В 2018 году я закончил факультет автоматики и вычислительной техники новосибирского технического университета, но решил не устраиваться сразу на работу, а отдохнуть и попутешествовать.

Сразу же менять стены аудиторий университета на офисные я не собирался. Думал взять передышку до осени, чтобы потом с новыми силами искать работу. Хотелось поехать за границу, но денег не было. И я стал искать в интернете способы бюджетных путешествий.

Первой идеей было поехать за границу волонтером. Я начал шерстить тематические каналы в «Телеграме», паблики во «Вконтакте», сайты волонтерских проектов. Попадалось очень много действительно интересных вариантов вроде волонтерства в хостеле в Афинах или в поселении на берегу Амазонки. Там предлагали бесплатное жилье, питание и даже обещали небольшую зарплату.

Но совсем без денег поехать не получалось: нужно было на что-то купить авиабилеты. Когда живешь в географическом центре России — Новосибирске, куда бы ты ни захотел поехать, в любом направлении далеко.

Изучая ресурсы по волонтерству, я натыкался на группы в соцсетях с предложениями работы в азиатских странах. Так у меня родился план: занять денег на дорогу, улететь работать в другую страну, а потом вернуть долг с зарплаты. Получился бы своеобразный «Ворк-энд-тревел», только не в США, а в Азии.

Идея сработала: забегая вперед, скажу, что я ездил так за границу дважды. Сначала проработал два месяца учителем английского в небольшой тайской деревне, а потом еще полгода в пригороде Бангкока.

Вот так я два месяца преподавал английский в тайской деревне
Вот так я два месяца преподавал английский в тайской деревне

Как вообще найти работу в Азии

Поиск работы я начал в июле 2018 года. Весь месяц до этого я посвятил безрезультатному изучению волонтерских проектов и очень надеялся, что с работой мне повезет больше.

Первыми мне попались группы по поиску работников в Южную Корею. Требовались разные люди — от ловцов крабов до строителей. Я списывался с менеджерами, уточнял детали и собирал информацию. Так прошло еще две недели. В итоге я выбрал несколько компаний, у которых были офисы в Новосибирске. Я сходил в одну такую фирму и пообщался уже вживую. Меня сильно смутило, что работать предполагалось нелегально и агентство никак не гарантировало, что по приезде в Корею меня вообще будет ждать работа.

Схема была следующая: вы приезжаете в страну, где вас встречают и селят в свое общежитие представители агентства. После этого уже корейские работодатели время от времени туда заезжают, набирая необходимое им количество рабочих. Так можно просидеть хоть месяц в ожидании работы. Проживание и питание все это время бесплатны, но денег вы не получаете, а период безвизового нахождения в стране ограничен двумя месяцами. При этом неизвестно, какую работу завтра предложит очередной кореец: сушить морскую капусту или разгружать рыболовные сети. Нужно быть готовым ко всему.

Меня такая туманная перспектива не устраивала. Расстроившись, что опять потратил столько времени впустую, я все же продолжил поиски. Мне попалась группа во «Вконтакте» агентства, которое нанимало учителей английского для работы за границей. С английским языком у меня проблем не было.

Около двух недель я изучал возможные варианты, списывался с менеджером и уточнял детали. Кроме этого я смотрел тематические группы во «Вконтакте»: например, Working World Abroad, W. A. Agency, «Работа в Китае», «Работа в Южной Корее» и другие. Находил там отзывы людей про работу в интересующих меня странах и затем писал им напрямую.

Восточная и Юго-Восточная Азия производили на меня впечатление регионов, где есть постоянный спрос на учителей английского. При этом требования не всегда высокие, а зарплаты и условия хорошие: главное, что нужно от учителя, — европейская внешность, а не уровень владения языком или профильное образование. Например, зная английский на среднем уровне и не имея педагогического образования, можно зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц в детских садах Китая.

Все страны ЮВА я разделил на три группы — в зависимости от условий работы и уровня зарплаты. Расскажу о каждой.

Китай — по моему ощущению, это самый большой рынок вакансий преподавателей английского в Азии. Больше всего учителей ищут языковые школы и детские сады. В основном работать придется с маленькими детьми детсадовского возраста, а это больше работа аниматора, говорящего на английском, чем учителя английского. Ведь дети еще совсем маленькие и могут не уметь говорить даже на родном языке.

Легально работать учителем английского в Китае нельзя, если вы не носитель английского языка — то есть не гражданин следующих 7 стран: Канада, США, Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.

Я пообщался в соцсетях с теми, кто ездил в Китай преподавать, и узнал сразу несколько способов, как работать в этой стране нелегально или полулегально.

Самый популярный, но нелегальный способ — преподавать по бизнес-визе. Права на работу учителем такая виза не дает — это просто способ легально находиться в Китае. Главное, что нужно для получения такой визы, — диплом бакалавра по любой специальности.

Второй, полулегальный вариант — рабочая виза, но на другую вакансию. Например, не учителем английского языка, а учителем русского или вообще менеджером в языковой школе. Главное требование для рабочей визы — должно пройти минимум два года с момента окончания вуза и получения диплома. Этот срок будет считаться как необходимый опыт работы, даже если вы все это время просто сидели дома.

