Любовь и ненависть в Ганзе: почему мне нравится игра Patrician IV: Rise of a Dynasty

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В далёком 2007 или даже раньше родители подарили мне CD-диск с Patrician III на день рождения. Я установил игру, запустил, поиграл немного и больше не запускал. Помню, как меня огорчил такой подарок. Спустя более чем 10 лет я установил уже Patrician IV, распробовал и полюбил игру.

Что за Патриция?

Patrician — экономическая стратегия в реальном времени, симулятор Ганзейского союза. Игрок — начинающий купец, по имени, скажем, Grol Grolberg, стартующий в столице Ганзы — городе Любек. А вот, что было дальше — история, которую он должен написать своими руками.

Режимы игры, скорость игры

Лучший способ постичь основные механики игры и понять что к чему в неспешном темпе и с подсказками — начать новую кампанию. После прохождения кампании или хотя бы после нескольких часов в ней, можно побаловаться другими режимами.

Первый на очереди — режим «свободная игра» — это настраиваемый режим, где игрок может настроить свою сложность. Уровень сложности влияет на прибыльность торговли и силу ИИ-конкурентов. Кроме того бухты некоторых городов становятся недоступными в зимний период из-за того, что реки сковывает льдом. Если не подготовить такой город к зиме, многие жители могут не дотянуть до весны. Также не рекомендуется делать такие города центральными узлами торговли, потому что зимой товары будет не вывезти.

Производство в городах по умолчанию историческое. То есть это не просто какие-то случайные товары, а реальная специализация города. Вот цитата из википедии про Любек:

  • Можно выделить четвёрку «больших цехов»: кузнецов, портных, пекарей и сапожников, а также подчинения ими множества «малых» цеховых союзов.

Собственно, поэтому в игре Любек производит зерно, пеньку (коноплю), инструменты. Производство соли немного не вписывается в историческую картину на первый взгляд, но разработчики наверняка добавили её не просто так. В игре всё существует по определённой причине, а не просто так. В свободной игре производство может быть заменено на случайное. Тогда Любек будет производить не пеньку, например, а одежду.

Свободная игра позволяет выбрать среднее стартовое население. Среднее городское население будет влиять на скорость достижения поставленных целей: чем больше людей, тем сложнее обеспечить их всем необходимым и тем сильнее победить конкурентов в городе, ведь они уже построили всё необходимое.

Ещё один режим — сценарии — это относительно короткие игры, в которых предлагается сосредоточиться на достижении поставленной цели: развитие города или устранение пиратов за отведённое время. Если ты осилишь лёгкие сценарии, откроются более хардкорные.

Есть также кооперативный режим — мультиплеер, в котором друзья помогут тебе развивать средневековую империю. Можно играть по локальной сети или по интернету (удачи в поиске живых людей, ещё играющих в эту игру).

В левой части экрана отображается хроника, которую, в принципе, читать необязательно, вся необходимая информация и так видна на карте:

  1. Повышенный спрос на определённые товары в городах.
  2. Пираты в море.
  3. Пошлины за вход гружёных кораблей.
  4. Осада города герцогом.
  5. Время года.

Впрочем, иногда в хронике проскакивают забавные ситуации как, например, история о еретике, который заявлял, что земля круглая, за что его сожгли.

Такие маленькие детали делают игру и создают погружение. Атмосферность в игре создаётся самыми различными способами: в каждом городе ежедневно меняется блюдо дня, горожане ходят по улицам, если на них ткнуть, они расскажут, что их волнует, NPC корабли плавают по Ганзе и у каждого есть своё имя!

Ещё один повод не обращать внимание на хронику — скорость игры. Скорость можно регулироват ступенчато, всего доступно пять ступеней: x0, x0,1, x1, x5 и x10. Маленькая хитрость заключается в том, что скорость x10 «спрятана», её нельзя активировать через меню скорости игры, но можно включить нажатием пробела на клавиатуре.

Самая выгодная скорость, на мой взгляд, — это нулевая. Когда ничего бесконтрольно не происходит. На любой другой скорости постоянно выскакивают записи в хронике, где-то что-то взрывается и возникают самые разные события, за которыми сложно уследить в суматохе дней. Я всегда ставлю скорость на 0, чтобы иметь возможность подумать, осмыслить все детали торговых маршрутов, оценить доходы и расходы, построить здания и корабли, пока деньги не потратились на что-то ещё. Когда я готов продолжать, я просто ставлю скорость x10, потому что это самый быстрый способ ощутить результаты своей работы.

