«Лавинная опасность и морозы до −30 °С»: как мы сходили в лыжный поход в Хибинах зимой
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Изнывая от тоски в мегаполисе, мы с коллегой задумались, куда можно поехать, имея пару туристических лыж и две недели отпуска.
В Москве зима так себе, а мы хотели почувствовать себя настоящими полярниками. Решили отправиться в Хибины в Мурманской области. Что может быть интереснее Заполярья, да и горы любим, мы с напарником — альпинисты.
Поехали в самое лютое время для тех мест — с 2 по 12 февраля. Первую неделю жили в гостинице в Кукисвумчорре — отдаленном микрорайоне Кировска. Потом начался поход: спали в палатках, еду готовили на горелке, по ровной поверхности шли на лыжах, а на трудных участках использовали альпинистское снаряжение.
Лыжный поход по зимним Хибинам без подготовки может быть опасным
В горном походе не стоит пренебрегать техникой безопасности. В этой статье автор описывает личный опыт. Повторяя его без должной подготовки, вы рискуете здоровьем и даже жизнью
О чем расскажу
Выбор направления
Выбрали Хибины, потому что это Мекка горнолыжного мира. Не для избалованных людей, которые катаются в одежде Bogner и Toni Sailer, а для настоящих авантюристов и любителей снега. Там длинный горнолыжный сезон — с ноября по май, зима суровая и многоснежная из-за заполярного расположения.
Что касается планирования маршрута, тут все просто. Мы в первую очередь альпинисты, поэтому нас тянуло в горы. При этом для лыжного похода необходимо ровное пространство. Хибины подходили под оба условия. Они уникальны по своему геологическому строению: вместо острых пиков на вершинах там плоское плато, по которому можно безопасно передвигаться. Чем-то эти горы напомнили нам зимние походы по Полярному Уралу, правда, такая ровная поверхность там была только в тундре.
Мой напарник год назад был в Хибинах и остался под большим впечатлением. А я впервые увидел суровую красоту Севера.
Дорога
Попасть в Хибины просто. Можно запрыгнуть в самолет и чуть больше чем через два часа оказаться в царстве холода и снега. Но нам перелет не подошел: вес рюкзаков сильно перевалил за 20 кг, а еще с собой были лыжи без чехлов.
Добирались на поезде Москва — Апатиты-1. Этот вариант оказался самым бюджетным и безопасным для нашего снаряжения. Поезд отправлялся в 00:46, что позволило поехать прямо с работы.
Специально купили места в плацкартном вагоне, чтобы быть в центре движения и созерцать жизнь провинции. Путешествие на поезде — отдельный мир, в который погружаешься с головой. Разговоры о политике, о том, как все развалили, семейные ссоры и даже образование новых ячеек общества — и все это под звонкий храп. В плацкартном вагоне можно познакомиться с местными жителями и узнать, кто такие вахтовики.
Но нас больше интересовал степенный сон после рабочей недели и проработка маршрута на карте. Пожалуй, мы выглядели как геологи, которые ехали открывать этот дивный край в 1940-х. Правда, тогда они были одеты в суровые брезентухи, а мы — в современную экипировку зарубежных брендов.
В пути провели 32 часа, настроились на нужный лад и как следует отоспались. Прибыли в 08:24. Вышли на станции Апатиты-1, нас тут же окружили три таксиста, которые настойчиво предлагали свои услуги.
Мы, как люди, избалованные московскими сервисами, решили заказать автомобиль через приложение. Но стоимость оказалась даже выше, чем у местных бомбил, а ожидание — почти час. Поэтому сменили гнев на милость, взяли такси на станции и поехали в отель.
Жилье
Перед походом мы решили пройти курс лавинной безопасности, поэтому первую неделю жили в Кукисвумчорре. В пик сезона там практически невозможно найти свободные номера в гостиницах. Большинство людей обустраиваются в съемных квартирах или бронируют отели подальше, добираясь до склона на автобусе или такси.
Нам повезло: удалось найти места в недостроенной гостинице BbClub Apart Khibiny, которая находилась в 20 минутах ходьбы от подъемника. Она была маленькая, в состоянии ремонта и со звуками перфораторов по утрам. Пришлось немного поступиться комфортом, зато ценник оказался ниже среднего.
Номера скромные, но абсолютно новые, со свежей мебелью и сантехникой. Учитывая, что мы весь день проводили на склоне, ремонтные работы не доставляли неудобств.