Но, если полиция застанет вас за преподаванием английского что в первом, что во втором случае, вас ждет штраф, тюрьма или экстрадиция на родину с последующим запретом на въезд в страну на несколько лет. Проверки устраивают часто. Иногда по наводке от родителей кого-то из учеников, а иногда сами языковые центры сдают не приглянувшихся им учителей. Но многие языковые школы поддерживают связи с полицией и, наоборот, предупреждают учителей о проверках, а в очень редких случаях даже платят за них штраф в случае ареста.

Взвесив все риски, я отбросил идею поездки в Китай, несмотря на то, что зарплаты там одни из самых высоких в азиатском регионе. И продолжил собирать информацию о других наиболее развитых азиатских странах.

Южная Корея, Япония, Тайвань. В этих странах тоже нельзя официально работать учителем английского, если вы не носитель английского языка и не гражданин Канады, США, Великобритании, Ирландии, Австралии или Новой Зеландии.

Немного расстроившись, что не получится работать с видом на Фудзияму, я продолжил поиски, обратив свой взор чуть южнее.

Филиппины, Сингапур и Малайзия. На Филиппинах и в Сингапуре английский — один из официальных государственных языков, а в Малайзии был таким до конца 1960-х годов и все еще активно используется. Население и так прекрасно владеет английским, поэтому иностранные учителя почти не требуются. Редкие вакансии есть только в языковых центрах, предлагают работу только носителям.

Мне пришлось переориентироваться на развивающиеся страны Азии. Я уже почти отчаялся, начал искать информацию об условиях работы в них. И тут меня ждали хорошие новости.

Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Индонезия, Таиланд. Условия везде примерно одинаковые. Главное, что в этих странах можно официально работать учителем английского, не являясь носителем языка. На этом этапе я особо не вникал в подробности — мне практически сразу предложили работу в Таиланде, а так как я уже месяц пытался куда-то уехать, то согласился без раздумий. Расскажу подробнее, как я нашел свою вакансию.

Узнайте, как живут в других странах
Подпишитесь на рассылку, и мы пришлем наши лучшие статьи об эмиграции

Где искать работу

Читая статьи и отзывы в интернете, я узнал, что найти работу можно двумя путями: через посредников или самостоятельно. Так как я был новичком в этой сфере, то решил обратиться в агентство.

Найти посредников можно, просто вбив в поиске во «Вконтакте» или «Инстаграме» запрос «Работа в Таиланде». В ответ вывалится несчетное количество групп и страниц агентств, предлагающих свои услуги по поиску работы и дальнейшему трудоустройству. Комиссия за такие услуги стартует от 5000 Р и доходит до 50 000 Р — все зависит от агента и страны. В большинстве случаев сумму нужно заплатить до вылета в страну назначения.

В соцсетях десятки предложений такой работы — достаточно просто вбить в поиске по сообществам запрос «Работа в Азии»
В соцсетях десятки предложений такой работы — достаточно просто вбить в поиске по сообществам запрос «Работа в Азии»

Исходя из личного опыта, я не советую пользоваться услугами посредников. Скажу очевидную вещь: многие так называемые агентства существуют только в виде группы или страницы в соцсети, администраторы которой не несут никакой ответственности. Некоторые посредники зарегистрированы как юридические лица, но договор, который предлагают заключить, не имеет юридической силы. Ведь фактически услуги оказываются на территории другого государства, поэтому непонятно, в какой суд надо обращаться, если посредник обманет. Как доказать в российском суде, что какие-то люди из группы во «Вконтакте» не нашли вам работу в Бангкоке?

Некоторые агентства действительно помогают: встречают в аэропорту по прилете, показывают варианты жилья и подсказывают с базовыми вещами вроде покупки симкарты. Но, по моему опыту, так поступают только те, кто работает с Китаем. Обычно услуги ограничиваются поиском работодателя и консультацией. В моем случае, как я узнал позже, вакансию вообще нашли через местное тайское агентство, которому затем передали мои контакты.

За услуги агентства я отдал 22 000 Р. Мы заключили договор, затем я внес предоплату — 5000 Р. После чего мне рассказали о том, как устроен поиск работы, и выслали еще один договор — уже с тайским агентством.

Что мне обещали в договоре
Что мне обещали в договоре

Там мне предложили единственную доступную вакансию — в старшей школе в провинции Амнат Чароен. Необходимо было вести 24 урока в неделю, зарплата — 32 000 THB (74 000 Р).

Как я узнал позже, это было одно из самых непопулярных направлений и условия работы там тоже были далеко не лучшими. Место, где мне предлагалось работать, располагалось в 800 км от моря, практически на границе с Лаосом, а зарплата была низкой для такого количества часов. Но на тот момент мне казалось, что это мой последний и единственный шанс.

После того как я согласился и заплатил оставшиеся 17 000 Р, мне передали контакты представителя тайского агентства, с которым мне нужно было связаться по прилете.

За такое посредничество я и заплатил 22 000 Р. Причем в тот момент у агентства действовали скидки, обычно за это брали 27 000 Р. Позже я списывался с другими людьми, кто пользовался услугами этого же агентства. Они согласились, что цены сильно завышены. Сейчас, когда я уже поработал в Таиланде, найти местное агентство я могу и сам. А еще сумею подобрать жилье и набросать маршрут, как добраться до места.