У купца нет пути

В режиме кампании купцу ставят разные цели, а вот пути их достижения у всех свои, в рамках основных механик, конечно же:

Торговля. Самая простая механика — вручную грузим корабль товарами по низкой цене в одном городе, продаём по высокой цене в другом городе, навар кладём себе в карман. На первых порах торговать вручную совсем не запарно и это дело даже приносит неплохой доход. С появлением новых кораблей торговать вручную становится очень тяжело, ты просто не успеваешь продавать товары со всех кораблей и сообразить, что и где ты хотел сделать. Играя в таком стиле, не избежать бесполезного простоя.

Торговые маршруты. Более продвинутая система, когда корабли сами заходят в порты и автоматически торгуют заданными видами товаров. Механика настолько же удобная, насколько раздражающая. Удобна тем, что после создания маршрута не нужно за ним следить. Капитан сам разберётся с куплей-продажей или морском сражением. Раздражает плохой соображалкой ИИ капитанов. Если указать на вкладке загрузки "MAX" для нескольких товаров, то капитан загрузит полный трюм первого попавшегося товара и пойдёт дальше. Автоматическая торговля тоже так себе затея, результат будет почти тем же.

Производство и рост. Однажды купцу захочется открыть свой маленький бизнес, одну маленькую ферму за городской стеной. Вскоре одна маленькая ферма превращается в две, три, четыре, затем к фермам добавляются склады для хранения товаров, дома, к домам фонтаны, площади и колодцы. Произвести товар дешевле, чем купить его где-либо, то есть теоретически можно получить больший профит. На практике всё гораздо сложнее — ты строишь фермы и прочие производства, чтобы нарастить объёмы, но в общей суете забываешь, что на производство нужны работяги. Когда смотришь, как ломятся от перепроизводства склады, вспоминаешь, что работяги приходят не сразу. Это средневековье, интернет ещё не изобрели, HeadHunter недоступен, найм новых сотрудников требует времени. Переполнять склады не рекомендуется, иначе придётся арендовать дополнительные площади у жадных конкурентов и платить за это золотом.

Складирование. Товары можно продавать или складировать про запас. К счастью, механика срока годности товаров в игре отсутствует, то есть, например, мясо может храниться на складе или в трюме годами и всё ещё будет продаваться, возможно даже хорошо. На склад можно нанять администратора в счётном доме (Counting house), который будет сбывать товары, пока отпускная цена не достигнет заданного минимума. Если ты — великий надмозг, то наверняка запомнишь, в каком счётном доме установлена правильная отпускная цена на какие товары. Если ты — простой смертный, тебе поможет блокнот. Первое время мне приходилось записывать цены на бумаге, строить маршруты тоже на бумаге, высчитывая количество груза и выгоду от продажи. Но даже так периодически придётся пересматривать ценовую политику во всех городах и на всех маршрутах.

Расходы. Что такое прибыль, когда нет трат? Разработчики Patrician и это предусмотрели, субъективно говоря, гораздо лучше, чем разработчики «Цивилизации». Денег стоит всё: содержание складов, матросов, производств и кораблей, производство производств и кораблей и т.д. Из-за расходов баланс периодически может уходить в минус, что гипотетически может привести к геймоверу. Нет, работники не сбегут, флот неконфискуют, просто минусовом балансе нельзя покупать. Можно только продавать. Слава средним векам, когда чтобы овязаться от кредитов, можно было просто не платить! Никакого тебе банкротства юридических лиц. В теории, всегда можно продать все корабли, здания, товары, и попробовать начать с чистого листа.

Дальше расскажу про основы геймплея.

Как стать Патрицием?

Да легко, нужен всего лишь простой советский… дядя, который подкинет сюжетные задания. На практике почему-то легко совсем не получается, всегда хочется запустить ещё пару торговых маршрутов, создать ещё пару производств, произвести ещё пару кораблей, купить ещё товаров и скопить ещё немного деньжат, а не выполнять навязчивые поручения. И если на первых порах всё идёт хорошо, то чем дальше прогрессируешь, тем сложнее развивать бизнес. Откуда-то возниакет перепроизводство, перерасход, торговые маршруты становятся убыточными. Так играешь себе на расслабоне, а потом вдруг баланс начинает скатываться в минус и понеслась: срочно взять свободные корабли, раскидать товары по соседним городам. В процессе думаешь «Да, что тебе надо, грёбаный Любек?! Почему твоё производство не растёт? Откуда в Альборге на складе столько леса и кирпичей, а в Мальмё нет ничера? Отстань, дядя, не до тебя! Конкурент опять поджёг мою кузню, да хрен с ним, ещё построю. Хроника сообщает, что очередной пират стал сильнее. Достали!».

