Жизненный урок: не делать своих детей отличниками

16

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Снег в пустыне

Страница автора

Суть

“Кто отлично учится, тот станет успешным…”

Я так веровал в эту догму, что был неоднократным победителем городских олимпиад, закончил школу с золотой медалью, потом вуз с красным дипломом.

На сегодняшний момент мне 32, и я понимаю, что фраза, написанная в первой строке — самая большая ересь, в которую я только верил. Ниже я расскажу, почему.

Болезни

Как отличник, я всё время болел

Моя учёба — спонсор того, что у меня в девять лет началась астма, в двенадцать — появился тремор рук, в шестнадцать — первые седые волосы, которые ещё и рано начали выпадать на нервной почве. Все школьные годы меня тошнило по утрам несколько раз в неделю.

Когда я совершил на работе первую ошибку (а не ошибается только тот, кто ничего не делает), у меня началась психосоматика. Сердцебиение, словно сердце выскочит из груди. Всё тело трясло. Хорош работничек — выпал на половину рабочего дня из-за штатной ситуации.

Неудачи

Как отличник, я не умел принимать неудачи

С ранних лет меня приучили делать всё идеально. За первый класс я не получил ни одной четвёрки. Поэтому учительница однажды поставила мне четвёрку просто так.

Мама пришла в школу и потребовала справедливости. Учительница ответила: “Надо же иногда и другие оценки получать”.

У меня сейчас довольно спорное отношение к той ситуации. Может, если бы тогда я получил “4”, то не вырос бы болезненным перфекционистом, который вскакивает в три часа ночи, чтобы перепроверить, всё ли идеально в сегодняшней работе. Мне пришлось долго работать над собой, чтобы избавиться от этой привычки.

Кстати, в старшей школе я стал получать четвёрки чаще. Трудно получать только 5 — разные предметы требуют разных складов ума. Ты не можешь быть одновременно гуманитарием, технарём и творческим. Мне откровенно казалось, что меня стали меньше любить. Моя самооценка была в днище, я снимал стресс селфхармом (да, я был тот ещё эмо с любимой бритвой).

Тревожность

Как отличник, я был тревожным и нервным

Как-то раз дома состоялся диалог: – Сегодня писали самостоятельную работу. – На что написал? – Не знаю, ещё не проверили. – Как это не знаешь? Если ты учил, значит, написал на 5.

Но оценка складывается из многих факторов. Начиная от того, насколько хорошо ты угадал мнение учителя о том, “что хотел сказать автор”, и заканчивая тем, насколько здоровым ты себя чувствовал, пока писал — а я себя здоровым не чувствовал почти никогда. Я был всегда полуголодным, потому что меня регулярно выташнивало по утрам от напряжения — ну, я вам уже говорил.

Головные боли тоже были моим постоянным спутником. Мне казалось, что надо контролировать ВСЁ — но это технически невозможно. Все “контролёры” всегда больны от психосоматики.

Я жил в замкнутом кольце. Я должен получать пятёрки — из-за этого мне плохо и я болею — из-за этого я не могу сосредоточиться на учёбе — из-за этого я не могу получить пятёрку — из-за этого мне ещё хуже…

Какой-то отличник в нашем городе убил себя. Много было пересудов на этот счёт. Одни говорили: жалко, жалко. Что толку жалеть? Предотвращать надо.

Другие судачили — ненормальный какой-то, чего расстроился. Но вот простая истина — представьте, что есть сорт людей с совершенно другой нервной системой. Что они, как инопланетяне, по-другому реагируют. И там, где средний человек спокойно пожмёт плечами, у этого инопланетянина в голове произойдёт такая буря, которая у среднего человека приключится только в случае серьёзного горя или потери.

На эту тему рекомендую почитать книгу Эйрон Элейн “Сверчувствительные люди”. Эти сверхчувствительные инопланетяне, кстати, становятся отличниками чаще. И представьте, если семья их надрессировала быть отличниками, при этом не оказывая моральной поддержки, то четвёрка для них — конец света и вполне повод для самоповреждения.

Я не сверхчувствительный, просто “пограничник”, но и это заставляло постоянно пребывать в состоянии стресса.

Негативные программы

Как отличник, я имел вагон негативных программ

Дрессировали меня конкретно. Как-то раз я забыл дома карточки с английскими словами, и учительница по английскому влепила мне двойку. Мама со мной после этого полдня не разговаривала.

Что у меня после такого воспитания выработалось? Программы:

- Я хороший, только если я получаю пятёрки — Меня любят, только если я идеален — Я должен предусмотреть всё — Я должен получать одобрение других людей

Но кто может быть идеален? Никто. И поэтому человек с такими программами обречён ощущать себя плохим, ведь идеальным быть не получается. А кто может предусмотреть и проконтролировать всё? Тоже никто.

