«Под мытье посуды не посмотришь»: советую «Аббатство Даунтон» — сериал о жизни аристократов
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
О чем сериал
Великобритания, графство Йоркшир, апрель 1912 года. Наследник графа Грэнтэма погибает на «Титанике». Семья надеется, что теперь, когда наследников мужского пола не осталось, земельные владения и капитал семьи перейдут к старшей из трех дочерей погибшего.
Но граф, отдавший жизнь своему родовому имению Даунтон, отказывается отстаивать права старшей дочери на наследство. Он считает, что все, включая немалый капитал его жены, должно отойти дальнему родственнику — юристу из среднего класса.
Важная часть сюжета — в нем много главных героев. Семья графа: он сам, графиня, три дочери и бабушка. Их прислуга: дворецкий, экономка, кухарка, лакеи, служанки, горничные и камердинеры. Слуги в этой истории — не рабы семьи. Это наемные работники, в основном считающие честью работать в большом аристократическом доме.
Чем понравился
Обожаю, когда создатели фильмов и сериалов уделяют пристальное внимание деталям. Особенно приятно, когда произведение претендует на отображение какой-либо исторической эпохи.
У «Аббатства Даунтон» все это есть. За шесть сезонов история охватывает большой промежуток в 14 лет — с 1912 по 1926 год. За это время меняются прически, наряды, интерьеры, музыка, появляются новые предметы в быту, автомобили и профессии. Смена костюмов в сериале отражает порой не только моду тех лет, но еще характер и сюжетную арку героя.
В сериале освещены различные исторические события. Революция 1917 года в России, Первая мировая война, война за независимость Ирландии, борьба за права женщин, эпидемия испанского гриппа и другие. Все эти события гармонично вписаны в сюжет. Что-то упоминается в диалогах, что-то мы видим в заголовках газет или на улицах, о каких-то догадываемся по действиям героев.
Развитие технического прогресса в сериале прописано в основном в курьезных сценах. Например, старая мать графа — героиня несравненной Мэгги Смит — прикрывает глаза веером от электрических ламп в люстре. Ей не нравится, что они слишком яркие на фоне привычного света свечей. Старая графиня вообще ярый консерватор: в сериале она постоянно страдает оттого, что былые времена уходят.
Другой пример. Граф рекомендует младшей дочери для безопасности поехать в деревню на автомобиле вместо повозки с лошадью. Причина? Недавно он был в деревне и увидел на улице одновременно целых пять автомобилей!
Слуги боятся подходить к телефону, когда его устанавливают в доме, и бегают посмотреть на него украдкой. Кухарка на протяжении всего сериала протестует против технологий и боится, что в ней скоро отпадет надобность, если теперь есть тостер, холодильник или миксер. А граф до последнего не хочет устанавливать радио в доме и сдается только после того, как по радио выступает король.
Отдельной похвалы заслуживает работа режиссеров и операторов. Зачастую даже незначительные детали идеально показаны в сериале. К примеру, сцена с дочерью графа. Зритель знает, что она беременна, но семья еще не в курсе. Пересматривая этот фрагмент, я заметила, как дочь отказывается от бокала вина. Этот момент не в фокусе камеры и происходит на заднем плане, когда в кадре разговаривают другие люди! Обожаю такое: всегда можно рассмотреть какую-то мелочь. Они и придают сериалу объем, глубину и атмосферу.
В привычных голливудских сериалах на этом наверняка сделали бы акцент, чтобы усилить драматическую линию героини. И показали бы так, чтобы зритель уж точно этого не проморгал. Этим меня голливудские сериалы и утомили: все разжевано до состояния пюре. В «Аббатстве Даунтон» зрителю дают возможность самому считать настроение героя и изменения в обстановке.
В сериале часто используют прием длинного плана. Сделать это довольно сложно технически, и от этой изощренности авторов получаешь дополнительное удовольствие.
Что в итоге
Сериал собрал множество наград: получил «Эмми», премию Гильдии киноактеров, «Золотой глобус». Большая часть призов — в основном за актерскую игру и как лучший сериал на ТВ.
Актерский состав действительно подобран блестяще. Если раньше Мэгги Смит ассоциировалась у меня с персонажем из мира «Гарри Поттера» Минервой Макгонагалл, то теперь она для меня в первую очередь старая графиня Грэнтэм.
В сериале бесподобно воссоздана атмосфера блеска и обычаев консервативной Англии. Поднимаются важные темы, которые показаны со всех ракурсов. Например, эмансипация женщин, социальное неравенство, отношения между аристократами и прислугой, сохранение традиций и прогресс.
Больше всего мне нравится, что у всех героев большие сюжетные арки: они проходят через многие испытания и меняются вместе со сменой эпох. Есть чему у них поучиться, есть о чем подумать. Например, что важнее — семья или принципы? Любовь или общественное мнение? Сохранение денег или честного имени?
Все герои сериала неидеальны, поэтому их истории так близки зрителю. Их переживания, радости, горести и выборы заставляют плакать и смеяться вместе с ними.
Но сериал нужно внимательно смотреть, наслаждаясь каждым кадром. Любителям голливудских простеньких сериалов «Аббатство Даунтон» покажется очень занудным. Под мытье посуды не посмотришь.