Если у вас есть опыт самостоятельных поездок за границу, то рекомендую искать работу самим и не переплачивать за услуги посредников. Найти работу самостоятельно можно с помощью следующих ресурсов:

  1. Dave’s ESL Cafe — сайт для учителей английского. Здесь можно найти все: учебные материалы и методики, список вакансий по всем азиатским странам, есть форум для общения педагогов.
  2. TEFL.com — большая база с вакансиями по всему миру, можно почитать блоги учителей.
  3. Vietnam Teaching Jobs — специализированный ресурс по поиску вакансий во Вьетнаме.
  4. Ajarn.com — специализированный ресурс по работе учителем в Таиланде. Много информации о стране, гайды для начинающих учителей и огромная база вакансий.
  5. Ajarn — русскоязычный чат в Телеграме для тех, кто работает учителем в Таиланде или ищет работу.

Сертификаты TEFL или TESOL будут большим плюсом для резюме.

Мой первый контракт с тайским агентством
Мой первый контракт с тайским агентством
Список ресурсов по поиску работы в Таиланде, доступный после получения сертификата TEFL
Список ресурсов по поиску работы в Таиланде, доступный после получения сертификата TEFL
Доступные вакансии на одном из сайтов
Доступные вакансии на одном из сайтов

Требования к учителям в Таиланде

Хочу немного подробнее остановиться на том, кого вообще берут в тайские школы. Главное требование к учителям в государственные школы — быть белым и иметь европейскую внешность. Кроме шуток, в этом плане Таиланд — еще та расистская страна. Европейцу здесь платят просто за его лицо и цвет кожи. Даже уровень английского не так важен, если речь идет о работе в государственных школах. Почему так — не знаю.

Перед тем как улететь, я отправил в российское агентство 30-секундное видео о себе и о том, почему я хочу работать в Таиланде. Я представился, рассказал о своем образовании и опыте работы и завершил тем, что очень хочу работать в Таиланде. Опыта у меня на самом деле не было, но я сказал, что до этого два года преподавал английский. Как выглядят такие видеопрезентации, можно посмотреть на страницах агентств по трудоустройству.

К видео я приложил резюме — и меня сразу взяли. Не было ни интервью по «Скайпу», ни демонстрационного урока, ни требования прислать сканы диплома или сертификатов. Выходит, я мог бы преподавать в Таиланде и не имея высшего образования. Более того, у меня на тот момент был довольно средний уровень английского. И этого им было достаточно! Хотя сама школа была старшая — для детей от 12 до 18 лет.

Что касается документов на въезд, то, если бы я решил пойти официальным путем, для работы учителем мне потребовалось бы получать визу категории Non-Immigrant Visa B. Пришлось бы представить в посольство большой пакет документов:

  1. Загранпаспорт, действительный еще минимум полгода.
  2. Фотография 4 × 6 см.
  3. Сертификат TEFL или TESOL, подтверждающий прохождение 120-часового обучения, либо диплом бакалавра в любой области. Документы должны быть изданы на английском языке либо переведены и заверены нотариусом.
  4. Резюме на английском языке.
  5. Тайская справка об отсутствии судимости. Ее нужно получить в отделе полиции в Таиланде по месту расположения школы — справку запрашивает работодатель.

Плюс работодатель должен представить свой пакет документов: лицензию школы, список совета директоров школы, данные директора и так далее.

Как я выяснил потом, требования школ к педагогу и официальные требования Министерства иностранных дел Таиланда не всегда совпадают. Например, работодатель может попросить представить результаты экзамена TOEIC: Listening & Reading. При этом один потребует, чтобы вы сдали его на 650 баллов, другой — на 850. Третьему понадобится оригинал вашего вузовского диплома, который для визы не нужен, если есть сертификат.

Но некоторые школы закрывают глаза на отсутствие рабочей визы. Можно работать по обычному въездному штампу или туристической визе. Я собирался поехать всего на два месяца, и ни для меня, ни для школы не было смысла делать визу на такой короткий срок. Конечно, это незаконно. Если поймают, то в лучшем случае депортируют, в худшем — посадят в тюрьму. Хорошо, что в Таиланде не особо следят за соблюдением законов. Я ни разу не слышал, чтобы кого-то наказали за работу без визы.

Я проработал два месяца по безвизовому штампу. Потом выехал на три дня в Лаос и Вьетнам — и вернулся.

Список требований для получения визы с сайта МИД ТаиландаУ каждого работодателя свои требованияУ каждого работодателя свои требованияУ каждого работодателя свои требования

Перелет

Из Новосибирска есть ежедневные регулярные рейсы в Бангкок и на Пхукет, поэтому добраться до Таиланда обычно не проблема. Но у меня все вышло не совсем гладко.

Днем 27 июля 2018 года мне написала агент и сказала, что тайская сторона подтвердила — меня берут. Первый рабочий день назначили на 1 августа, а значит, прилететь нужно было как можно раньше, чтобы успеть хоть немного освоиться. Меня попросили как можно быстрее отправить копию паспорта, чтобы подготовить контракт, и купить авиабилет. С паспортом не возникло проблем, и на следующий день я уже получил по почте свой контракт с тайским агентством. С билетом оказалось сложнее.

Прямых рейсов на ближайшие даты уже не было, и мне пришлось выбрать не самый простой маршрут. В ночь на 30 июля я вылетел в Красноярск, где просидел до раннего утра в аэропорту. Оттуда у меня был перелет в Иркутск и несколько часов свободного времени до следующего рейса. Город встретил меня не самой лучшей погодой, а так как никаких теплых вещей я с собой не брал, прогулка от кофейни до кофейни под порывами ледяного ветра запомнилась надолго. Но в обед я уже проходил регистрацию на финальный участок своего пути — рейс до Бангкока с пересадкой в китайском Донгшенге. Этот полет занял в общем семь с половиной часов. Все перелеты обошлись мне в 24 000 Р.