Курс лавинной безопасности
Обучение лавинной безопасности длилось пять дней. На мой взгляд, его должен пройти каждый лыжник, потому что сход снега — главная опасность в горах. Если сравнить угрозу нападения медведей с риском попасть под лавину, мишек можно назвать любителями людей и настоящими гуманистами. Лавины — коварные и жестокие явления природы, которые ежегодно уносят жизни по всему миру.
Чтобы не пополнить трагический список их жертв, важно пройти такой курс. Нас обучал один из лучших специалистов — инструктор Сергей Шестихин, чемпион Кубка Хибин по фрирайду. Он уже несколько десятилетий катается на лыжах и почти все время проводит в горах. Суть курса — постараться понять снег.
Например, у коренного северного народа — саамов — есть более тридцати обозначений снега в зависимости от его структуры. Если кажется, что он одинаковый, это не так. Мы изучали теорию: как образуются и сходят лавины, как их избежать.
А еще были практические занятия: копание шурфов для отрисовки структуры слоев снега и тестирование снежного покрова на устойчивость. Такие, на первый взгляд, бесполезные знания могут спасти жизнь в горах.
Сначала неподготовленному человеку обучение может показаться сложным, но к концу пятидневного курса все встает на свои места. Правда, есть обратная сторона. Как говорил древний мыслитель, «знания преумножают скорбь». Погрузившись в эту тему, начинаешь понимать, что там, где раньше ходил, не так уж безопасно.
Снаряжение и экипировка
Все снаряжение и экипировку мы привезли с собой. Подготовились основательно, так как зима в этих местах суровая. Расскажу, что у нас было.
Одежда. В походе мы носили термобелье из синтетики и флисовый утеплитель. А еще куртки со штанами из софтшелла, который хорошо защищал от ветра, тающего снега, сохранял тепло и в то же время не позволял перегреваться. Надевали специальные гамаши, полностью закрывающие ботинки, включая подошву.
Когда двигались, было не очень холодно. Во время стоянок утеплялись. Поверх основной одежды носили пуховки — утепленные куртки, а еще пуховые шорты. В таком комплекте можно даже на Северном полюсе отдыхать. Еще у нас были носки из шерсти мериноса, балаклавы и шапки из синтетики, перчатки из софтшелла и верхонки — тонкие рукавицы из прочного, непромокаемого и непродуваемого материала.
Рюкзаки. Мы придерживаемся правила: в качестве снаряжения нужно брать самое лучшее из того, что можешь себе позволить. Поэтому за нашими спинами были топовые рюкзаки от компании Osprey объемом 75 и 100 литров.
Лыжи норвежского бренда Asnes. Редкие на нашем рынке, крайне дорогие, но одни из самых технологичных с геометрией, рассчитанной на тундровые и горные походы.
Горное оборудование. Ледорубы, кошки и остальное снаряжение выбирали по принципу «самое качественное и надежное». Готовили на бензиновой японской горелке. Ее перед походом специально заказали прямиком из Японии.
Палатка. Ночевали в палатке. С ней была связана самая большая проблема, с которой столкнулись в походе. Из-за больших габаритов мы не смогли взять с собой наш любимый Hilleberg.
В ход пошла альпинистская палатка Simond, рассчитанная на двух человек. В ней было очень мало места и почти полностью отсутствовал тамбур, поэтому во время пурги весь снег засыпался внутрь и нам было ой как несладко. На будущее мы зареклись использовать альпинистскую штурмовую палатку в длительных походах, будем искать более комфортные варианты для ночлега.
Спальники и коврики. Мы с напарником не сильно мерзлявые, поэтому использовали спальники с наполнителем из натурального пуха и температурой комфорта −10 °C. А еще захватили с собой легкие синтетические спальники в качестве конденсатников . Их надевали поверх основных для дополнительной защиты от холода и тающего снега. Это позволило комфортно спать даже при −20 °C.
Чтобы сон был крепким и безопасным, мы использовали надувные ковры с достаточной толщиной и температурным индексом 4.4 RV .
Лыжный поход
Перед началом похода зарегистрировались в МЧС: там не сильно обрадовались нашей идее, но воспрепятствовать не могли. В ночь накануне выпало более 20 сантиметров снега. Мы вышли на лыжах прямо из гостиницы и добирались около семи километров по городу до старта маршрута — перевала Географов.
