Я посмотрел все части «Сумерек» и понял, что их есть за что любить
Я отчетливо помню, как в моем детстве все вокруг смеялись над «Сумерками».
Друзья во дворе говорили, что это кино для девчонок, а пацанам его смотреть западло. В интернете были популярны ехидные мемы про главных героев. Кристен Стюарт высмеивали за плохую актерскую игру — якобы ее героиня постоянно ходит с отрешенным выражением лица, а Роберта Паттинсона подкалывали за слишком слащавый образ романтичного вампира. А еще многие желали ему встретиться с Блейдом — охотником на кровопийц из комиксов Marvel.
По этой причине я так и не ознакомился с фильмами вампирской саги. И лишь спустя много лет, когда споры фанатов и противников «Сумерек» уже утихли, я наконец посмотрел первую часть. А прошлой осенью вместе с девушкой устроил киномарафон и оценил всю серию целиком. И не пожалел.
Во-первых, помогло отвлечься от новостей. Во-вторых, для «Гарри Поттера» пока рано — это на Новый год. В-третьих, «Сумерки» — не просто романтическая история о вампирах, а целый культурный феномен. И любви к вампирской саге никто не должен стыдиться. Тем более в 2023 году.
Почему «Сумерки» стали популярны
Сюжет киносаги основан на одноименных романах Стефани Майер. По словам писательницы, однажды ей приснился сон: в нем красивый юноша-вампир общался с обыкновенной девушкой. Он признавался в чувствах и пытался объяснить, как тяжело ему бороться с желанием убить возлюбленную. До этого Майер не слишком жаловала истории про вампиров, но, проснувшись, решила закончить увиденный во сне сюжет.
Два года спустя на полках книжных магазинов появились первые «Сумерки». Роман ждал невероятный успех: романтическая история красавца-вампира Эдварда Каллена и 17-летней школьницы Беллы Свон стала бестселлером по всему миру.
Следом Майер выпустила еще три книги о приключениях пары: «Новолуние» в 2006, «Затмение» в 2007 и «Рассвет» в 2008. Суммарно было продано более 100 миллионов копий книг. Журналисты прозвали Майер «американской Джоан Роулинг». В 2020 году писательница выпустила роман «Солнце полуночи», где сюжет первых «Сумерек» ведется от лица Эдварда Каллена. В 2021 году книгу издали на русском языке.
Главной целевой аудиторией Майер стали девушки-подростки. Многие отмечали, что им приятно ассоциировать себя с Беллой. Неприметная девушка влюбляется в галантного красавца-вампира, который прекрасно играет на пианино, всегда приходит на помощь и при этом остается ранимым и искренним.
Первый фильм по «Сумеркам» вышел 2008 году. Экранизацию тоже ждал успех: при бюджете в 37 миллионов долларов картина заработала больше 400 миллионов. Естественно, продюсеры сразу взялись за продолжение. Успех книг, а затем и фильмов помог «Сумеркам» стать важным культурным феноменом 2010-х.
Почему первые «Сумерки» — отличный фильм
Сюжет прост: 17-летняя Белла Свон переезжает к отцу-шерифу в городок Форкс и пытается адаптироваться к новой среде. В школе она знакомится с учеником-красавцем Эдвардом Калленом. Сначала он сторонится девушки, но потом пару раз спасает ей жизнь, признается в симпатии и открывает тайну: Эдвард — вампир, обреченный на вечную жизнь в теле 17-летнего юноши.
У Эдварда есть суперспособности: сверхскорость, нечеловеческая сила и умение читать мысли. Он живет в семье миролюбивых вампиров, которые питаются только кровью животных, не людей. Перед влюбленными встает трудная задача — сохранить отношения и не раскрыть людям правду о семействе Калленов.
Герои глубже, чем можно подумать. Скажем, вот Белла приезжает к отцу — добродушному и приветливому шерифу. Ему тяжело общаться с подростками, и тем не менее герой изо всех сил пытается наладить контакт с замкнутой дочерью. Получается так себе: он задает неуместные или дурацкие вопросы и предлагает взять на свидание перцовый баллончик.
