Киноклуб
466

Рекомендую посмотреть: «Когда Гарри встретил Салли»

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Диана Першина

Страница автора

О чем фильм

Я бы назвала фильм Роба Райана романтическим фильмом-настроением на все сезоны, так как в нём затрагиваются разные вопросы взаимоотношений мужчин и женщин. Снят он по сценарию Норы Эфрон, любительницы романтических комедий.

Структуру повествования фильма характеризуют вставки-воспоминания пожилых пар. Что интересно, истории их знакомств — реальные, собранные Райнером из газет и журналов, а также — из рассказов его знакомых. Такие вкрапления-воспоминания от пожилых пар станут в фильме своеобразными авторскими ремарками, разделяющими эпизоды встреч и отношений Салли и Гарри. А также своеобразными спойлерами-резюме того, что произойдёт на следующем этапе взаимоотношений двух главных героев.

Итак, сюжетообразующими в фильме становятся двое, мужчина и женщина: Гарри Бёрнс и Салли Олбрайт, судьба будет сталкивать их снова и снова, зритель вместе в ними будет переживать их историю.

Чем понравился

Внимание: дальше спойлеры.

Повествование начинается с пожилой пары — умудрённой жизненным опытом. Интересно то, что мужчина вспоминает момент их знакомства, а его жена (по прошествии 50 лет брака), улыбаясь, многозначительно берёт его за руку. В глубине её улыбающихся глаз мы видим, что не всё так гладко было эти 50 лет.

А дальше — камера уносит к идиллическому поцелую Гарри и его девушки Аманды в Чикагском университете 1977 года. Идиллия разрушается появлением случайной попутчицы Гарри из Чикаго в Нью-Йорк — Салли. Что интересно, через несколько лет ни Гарри, ни Салли не вспомнят, как звали эту девушку Гарри, по совместительству лучшую подругу Салли.

Далее в фильме представлено некое роуд-муви — сначала в машине до Нью-Йорка, потом в самолете. Роуд-муви начинается с неожиданного для девушки вопроса: “Может расскажешь о себе?” Вынужденное парное путешествие Салли и Гарри напоминает сеанс у психоаналитика. Гарри словно пытается найти изъян у правильной во всех отношениях Салли. Они поданы как две параллельные вселенные: у Салли всё рассчитано, продуман каждый жизненный шаг; и Гарри — небрежный, спонтанный, циничный. Уже первая сцена в машине — Салли рассказывает о дороге детально: сколько они будут в пути, через сколько часов будут меняться, у нее всё продумано, всё отмечено на карте. И позже, в квартире Салли, Гарри найдет каталог всех её видеокассет — в коробочке, в алфавитном порядке. А с другой стороны — Гарри, плюющий виноградные косточки в закрытое окно и только после этого понимающий, что его надо было бы перед этим открыть.

После идиллической сцены поцелуя Аманды и Гарри поездка Салли и Гарри выглядит на грани — они постоянно спорят. И в конце поездки Гарри будто выносит приговор всей ее прагматичности: “Просто у тебя не было обалденного секса”. Итак, первое знакомство прошло без особой симпатии. И в унисон сцене приезда в Нью-Йорк и прощания героев звучит песня в исполнении Эллы Фитджеральд и Луи Армстронга — “Let’s Call the Whole Thing Off ” — ключевые фразы в которой — “Давай бросим всю эту чепуху… Похоже, мы никогда не станем одним целым”. И тут я хочу подчеркнуть и шикарный саундтрек фильма — каждый трек звучит в унисон состояниям героев. Герои въезжают через Триумфальную арку в Нью-Йорк и в новый период их жизни.

Салли и Гарри обсуждают взаимоотношения на разных ступенях знакомства мужчины и женщины — это будто учебник по психологии взаимоотношений. Здесь поднимается и проблема сближения после развода: многие боятся снова обжечься. И страх одиноких женщин перед 40-летием. Вспомним подругу Салли, Мари, которая встречалась с женатым мужчиной. “Он никогда ее не бросит,” — вторит ей Салли. Да и сама она это понимает, но… Это и грустное одиночество на фоне красивого мегаполиса: “Я достиг той точки, когда устраивает тот факт, что, кроме работы, у меня ничего нет”. Ну, и не стоит не напомнить крылатую фразу — “мне то же, что у нее” — и яркую сцену оргазма, сымитированного Салли. Вскоре после выхода фильма в Katz’s Deli появилась табличка над столом, за которым сидели актеры, с указанием, что именно здесь была снята та самая сцена. Иногда в кафе проходят флэш-мобы.

Перед новой встречей Гарри и Салли прошло пять лет. Ирония состоит в том, что во время второй встречи показан идиллически страстный поцелуй Салли с Джо — ее возлюбленным и знакомым Гарри. И теперь Гарри нарушает их идиллию. Забавно, что Гарри не сразу вспомнил Салли. И что мы узнаем? Салли с Джо расстались, Гарри бросила жена. И эта встреча будто сближает их — они откровенны и близки, они становятся друзьями. И если первые два раза они встречаются на ходу — в дороге, в аэропорту — то только после разрывов со своими вторыми половинами они показаны на фоне романтично-осеннего города. Разноцветные листья в парке, огромные панорамные окна — разные детали Нью-Йорка, уголки Манхэттена да и сам город будто толкают их друг к другу. Циничный Гарри превращается в мужчину с разбитым сердцем. А далее — как-будто по маслу: рождественский город, лёгкость и непринужденность в их отношениях и самая волшебная ночь года делает невозможное — открывает им глаза друг на друга как на желанного партнера. Но не всё так просто — и песня Harry Connick, Jr. — ”I Could Write A Book” со строчкой “Как сделать двух влюбленных друзьями” — как будто предупреждает о чём-то. И это что-то опять их разводит в разные стороны. И финал.

Фильм, конечно, заслуживает хэппи-энда, хотя я бы, конечно, предпочла финал, где они так и остались бы друг без друга — он мне кажется более реалистичным. Но в духе романтических комедий и соответствующего им настроения иногда хочется верить в такое вот рождественское чудо. Гарри оказывается около Триумфальной арки, у которой они когда-то с Салли расстались, приехав в Нью-Йорк. Он вспоминает ее, и Фрэнк Синатра песней “It had to be you” будто подсказывает им обоим: “Это должен был быть ты”. 12 лет и три месяца до свадьбы — кажется, они собрали все предыдущие рассказанные любовные истории в свою. И ее-то они и рассказывают в финале.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество