Я прошел Stray — игру о приключениях кота в мире роботов. И поборол неприязнь к кошкам
На ПК, PS4 и PS5 вышел Stray — красочный квест с рыжим котом в главной роли.
В игре нужно бегать по улицам и крышам домов, решать головоломки и сражаться с врагами. А еще драть обои, путаться в ногах и разбрасывать чужие вещи — совсем как настоящий кот. Рассказываю, почему Stray меня зацепила и как помогла наладить контакт с животными.
Кому понравится: тем, у кого сердце делает «Мр-р» при виде кошек
Примерная продолжительность: 8 часов
Перевод: в игре есть русские субтитры, но нет озвучки. Персонажи говорят на вымышленном языке
Можно ли купить Stray в России
В России игра доступна в Steam — ее можно купить через пополнение личного кошелька. На PS4 и PS5 она есть в магазине и подписке PS Plus, но покупать ее придется обходными путями. Как это сделать, читайте в нашей инструкции.
О чем Stray и как в нее играть
Четверо друзей-котов путешествуют по заброшенному заводу. Вдруг один соскальзывает с трубы, проваливается вниз и приземляется в таинственном подземном городе.
Людей там нет, вместо них — роботы с продвинутым искусственным интеллектом. Сперва мяукающего пришельца принимают за монстра. Выясняется, что в темных коридорах за пределами жилых районов обитают агрессивные монстры. Они прячутся по углам и пожирают все на своем пути. Кот быстро заводит дружбу с разумными машинами и вместе с ними устремляется к поверхности.
Stray — это квест с головоломками и редкими сражениями. Вы бегаете по уровням, ищете нужные предметы и параллельно решаете несложные задачи. Драться главный герой не умеет, поэтому побеждает врагов хитростью. Например, обманом запирает их в клетке.
По нажатию кнопки кот мяукает. Я так полюбил эту функцию, что игра уже на первом часу выдала мне достижение за 100 мяуканий.
Вместе с героем путешествует дрон-помощник. Он рассказывает об истории города, переводит реплики роботов и взламывает электронные двери.
В первую очередь похвалы достойна проработка движений героя. Он ходит, бегает и прыгает с настоящей кошачьей грацией, а еще никогда не падает из-за ошибок игрока. Это очень успокаивает: не нужно переживать, что животное пострадает из-за твоего неверного действия. Кроме того, кот понимает контекст происходящего и может сочувственно мяукнуть, если робот расстроен.
Нажимаешь на кнопку — и кот сам забирается на какой-нибудь мусорный бак. Одно удовольствие следить, как ловко животное карабкается по трубам и карнизам домов. Раздражает разве что камера. В узких пространствах ее дергает в разные стороны, из-за чего герой не всегда прыгает в нужное место.
Город не такой огромный, как в играх с открытым миром, но его интересно разглядывать и исследовать. Везде горят неоновые вывески, над головой нависает бетонный купол с яркими огоньками. Еще местные роботы иногда дают коту поручения. Например, для уличного музыканта можно собрать листы с нотами, а в благодарность он что-нибудь сыграет. Кот свернется калачиком и уснет.
Кому-то Stray наверняка покажется слишком простой. Сложность низкая, умираешь редко. Оно и к лучшему, герою уж слишком сочувствуешь: его то загрызут монстры, то ударят током дроны.
Напрячься придется лишь несколько раз за прохождение — и то ближе к концу, когда за героем начнут гоняться охранные боты. Игроку намекают, что в таких ситуациях нужно действовать скрытно, но получается не всегда: кот не спецагент, у него лапки.
Как Stray помогла мне побороть неприязнь к котам
Я перестал любить котов еще в детстве, когда наш домашний питомец в порыве ярости сильно поранил маму. До сих пор помню кровь на полу, мигалки скорой помощи, злые кошачьи глаза.
Прошло больше 20 лет, но общение с котами все не складывалось. В гостях я изредка гладил чужих питомцев и играл с ними, но чаще держался в стороне. Я не испытывал ненависти к животным, но и не стремился с ними взаимодействовать. Большая часть мемов про кошек не вызывала эмоций, а порой и раздражала.
В последние два года неприязнь начала отступать. Если видел забавный ролик с котами, то уже не проматывал его, а смотрел и иногда даже улыбался. А уличных бродяжек порой хотелось погладить и покормить.
Кажется, мое отношение к кошкам изменила девушка. Она говорила, как сильно любит их, а я слушал и постепенно проникался к ним симпатией. Но мне все равно не хватало личного опыта, чтобы окончательно побороть неприязнь к котам. И тут появилась Stray.
