Рекомендую посмотреть: новую экранизацию «Мастера и Маргариты»

34

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Татьяна Котова

Страница автора

Почти три недели прошло с момента премьеры фильма Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» и всё это время критики не замолкают в спорах и негативных оценках. Постановку обвиняют в искажении сюжета, отсутствии того самого булгаковского юмора и участии в создании фильма теперь уже прозападного режиссёра.

Если убрать политический контекст, отношение к фильму со стороны критики могло бы быть более лояльным. Разве режиссёр не имеет право на собственную трактовку великого текста? Тем более что Локшину и продюсерскому центру «Марс Медиа» удалось невероятное — при изменении сюжета сохранить настроение и главный посыл булгаковского произведения.

О чем фильм

Фильм создаёт удивительное ощущение единения личности Мастера и самого Булгакова. Если «Мастер и Маргарита» это роман в романе, то постановка Локшина — очень многослойная и многоуровневая история, где переплетаются и автор, и сюжет, и явь, и литературный вымысел, и евангельские мотивы. О последних как раз и хотелось сказать.

Чем понравился

В фильме явно не хватает развития линии Иешуа и Пилата, а без этого не может быть полноты Булгаковского замысла. Да, Пилат и Га Ноцри сначала говорят на арамейском, потом переходят на латынь, что создаёт эффект большой убедительности. Да, сохранены, но максимально урезаны те самые символические философские диалоги между Пилатом и его подсудимым. Это выводит на первый план историю Мастера и его Музы. Но и крадёт у фильма мощную христианскую основу, вокруг которой и строится сюжет. Мистика и полёты на метле — всего лишь антураж. Правда, нельзя сказать, что режиссёр ими злоупотребляет.

Воланд здесь тоже несколько отодвинут на второй план. И если первая часть фильма держится на Мастере, то вторая совершенно прекрасно сбалансирована линией Маргариты. Хотя всё же есть чувство недосказанности в этой борьбе добра и зла, света и тьмы.

И, тем не менее, благодаря звёздному касту и голливудской операторской работе фильм заставляет зрителя не дышать. Флегматичный Цыганов с какой-то ему присущей внутренней энергетикой убедительно ведёт себя и на заседании литераторов, и накаченный препаратами в психбольнице. Воспалённая и болезненная Снегирь тоже не переходит на игру навзрыд, но всё равно выбивает у зрителя эмоции. Их совместные сцены порой кажутся не игрой, а истинным поведением двух влюблённых, поскольку сыграть такие взгляды и интонации кажется невозможным. В их любовь веришь безоговорочно.

Отдельную благодарность хочется выразить создателям картины за выбор актёров на роли Воланда и Пилата. При всей любви и уважении к постановке Бортко, Басилашвили и Лавров были уже в солидном возрасте, в то время как Воланд у Булгакова сорока с лишним лет, да и Пилат не дожил до своих 48. Так что Август Диль и Клас Банг очень походят на своих героев. Более того, внешность Диля соединяет в себе и поразительное отрицательное обаяние, и ужас, и симпатию, и сексуальность. То же можно сказать и о его свите — жуткой и обаятельной.

Авторский замысел режиссёра прошёлся и по самой Москве. Это не уютная столица времён 30-х годов прошлого века с цветущими Патриаршими. Временами декорации напоминали популярную компьютерную игру Atomic Heart об альтернативной истории Советского Союза. Здесь гигантская статуя Ленина на Доме Союзов. Небо, изрезанное высокими столпами с серпами и молотами. Курсирующие дирижабли, которые скорее напоминают космические тарелки. Москва в фильме становится тем самым ненавидимым прокуратором городом.

Но впрочем, это извечный вопрос: что лучше — книга или фильм? Как видит героев и обстановку читатель и совпадает ли взгляд режиссёра с ним? Можно ли вообще спорить с создателями картины? Пожалуй, можно. Но истинное счастье, если кино попадает в яблочко.

Говорят, что Булгакову не очень везёт с экранизациями. Возможно, этот рок как раз для того, чтобы «Мастер и Маргарита» так и остался романом гениального писателя. Нетленной рукописью, которая не горит. А всё остальное — наши взгляды и домыслы на великий текст.

Сюжет: 5 из 5 баллов

Игра актеров: 5 из 5 баллов

Зрелищность: 5 из 5 баллов

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество