«Не истерить, а договариваться»: как поступить, если подросток не хочет учиться
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я работаю учителем русского языка и литературы около десяти лет и часто общаюсь с детьми, которые не заинтересованы в учебе.
Как правило, в таких случаях родители приводят детей к репетиторам, чтобы ребенок «исправил четвертные оценки», «хорошо сдал экзамен», «был не худшим в классе» и так далее. Некоторые почему-то думают, что стоит мне поговорить с ребенком, он сразу начнет учиться.
Но это утопия: одной беседой тут не обойдешься, да и усилия должны прилагать не только педагоги, но и родители. Предлагаю несколько советов о том, как себя вести взрослым, если подростку неинтересна учеба и он ничего не хочет.
Не кричите и не угрожайте
Не нужно говорить, что если ребенок не возьмется за ум, вы отберете у него телефон, планшет, ноутбук и прочее. Так вы апеллируете к страху, а страх — это базовая эмоция, используя которую проще всего добиться желаемого.
Я считаю, что это низко по отношению к ребенку, да и он не дурак: все понимает и запоминает. В конце концов перестанет вам доверять, так как вы ведете себя резко и заставляете его чувствовать нечто неприятное.
Другое дело, если вы спокойно скажете: «Тебе за неделю нужно выучить три параграфа. Если не выучишь, выходные проведешь без телефона». Почему этот диалог лучше? Потому что вы даете выбор, это ключевой момент в детско-родительских отношениях. Важно не унижать, не истерить с пеной у рта, а ставить ребенка наравне с собой и договариваться. Он наверняка это оценит и будет так же выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Требуйте знаний, а не хороших оценок
Три параграфа, про которые я говорила выше, можно легко проверить: пусть ребенок перескажет их своими словами. Если пошло вообще туго, есть лекции на «Ютубе», во «Вконтакте» и на других площадках. Есть, наконец, учебники и энциклопедии.
Попробуйте разобраться совместными усилиями — так вы убьете двух зайцев: уделите внимание ребенку и поможете вникнуть в материал. Возможно, у вашего подростка появится любимый блогер, который понятно объясняет, например, химию, и так проснется интерес к этому предмету.
Если у вас нет времени вникать в уроки, а ребенок не дисциплинирован, обратитесь к репетитору. Индивидуальная работа часто помогает скорректировать ситуацию.
Когда у человека есть знания и он уверен в себе, оценка не особо важна. Знания останутся при ребенке в любом случае, а хороший педагог, честный и порядочный, их обязательно оценит. Мне кажется, роль оценок вообще преувеличена. У меня в аттестате есть одна тройка по английскому, так про нее никто даже не спросил при поступлении.
Позвольте ребенку ошибаться
Сейчас я занимаюсь репетиторством. Однажды ко мне пришла девочка — очень тихая, я еле слышала. Знаний у нее было мало, и она ничего не хотела учить. Через урок я поняла, почему она так относится к предмету: в школе было очень много критики, учитель часто ее ругал, кричал и не исправлял ошибки. Тогда девочка решила, что нет смысла напрягаться, раз все равно все не так.
Когда она ошибалась на наших занятиях, я ее спокойно поправляла. Скоро моя ученица начала понимать, что можно отвечать неверно, сомневаться и переспрашивать, то есть пытаться разобраться в предмете. Между нами наладился контакт, и она начала учить. Сначала оценки были такими же отвратительными, но декабрьское сочинение девочка написала на зачет.
Со временем она успокоилась, и сейчас готовится к ЕГЭ со мной. Не скажу, что прогресс быстрый, но он есть, а это самое главное.
Объясняйте, зачем нужны знания
Некоторые дети думают, смысл учебы в том, чтобы просто сдать ЕГЭ. Поэтому, например, пытаются подготовиться к экзамену по литературе с помощью кратких содержаний. Когда я узнаю о таком, начинаю умиляться и объясняю, зачем вообще читать произведения и почему желательно целиком.
Во-первых, краткое изложение никак не отражает чувства героев, их глубину, мотивы. Описывает только факты: кто куда пришел и что сделал. Во-вторых, из-за того, что школьник сразу относится к прочтению несерьезно, половину информации он забывает либо в его восприятии нарушается хронологический порядок действий. В-третьих, такая подготовка не расширяет словарный запас. В то время как при прочтении произведения целиком невольно запоминаешь новые слова, их написание, потому что посвящаешь этому больше времени.
После некоторых торгов со мной дети начинают читать. Через какое-то время они замечают, что их речь становится лучше, и у них растет самооценка.
Однажды ко мне на занятия пришла девочка, которая очень круто делает ногти. Сказала, что учеба ей не нужна, ведь она будет заниматься своим ремеслом и откроет салон. Я ответила: «К тебе будут приходить взрослые люди, и тебе придется стать для них не только мастером по маникюру, но и психологом. Ты должна быть образованной, интересной, уметь создавать особенную атмосферу, а не просто пилить ногти. Должна понимать, когда нужно промолчать, а когда сказать, и это тоже навык».
В процессе наших занятий моя ученица поняла, что ее речь стала чище. В итоге другие преподаватели обратили на это внимание и стали более внимательно ее слушать.
Юношам иногда говорю такую фразу: «Допустим, тебе понравилась девочка. Ты ее будешь добиваться словами-паразитами?» Помогает.
С другими предметами такое тоже работает. Например, старшеклассница любит делать макияж. Можно донести до нее, что если она будет учить химию, сможет разбираться в составе и более разумно выбирать косметику в соответствии со своим типом кожи.
Главное — быть честным и откровенным. Никому не нравятся манипуляции и крики. Взрослый человек может встать и уйти, когда сталкивается с подобным, а ребенок зависим. Будьте внимательны к нему и помогайте решить проблемы.