Если бы мне дали машину времени и сказали, что я могу передать самому себе в прошлое короткое сообщение, я передал бы себе предыдущий абзац.

Однажды я бегал по коридору с одноклассниками. Поскольку я был самый медленный, директор поймал именно меня. Он сказал, что поставит двойку за поведение. От ужаса я пришёл домой, упал в кровать и мгновенно отключился. Я хотел умереть — и искренне верил, что умираю. Такой плохой ребёнок недостоин был жизни, как мне казалось.

Нездоровые отношения

Как отличник, я ввязывался в нездоровые отношения

Во многом из-за того, что у меня было много негативных программ, к взрослому возрасту я не мог находиться в отношениях с адекватными людьми. Ведь адекватные люди не хотели меня оценивать, а просто принимали меня таким, как я есть. Такие отношения быстро распадались.

Мне надо было постоянно получать подтверждение: вот сейчас ты хороший, а вот сейчас плохой. Как так, жить, когда тебя не оценивают? Я так не мог. Оценка была моим вечным спутником. Мне нужно было общаться с оценщиками.

Зато я надолго ввязывался в отношения, построенные на принципах кнута и пряника. Речь не столько о любовных, сколько о дружеских и даже рабочих отношениях. Мне казалось нормальным находиться среди людей, которые наказывают меня, когда я поступаю не так, как они хотят. И которые подсаживают меня на вину, стыд, страх, за какие-то надуманные промахи.

Чудо, что я не ввязался ни в какую секту с такими эмоциональными предрасположенностями. Секты ведь тоже действуют на вине, стыде, страхе и стремлению к недосягаемым идеальности и чистоте.

Зависимость от дофамина

Как отличник, я сидел на дофамине

Дофамин — гормон, который вырабатывается в вашем организме в ответ на достижение цели. Я вырос настоящим дофаминовым наркоманом. Звучит страшно; но вполне возможно, что и вы — дофаминовый наркоман.

Эта наркомания не заставляет вас колоться или нюхать. Она заставляет вас гнаться за достижениями, победами, регалиями, сертификатами и дипломами.

Когда я закончил вуз, то вошёл в размеренный рабочий режим. У нас не было даже каких-то квартальных отчётов. Каждый день — как день сурка. А я был так приучен к достигаторству (пятёрка за контрольную! победа в олимпиаде! медаль! красный диплом!), что меня накрыло дофаминовой депрессией.

И было бесполезно ходить на семинары по счастью. Потому что если тебе уныло оттого, что в организме не вырабатывается конкретное вещество, от работы с энергиями космоса толку не будет, потому что нужное вещество не появится.

Бесполезность

Как отличник, я обнаружил, что то, на что я потратили 10+ лет своей жизни, никому не нужно

Оценки в школе не влияют ни на что. Серьёзно. Влиять могли бы только двойки, так как угрожают оставить на второй год. Но учителям нынче их запрещают ставить, чтобы не расстроить деточек.

Поэтому оценки ни на что не влияют.

Мой первый работодатель не смотрел, что у меня красный диплом. У меня просто спросили:

– Диплом есть? – Есть. – По нашей сфере? – Да. – Ок, переходим к основной части нашего собеседования…

А я, на минуточку, устраивался бизнес-аналитиком, а не шаверму крутить.

Потом я увидел, что бывшие отличники в XXI веке — самый низ офисной иерархии. Как вам такое наблюдение?

Отличники — замечательные линейные низовые работники. Это рабочие пчёлы, на которых можно положиться, заставить их писать отчёт в 9 вечера в пятницу, и они молча повинуются. О такого удобного человека легко вытереть ноги, присвоить плоды его трудов.

Их не повышают. Зачем терять потрясающего исполнителя, рискуя получить скверного руководителя? Руководителями ведь обычно становятся бывшие хорошисты и троечники.

Также отличники зачастую имеют проблемы с творческим мышлением. Они получают пятёрки не потому, что умные, а потому, что умеют вписываться в систему, и давать системе то, что она от них ждёт. А в обществе успешны те, кто умеет прыгнуть через голову.

Любопытно, как иногда родители загоняют нас в рамки противоречивых требований: ты должен быть удобным, но в то же время успешным. Ты должен быть послушным, но в то же время независимым. Это, кстати, ещё и способствует тому, что личность становится словно расколотой, пытаясь совместить в себе несовместимое.

Послесловие

Я перечитал свою статью. И, поскольку мне привычно себя обесценивать, мне показалось, что вся статья выглядит как нытьё человека, которого мама поругала несколько раз, а он так сыграл в обидку, что помнит эти случаи до 30 лет.

Но потом я сказал себе: это не так. Ты жил больше десяти лет в Культе Пятёрки. Где при каждом подозрении на несправедливую оценку устраивались разборки в школе. Где не верили, что и ответственный ребёнок может иногда получить четвёрку. Где за двойку устраивали бойкот.