Вечером 30 июля я наконец-то оказался в Бангкоке.

Какое жилье есть в Таиланде

Жилье в Таиланде можно арендовать несколькими способами: через управляющую компанию жилого комплекса, напрямую у собственника через Airbnb.com или «Фейсбук», а также на местных сайтах по сдаче жилья. На мой взгляд, самый универсальный из таких сайтов, которым пользуются сами тайцы, — это RentHub. Кроме него, можно воспользоваться ресурсами Hipflat, Thailand Property или Baht&Sold.

Само жилье в Таиланде можно условно разбить на две категории.

Туристическое — виллы и кондоминиумы, где можно снимать многокомнатные апартаменты со всеми удобствами, практически на любой вкус и кошелек. В стоимость также будут входить тренажерный зал, бассейн, парковка на территории комплекса. Такие варианты предлагают в крупных городах и туристических местах, например в Бангкоке, Паттайе, Хуахине и на островах. Цена может начинаться от вполне демократичных 5000—6000 THB (11 50013 000 Р) в месяц, верхнего предела нет.

Жилье, которое снимают сами тайцы. Это тоже что-то вроде кондоминиумов, но здания обычно старой постройки, и у них либо совсем нет придомовой территории, либо она ограничивается парковкой. Отличительная черта квартир — это одна комната без кухни. Бассейна и тренажерного зала в здании, скорее всего, тоже не будет. То есть, по сути, это просто комната с туалетом и душем, где можно остановиться на ночь. Но сами тайцы в таких живут. Цены за аренду стартуют от 3000 THB (6900 Р) в месяц, воду и электричество надо оплачивать отдельно в конце месяца — это еще 800—2500 THB (18405750 Р).

Конечно, есть еще отели и варианты всякого более экзотического жилья, например бунгало или совсем маленькие комнаты, условно метр на метр, без окон и удобств. Но я бы даже не стал рассматривать такое жилье на длительный срок.

Примеры жилья в пригороде Бангкока на «Рентхабе»
Примеры жилья в пригороде Бангкока на «Рентхабе»

Мои первые дни в Таиланде

Прилетев в Бангкок, я связался и встретился с представительницей тайского агентства. Она помогла мне купить билеты на автобус в мой населенный пункт и проводила в добрый путь. Символично, что дорога длиной в 800 км обошлась мне в 800 THB (1840 Р). За билет заплатила агент, но потом эту сумму вычли из моей зарплаты.

Деревня была настолько маленькой, что у нее даже не было никакого названия, — это просто безымянное селение, растянутое вдоль трассы. Местная школа носила название округа, в котором располагалась деревенька, — Патумра.

На месте меня встретили учителя из школы, контакты которых мне дала агент. Они сразу начали со мной болтать, расспрашивать о жизни и много шутить. И тут я понял, что мой английский оказался не так хорош, как я предполагал. До этого у меня никогда не было разговорной практики в естественной среде, максимум — на парах в универе. А тут оказалось, что одна из учительниц до этого жила в США и ее английский был идеальным. Я понимал только половину того, что она говорила. Еще хуже было то, что сам сказать я мог еще меньше.

Тем не менее ребята оказались очень общительными и веселыми, как и все тайцы. Они сразу показали мне все варианты жилья в этом совсем не туристическом месте. В итоге я снял однокомнатные апартаменты в двух минутах ходьбы от школы за 3000 THB (6900 Р) в месяц плюс коммуналка — еще 1000 THB (2300 Р). Апартаменты представляли собой типичное жилье для местных — одна комната без кухни, совмещенный санузел, а также небольшой балкон.

Мой населенный пункт был типичной тайской деревней: главная улица была по совместительству междугородней трассой, а вдоль нее на несколько километров раскинулись частные дома местных жителей и редкие двухэтажные здания. Лучшего жилья я бы там не нашел.

Мой совет, если хотите хорошее жилье, — выбирайте работу в самом крупном городе провинции, а не в маленьких населенных пунктах. Разница в аренде будет составлять несколько тысяч бат в месяц, зато условия проживания будут гораздо комфортнее. Еще в таком случае подыскать жилье можно будет на специальных сайтах аренды — это значительно расширит выбор и сэкономит время. Так как у моей деревни даже не было названия на карте, то и найти там жилье через интернет я не мог.

Мои расходы на поиск работы и переезд в 2018 году — 81 000 Р

Деньги на первое время35 000 Р
Авиабилеты Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Донгшенг — Бангкок24 000 Р
Услуги агентства по поиску работы22 000 Р
Деньги на первое время
35 000 Р
Авиабилеты Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Донгшенг — Бангкок
24 000 Р
Услуги агентства по поиску работы
22 000 Р
Моя комната — аренда стоила 3000 THB в месяц
Моя комната — аренда стоила 3000 THB в месяц
Моя комната — аренда стоила 3000 THB в месяцМоя комната — аренда стоила 3000 THB в месяц

Как устроены школы в Таиланде

Как выглядит типичная школа в России? И в городе, и в селе это, скорее всего, будет здание в форме буквы «Н» с небольшой территорией, спортивной площадкой и футбольным полем. В Таиланде все по-другому: в городах застройка тесная, городская школа — это небольшое здание, рядом с которым есть внутренний двор с крытой бетонированной спортивной площадкой. На окраинах и в селах места больше, и там школа — это целый маленький город со своей территорией и множеством строений: от учебных корпусов и крытых спортивных площадок до теплиц с овощами и общежития для учителей.

