Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я очень люблю настолки, но мне не с кем играть.
Времени ходить по игротекам нет, а вечером, после укладывания ребенка, супруга далеко не всегда согласна разложить что-нибудь. Поэтому я собираю коллекцию настолок для игры одному или вдвоем. Хочу поделиться своей небольшой подборкой.
Великий западный путь
Сколько стоит: 4990 ₽
«Великий западный путь» — горячо любимая мной настолка. Эта кризисная и лаконичная игра постоянно держит в тонусе. Она требует принятия стратегических и тактических решений и в целом не зря находится в первой двадцатке рейтинга настольных игр мира.
Суть игры. Правила объемные, но легко объясняемые. Усадить можно даже новичков, было бы желание. Вы — погонщик коров, который ведет стадо на железнодорожную станцию для дальнейшей продажи. В пути вам встречаются разные напасти и места стоянок. На последних можно выполнять различные действия — например, нанимать новых работников или возводить постройки и получать за это очки. Но для выигрыша стоит продумать стратегию и не хвататься за любые возможности.
Конец игры наступает, когда полностью заполняется рынок рабочих — на него прибавляется по одному-два персонажа после каждой доставки коров. По сути, заполнение рынка — счетчик общего количества доставок. Оно ограничено, поэтому игрок должен решить, что ему выгоднее: сделать больше доставок или дольше проходить путь и получать преимущество за счет построек.
Есть онлайн-бот для игры в соло — он практически не требует затрат для своего администрирования и вносит неплохую конкуренцию. Он также может быть третьим участником, если хочется немного удлинить игру на двоих.
Время партии. В дуэльном режиме игра занимает от 45 минут до полутора часов. С каждым следующим игроком можно прибавлять по 45 минут к продолжительности партии. А если в компании есть любители долго думать, игра может затянуться.
Дополнения. Кроме оригинальной игры доступны альтернативные версии, где маршрут проходит через Аргентину или Новую Зеландию. Они по сложности эквивалентны базе с дополнением «Дорога на север».
Я играл в «Аргентину», и, на мой взгляд, она потеряла в изящности. Количество способов заработать победные очки увеличилось, но не из-за новых стратегий, а за счет усложнения уже существующих. Например, после доставки коров их грузят на корабли, вам нужно следить за графиком отплытия. Также появился дополнительный ресурс — зерно. Из-за этого фокус внимания рассеивается. Если вы не любитель тяжелых евро , лучше остановитесь на базе.
Дом Павлова
Сколько стоит: 3990 ₽
Следующим в моем списке идет настоящий соло-варгейм. Теоретически в «Дом Павлова» можно сыграть и вдвоем, и втроем. Но, как мне кажется, это снижает удовольствие от процесса.
Сразу предупрежу: кубики здесь решают многое. Если вы не любите игры с фактором удачи, советую пропустить эту настолку. Всех остальных игра встретит атмосферной исторической зарисовкой об обороне дома Павлова.
Суть игры. Задача — успешно оборонять дом Павлова на протяжении пяти этапов атак вермахта и не допустить уничтожения командного пункта 62-й армии. А заодно набрать как можно больше победных очков.
Вы командуете защитниками на «земле» — тактической части карты. Здесь важно отразить нападение пехоты и техники противника. Параллельно вы организовываете подкрепления, снабжение, работу артиллерии и связь — на стратегической части. И тут же защищаетесь от налетов авиации. Также вы можете отправлять бойцов на штурм близлежащих зданий, при успехе которого получится заработать дополнительные очки.
Сложность в игре зависит от удачи. Как я уже говорил, кубики решают многое, а значит, вам нужно увеличить их количество. Так шансы на победу возрастут. Например, в ход рядовым солдатом можно бросить только один кубик, а снайпером — сразу четыре. В итоге вы будете постоянно оптимизировать ресурсы.
Ходы противника могут значительно подпортить ваше положение. Но именно этот рандом и создает эффект погружения в игру. Никогда не знаешь, откуда может прилететь.
Главная фишка игры — фотографии реальных защитников дома Павлова на жетонах. Оставлять умирать от голода или посылать на верную смерть не абстрактных бойцов, а реальных героев ВОВ для меня было очень непросто.
Время партии. В среднем полтора-два часа с учетом раскладки. Но если вы любитель поразмышлять, то, возможно, и больше.
Ужас Аркхэма
Сколько стоит: 2490 ₽
В эту сюжетную карточную настолку легко играть одному. Можно проходить и в компании, но важно, чтобы все участники хотели погрузиться в историю, иначе будет не так интересно. Плюс у «Ужаса Аркхэма» недружелюбные правила с множеством нюансов. Это надо учитывать.
Суть игры. Вы сыщик, вовлеченный в некоторые мистические события мира Говарда Лавкрафта. В ходе сюжета боретесь с выпадающими напастями — врагами или негативными событиями. Вам предстоит разобраться, что происходит, и постараться выжить. А если повезет, то остановить зло, которое и было причиной всех неприятностей.