Искренность и дружелюбие персонажа подкупают — особенно когда в пылу эмоций Белла срывается на отца. В этот момент мне стало искренне жаль его. Он неидеален, но и не злодей. Отец героини явно не заслуживает такого отношения.
Сама Белла показалась мне нестандартной для романтического кино героиней. Она томная, всегда погружена в свои мысли и держится особняком. Еще и использует сарказм как защиту от окружающего мира. И Кристен Стюарт отлично воплощает образ замкнутого, нелюдимого и при этом смелого подростка.
Другие героини наверняка бы дождались, пока с ними заговорит понравившийся парень. Белла же сама проявляет инициативу и не стесняется высказывать претензии Эдварду в лицо. В одной из сцен подруга жалуется героине, что парень не зовет ее на школьный бал. В ответ Белла дает неожиданный совет: «Позови его сама».
Эдвард — другое дело. Его идеальность раздражает с первых секунд. И вовсе не потому, что я не такой классный, как 90-летний вампир с внешностью голливудской звезды. И не потому, что моя девушка вздыхала и спрашивала, почему я не могу выглядеть и одеваться так же, как персонаж Паттинсона. Просто на контрасте с Беллой он кажется слишком плоским. Героем без изъянов.
Со временем я понял, что Эдварда не стоит воспринимать всерьез. Ведь его образ — это перенесенный в современность герой классических романов викторианской эпохи. Он всегда придет на помощь, защитит, порадует и будет охранять сон любимой, сидя на подоконнике в ее комнате. Буквально рыцарь на белом коне. Эта мысль помогла не закатывать глаза при каждом появлении Эдварда в кадре.
У фильма отличная режиссура и запоминающийся стиль. Первую часть саги снимала Кэтрин Хардвик, и она лучше всех передала атмосферу «Сумерек». Фильм окрашен в холодные синие тона. Это подчеркивает настроение скучающей Беллы, прозябающей в дождливом городе. Другое дело — местные леса. Зеленая растительность притягивает взгляд и успокаивает, а туман между деревьями добавляет пейзажу мистичности. Не зря именно там происходят самые важные романтические сцены между героями.
Хардвик старалась визуально разнообразить каждый диалог. В одной сцене она отправляет героев на пляж, чтобы они красиво гуляли на фоне волн. В другой выносит на дальний план шуточную драку между второстепенными героями, чтобы зритель не заскучал во время разговора.
Пафос и романтику подают с долей самоиронии. В фильме немало забавных сцен — скажем, эпизод знакомства Беллы и Эдварда. Она заходит в класс, парень благодаря острому вампирскому нюху чувствует ее запах. У него возникает желание тут же наброситься и выпить кровь девушки. Чтобы сдержаться, он зажимает нос рукой, словно его вот-вот стошнит. Ничего не понимающая Белла решает, что от нее плохо пахнет.
Во время признания в любви Эдвард называет Беллу «личным сортом героина». Это одновременно нелепо и гениально.
Моя любимая сцена — вампирский бейсбол. Семья Калленов собирается на матч в лесу. Под песню Supermassive Black Hole группы Muse герои носятся по полю со скоростью звука, совершают невероятные броски и сбивают друг друга в воздухе. Клянусь, я готов пересматривать этот эпизод снова и снова.
На этом сюрпризы не заканчиваются. Фильм неожиданно меняет жанр с мелодрамы на триллер: за Беллой охотится вампир-убийца, и Каллены пытаются ее спасти. Финальные сцены проходят в красивом зале среди больших зеркал. Кино заканчивается самой зрелищной схваткой во всей саге.
Это уютный фильм, который помогает отвлечься. В ноябре 2023 года «Сумеркам» исполняется 15 лет, но это кино совсем не устарело. Для миллионов зрителей оно, как и «Гарри Поттер», стало чем-то вроде расслабляющего терапевтического фильма: все трудности героям по плечу, а персонажи обязательно найдут свое счастье.
Даже структурно фильм похож на экранизации романов Роулинг. И там и там герои сначала пытаются найти объяснения череде странных событий, а затем попадают в мир, что встречается лишь в сказках.