Если в России все дети с первого по пятый класс учатся в одном месте, то в Таиланде есть разделение на младшую и старшую школы. В младшей учатся дети от 7 до 12 лет — с первого по шестой класс. Часто здесь же находится детский сад для дошкольников. В старшую школу ходят подростки от 12 до 18 лет. Причем обучение для детей до 16 лет бесплатное. Дальше нужно платить. Сколько — не знаю, подозреваю, что в разных школах суммы различаются.

Есть школы, которые совмещают в себе шесть классов младшей школы и три старшей — как раз до момента, когда ученикам исполнится 16 лет.

Моя школа была самой крупной старшей школой в округе. Территория походила скорее на кампус одного из наших университетов. Так как до ближайшего города было далеко, сюда приезжали дети со всех деревень в радиусе нескольких десятков километров.

План школы, в которой я работал, — по площади и количеству корпусов напоминает средний российский вуз
План школы, в которой я работал, — по площади и количеству корпусов напоминает средний российский вуз

Для меня было удивительным, что здесь нет первой или второй смены. Если школа общая, то и младшие, и старшие классы учатся в одно время — с понедельника по пятницу с 7:30 до 16:30. В разных школах часы занятий могут незначительно различаться — все зависит от того, есть ли перемены между уроками.

В старшей школе уроки обычно идут по 50 минут с десятиминутными переменами, с 12:00 до 13:00 перерыв на обед. В младшей — каждое занятие длится час, перемен нет, есть часовой перерыв на обед.

Учебный распорядок дня типичного тайского школьника

07:00—08:00Дети приезжают в школу и завтракают в столовой или просто проводят время вместе на территории кампуса
08:00—08:30Обязательная утренняя встреча всех школьников и учителей. Дети садятся в ряд на земле, а учителя и рабочий персонал школы поочередно выступают со сцены, обсуждают организационные вопросы и будущий день. Потом под национальный гимн Таиланда поднимают государственный флаг. В младших школах в это же время делают зарядку
08:30—12:00Уроки
12:00—13:00Обед
13:00—16:30Уроки
После 16:30Свободное время и дополнительные кружки

Учебный распорядок дня типичного тайского школьника:

07:00—08:00. Дети приезжают в школу и завтракают в столовой или просто проводят время вместе на территории кампуса.

08:00—08:30. Обязательная утренняя встреча всех школьников и учителей. Дети садятся в ряд на земле, а учителя и рабочий персонал школы поочередно выступают со сцены, обсуждают организационные вопросы и будущий день. Потом под национальный гимн Таиланда поднимают государственный флаг. В младших школах в это же время делают зарядку.

08:30—12:00. Уроки.

12:00—13:00. Обед

13:00—16:30. Уроки

После 16:30. Свободное время и дополнительные кружки

Ученики по желанию могут оставаться на территории школы после уроков, чтобы, например, поиграть в футбол или волейбол. Очень часто школьники остаются допоздна, а в выходные специально приезжают поиграть в футбол.

Кроме обычных уроков в школе хватает дополнительных занятий, многие из которых обязательны для посещения. Поэтому иногда можно увидеть детей, репетирующих какую-нибудь песню или танец на территории школы в воскресенье в девять вечера.

Утренняя церемония в зале
Утренняя церемония в зале
Утренняя церемония под открытым небом
Утренняя церемония под открытым небом

Моя работа учителем

Мне нужно было проводить 24 урока в неделю. При этом на работе надо было находиться с 08:00 до 15:30, а один день в неделю приходить к семи утра, чтобы встречать учеников у главного входа. С 08:00 до 08:30 каждый день я должен был стоять на церемонии поднятия флага и слушать национальный и школьный гимны. Последний до сих пор периодически играет в моей голове.

В среднем в классе было 30—35 учеников. Уроки я вел сам, хотя слышал, что в некоторых школах к учителю-иностранцу прикрепляют ассистента-тайца. Его задача — следить за дисциплиной в классе и объяснять ученикам непонятные моменты на тайском языке. Но позже я выяснил из разговоров с другими учителями, что чаще всего ассистент просто сидит в телефоне во время всего урока.

Перед началом работы мне выдали расписание и показали, где находится учительская. Учебные материалы и планы уроков мне не предоставляли, я составлял их сам как хотел.

Первая неделя оказалась самой легкой и пролетела незаметно. Первый урок с каждым классом проходил одинаково: я коротко рассказывал о себе, а потом ученики по одному выходили к доске и представлялись. У меня был список учеников каждого класса, где я выставлял им оценки. Никаких требований к формату оценок тоже не было — все на мое усмотрение. В перерывах я шел в учительскую и придумывал, что еще интересного можно будет рассказать о себе или спросить у учеников на следующем уроке.

Пока ученики привыкали ко мне, они вели себя идеально. Единственный минус был — работали на уроках они довольно шумно, обсуждая задания. Но я списываю это на коллективизм, который свойственен многим жителям азиатских стран.

Ближе к концу первого месяца работы ситуация начала меняться. Я начал отмечать для себя классы, где преподавать становилось все тяжелее. Ученики меня не слушали, занимались своими делами, некоторые ходили по классу, было очень шумно. Иногда я смотрел в расписание, видел, что у меня сейчас будет урок в таком классе, и не понимал, как себя вести на уроке. Все 50 минут я делал вид, что веду занятие, — при этом ни мне, ни школьникам этот урок был не нужен.