Перед началом игры вы собираете колоду персонажа. Например, герой стартовой коробки Роланд принадлежит к классу хранителей. В настолке доступно еще четыре класса: выжившие, мистики, ловкачи и искатели.
Затем вы проходите один из сценариев игры, перемещаетесь по локациям, сражаетесь с врагами и узнаете подробности сюжета с помощью набранных карт. Каждый сценарий ограничен по времени. Чем дольше сыщик проходит игру, тем вероятнее негативный вариант развития сюжета.
В игре нет как такового проигрыша или выигрыша. Почти всегда вы достигнете какого-то исхода, просто он может быть не столь радужным, как хотелось бы. Поэтому проиграть в классическом понимании тут невозможно.
В «Ужасе Аркхэма» есть некоторые сложности с реиграбельностью. Зачастую все основные сюжетные повороты вы будете знать уже после первой игры. Перепроходить один и тот же сценарий несколько раз не очень интересно. Но точно можно пройти настолку двумя разными сыщиками и прийти к разным исходам. Например, сыщик может погибнуть, но победить злодея. Или выжить, но проиграть ему. На каждый исход в книге правил подготовлен соответствующий художественный текст.
В этой игре ключевое — сама история, а не ее результат. «Ужас Аркхэма» можно сравнить с интерактивным кино. От вашего выбора и череды случайностей зависит сюжет фильма, но его сложно назвать плохим или хорошим.
Время партии. Прохождение одного сценария занимает полтора-два часа. Но стоит учитывать, что создание колоды персонажа и подготовка к игре могут занять еще полчаса.
Дополнения. Базовый комплект рассчитан на одного или двух игроков и содержит только три сценария. Зато после их прохождения вы поймете, нравится игра или нет. Если да — сможете приобретать сюжетные кампании с другими сыщиками, чтобы погружаться в новые истории.
Сейчас изменился формат распространения дополнений. Настоятельно рекомендую брать набор из двух коробок или приобретать сразу полный цикл дополнения в старом формате — одна большая коробка и шесть маленьких.
Остров духов
Сколько стоит: 7990 ₽
Эта игра навсегда останется в моем сердце как идеальная соло-настолка. Ее можно проходить в компании, но только с такими же фанатами, как и вы. В противном случае «Остров духов» подвержен проблеме альфа-игрока . Игра бесконечно реиграбельна, заставляет ваши мозги скрипеть и просчитывать множество вариантов.
Суть игры. Вы — духи острова, на который прибывают захватчики. Ваша задача — выгнать новых поселенцев с острова, пока они не осквернили это место. Каждый ход вы разыгрываете свои способности, чтобы остановить или уничтожить захватчиков. В это время противники наносят ущерб природе острова, распространяются по нему и оставляют скверные символы.
«Остров духов» — кризисная игра. Победа достается всегда из последних сил, но приносит море удовольствия. А еще это фактически еврогейм — почти все ходы можно просчитать и выбрать лучшее решение. Механика настолько органична, что нет ощущения, будто решаешь некоторую головоломку.
Время партии. Час-полтора на одного духа в игре.
Основной тираж закончился, но надеюсь, что игра скоро вернется в магазины. Уже сейчас можно приобрести «Горизонты острова духов» — облегченный и более дешевый вариант базы. Он отличается от «Острова» набором духов, отсутствием карт особых свойств захватчиков и обратной стороной поля.
Я советую попробовать игру на ПК или мобильном устройстве, а потом уже решить, нужна ли вам настольная версия. В электронном виде отсутствуют манипуляции с полем, играть гораздо удобнее.
Конец вечности
Сколько стоит: 3490 ₽
Суть игры. Это кооперативный босс-батлер на карточном движке: вам нужно победить монстра с помощью эффективной колоды. В наборе четыре монстра, у каждого свои особенности, поэтому игра вариативна.
Эта настолка хороша в сегменте босс-батлеров. Почти всегда победа или проигрыш решается на последних ходах, что говорит о хорошем балансе. Перед началом партии игроки самостоятельно выбирают, какие карты будут на рынке, поэтому в случае неудачи всегда можно спланировать иную стратегию.
Вы играете за одного из восьми магов. В вашем распоряжении — начальная колода, рынок из девяти разных карт, где будете собирать новую колоду. Там доступны карты трех видов: самоцветы, дающие валюту для покупки новых карт, заклинания, позволяющие наносить основной урон, и реликвии с полезными свойствами. В свой ход маги активируют заклинания и свойства героя, разыгрывают карты с руки и докупают их.
Из минусов игры выделю несколько устаревшие иллюстрации и маленькое количество заклинаний. Но на зарубежном рынке у этой настолки есть множество дополнений, которые устраняют второй недостаток.
Время партии. Игру можно пройти за час-полтора.
Надеюсь, кому-то мои рекомендации помогут провести не один вечер с удовольствием, даже если не получится собрать компанию.