В горах были абсолютно одни: в момент выхода лавинная опасность была на отметке 4 — угроза разрушения строений и дорог. Не могу сказать, что наш поступок был безрассудным. Все линии восхождений мы тщательно продумали, а лавинный курс дал понимание, откуда может прийти опасность.
Поход строили по плану: работать на маршруте, пока есть силы. Он включал альпинистскую часть, когда нужно было преодолевать подъемы, спуски и ущелья, и лыжную — по плато.
За день удавалось пройти не более 10 километров. Может показаться, что это немного, но стоит учитывать, что часть пути мы поднимались по вертикали, а не шли по ровной поверхности. И весь путь несли на себе тяжелые рюкзаки.
Достопримечательности
Главная достопримечательность Хибин — горы. Невысокие, но опасные, с крутыми склонами, которые притягивают альпинистов и горнолыжников со всего мира. Не зря там проходят альпинистские сборы и каждую зиму приезжают любители фрирайда.
А еще в этих краях можно увидеть замерзшие гейзеры, чудо-автобусы на лыжах и просто море снега. Гейзеры находятся на подходе к перевалу Географов. Круглый год туда возят экскурсии. К месту доставляют на специальном снежном автобусе, вместо колес у него лыжи с амортизаторами.
Многие путешественники отправляются на туристическую базу «Куэльпорр», расположенную вдали от цивилизации в живописных местах, в окружении гор. Она популярна среди охотников за северным сиянием: там не нужно ночевать в палатке, чтобы увидеть это удивительное природное явление. На базе есть баня, стейки из оленины и по-настоящему чистая природа.
Еда
Питание в Кукисвумчорре было в основном магазинное. Яичница на завтрак, супчик на обед и пряники с чаем на ужин. Утром готовили на кухне в гостинице, которая отчасти уже была построена. А обедали в кафе на склоне горы. Еда там была однообразной, но порции большие. Ценник ниже, чем в московских кафе: суп можно было съесть за 200 ₽.
Когда мы оказывались на природе, в ход шли сублиматы, сало, вяленое мясо и сникерсы — праздник для живота в сочетании с физическими нагрузками.
В Кировске посетили ресторан грузинской кухни «Гамарджоба» — место притяжения горнолыжников всего региона. После однообразной еды хинкали, шашлык и грузинские салаты показались божественной амброзией. Потратили там 2000 ₽ на человека.
Кировск и окрестности не могут похвастаться обилием ресторанов и мест досуга, поэтому в любом приличном заведении посадка всегда полная и лучше бронировать столик заранее.
Советы
Если соберетесь в аналогичный поход, дам несколько рекомендаций. Во-первых, внимательно смотрите прогноз погоды и лавинный бюллетень .
В этом регионе переменчивая погода. Внезапная метель может полностью парализовать транспорт, а угроза схода лавин вынудит местные власти закрыть дороги между городами на несколько дней. К таким сюрпризам стоит быть готовым. Ехать туда лучше не раньше марта: в это время погода более благосклонна, чем в феврале.
Итоги
Все путешествие обошлось в 47 000 ₽ на человека, не считая стоимости снаряжения — с ним сумма переваливает за 500 000 ₽.
Серьезной проблемой была лавинная опасность и морозы до −30 °C с ветром. Самым трудным моментом похода стала ночь во время пурги: за 30 минут палатку полностью заносило снегом, а это уже риск не проснуться.
Каждые полчаса один из нас вставал по будильнику, выползал из укрытия и откапывал палатку. Это повторялось до самого утра. В итоге спальники промокли, сил почти не осталось, настроение было полностью испорчено. В остальном все работало как нужно.
За все путешествие больше всего понравились горы. Лучше них ничего нет. Разве что объятия любимой женщины или сон в мягкой и теплой кровати — но это познаешь только после сурового труда в горах и на холоде.
Траты на десятидневную поездку в Хибины на одного — 47 000 ₽
Курс лавинной безопасности | 25 000 ₽ |
Еда | 10 000 ₽ |
Билеты на поезд | 8 000 ₽ |
Дополнительные расходы | 4 000 ₽ |
Траты на десятидневную поездку в Хибины на одного — 47 000 ₽
Курс лавинной безопасности | 25 000 ₽ |
Еда | 10 000 ₽ |
Билеты на поезд | 8 000 ₽ |
Дополнительные расходы | 4 000 ₽ |