Ты жил в доме, где тебе никогда не верили. Где читали твои переписки, контролировали список контактов в телефоне — не дай Бог, кто-то собьёт тебя со священного пути учёбы. Когда твой одногруппник позвонил домой и подшутил, что у тебя проблемы в вузе, мать устроила тебе разнос прежде, чем разобраться, кто и зачем звонил.

Когда у тебя начались уже серьёзные проблемы со здоровьем, и ты физически не мог добраться до университета — тебя обвиняли в нежелании ходить на учёбу. Когда ты лежал с воспалением лёгких, мать вытаскивала тебя из постели за ногу со словами, что ты просто ленив и опять не хочешь учиться. Ты смог прекратить поток круглосуточных упрёков только однажды — когда посреди разговора упал и прикинулся мёртвым.

От долга перед Культом Пятёрки тебя, воистину, могла освободить только смерть.

И ты имеешь право выговориться.

***

Медаль до сих пор лежит дома у родителей, как и другие показатели моего школьного успеха. Если честно, я всё детство чувствовал себя выставочной собачкой с десятками медалей, грамот, призов. Пригодились они мне самому ровно 0 раз.

Если в какой-то семье взрослый ребёнок несколько лет не может найти времени приехать к родителям в гости… Может, дело в том, что этот ребёнок не хочет возвращаться в дом, где его дрессировали, делали из него выставочную собачку и гипер-опекали, называя это любовью?

Я могу понять, почему меня воспитывали именно так. Но принять такую манеру воспитания я не смогу никогда.