Были и другие классы, где вести занятие было удовольствием. В них учились умные ребята, и я старался выложиться по максимуму, чтобы рассказать им все, что знаю. После таких уроков приходило чувство, что я работаю не впустую.

Так как никаких учебных материалов и планов уроков мне не предоставляли, я сам выбирал темы. Просто спрашивал у детей, что их ждет на финальном экзамене в конце семестра, и готовил их по этим темам: учил грамматике, временам глаголов и тому, как правильно составить устный рассказ о себе.

Мое расписание занятий — 24 урока в неделю
Мое расписание занятий — 24 урока в неделю

Зарплата и расходы

Учитель-иностранец без опыта может рассчитывать на старте на 30 000—40 000 THB (69 00092 000 Р). Поработав, можно получать уже до 50 000 THB (115 000 Р), а в частных школах и языковых центрах еще больше. Главное — получить опыт, обзавестись связями и найти работу не через агентство или сайты с вакансиями, а напрямую у работодателя по рекомендации. Последним тайцы очень доверяют. А еще фирмы-посредники предлагают работу только в государственных школах.

Моя зарплата в школе составляла 32 000 THB (73 600 Р) в месяц. Но, как я уже упоминал, при трудоустройстве никто не спрашивал ни про опыт, ни про образование.

Зарплату перечисляли на тайскую банковскую карту в конце месяца. Открыть счет и получить карту в Таиланде возможно, только имея визу категории Non-B и разрешение на работу. Я работал нелегально, поэтому деньги надо было перечислять на чужую карту.

Теоретически можно договориться с представителем агентства, чтобы зарплата приходила ему, но в моем случае так не получалось: он находился в другом городе. Другой распространенный вариант — агентство отправляет зарплату на карту учителю из вашей школы. Он снимает деньги и передает учителю-нелегалу.

Мне повезло: договариваться ни с кем не пришлось. Агентство заранее обсудило этот вопрос с одним из тайских учителей в школе. Раз в месяц коллега приносил мне конверт с наличными.

В итоге за два месяца преподавания я заработал 64 000 THB (147 200 Р). Так как жил я в глубинке, деньги тратить было особо не на что. В первый месяц у меня ушло 4000 THB (9200 Р) на жилье вместе с коммуналкой и около 6000 THB (13 800 Р) на питание. Эти расходы я покрыл из тех денег, что взял с собой.

Во второй месяц оплата жилья осталась прежней, но я оптимизировал свои затраты на питание, сократив их до 4000 THB (9200 Р), — тратил в среднем по 150 THB (345 Р) в день. Завтракал и обедал я в школьной столовой. За 50 THB (115 Р) получал суп, жареное яйцо, рис, несколько видов мяса на выбор под острым тайским соусом и молочный чай со льдом. Ужинал в местных кафе или просто покупал какие-то продукты домой в магазине.

Чтобы не сойти в деревенской глуши с ума, каждые выходные я ездил в соседние провинции: Убонратчатхани и Ясотхон. Там я впервые побывал в настоящем сафари-парке: ты садишься на специальный открытый автобус без окон и дверей и едешь среди диких животных. Пятнистых оленей можно было кормить с рук, а тигры и львы находились на расстоянии нескольких метров — за рвом с водой.

Меконг — крупнейшая река на полуострове Индокитай
Меконг — крупнейшая река на полуострове Индокитай
Убонратчатхани — крупнейший город рядом с моей деревней
Убонратчатхани — крупнейший город рядом с моей деревней
Здесь я часто проводил выходные
Здесь я часто проводил выходные
Сафари-парк в Убонратчатхани
Сафари-парк в Убонратчатхани
Убонратчатхани — крупнейший город рядом с моей деревней. Здесь я часто проводил выходныеУбонратчатхани — крупнейший город рядом с моей деревней. Здесь я часто проводил выходныеСафари-парк в УбонратчатханиСафари-парк в Убонратчатхани

На такие поездки у меня ушло еще около 10 000 THB (23 000 Р) за два месяца. Когда закончился месячный срок действия первого штампа, я взял дополнительный выходной и съездил на три дня в Лаос и Вьетнам, а заодно обновил штамп. После окончания двухмесячного контракта я три недели отдыхал на острове в Камбодже. Потратил около 15 500 THB (36 000 Р).

18 октября 2018 года я улетел домой. Мой чистый доход за поездку составил 14 500 THB (33 500 Р).

Расходы за два месяца работы — 49 500 THB (114 200 Р)

Поездка в Камбоджу15 500 THB (36 000 Р)
Питание10 000 THB (23 000 Р)
Поездки в другие города10 000 THB (23 000 Р)
Аренда жилья и комуслуги8000 THB (18 400 Р)
Поездка в Лаос и Вьетнам6000 THB (13 800 Р)
Поездка в Камбоджу
15 500 THB (36 000 Р)
Питание
10 000 THB (23 000 Р)
Поездки в другие города
10 000 THB (23 000 Р)
Аренда жилья и комуслуги
8000 THB (18 400 Р)
Поездка в Лаос и Вьетнам
6000 THB (13 800 Р)

Новое предложение о работе

Через год я решил повторить свой опыт. Так как теперь у меня уже были контакты тайского агентства, я обратился к ним напрямую. Они не берут деньги за свои услуги — видимо, получают их от работодателя, для которого находят учителей.

