 180 дней.
Подоходный налог для физических лиц исчисляют по прогрессивной шкале со ставкой от 10 до 35%. Для юридических лиц ставка налога на прибыль варьируется от 2 до 20%.
Налога на имущество нет, но есть налог на прибыль со сдачи его в аренду — 5%. НДС имеет фиксированную ставку в 7%.
Пенсии
В Таиланде существует несколько пенсионных схем — специальная система для государственных служащих, обязательная для работников в рамках фонда социального страхования (SSF), и добровольная система Национального сберегательного фонда (NSF), которая покрывает остальных работников. Кроме того, можно делать ежегодные добровольные отчисления на будущую пенсию.
Однако размеры выплат недостаточны при сегодняшней стоимости жизни. Например, максимальный размер пенсии в фонде SSF составляет 7000 THB (17 220 ₽) в месяц, а фонд NSF платит по-разному, в зависимости от суммы и периода взноса, — от 600 THB (1476 ₽) до 7200 THB (17 712 ₽) в месяц.
У местных принято с самых ранних лет вкладываться в своих детей, которые будут обеспечивать родителей в старости.
Климат и экология
Бангкок — самый жаркий город в мире по среднегодовой температуре. Еще здесь большая влажность, из-за чего на улице всегда душно. Чувствовать себя комфортно можно только в помещении с кондиционером.
В Таиланде есть два сезона, которые характерны и для Бангкока, — сезон дождей и сухой. Последний делят на теплый и жаркий. С ноября по апрель здесь сухо, а с мая по октябрь часто идут дожди, их пик приходится на сентябрь. Дожди обычно не моросящие, а ливневые, но кратковременные.
С экологией в Бангкоке все плохо, самая большая проблема — выбросы. Причин этому несколько: индустриальные районы и загазованность из-за пробок. В сухой сезон добавляется еще одна: по всей стране фермеры жгут поля, готовясь к новой посевной, и город окутывает плотный смог. Именно в это время — с начала декабря до конца марта — Бангкок постоянно держится в пятерке городов с самым сильным загрязнением воздуха в мире.
Власти устанавливают специальные устройства для увлажнения и очистки воздуха в центре города, а также пытаются бороться со смогом с помощью поливальных машин, стараясь прибить его к земле. Однако местные жители не считают такие меры эффективными.
Язык и люди
Официальный язык в стране — тайский. Таиланд — единственная страна, где на нем говорят. Хотя сам язык очень похож на лаосский.
Местный язык тоновый, поэтому всегда казался мне довольно сложным. Я пользуюсь только несколькими базовыми фразами, которые выучил в самом начале, и счетом до тысячи. Вообще, умение считать — это, пожалуй, единственное, что необходимо для проживания в Таиланде. Во всех остальных случаях здесь можно спокойно обходиться без местного языка и общаться жестами или на английском.
У меня есть друзья-экспаты из разных стран, которые приехали сюда несколько лет назад. Они встречаются и живут с тайскими девушками и при этом не знают их языка. Общаются на английском.
В целом отношение местных жителей к иностранцам здесь очень лояльное. Тайцы всегда стараются избегать конфликтов. Исключение — если вы ведете совместный бизнес или общаетесь с представителями власти. В стране процветают коррупция и взяточничество. Сам я ни разу с этим не сталкивался, хоть и слышал много историй от других экспатов.
У местных неоднозначное отношение к Бангкоку. Я спрашивал своих учеников, что они думают о городе. Большинство ответили, что предпочли бы ему более тихие и спокойные районы страны. В столице их раздражают отсутствие зелени, перегруженность людьми и машинами, шум и грязь. Из плюсов назвали только шопинг-моллы. В то же время многие признают, что Бангкок — единственное место в Таиланде, где можно как-то пробиться, получить хорошее образование и сделать карьеру.
Путешествия и отдых
Бангкок расположен в самом центре Таиланда, поэтому отсюда можно легко путешествовать по всей стране. Для каждого направления здесь есть свой автовокзал: для южного — Сай Тай Май, для северного — Мо Чит, для восточного — Екамай. Еще в городе находится большой железнодорожный вокзал, откуда можно уехать в любой конец страны.
В Бангкоке два аэропорта. Из Суварнабхуми выполняют международные рейсы, из Дон Муанга — внутренние и по азиатским странам.
Билет на междугородний автобус из Бангкока до границы Таиланда в любую точку страны будет стоить не больше 1000 THB (2460 ₽), а на поезд — не больше 2000 THB (4920 ₽).
Я ездил в соседние Лаос, Камбоджу, Вьетнам и Малайзию. Удивительно, что быстро и недорого можно полностью сменить обстановку и попасть в другую страну. Из моего родного Новосибирска до ближайшего города-миллионника Омска — 650 км, это 8 часов пути. При этом атмосфера и пейзаж особо не меняются. Здесь же, проделав такой путь, попадаешь в совершенно другую страну и культуру, а сам Таиланд можно проехать за ночь на автобусе или поезде.
Жители города на выходные ездят в соседние провинции — на море в Паттайю и Хуахин, а также в национальные парки в Канчанабури. В нескольких часах езды от Бангкока находится Аюттхая — бывшая столица королевства Аютия, когда-то самый большой по численности населения город на планете. Примерно в часе езды от центра Бангкока расположена самая большая в мире буддийская ступа — Пхра Патом Чеди.
Что я думаю о жизни в Бангкоке
Для меня Бангкок — это настоящие бетонные джунгли, которые я бы возвращался исследовать вновь и вновь и в которых ни за что не остался бы жить. Город невероятно притягивает. За местной жизнью интересно наблюдать — как будто стал свидетелем невероятного перформанса. И одновременно город ужасает своей непригодностью для обычной жизни, к которой я привык. Спасает понимание того, что я в любой момент могу отсюда уехать.
Мне кажется, что вокруг Бангкока создано слишком много информационного шума. Из-за этого у многих ошибочные и завышенные ожидания от поездки сюда. За несколько дней, которые там обычно проводят туристы, может возникнуть чувство, что тебя обманули и смотреть здесь особо нечего. И только спустя какое-то время жизни в этом городе он постепенно начинает открывать свои места и безграничный простор для исследований.
Прожив в Бангкоке около восьми месяцев, я ни разу не был внутри Большого королевского дворца, в храмах Лежащего и Изумрудного Будды. Мне кажется, эти места стоит посещать действительно заинтересованным людям, например историкам, но никак не обычным туристам, которые идут туда толпами. Если вы приехали на день или два с целью запечатлеть Бангкок таким, какой он сейчас, и проникнуться его атмосферой, то советую идти в неисторический центр города и нетуристические районы. Там действительно можно застать настоящий азиатский колорит во всем его противоречии.