Пираты — одна из самых больших проблем в Ганзе. Они не то чтобы сильно мешают вести бизнес, но порой просто бесят. Чем дольше играешь, тем сильнее они становятся. Если раньше конвой из одного корабля мог спокойно убежать, то теперь уже не получится. Один торговый кораблик рискует стать лёгкой добычей для пиратов. И вот ты уже строишь конфои из нескольких вооружённых кораблей, но вооружить весь флот не хватает золота. Пираты воспользуются этим и отберут часть твоих товаров или вообще потопят корабль. Обидно, когда нагрёб по сусекам на новенький Когг, а его взяли и отжали. Можно вооружать корабли или создавать эскортные конвои, выбирать тебе. Но заниматься проблемой пиратов придётся в любом случае.

Со временем в хронике появится сообщение о том, что логово пирата было обнаружено. Только вот нельзя просто так взять и зачистить его, нужно особое задание Ганзейской лиги. Чтобы получить особое задание, нужно достичь особого ранга, чтобы достичь особого ранга, нужно долго и упорно трудиться, выполнять поручения дяди, отбиваясь от пиратов как от комаров. Впрочем, есть и способ получить профит от существования пиратов — своего рода частная инициатива посетителей таверны. Расскажу на примере реального случая в Таверне в Мальмё:

  • — Пинту пенного мне, говорит, зайдя в таверну, купец.
  • — Это же известный Грол Грольберг! Ваше пиво, господин! — бармен буквально наливаент пиво, произведённое на любекской пивоварне Грола Грольберга.
  • — Загадочный бородатый мужчина садится поближе к купцу и угощает его сыром с клеймом Грола Грольберга,вставив как бы мимоходом: «Этот пират Холгерсон совсем распоясался!»
  • — Недавно мой конвой повстречался с ним, удалось убежать. В следующий раз поставлю пушки. Уменьшится трюм, зато смогу отбиться, отвечает Грол Грольберг.
  • — Спорим, у тебя кишка тонка выйти против него?!
  • — Обижаешь! Только щепки полетят!
  • — Ставлю свой Когг, что не сможешь!

Грол Грольберг выходит из порта, встречается с конвоем Холгерсона, разбивает его и получает бесплатный Когг. Так работают случайные задания в тавернах: можно получить неплохую сумму денег или бесплатный корабль за уничтожение пиратского конвоя.

Морской бой можно проводить вручную или автоматически, но я далеко не бог морских сражений, поэтому всегда выбираю вариант с автоматическим разрешением битвы.

Темная сторона конкуренции

Пираты — не единственная угроза бизнесу уважаемого Патриция Грола Грольберга. Как я сказал выше, конкуренты могут саботировать производство или бесстыдно начать атаковать конвои игрока. Такое поведение конкурентов не то чтобы бесит, скорее просто надоедает. Строишь, тратишь деньги, торгуешь, а в результате получаешь нож в спину. Хочется начать мстить.

На помощь снова приходит случайный собеседник в таверне. Собеседники в тавернах могут подкинуть задачку на саботаж производства конкурента за символическую сумму. Ну, то есть она символическая для собеседника, а для игрока это обычно дохрена и больше. Проще вложить средства во что-то продуктивное и вынудить конкурентов снести свои производства по доброй воле.

Ещё один способ отомстить — предоставить свой корабль пиратам. Случайный пират из таверны будет делать грязные дела на корабле игрока, пока сам игрок занимается честной торговлей. Честно ли платить поджигателям и отдавать пиратам свои корабли — вопрос морали, который останется на совести каждого игрока.

В противовес тёмной стороне есть и светлая: возможность жениться, завести детей. Делается это так же — через задания в таверне. Чтобы жениться, нужно взять задание, а потом доставить на склад в городе определённое количество своего приданного. Романтика.

Один патриций, чтобы править ими всеми

В конечном итоге кампания позволяет стать главой Ганзейского союза, но делается очень долго и монотонно, по городу за раз. Игра почти ничего не объясняет, что-то можно понять интуитивно, если игрок пожил в этом мире хотя бы с десяток лет. Вот, например, карта Ганзы в игре:

А вот реальная карта основных городов Ганзейского союза:

Синее — вода, остальное — суша. Вода представлена морем и реками. По берегам расположены города, собственно, там же, где они расположены в реальной жизни. Город — это одна из главных точек, где происходит всё, и у него есть своё меню:

Корабли швартуются в гавани, где их можно легко найти. Если кораблей в гавани слишком много, могут отображаться не все, тогда придётся вывести лишние или найти нужный конвой из меню. Свои корабли среди отсальных отличить очень просто — у них синие паруса. Если в гавани стоит корабль без парусов и без имени, например, просто «Когг», это тоже свой корабль, только свободный, без конвоя. Его можно сдать напрокат пиратам или пристроить в конвой.