Но и тут все не так просто. В «Философском камне» юный Поттер становится начинающим волшебником. Белла же в первой части остается обычным человеком. И мне как зрителю гораздо комфортнее изучать мир вампиров через призму человеческого восприятия.
А еще, несмотря на мрачный тон, это максимально жизнеутверждающая история. В начале саги Белла показана одинокой девушкой без четких целей в жизни, но уже к концу первой части героиня обретает семью: Каллены принимают ее как родную. К тому же девушка влюбляется и находит смысл жизни. Она мечтает стать вампиром, чтобы никогда не возвращаться к серым будням. Чистый подростковый эскапизм.
Что хорошего в остальных частях «Сумерек»
Это непростой вопрос. Каждый следующий эпизод серии заметно хуже предыдущего. Об этом писали критики и твердили даже самые преданные фанаты. Студии Summit Entertainment не удалось договориться с Хардвик из-за требований снять сиквел в максимально сжатые сроки. Компании хотелось, чтобы новая часть вышла в кино уже через год после оригинала. Режиссерку такие жесткие условия не устроили.
Последующие части «Сумерек» растеряли шарм: диалоги стали плоскими, примечательных режиссерских приемов почти не осталось. Да и сюжет становился все хуже и хуже. Смотреть следующие четыре фильма морально, а порой и физически трудно. Тем не менее я нашел аргументы в их пользу.
Фильмы помогают лучше понять чувства и страхи подростков. Во второй части авторы исследуют тему депрессии: Эдвард при загадочных обстоятельствах бросает Беллу, и та теряет волю к жизни.
Девушка забывает о друзьях, целыми днями сидит у окна и мучится кошмарами. Затем и вовсе едва не погибает после прыжка со скалы. Выживает она только благодаря другу-индейцу Джейкобу. Фильм как бы обращается к своей целевой аудитории: не пытайтесь самостоятельно справиться с травмами — ищите поддержку в близких.
Другая важная тема — страх Беллы состариться, ведь Эдвард вечно будет молодым. Именно подростковая боязнь взросления мотивирует ее стать вампиром. Правда, перерождение происходит только под занавес четвертого фильма, когда во время родов Белла оказывается на грани жизни и смерти.
Беременность героини на время превращает «Сумерки» в боди-хоррор, ведь результат любви человека и вампира может убить девушку. Фильм пытается напугать зрителя. Ребенок, словно Чужой, может вырваться из Беллы в любой момент. Девушка стремительно худеет и слабеет, а другие герои наблюдают за тем, как она угасает.
К счастью, все заканчивается хеппи-эндом — у пары рождается прекрасная дочь. Но кошмары с участием беременной Беллы наверняка снились не одной юной любительнице вампирской саги. Из-за сюжета о беременности моя девушка терпеть не может эту часть «Сумерек».
Кроме того, многим станет не по себе при виде нарисованного на компьютере младенца. Но если это зрелище вас по каким-то причинам завораживает, рекомендуем ознакомиться с российской комедией «Напарник». Там полицейский в исполнении Сергея Гармаша вселяется в ребенка. Со всеми вытекающими.
Фильмы увлекают историей о сражениях вампирских кланов и оборотней. В первых «Сумерках» показывают только троих вампиров, которые питаются людьми и хотят убить Беллу. Со второй части история приобретает все большие масштабы. Герои конфликтуют с могущественным вампирским кланом Вольтури.
В третьем фильме все крутится вокруг грядущего сражения Калленов и «новообращенных». Так называют вампиров-новичков, которые из-за остатка человеческой крови в жилах обладают повышенной силой. Для победы Каллены объединяются с местными индейцами-оборотнями.
Зрителю показывают несколько зрелищных сражений с переломанными костями и оторванными головами. Впрочем, порой эти сцены слишком нелепы: гигантские CGI-волки странно анимированы, а вампиры во время боя будто сдают экзамены в балетной школе.
Но я все равно получил искреннее удовольствие от вампирского кунг-фу и гигантских волков прямиком из мемов.