  • Гусь лапчатыйОбнять вас захотелось. Может, вам будет чуточку легче, если вы поймете, что возможно ваша мама тоже была с синдромом отличника и для нее сын-не-супер-успешный было равноценно полному провалу ее жизни, ведь она дала слабину, не смогла, не додавила и теперь ее никто не будет любить. Ваша двойка - ее двойка как родителя. Я тоже выставочный экземпляр, медаль лежит где-то у родителей. Со страхом ошибки до сих пор борюсь, и тоже со школы уверена, что круглый отличник - нерациональная трата времени или слабая школа. И только мы сами можем разорвать круг "нас любят только если мы идеальные" и не передавать это своим детям. А они будут жаловаться, что их не застравляли, и они теперь внизу иерархии =)36
  • Сипсюша МаркизовМожет дело не в пятерках а в строении психики? Сам закончил 9 классов с пятерками, потом колледж и институт с красными дипломами (формально они ни разу мне не пригодились). Нисколько не жалею. Учился лучше всех, теперь живу лучше большинства. Ибо это входит в привычку. Нелегко, но оно того стоит.14
  • Александр ЭнскийЯ хочу поддержать вас и сказать, что это счастье, что виноваты родители. Если бы родителей не было, пришлось бы обвинять общество или ещё кого-то. Можно было бы сойти с ума!0
  • Жора ШкиперВы молодец, спасибо за то, что высказались. Если хоть кого-нибудь это заставит пересмотреть свой подход к воспитанию детей, то все не зря. Надо, конечно, сказать, что есть ребята-отличники, у которых при этом здоровые отношения с родителями, с одноклассниками, которые вырастают полноценными личностями, умеющими строить отношения и добиваться успеха. Это вопрос именно того, что происходит в семье. Встречается это, пожалуй, намного-намного реже, чем ваш вариант - когда родители, не уверенные в том, что же конкретно делать с ребенком дальше, хватаются за образование как за билет в жизнь для него. Либо пытаются реализовать через него что-то свое нереализованное (родитель, кто бы ты ни был - не делай ни того, ни другого).17
  • МаринаЗнаю много отличников, которые сделали успешную карьеру. Поэтому не расстраивайтесь, все у вас будет хорошо, добьетесь всего, чего захотите.10
  • Заясь, заясьЭто хороший и важный текст. Пусть послужит предостережением для родителей-перфекционистов, в число которых рискую попасть и я. Надеюсь, что теперь у Вас всё будет хорошо, и благодарю9
  • Ayumi S. 優美Как знакомо.. Обнимаю4
  • Amazing and BrilliantЗвучит грустно, да. Надеюсь, у Вас сейчас всё хорошо. Но не у всех отличников так же. Жаль, что у Вас именно так. У Вас ещё и строение психики особенное. С такой психикой отношение родителей должно было быть совсем другим - не таким, как в итоге выходило.4
  • Лариса АксиненкоОбнимаю!0
  • Артём ЯрцевВыражаю поддержку! Ты очень живо описал этот ужас перфекционизма. Я "из тех же", но выбрался благодаря друзьям и грамотным наставникам после школы. Но начало было положено и в самой школе, где в старших классах начали раскрывать индивидуальные склонности, а не только натаскивать на экзамены. Жаль, что над внушаемыми ребятами так любят издеваться родители-достигаторы, которым хочется побыть священно почитаемыми тиранами. И выращивают таких же тиранов, которые за неимением рабов издеваются над собой. Желаю найти в себе солнце следования истинному таланту, который невозможно оценивать, так как он просто есть, и получать от этого радость и успехи!2
  • Наталья КирутаТут скорее речь не про отличников или нет, а про отношения в семье. Кто-то так же в спорте может на ребёнка давить, или в музыкальной школе, или ещё где-то. Есть вполне нормальные отличники, без тошноты и проблем со здоровьем. Не все же учатся, чтобы их дома не ругали7
  • Anastasia ZhivitcaАвтор, так тебя понимаю! Лови лучи поддержки ! Я через оценки и олимпиады добивалась отцовской любви, в школе это подкрепляли фразами: «Вам это все пригодится при поступлении». И только один раз на собеседовании с завкафедры он пролистал эту мою папку, и сказал: «прям как дембельский альбом». Одной фразой он мне открыл глаза, но дошло до меня намного позже. Тогда в моменте мне было дико стыдно. Больше 10 лет я в терапии, до сих пор не научилась адекватно оценивать себя и свою работу.3
  • Павел Л.Речь не про отличников (умных детей, которые хорошо учатся), а про тех кого называют "ботаны", "задроты", "зубрилки" и т.п. Между ними общего только оценки. Я в школе относился к категории "отличников", хотя у меня были и "четверки" и (о ужас!) даже "тройки". А уж "двойка" по поведению (чтобы отличник "одумался" и не связывался с плохими) вообще милое дело от учителей. Но меня это вообще не парило. В этом и есть основное отличие просто "отличников" (пардон за тавтологию) от "задротов". Для первых "пятерка" это просто логичный результат их знаний и интереса к учебе, и воспринимается как должное. Для вторых - "пятерка" это самоцель. Не знания, а именно оценки. Про "отличников как линейных низовых работников" - извините, но бред полный. Прямая корреляция - чем выше оценки в школе, тем выше должность/зп в профессии, действительно отсутствует. Но полно отличников (отличников, а не задротов) на высших должностях в серьезных компаниях, как и троечников на низших ступенях социальной лестницы. Собственно - полно и обратных примеров.3
  • ДарьяПавел, согласна на 1000 %. У меня ребёнок иногда приносит двойки за поведение, мы с мужем с этого смеемся. Изредка тройку схлопочет, тогда предлагаю помощь, по этому предмету один вечер занимаемся вместе. А вообще круглый отличник, годами, просто потому что сам с удовольствием занимается, тянет программу лучше остальных. Сам уроки учит, сам решает, хочет он быть отличником или нет. Радуется, что единственный в классе такой, от этого уважение со стороны друзей и одноклассников, даже восхищение. Сочувствую автору, но в его истории, проблема от родителей, которые по сути издевались над ребёнком со слабым здоровьем. Такой маме необходим психолог. Нельзя так давить, психику ломать, здоровье портить2
  • Павел Л.Дарья, Вашему ребенку еще повезло, что его в классе уважают за знания и восхищаются ) В моем советском детстве (а может дело банально в конкретной школе и конкретном классе) отличников не особо любили, обзывали зубрилками, очкариками, цеплялись. Поэтому, слава богу, как уже говорил, что оценки меня "не парили" - на что ответил, то и получил. Не сделал домашку, не прочитал какую-нить "Войну и мир" по литературе, и потом чисто на общих знаниях ответил, выкружил "четверку", и ладно. Периодически без проблем "вступал в сговор" с одноклассниками - типа, все не выучили, не отвечаем, или все сбегаем с урока. Не было необходимости обязательно только пятерку, по всем предметам и всегда. Ну получил я "двойку" за то, что тоже сбежал с урока - пофиг, я же знаю, что я знаю) (предмет на отлично). Родителям тоже объяснил - всё поняли, "ну ты совсем не запускай" и всё. Потому что с такими родителями, как у автора и такой установкой, это был бы двойной пресс и стресс - с одной стороны родители, и надо зубрить всё, тянуть на каждом уроке руку, всегда отвечать первым и выбивать пятерки. А с другой одноклассники, которые тебя бы за это шпыняли и унижали, и был бы изгоем.0
  • Екатерина КозыреваОчень интересно было читать и одновременно тяжело! Я Вам искренне сочувствую, но у меня самой противоположная ситуация была в школе. Я всегда относилась к учебе не всерьез и никогда не обращала внимания на комментарии учителей относительно моей успеваемости. Немного жалею об этом и ловлю себя на мысли, что иногда пытаюсь воспитывать дочь аналогичным образом, как Ваши родители. Меня Ваша статья очень отрезвила, большое Вам за нее спасибо!0