Собственно, конвой создаётся двойным тычком по кораблю левой кнопкой мыши. В открывающемся окне, перетаскивая иконки кораблей туда-сюда, можно получить свой идеальный конвой.

Таверна — мой дом родной!

Следующее, что нужно знать о городах — это здания и производство. У всех городов есть производственные здания, сначала большая их часть принадлежит ИИ-конкурентам, но чем дольше играешь, тем больше зданий строишь сам. Из неизменного это всегда:

Таверна. Самое простое здание, где можно взять задания или нанять матросов, подсмотреть адреса известных пиратов.

Здание гильдии. Место, с которого начинается официальная деятельность в городе. Членство в гильдии можно только приобрести, это называется «привилегии». Получение привилегий в каждой новой гильдии будет стоить дороже, как и получение нового уровня в других гильдиях. Помимо основной вкладки с привилегиями есть второстепенные:

  • "Trader" — рейтинг торговцев;
  • "Statistics" — прибыльность товара в разных городах;
  • "Expeditions" — доступные экспедиции в средиземноморье;
  • "Measures" — здесь перечислены доступные квесты гильдии (доступны только с ранга "Master chairman", в остальное время вкладка бесполезна);
  • "Official duties" — когда игрок достигнет ранга главы гильдии "Alderman", он сможет сам создавать квесты на этой вкладке и тут же принимать их на предыдущей.

Городская ратуша. Довольно бесполезное здание. Можно получить задание на вкладке "Notice", но оно обычно либо скучное, либо сложное. На вкладке "Burgher" можно глянуть рейтинг торговцев, в котором нет ничего интересного. Что есть рейтинг, если нет финансов? Вкладка "City Council" полезна только для мэра города, можно пойти на выборы, пообещать много хороших вещей и не исполнить. Тогда твоя репутация в городе упадёт и тебя не выберут на второй срок.

Рынок. Ключевое здание для торговли. При нажатии на рынок открывается меню торговли. Это же меню можно открыть нажатием на береговые краны. На вкладке "Trade" отображаются все товары, которые имеются в наличии в городе и в трюме конвоя. Если в городе ты уже известный купец, имеешь свой склад, то сможешь посмотреть товары на складе. Передвигая ползунки товаров в одну или другую сторону, ты продаёшь или покупаешь их. В центре ползунка отображается цена товара, а над ним — общий профит от торговли.

Польузясь случаем, хочется передать отдельное спасибо разработчикам за подробную статистику всего! Если на вкладке "Statistics" в здании Гильдии отображается приблизительная доходность товаров в разных городах, то на вкладке "List of goods" в заднии рынка перечислено примерное суточное производство/потребление товаров на ближайшие 10 дней. Эти цифры могут меняться в зависимостиот непредвиденных обстоятельств типа осады или голода, но обычно они достаточно правдивы и их определённо стоит учитывать при складировании материалов.

Счётный дом. Первое время я совсем не догонял, почему мои товары так и лежат на складе, хотя цена продажи сейчас крайне выгодна. Опять же, потому что игра не объяснила мне достаточно понятно, что я должен нанять администратора в счётном доме. Администратор в счётном доме будет автоматически продавать товары со склада, пока их запас не дойдёт до указанного тигроком минимума или цена не опустится до заданной планки.

Кроме того счётный дом даёт статистику по доходам/расходам, семейным делам и складам. Очень приятно, когда беспокоятся за то, чтобы ты не беспокоился об информационном голоде.

Архитектор — очевидно, тот, кто строит. Архитектор возводит дома, производственные и городские постройки.

Дома привлекают в город бедных работяг, при этом с аренды комнат работяги ещё платят игроку деньги.

Производственные постройки нужны для создания своих собственных товаров. Цепочки производства могут быть прямые как, например, построил ферму & производишь зерно, так и сложными как, например, делаешь инструменты из металла и леса. То есть надо продумывать цепочки поставки и складирование, чтобы производство не простаивало.

Городские постройки вроде площади, фонтанов и колодцев могут показаться бесполезными архитектурными излишествами, но только на первый взгляд. Площади улучшают благосостояние горожан поблизости. Богатые горожане приносят больше денег за аренду жилплощади. Когда в доме селятся богачи, дом сразу начинает выглядеть лучше. Фонтаны и колодцы обеспечивают жителей жизненно необходимой водой. Без воды есть риск получить засуху, чуму или голод.