Полномасштабная битва с Вольтури происходит в финальной части. Клан вот-вот обрушит на Калленов всю свою мощь, героям нужны союзники. Среди них — пара русских вампиров, мечтающих отомстить «итальянской мрази», амазонки, умеющие создавать иллюзии, вампиры-ирландцы и даже будущая звезда сериала «Мистер Робот» Рами Малек — в бою он использует силу природных стихий. Благодаря новым персонажам история приобретает еще больший размах, а наскучившее семейство Калленов временно уходит на второй план.
Финальное сражение впечатляет зрелищностью и жестокостью. Ключевых для сюжета героев беспощадно убивают. Выжившие свирепеют и тут же мстят противникам. Правда, в самый ответственный момент фильм нагло обманывает зрителя. Обойдусь без спойлеров, но финальный сюжетный твист меня сильно разозлил. Но несмотря на это мы все же получили успокаивающий голливудский хэппи-энд.
📺 Совет Т—Ж: какие фильмы с Паттинсоном и Стюарт раскрывают их актерский талант
Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт давно переросли «Сумерки». Сейчас оба снимаются в голливудских хитах, авторских фильмах и уже давно зарекомендовали себя отличными актерами.
Паттинсон исполняет роли сложных драматических героев, теперь в нем сложно узнать того жеманного романтичного вампира. Стюарт же пробует себя в боевиках, хиппи-драмах и мрачных фильмах о сложностях женской судьбы. Актриса давно дистанцировалась от образа потерянной Беллы.
Что смотреть с участием Паттинсона
«Космополис». Камерная драма об американском бизнесмене. Герой в исполнении Паттинсона заработал все деньги мира, но чувствует лишь пустоту и апатию.
«Ровер». Жестокий неовестерн, где Паттинсон — не красавчик-герой, а неудачник и трус, выживающий в постапокалиптической пустыне.
«Хорошее время». В этот раз Паттинсону досталась роль мелкого расторопного бандита. Он тащит на ограбление банка брата с ментальными расстройствами, и все, разумеется, идет не по плану. Паттинсон изображает раздолбая в бегах — его вот-вот настигнет полиция.
«Высшее общество». Команду астронавтов-заключенных приговорили к работе на космической станции рядом с черной дырой до конца жизни. У персонажа Паттинсона, как и у других героев, нет шансов спастись. Можно лишь наблюдать, как постепенно гибнет весь экипаж.
«Маяк». В конце 19 века молодой лесоруб в исполнении Паттинсона устраивается работать помощником смотрителя маяка. Вместе с ним на отдаленном от цивилизации островке живет лишь суеверный старик — его играет Уиллем Дефо. Мрачная атмосфера и странные видения постепенно сводят героев с ума, и они ополчаются друг против друга. Через сюрреалистичный перформанс Паттинсона фильм исследует темы алкоголизма, вины, маскулинности и одиночества.
Что смотреть с участием Стюарт
«Комната страха». Совсем юная Стюарт в своей первой важной роли — и сразу в триллере Дэвида Финчера. Она играет девочку-подростка, которая вместе с матерью скрывается от грабителей в тайной комнате. Роль родителя исполняет звезда «Молчания ягнят» Джоди Фостер.
«Персональный покупатель». Неспешная и красивая драма, где Стюарт играет стилистку из Парижа. Девушка посещает особняк из своего детства и внезапно ощущает чье-то незримое присутствие. Призрак не дает ответов, но все указывает на то, что это ее погибший брат.
«Ультраамериканцы». Комедийный боевик, где Стюарт играет в паре с Джесси Айзенбергом — звездой «Зомбиленда» и «Социальной сети». Их герои сражаются с бандитами и агентами спецслужб. Отличный бадди-муви о том, как парень-раздолбай не без помощи девушки учится вере в себя.
«На дороге». Экранизация автобиографического романа битника Джека Керуака о его путешествиях по Америке 1950-х. Стюарт играет улыбчивую 16-летнюю девушку. Она много смеется, занимается сексом и борется с внутренними страхами.
«Спенсер». Драма о нескольких днях из жизни принцессы Дианы. Она собирается расторгнуть брак с принцем Чарльзом и покинуть королевскую семью, хотя все вокруг отговаривают девушку. Возможно, лучшая роль Стюарт — за нее она получила номинацию на премию «Оскар».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.