Настроиться на игру мне помогла обстановка. Так вышло, что часть лета я провожу в башкирском городке Ишимбай. Его можно назвать маленькой столицей бродячих котов.
Они повсюду: в центре, в спальных районах, на окраинах, у дверей магазинов, в теньке под деревьями. Местные жители подкармливают их, поэтому животные привыкли к людям и приветливо мяукают, если к ним подойти.
На прогулках я встречаю по пять-шесть котов за раз. Они прячутся от солнца или мирно обедают. Животные совсем не пугаются прохожих. К счастью, все строится на взаимной любви и уважении. Ор стоит разве что по ночам, когда кошки делят территорию. Но это не мешает проникнуться к ним теплыми чувствами.
Первые часы в Stray я расслаблялся. Изучал город, забирался на крыши зданий, сбрасывал с полок банки краски и глиняные горшки. Слушать, как падают предметы, оказалось настолько приятно, что я сразу понял, почему кошки так любят все ронять. Звериные привычки пригождаются и в решении головоломок: нужно то провода разорвать когтями, то скинуть коробку пивных банок на голову уснувшему роботу.
Словом, авторам удалось донести, в чем кайф быть котом. Я редко обращаю внимание на игры о животных, поэтому для меня все эти геймплейные механики стали приятным открытием. Даже спустя несколько часов я все еще сидел с открытым ртом: уж очень грациозен главный герой. Особенно на фоне неуклюжих роботов.
Кто-то наверняка может подумать, что как симулятор кота игра недостаточно достоверна. Герой не использует когти в бою, а в темноте полагается на фонарик дрона-напарника. Иногда помощник и вовсе кажется «костылем» разработчиков: без него котик не смог бы носить нужные предметы и открывать электронные замки. Впрочем, это не так уж и важно.
Я привык считать кошек эгоистичными созданиями, которые не любят хозяев и терпят их ради еды. Stray помогла увидеть их с другой стороны.
В одной из сцен кот запрыгивает на грудь отдыхающему роботу и укладывается спать. Тот сначала пугается, а потом улыбается и засыпает вместе с ним. А когда компаньоны героя попадают в беду, хватает одного «мяу», чтобы понять, что кот и правда переживает. Не зря по сюжету он рискует собой ради других.
К концу игры я сильно привязался к рыжему бродяге, а после финальных титров понял, что неприязнь к кошачьим отступила. Захотелось прогуляться по Ишимбаю и свежим взглядом посмотреть на местных обитателей. Сейчас они кажутся мне гораздо более милыми, чем когда-либо раньше.
🎮 Совет Т—Ж: поиграйте в Stray
Вы почувствуете себя котом. Разработчики и сами заядлые кошатники, которые точно знают привычки своих любимцев. По уровням расставлены многочисленные лежанки — в них кот сворачивается и уютно мурчит. Самое сложное — найти в себе силы разбудить его. Если есть возможность, поиграйте с геймпадом DualSense для PS5. Устройство приятно вибрирует при мурлыканье.
Это идеальная игра для расслабления. Я заходил в Stray по вечерам и переключался с работы на отдых. Здесь очень уютно: роботы почти всегда дружелюбны и помогают главному герою, а враги не такие уж и грозные. Головоломки тоже не слишком сложные. К тому же у робота-напарника всегда можно спросить совета.
Высокая сложность однозначно навредила бы Stray. Это медитативная игра для тех, кто хочет отдохнуть и отправиться в трогательное восьмичасовое приключение.
Это одна из самых обсуждаемых игр лета. В сети о Stray активно говорили еще до выхода. В Steam на старте в нее одновременно играли больше 60 тысяч человек — и это заметное достижение для инди-игры.
Вы сможете пронаблюдать за реакцией ваших животных на происходящее. Питомцы следят за главным героем, мяукают в ответ или пытаются потрогать незнакомца лапой.
Stray хочется обсуждать со всеми подряд. Я общался с далекими от видеоигр приятелями — и они тоже подумывают купить Stray. Это хорошая точка входа для знакомства с форматом и отличный способ разговорить собеседника.
Как помочь бездомным животным
Если после Stray захотелось помочь кошкам, собакам и другим бездомным животным, вам помогут эти материалы:
👍 Плюсы Stray:
- Главный герой КОТ.
- Он МУРЧИТ.
- В него невозможно не влюбиться.
- Вероятно, самая милая игра 2022 года.
👎 Минусы Stray:
- Игра слишком простая — можно заскучать.
- На врагов нельзя шипеть.
- Игра не дает инструкций, как стать котом в реальной жизни.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.