Мэр города может заказать любое здание без лишних согласований и инвестиций и строить специальные городские постройки, достыне только ему. Чтбы стать мэром, нужно выдвинуть кандидатуру, чтобы выдвинут кандидатуру, надо переспать с герцогом. То есть, продвинуться по рангам Лиги.

Городская стена. Способ общения с герцогом, главой региона. Он периодически будет требовать дань и угрожать осадой города. Его требования лучше выполнять, иначе упадёт производство, торговля и вся городская активность. Бывает и так, что Герцог даёт полезные задания, вроде создания наземных торговых маршрутов, которые существенно сокращают расстояние бежду городами.

Я не рассказал про все здания, рассказывать можно ещё долго, я же перейду сразу к кораблям и верфи.

Не суди, да не судим будешь

Самый важный ресурс в игре — это суда. Управление будет очевидно тем, кто хоть немного знаком с жанром RTS: выбираем левой кнопкой мыши, правой отдаём приказы.

Их можно отжать в сражении, купить или получить в награду за уничтожение пиратского конвоя, но прежде всего корабли можно построить. Постройка нового судна требует больше или меньше времени в зависимости от типа: Шайкка, Крэйер и Когг. Можно даже наблюдать за процессом постройки в реальном времени, если долго смотреть на верфь. В дальнейшем помимо первых трёх судов станет доступной постройка их улучшенных версий: Речной Когг, Каравелла, Халк. Это более крупные и вместительные корабли, которые к тому же способны развивать более высокую скорость и нести больше вооружения.

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Но прежде чем новые типы судов станут доступны, их необходимо заслужить:

  1. Достичь высокого ранга, позволяющего влиять на городские проекты.
  2. Инициировать постройку университета.
  3. Построить университет, исследовать в нём чертежи на новые корабли.
  4. Улучшить верфь до большой верфи.
  5. Построить корабли через верфь.
  6. На бумаге всего пять шагов, в игре — это долгая и методичная работа, в процессе придётся побороться за звание мэра города и инвестировать большие суммы в городские проекты.

Сколотив небольшой флот, чувствуешь себя всемогущим, хочешь сражаться за правое дело и уничтожать пиратов. Но возникает вопрос, как начать сражаться? Ответ как будто бы на поверхности, но как будто бы нет — любые манипуляции с кораблями требуют посещения верфи:

  1. Сначала нужно припарковать конвой в бухте любого города.
  2. Зайти в меню верфи, выбрать вкладку "Upgrade".
  1. Каждый корабль имеет два уровня улучшений, каждый уровень уменьшает свободное место в трюме, но добавляет пушки.
  2. После улучшения нужно выбрать конвой в бухте, выбрать в конвое корабль с пушками (будет отмечен звёздочками) и нажать переключатель «Боевой корабль».
  3. Повторить предыдущий пункт для каждого корабля в конвое.
  4. Нанять матросов в таверне на вкладке "Sailors". Чем больше матросов, тем лучше корабли справляются с боем.

Откровенно говоря, вооружение и создание боевого конвоя — механика, сделанная через то самое место. Игра даёт задание, но не сообщает ни слова о том, как его выполнить, приходится лезть в интернет и искать «как вооружить конвой в Patrician IV» на всех извсетных языках. Я молчу уже, что сначала игрок понятия не имеет, что можно получить более продвинутые суда, сначала их просто нет на верфи, пока однажды они там не появятся.

Поиск истины

Кто такой Грол Грольберг? Главный купец Ганзы или очередной неудачник на просторах Балтийского моря? Думаю, что Грол Грольберг — гость из далёкого будущего, Телепузик, который способен ускорить или замедлить ход времени одним только ударом живота, отросшего на пиве и сыре своего производства. Грол Грольберг путешествовал по времени через года, чтобы оказаться в средневековой Ганзе и победить всех конкурентов. Я так думаю. Иначе не получается объяснить то, что он мгновенно узнаёт о спросе в городах по ту сторону моря. Кто он, если не кибернетический разум, андроид, задумавший поработить весь мир.

А, может быть, Грол Грольберг, лунатик, который в нарколептическом бреду придумал игру, основной механикой которой является торговля коноплёй на благо народа, для изготовления одежды. Хорошая затяжка — большая прибыль с торговли товарами, плоха затяжка — саботаж от конкурента.

Или Грол Грольберг — простой парень, сидящий днями за компьютером, строчащий лонги и мечтающий обналичить состояние из игры Patrician IV.

Так или иначе, Грол Грольберг благодарит вас за чтение и желает удачи в играх.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество