Стоит съездить: парк «Зюраткуль» в Челябинской области

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Екатерина Руделева

советует съездить в парк «Зюраткуль»

Координаты: 54.947259, 59.187145
Сколько потратили: 6300 ₽

Зюраткуль — национальный парк в 25 километрах от города Сатки и в 197 километрах от Челябинска. Это очень красивое место, где можно отдохнуть на берегу одноименного горного озера с кристально чистой водой, сходить в поход выходного дня по горам Южного Урала, погладить лосей или заглянуть на мараловую ферму. В парке есть несколько туристских маршрутов. По ним можно ходить самостоятельно с GPS-трекером или взять экскурсию.

Я очень люблю приезжать в Зюраткуль: там я могу отдохнуть от города и суеты. Я была в парке несколько раз летом и зимой — в нем красиво в любой сезон.

Можно подняться на вершину горного хребта и посмотреть на Южный Урал с высоты 1000⁠—⁠1400 метров

Дорога из Челябинска на машине займет 3—3,5 часа. Ехать надо по федеральной трассе М5, затем по грунтовой дороге. На общественном транспорте туда не добраться, но можно купить автобусную экскурсию у местных туроператоров. Цены начинаются от 1200 ₽ за человека с выездом из Челябинска. Рекомендую взять с собой удобную обувь, спрей от комаров, дождевик, запас воды и еды.

В парке хорошая инфраструктура: есть места для кемпинга, оборудованные экотропы, а на берегу озера можно переночевать в теплом просторном гостевом доме, перекусить в кафе или купить продукты в местном магазинчике. Цена за ночь зависит от размера гостевого дома и сезона. Например, в новогодние каникулы аренда коттеджа на 6—10 мест обойдется в 20 000 ₽, а переночевать летом в будни в двухместном номере можно за 2500 ₽. Вход в парк стоит 100 ₽ с человека.

В последний раз мы с мужем были в парке в августе 2020 года. Наш поход занял два дня. В первый день мы доехали до кордона «У трех вершин», оставили там машину с вещами, поднялись на гору Большой Нургуш. Это самая высокая вершина хребта Нургуш и всей Челябинской области — 1406 метров. С августа 2021 года для посещения этой горы нужно оформить разрешение — скачать на сайте парка анкету и отправить на электронную почту zuratkul-park@yandex.ru за неделю до похода. Во время нашего визита разрешение не требовалось.

Подъем на хребет затяжной и довольно пологий, по скалам карабкаться не придется. Длина маршрута — 13 километров в одну сторону. Идти лучше в удобных нескользящих кроссовках или трекинговых ботинках, можно взять с собой трекинговые палки, дождевик и воду.

Нам не повезло: во время подъема на гору нашло облако, было промозгло, скользко, дул сильный ветер, а впереди идущего человека не было видно уже через пару метров. Мы вышли из облака спустя пару часов и оказались на вершине, откуда открылся потрясающий вид на озеро, Уральские горы и леса. Мы отдохнули, полюбовались видами и пошли назад. Ночевали мы в гостевом доме на кордоне.

На это мини-путешествие ушло около 11 часов. Я бы не назвала этот поход сложным, но человеку с плохой физической подготовкой, людям в возрасте или детям будет тяжело. На сайте парка есть описание маршрута.

Так выглядел подъем на Большой Нургуш в облаке
Вид с горы Большой Нургуш, вдали видно озеро Зюраткуль. На вершинах хребтов — горная тундра, на склонах растут хвойные леса

На следующий день мы отправились в дом лося «Сохатка», он находится в трех минутах ходьбы от кордона «У трех вершин». Это реабилитационный центр для лосей, которые пострадали от браконьеров. Обычно туда попадают лосята, мам которых убили. По рассказам инспекторов, когда малыши вырастают, они уходят в лес и живут там, возвращаясь на кордон только изредка. А иногда взрослые лоси приводят из леса маленьких одиноких лосят, чтобы им помогли люди.

Билет туда стоит 50 ₽. Мы взяли с собой морковь и зеленые яблоки. Ими можно кормить животных, а, например, хлебом нельзя. Нам повезло, и к нам вышло несколько лосей. Мы покормили их и сфотографировались.

Потом мы доехали на машине до озера Зюраткуль и прогулялись по берегу. Хотели искупаться, но вода была очень холодной, несмотря на жаркое лето. Зюраткуль — горное озеро, оно находится на высоте 724 метра над уровнем моря и не прогревается даже в жару. Купаются в нем только самые закаленные.

Лоси охотно дают погладить себя в обмен на еду и могут облизать вас
Озеро Зюраткуль

На всю поездку мы потратили 6300 ₽ на двоих. По 150 ₽ отдали за билеты в парк и дом лося. Бензин стоил 1500 ₽, продукты — 1500 ₽. Аренда шестиместного гостевого дома на ночь стоила 3000 ₽. Мы были вдвоем, но все равно пришлось арендовать целый дом: мест в гостинице не было, а палатки, чтобы остановиться в кемпинге на берегу, мы не взяли. Забронировать проживание заранее можно по телефону отдела туризма парка +7 902 897-25-77.