Так мне предложили пятимесячную работу в университете Касетсарт. Это государственный исследовательский университет, один из трех крупнейших в Таиланде, с несколькими кампусами по всей стране. Главный находится в Бангкоке.

Университет запускал новый образовательный проект и искал учителей в школы в пригороде Бангкока. Мне предлагали работать в младшей школе, а учить я должен был детей 10—12 лет. Зарплата — 35 000 THB (80 500 Р) в месяц. Необходимо было проводить 20 часовых уроков в неделю без перемен, но с перерывом на обед.

Еще когда я работал в школе, меня посещали мысли, что было бы интересно попробовать поработать в вузе, желательно в столице. Предложенный вариант был не совсем работой в университете — скорее на университет, к тому же не в центре Бангкока, а в его пригороде. Тем не менее я согласился без раздумий. Приближался новый семестр, и медлить было нельзя.

Виза и перелет

В этот раз я честно решил получить рабочую визу, но сроки поджимали. В итоге я подумал, что можно въехать в Таиланд по штампу, а получить разрешение на работу уже на месте. Как оказалось, это было правильным решением. Мне трижды приходилось выезжать, чтобы продлить пребывание. Университет готовил документы на визу три месяца — заветная наклейка в моем паспорте появилась, когда я уже отработал половину срока.

Визу Non-B я получал в тайском посольстве в Лаосе в городе Саваннакхет, когда мой рабочий контракт уже подходил к концу. Юридически только после этого я мог бы претендовать на разрешение на работу и лицензию учителя. Но университет не согласовал с местным муниципалитетом финансирование нового контракта, и до получения разрешения на работу и лицензии учителя у меня так и не дошло.

При этом на моей визе стоит специальная отметка, что я должен обязательно получить разрешение на работу. Поэтому при вылете из страны могут задать вопрос, почему виза есть, а разрешения нет. Я сейчас все еще нахожусь в Таиланде, поэтому еще не знаю, чем кончится эта история.

Проблем с авиабилетами у меня в этот раз не возникло. Прямой перелет Новосибирск — Пхукет обошелся мне в 15 000 Р и занял чуть больше семи часов.

Работа на университет

Работа в школе, с которой сотрудничал университет, мало отличалась от работы в мою прошлую поездку. С понедельника по пятницу я приходил в школу к 07:30. Дальше — общий сбор, гимн и флаг. С 08:00 до 08:30 у меня было свободное время. Его я обычно тратил на завтрак в школьной столовой. Потом вел уроки — до 15:30.

Вот так выглядит преподавание в тайских классахВот так выглядит преподавание в тайских классахВот так выглядит преподавание в тайских классахВот так выглядит преподавание в тайских классах

В этот раз меня обеспечили материалами для занятий: университет предоставил учебники и составленные по ним планы уроков на каждую неделю на весь семестр вперед. Первые две-три недели на всех уроках со мной были тайские учителя-ассистенты. Всего их было трое, ходили по очереди. Но один скоро перестал приходить на мои уроки, другой посадил ко мне студентку-практикантку. В конце семестра остался только один учитель.

Я снял единственные в округе двухкомнатные апартаменты на «Рентхабе» за 5700 THB (13 100 Р) в месяц, плюс платил около 1500 THB (3500 Р) за воду и электричество. За эти деньги я получил квартиру на предпоследнем этаже семиэтажного дома с хорошим видом, охраняемой территорией, парковкой, бассейном и даже своим магазинчиком на территории кондоминиума.

Территория моего кондоТерритория моего кондоТерритория моего кондо

Развлечения

За время работы на выходные я два раза ездил в Лаос — в столицу страны Вьентьян и Саваннакхет, встретил Новый год под башнями-близнецами в Куала-Лумпуре, а также попутешествовал по Таиланду.

В столицу Лаоса я ездил на самый первый бордер-ран — так называют выезд из страны, который нужен, чтобы обновить штамп и продлить свое пребывание в Таиланде еще на месяц. За выходные я погулял по городу и посмотрел основные достопримечательности: триумфальную арку, президентский дворец и набережную. Больше ничего интересного я там для себя не нашел, а сам город показался мне перевалочной базой для таких же бордер-ранщиков, как я, где можно скоротать пару вечеров за отличным лаосским пивом в местных барах.

Второй раз обновлять штамп я поехал в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Это был первый раз за все время моего путешествия по Юго-Восточной Азии, когда я выехал из Таиланда и оказался в более развитой стране, а не наоборот.

Про сам город и жизнь в нем уже есть отдельная статья в Т—Ж. Я лишь скажу, что, хоть Куала-Лумпур и не такой шумный, как Бангкок, у него есть свой особый шарм. В городе очень много зелени и небоскребов с бассейнами на крышах. Я увидел гармонию природы и цивилизации. Если смотреть с более практической точки зрения, то Малайзию выгодно отличает от соседа гораздо больший выбор качественной и дешевой одежды, а также электроники. Я, например, наконец-то смог обновить гардероб. В Таиланде у меня с этим были проблемы.

В третий раз я уже наконец-то поехал не за очередным штампом, а за долгожданной визой. Школа сама выбрала место, где мне ее получать. Это был приграничный город Саваннакхет в Лаосе. Я уже бывал там проездом, когда приезжал работать учителем в первый раз. Этот город абсолютно ничем не примечателен. Единственное его достоинство в том, что здесь проще всего получить тайскую визу. Список требуемых документов меньше по сравнению со списком из консульств в других городах, а сами сотрудники консульства более лояльны. Визу я получил без проблем. Вместо оригинала диплома хватило тут же распечатанной копии сертификата TEFL, чему я был приятно удивлен.

На все поездки у меня ушло около 30 000 THB (69 000 Р).

Триумфальная арка во Вьентьяне — столице Лаоса
Триумфальная арка во Вьентьяне — столице Лаоса
Башни-близнецы «Петронас» — главная достопримечательность Куала-Лумпура
Башни-близнецы «Петронас» — главная достопримечательность Куала-Лумпура
Каждые выходные я ездил в БангкокЦентр БангкокаНациональный парк ТаиландаПанорама Куала-Лумпура — столицы Малайзии

Переезд на Пхукет

Если не считать путешествий, моя работа в университетском проекте ничем не отличалась от преподавания в сельской школе. Я отработал один семестр — пять месяцев с ноября по апрель — и заработал 175 000 THB (402 500 Р). Денег вполне хватало для комфортной жизни, чтобы ни в чем себе не отказывать

Семестр кончился в апреле 2020 года. В мир пришел коронавирус — и все в Таиланде закрыли на карантин. Вуз не смог выбить финансирование из местного муниципалитета, а значит, и продлить контракты учителям. Я остался без работы.

Я продолжал жить в своих апартаментах до конца июня и общаться с теми, кто тоже остался. К середине июня карантин ослабили. Одновременно с этим приближался новый семестр, который должен был начаться с июля. Многие учителя из нашего проекта нашли работу в других городах и начали разъезжаться из Бангкока. Я тоже уже порядком устал от жизни на одном месте и поехал к морю на юг Таиланда. Первые две недели провел в Краби, а потом переехал на Пхукет, где успешно обосновался и живу до сих пор.

Мои расходы за пять месяцев — 140 000 THB (322 000 Р)

Питание40 000 THB (92 000 Р)
Аренда жилья и комуслуги35 000 THB (80 500 Р)
Развлечения25 000 THB (57 500 Р)
Поездка в Куала-Лумпур20 000 THB (46 000 Р)
Аренда байка10 000 THB (23 000 Р)
Поездка во Вьентьян6000 THB (13 800 Р)
Поездка в Саваннакхет4000 THB (9200 Р)
Питание
40 000 THB (92 000 Р)
Аренда жилья и комуслуги
35 000 THB (80 500 Р)
Развлечения
25 000 THB (57 500 Р)
Поездка в Куала-Лумпур
20 000 THB (46 000 Р)
Аренда байка
10 000 THB (23 000 Р)
Поездка во Вьентьян
6000 THB (13 800 Р)
Поездка в Саваннакхет
4000 THB (9200 Р)

Мои впечатления о Таиланде и тайцах

В целом впечатления о работе и стране у меня сложились двойственные. С одной стороны, тайцы — веселые, искренние и очень отзывчивые люди, которые всегда и во всем готовы помочь просто так. Они никогда открыто не выскажут критики и не выразят негодования в твой адрес. С ними ты всегда должен быть на позитиве, особенно если дело происходит в школе и эти тайцы — дети. Бывало, что я без настроения приходил утром на работу, видел улыбающихся детей и сам тут же заряжался от них позитивной энергией.

С другой стороны, очень многие вещи в Таиланде делаются напоказ — и часто они абсолютно бессмысленны. Иногда это начинает бесить, но ты должен все принять и просто улыбаться в ответ, вместо того чтобы спорить. Расскажу на примере школьных требований. С марта в школе полностью отменили уроки из-за коронавируса, но все учителя все равно должны были ходить каждый день на работу. И если тайские учителя были хоть чем-то заняты — занимались документами, подводили итоги семестра, то мне не нужно было делать вообще ничего. Я просто должен был сидеть в школе, а чем я там занимаюсь — никого не интересовало.

Мне был бы понятен такой подход, если бы это школа платила мне деньги за работу. Но дело в том, что это делал университет, поэтому школе вообще не должно было быть разницы, сижу я у них в пустом классе или у себя в отеле. Как наемный сотрудник все свои рабочие обязательства я честно выполнил. Требование приходить и ничего не делать, раз ты получаешь зарплату, показалось мне странным.

Если же отбросить бюрократию и говорить про сам процесс преподавания, то могу сказать много хорошего. Тайские дети воспитаны так, что для них учитель — это авторитет. Ученики относятся к педагогам уважительно.

Тайцы вообще очень инфантильны, поэтому даже школьники из старших классов ведут себя как дети и во всем слушаются учителя. И хотя в обеих моих школах и были классы, где невозможно было вести уроки из-за шума, в целом преподавать в этой стране действительно очень легко. Если получилось заинтересовать учеников, то время, отведенное на урок, можно тратить именно на обучение, а не на поддержание дисциплины.

Я не могу представить, чтобы, не имея опыта работы и профильного образования, я пришел на урок в старший класс в российской школе и так же спокойно начал преподавать. Мне кажется, в России гораздо важнее не столько знать предмет, сколько иметь диплом педагога. В Таиланде же, если школьникам сказали, что этот человек — учитель, дисциплина обеспечена. Тебе остается только полностью погрузиться в процесс обучения детей чему-то новому, и это по-настоящему здорово.