«Мария»: фильм об увядающей оперной диве Марии Каллас с Анджелиной Джоли в главной роли
28 ноября в отечественных кинотеатрах вышел фильм «Мария» — байопик о Марии Каллас, который может принести Анджелине Джоли номинацию на «Оскар».
Сюжет вращается вокруг последних дней оперной певицы. 53-летняя Каллас хочет снова петь, но ее голос уже не тот, что раньше. Героиня постепенно теряет рассудок: она разговаривает с воображаемым интервьюером, с которым делится подробностями своей жизни.
Рассказываем о необычной биографической драме про увядающую звезду.
Что за «Мария» (Maria)
Дата премьеры: 29 августа 2024
Страны производства: Италия, Германия, Чили, США
Режиссер: Пабло Ларраин
Сценарист: Стивен Найт
В ролях: Анджелина Джоли, Пьерфранческо Фавино, Альба Рорвахер, Халук Бильгинер, Коди Смит-Макфи, Стивен Эшфилд, Валерия Голино, Каспар Филлипсон, Лидия Корниорду
Жанры: биография, драма
Фильмы, похожие на «Марию»: «Джеки», «Спенсер», «Жизнь в розовом цвете»
Продолжительность: 2 часа 4 минуты
Где смотреть: в российских кинотеатрах
«Мария» — заключительная и самая слабая часть трилогии режиссера
В 1977 году Мария Каллас живет в шикарной квартире в Париже вместе с двумя пуделями, служанкой и дворецким. Оперная певица уже не выступает на сцене, но не теряет надежды вернуть прежний голос. Обитатели дома переживают за состояние хозяйки: та постоянно принимает лекарства, разговаривает сама с собой, страдает от галлюцинаций и отказывается проконсультироваться с доктором.
В 2016 году чилийский режиссер Пабло Ларраин выпустил фильм «Джеки» о миссис Кеннеди. Спустя пять лет зрители увидели «Спенсер» — интимный портрет принцессы Дианы. И вот еще через три года выходит «Мария» — дань уважения известной оперной певице. Фильм завершает трилогию Ларраина, посвященную великим и несчастным женщинам 20 века.
Нельзя сказать, что Ларраин снимает традиционные байопики, к которым мы привыкли. Постановщика не особенно интересует историческая достоверность. Да и подробно пересказывать биографии печальных барышень режиссер тоже не спешит. Он сосредоточивается на определенном отрезке времени из жизни известных личностей, чтобы передать их характер и внутреннюю боль.
Например, в «Джеки» мы видим супругу президента Кеннеди в день его убийства. А «Спенсер» перемещает зрителей в Рождество 1993 года — тогда брак принцессы Дианы уже почти развалился. «Мария» же фиксирует на экране последнюю неделю из жизни Каллас.
По понятным причинам новинке Ларраина не избежать сравнений с предыдущими его работами. И параллели не идут картине на пользу: драма о Каллас более театрализованная и претенциозная, чем «Джеки» и «Спенсер». Напыщенные диалоги способны даже оттолкнуть часть зрителей.
Легко объяснить, почему режиссер решил добавить «Марии» патетики: как-никак сюжет сосредоточен вокруг оперной звезды, а сам фильм во многом напоминает зрелищную пьесу. Но иногда за безупречной картинкой непросто разглядеть личность певицы: человеку, далекому от мира оперы, скорее всего, будет сложно проникнуться переживаниями героини.
Фильм впечатляет необычным стилем повествования
«Мария» начинается с того, что певицу находят мертвой на полу собственной квартиры. Дальше повествование переносится назад во времени — за неделю до смерти. С первого кадра зритель понимает, что Каллас проживает последние дни: это придает истории фатальности и трагичности.
В финальной главе жизни Мария хочет обрести потерянный голос. Интересно, что оперная дива желает петь не столько ради возвращения на сцену, сколько ради того, чтобы почувствовать себя снова собой. Для героини музыка — смысл существования. Без оперы Мария совершенно потеряна.
У фильма необычный стиль повествования. Мы узнаем подробности биографии исполнительницы благодаря галлюцинациям. Для Марии и зрителей границы реального и иллюзорного размываются. Каллас периодически сопровождает воображаемый интервьюер, который задает ей вопросы о карьере, болезненном прошлом и неопределенном будущем.
Зритель с самого начала понимает, что молодого журналиста не существует: ведь его не видит прислуга Марии. Ларраин подчеркивает, что оперная дива хочет выговориться, исповедоваться, поделиться секретами с толпой. Реальность для певицы слишком сурова, и побег в несуществующий мир — лучшее лекарство от тоски.
Ларраин также разбавляет повествование черно-белыми флешбэками. Благодаря скачкам в прошлое эмоциональная дистанция между Марией и зрителями немного уменьшается. Мы видим начало и конец романа с Онассисом — печальная история любви занимает особое место в биографии певицы. В 1977 году Калласс не может забыть бывшего возлюбленного и рассказывает, что видит его призрак.
Режиссер также копается в юности Марии, когда она была вынуждена петь немецким оккупантам. Фрагменты из других десятилетий и разных городов не перегружают сюжет. Напротив, монохромные отрывки об ушедшем добавляют фильму драматического надрыва.
Пабло Ларраин рассказывает о последствиях оглушительной славы. Мария всегда делала что-то для других, а под конец жизни пытается взять ситуацию под контроль и начать петь для себя — даже если это может стоить ей жизни. Но пленки со старыми записями безупречного голоса давят на 53-летнюю певицу. Пластинки и поклонники напоминают о давней эпохе. И, разговаривая с воображаемым журналистом, Мария словно бы прощается с ушедшими годами и жизнью в целом.
Анджелина Джоли — сердце фильма
Для киноиндустрии «Мария» стала громким событием из-за выбора исполнительницы главной роли. Премьера фильма ознаменовала возвращение Анджелины Джоли в большое кино — последние годы она в основном посвящала себя семье. Можно сказать, что актриса сыграла одну из лучших ролей в карьере.
Джоли органично влилась в образ меланхоличной женщины. Речь и о природной статности, и о невероятной игре: одного взгляда актрисы достаточно, чтобы передать одиночество героини. В этом образе много и комедийных элементов: например, Каллас любит ловить восхищенные взгляды и совершенно этого не скрывает.
Но чаще всего Мария воплощает собой певчую птицу в золотой клетке. Вся ее жизнь похожа на заключение: роскошная квартира не ощущается домом, а сама Каллас не может выбраться из оков прошлого и пойти дальше. Показателен разговор певицы с президентом США, когда Мария подчеркивает, что они принадлежат к маленькой группе людей, у которых безграничные возможности, но которые никогда не смогут сбежать.
«Мария» — любовное послание оперной диве. В каждом кадре чувствуются безграничные уважение и нежность, которую Ларраин пытается передать зрителям. Мария остается неразгаданной загадкой, блистательной женщиной на сцене, от которой не оторвать глаз.
До самых титров не покидает ощущение, что без Анджелины Джоли фильм производил бы не столь сильное впечатление. И это комплимент актрисе, но никак не самой картине. Так или иначе, «Мария» — достойное окончание трилогии Ларраина. Это важная для биографического кино как жанра работа — со множеством экспериментов и оригинальных художественных решений.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult