«Повесть довольно самобытна»: почему стоит прочитать «Год порно» Ильи Мамаева-Найлза
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
О чем книга
Несмотря на провокативное название, перед нами классический роман взросления. Сюжет разворачивается буквально в наши дни. Молодой человек Марк проживает в небольшом провинциальном городке Йошкар-Оле — или, как говорят сами персонажи, Йошке.
Он сталкивается с неприятием своей внешности, проблемами с девушками, конфликтует с родителями и часто ночует в машине. Марк работает бариста в одной из городских кофеен и, чтобы хоть как-то накопить на съемную квартиру, берет подработку — перевод порнофильмов.
Мне хотелось бы предостеречь впечатлительных читателей: в книге присутствует мат и описание половой близости. Последнее, впрочем, не обладает какой-либо натуралистичностью или эротизмом.
А еще книга может разочаровать консервативных читателей тем, как в ней оформлены диалоги. Правила пунктуации здесь такие же, как в некоторых американских романах, например в книгах Кормака Маккарти. Каждая реплика персонажа — отдельный абзац. При этом автор не указывает, кто и с какой интонацией это сказал. К этому поначалу может быть тяжело привыкнуть.
Чем понравилась
Авторский стиль. Первое, что привлекает внимание, — живой и современный язык. Стоит отметить, что автор добивается этого не активным использованием сленга, который быстро устаревает, — наоборот, писатель употребляет слова вроде «кринж» и «краш» с иронией. Диалоги не перегружены длинными фразами или пространными рассуждениями.
Во время прослушивания аудиокниги создается впечатление, что наблюдаешь за разговором своих ровесников. Особенно интересно, как эти простые и банальные переклички между персонажами противопоставлены внутреннему монологу главного героя.
В то же время Мамаев-Найлз не скатывается в «русскую хтонь», присущую бытовым романам 2000-х и 2010-х. Он находит подходящие слова для описания российской глубинки. Например, едкий и в то же время грустный пассаж о том, что в Йошкар-Оле ничего нет — только продуктовые и аптеки, ведь это необходимый набор для выживания.
Поднимаемые темы. Некоторые критики описывают повесть как столкновение «Нормальных людей» Салли Руни и «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Частично я с этим согласен: здесь и сложные личные отношения, и постоянная рефлексия героя. Но стоит отметить, что повесть довольно самобытна: в ней есть место как для переосмысления народной памяти, так и для поиска своих корней. Это помогает герою в самоопределении.
Описания героев. Автору однозначно удается необычный ввод персонажей в повествование. Как карикатурист, писатель создает портрет с двумя-тремя важными деталями — например, «пропал, появился через три дня с фингалом, но в деловом костюме». Сразу понимаешь, что это за герой.
Вдобавок мы знакомимся с героями в реальном времени, но сразу после их появления автор рассказывает об их дальнейшей судьбе. Мы узнаем, кто уйдет в монастырь, а кто сможет побороть свои страхи. Нечто похожее делал американский писатель Курт Воннегут в романе-антиутопии «Галапагосы».
Чем известен автор
Илья Мамаев-Найлз родился в Йошкаре-Оле. Сейчас ему нет и тридцати лет, но он уже успел попробовать себя во многих профессиях. В одном из интервью он говорил, что первый год писал роман параллельно с ремонтом, дипломом, переводами — в том числе эротических фильмов — и работой копирайтером и сценаристом в студии. Он занимался ребрендингом аэропортов в Челябинске и Тобольске.
«Год порно» — его дебютная книга. Несмотря на многочисленные параллели между автором и главным героем, книгу сложно причислить к жанру «автофикшен». В то же время не стоит отрицать, что со многими типажами и ситуациями автор знаком не понаслышке.
В разделе с благодарностями автор выражает признательность не только редакторам, издателям и жене, но и своей кошке. Она не раз меняла структуру романа, когда сбрасывала стикеры с примечаниями к сюжету с доски для записей.
Что в итоге
Сама повесть небольшая по объему — аудиоверсия занимает четыре с половиной часа в нормальной скорости. Ее единственный минус — чтец интонационно не выделяет абзацы, поэтому кажется, что герой сбивается с одной мысли на другую.
Книга подойдет представителям поколения миллениалов и людям, которым хотелось бы их понять. А еще понравится любителям камерных бытовых историй, которых пугает большое количество персонажей.